Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Античность как колыбель европейской цивилизации. Периодизация античной литературы. Становление родовых и жанровых форм.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В1. Античность как колыбель европейской цивилизации. Периодизация античной литературы. Становление родовых и жанровых форм.
Античная цивилизация родилась в Средиземноморье. Древние греки занимали юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. Античная литература представляет собой первую и древнейшую литературу Европы. На ее основе складывалась вся европейская литература, воспринявшая культурное наследие античного мира. Термин "античный" образован от латинского прилагательного antiquus, то есть "древний". Этот термин возник в средние века и применялся в книжном языке для обозначения всего того, что относилось к быту или культуре предшествующего периода. Античная цивилизация послужила основой всей европейской цивилизации, но ошибочно было бы считать античное общество и его культуру полностью обособленными от прочих древних культур. Ранее историю греческой цивилизации начинали с VIII-VII вв. до н.э. За последние десятилетия чрезвычайно пополнились наши сведения о тех цивилизациях, которые существовали в бассейне Средиземного моря, древнейшей колыбели человечества. В III тысячелетии до н.э. на территории будущей Греции в бассейне Эгейского моря уже развилась та культура, которая оказала влияние на художественное творчество античной Греции разных периодов. В дальнейшем обращение к античности всегда определялось конкретными историческими условиями и, как правило, происходило в разных странах накануне великих социальных потрясений. То огромное влияние, которое оказала на всю культурную историю человечества античная и в первую очередь греческая цивилизация, объясняется тем, что впервые в Древней Греции человек осознал величие и мощь своего разума. Древние греки были основоположниками в разных областях знаний. Они заложили основы для множества наук: физика, математика, анатомия, астрономия, философия, филология, эстетика, педагогика, история, красноречие… Так же дрквние греки подарили человечеству идею и принципы демократии. "На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество. Без них средние века ничего не сделали бы. Я понял и французскую революцию и ее римскую помпу, над которой прежде смеялся... обаятелен мир древности. В его жизни зерно всего великого, благородного, доблестного, потому что основа его жизни - гордость личности, неприкосновенность человеческого достоинства", - писал В. Г. Белинский Периодизация: 1. Архаический период - до 6 вв. до н.э. Длинный ряд веков устной словесности. Памятников, кроме «Илиады» и «Одиссеи» не сохранилось. Корни - в крито-микенской культуре. У произведений не было автора, т.к. не было такого понятия. Автор - коллективный. Вся система ценностей была другая, ценилась традиционность, похожесть. Произведения укладывались в гекзаметр. Представители: Гомер, Гесиод (дидактический эпос), Архилох. 2. Классический или Аттический период. 5-4 вв. до н.э. Становление и расцвет греческого классического рабовладения. В связи с развитием личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов и ораторов. Развитие театра, ибо было написано дохуя (не менее 1000) трагедий. Представители: Эсхил и Софокл (трагедии), Еврипид, Аристофан (комедии). 3. Эллинистический период. (период часто трактуется как период деградации классической литерары) - возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо полисов возникают огромные военно-монархические организации. Появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода. В Александрии построеныф музей и 2 библиотеки. Период занимает огромный промежуток времени - с 3 века до н.э. до 5 в.н.э. К нему относится и римская лит-ра, почему его часто и называют эллинистически-римским периодом. Эпическая поэма («Аполлоний Родосский»), Александрийская поэзия (Каллимах, Феокрит), Менандр –создатель эпической поэмы.Жанр литературной биографии (Плутарх) Классическая сатира (Лукиан). Конец античности - 410 или 476 г. - год падения Римской империи. Становление родов и жанровых форм. Жанровость. Из традиционности следует и строгая система жанров античной литературы, которой была проникнута и последующая европейская литература и литературоведение. Античное литературное мышление было жанровым: когда поэт брался писать стих, то каким бы индивидуальным по содержанию он ни был, автор с самого начала знал, к какому жанру произведение будет принадлежать и к какому древнему образцу следует стремиться. Жанры делились на более древние и более новые (эпос и трагедия — идиллия и сатира). Если жанр заметно менялся в своём историческом развитии, то выделялись его давние, средние и новые формы (так подразделялась на три этапа аттическая комедия). Жанры различались на более высокие и более низкие: высшими считались героический эпос и трагедия. Путь Вергилия от идиллии («Буколики») через дидактический эпос («Георгики») до героического эпоса («Энеида») явно осознавался поэтом и его современниками как путь от «низших» жанров к «высшим». Каждый жанр имел свою традиционную тематику и топику, обычно весьма неширокую. Система стилей в античной литературе полностью подчинялась системе жанров. Для низких жанров был характерен низкий стиль, близкий к разговорному, высоким — высокий стиль, который формировался искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой: среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры (метафоры, метонимии и т. п.). Например, учение об отборе слов рекомендовало избегать слов, которые не применялись в предыдущих образцах высоких жанров. В10. Лирика Алкея, Сапфо, Анакреонта. Развитие строфики. АЛКЕЙ Мотивы гражданской войны очень часты в его стихах. Он воспевает оружие, приготовленное заговорщиками, собирающимися захватить власть, призывает к борьбе с тиранами Язык этой лирики также местный, эолийский. Виднейшими представителями монодической лирики являются в первой половине VI в лесбосцы Алкей и поэтесса Сапфо. Революционное движение охватило в это время и Лесбос, аристократия вела ожесточенную борьбу с городским демосом и его вождями — «тиранами»; власть неоднократно переходила от одной группировки к другой, за короткий период сменилось несколько тиранов Алкей, принадлежавший к аристократии, принимал в этой борьбе деятельное участие. Уверенности в завтрашнем дне у Алкея нет. Он изображает свой полис в виде корабля, который носится по морю под «свалку ветров». С политическими темами перемешиваются застольные Традиционная для мужского содружества застольная песня (стр. 21) становится средством раскрытия чувств и мыслей поэта перед кругом его друзей. Алкей воспевал не только вино, но и любовь. «Где вино, там и истина», провозглашает Алкей. Вино — «зеркало для людей». Кругозор Алкея ограничен: защита интересов знати, вино, любовь. Его чувства и мысли элементарны, и по культурному уровню он уступает своим ионийским современникам. Античные критики находили у него «величие, сжатость и сладкозвучие, соединенное с мощью». Стихи Алкея музыкальны и отличаются богатством своих размеров и способов строфического построения. САПФО Женщина-поэтесса представляет собой в рассматриваемую эпоху явление, характерное лишь для дорийско-эолийских частей Греции, где положение женщины было более свободно, и она не была затворницей, как у ионийцев. В этих областях сохранилось много пережитков примитивных половозрастных объединений: мужчины и среди женщин. Сапфо стояла во главе одного из таких содружеств, коллектив этот был посвящен определенным божествам. Круг интересов содружества определяет и основную тематику поэзии Сапфо: это — женские культы с их празднествами, свадьбы, общение между подругами, их взаимные влечения, соперничество, ревность, разлука. Политическая жизнь Лесбоса находит здесь лишь случайные отклики. Лирика Сапфо редко выходит за пределы переживаний, связанных с ее замкнутым кружком, но переживания эти выражены с чрезвычайной простотой и яркостью, составившими последующую славу лесбийской поэтессы. Она размышляет о красоте и любви, иллюстрируя свои мысли мифологическими примерами и личными переживаниями: «самое красивое на земле — то, что мы любим». Помимо любовной лирики Сапфо была известна своими эпиталамиями, свадебными песнями. По ритмико-мелодическому типу поэзия Сапфо близка к алкеевой и тоже отличается большим разнообразием. Так называемая «сапфическая» строфа. АНАКРЕОНТ Близость к народной песне, придающая характер свежести и непосредственности лирике лесбосцев, в значительной мере уже утрачена у третьего выдающегося представителя монодической лирики, ионийца Анакреонта, творчество которого относится ко второй половине VI в. Он принадлежит к довольно многочисленной в конце VI в. группе поэтов, которые придавали своим искусством блеск дворам различных тиранов. Лирике Анакреонта на веселый лад: изредка попадаются воинственные мотивы, а также мотивы социальной сатиры. По существу же его темы — почти исключительно вино и любовь, но эти темы трактуются не серьезно, а в плане остроумной, насмешливой игры. Иронизирует над своими любовными неудачами. Стихотворения Анакреонта невелики по размеру; они не изображают сложных переживаний, а дают фиксацию отдельного момента в простых, но оригинальных и рельефных образах, часто с неожиданной концовкой. Живость, ясность, простота — основные качества поэзии Анакреонта; даже гимны богам превращаются у него в легкие и изящные стихотворения. Игровой характер, приданный Анакреонтом любовной лирике, вполне соответствовал тому отношению к любви, которое стало господствующим в развитом рабовладельческом обществе, и Энгельс справедливо называет его древним классическим певцом любви.[2] От поздней античности сохранился целый сборник подражаний Анакреонту, так называемые «анакреонтические стихотворения» (Anacreontea); они долгое время ошибочно считались подлинными произведениями древнегреческого поэта. РАЗВИТИЕ СТРОФИКИ!!!!!!??????!!!!!??????
Феокрит Теокрит – «божья сила». Родился в ½ III до н. э. На серебряном блюде, хранящемся в ленинградском Эрмитаже и изготовленном в VI в. н.э., среди стада животных изображен необычный пастух. Очень знаменит, оказал влияние на европейскую литературу. Жил на Сицилии → переехал в Александрию. Представитель буколической поэзии – пастухи пели на природе. Были и соревнования, не такие торжественные, как у ораторов, но на животное. В городах ужасная теснота, улицы узкие, мощеные – грохот колес → хотели обратно в деревню → нравилась сельская буколическая поэзия. Писал идиллии («картинка»). Из его 800 произведений дошло 30 стихотворений, 12 буколик, 4 мима, 25 эпиграмм, 1 фигурный стих – «Свирель», 8 эпилий (малый эпос), хвалебные начальникам. «Тирсис» (идиллия) Пастух вместе с козопасом. Пастух Тирсис рассказывает козопасу, что хорошо поет. Козопас говорит, что у него есть очень красивый кубок и просит спеть. За песню отдает кубок. Появляется умилительный пейзаж, имеет большое влияние на всю дальнейшую литературу. У Феокрита всегда чудная погода. Благостный пейзаж → однообразно. «Женщины на празднике Идониса» (№15) Две провинциальные (из Сицилии) женщины пришли на праздник, толпы зевак, солдаты, конница. Одна – сварливая, другая – хитрая. Пробиваются ко дворцу, там выступает певица. Они в восторге. Картина уже не такая благостная. «Колдунья» (№3) Девица Семайта влюбилась в парня, 2 недели сохла, послала рабыню – привела. Парень, Дельфис – сразу признался в любви, все пучком. Но ухажер разлюбил → Самайта ночью колдовать. Решает, приворожить колдовством, или извести? все рассказывает Селене (луна) Каллимах (300 – 245 до н. э.) («прекрасно воюющий») Очень знаменитый поэт. Знатный род, очень ученый человек, учился в Афинах, учитель в Александрии → приглашен в библиотеку составить каталог, открыл там гимнасии. Его ученики очень знамениты (Аполлоний Родосский – ученый). «Таблицы» - перечень произведений, распределенных по жанрам, и авторов с краткой биографической справкой. 120 книг. Не дошли, но отрывки из них часто цитируют другие писатели. Первая научная библиография. Дошло 6 гимнов и 64 эпиграммы, + отрывки. Эпилий Гекала Дошло не полностью. «Причины», 4 книги. Объясняет, почему то или иное явление так называется (≈ этимологические объяснения). Старушка Гекала, жившая в Аттике приютила царя Тесея, афинского царя → он назвал село и праздник Зевса по имени старушки. Исчезают сложные размеры. Остаются элегический дистих, гекзаметр (гимны), ямб и трахей (эпиграммы). Считал, что классические античные жанры устарели. В1. Античность как колыбель европейской цивилизации. Периодизация античной литературы. Становление родовых и жанровых форм.
Античная цивилизация родилась в Средиземноморье. Древние греки занимали юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. Античная литература представляет собой первую и древнейшую литературу Европы. На ее основе складывалась вся европейская литература, воспринявшая культурное наследие античного мира. Термин "античный" образован от латинского прилагательного antiquus, то есть "древний". Этот термин возник в средние века и применялся в книжном языке для обозначения всего того, что относилось к быту или культуре предшествующего периода. Античная цивилизация послужила основой всей европейской цивилизации, но ошибочно было бы считать античное общество и его культуру полностью обособленными от прочих древних культур. Ранее историю греческой цивилизации начинали с VIII-VII вв. до н.э. За последние десятилетия чрезвычайно пополнились наши сведения о тех цивилизациях, которые существовали в бассейне Средиземного моря, древнейшей колыбели человечества. В III тысячелетии до н.э. на территории будущей Греции в бассейне Эгейского моря уже развилась та культура, которая оказала влияние на художественное творчество античной Греции разных периодов. В дальнейшем обращение к античности всегда определялось конкретными историческими условиями и, как правило, происходило в разных странах накануне великих социальных потрясений. То огромное влияние, которое оказала на всю культурную историю человечества античная и в первую очередь греческая цивилизация, объясняется тем, что впервые в Древней Греции человек осознал величие и мощь своего разума. Древние греки были основоположниками в разных областях знаний. Они заложили основы для множества наук: физика, математика, анатомия, астрономия, философия, филология, эстетика, педагогика, история, красноречие… Так же дрквние греки подарили человечеству идею и принципы демократии. "На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество. Без них средние века ничего не сделали бы. Я понял и французскую революцию и ее римскую помпу, над которой прежде смеялся... обаятелен мир древности. В его жизни зерно всего великого, благородного, доблестного, потому что основа его жизни - гордость личности, неприкосновенность человеческого достоинства", - писал В. Г. Белинский Периодизация: 1. Архаический период - до 6 вв. до н.э. Длинный ряд веков устной словесности. Памятников, кроме «Илиады» и «Одиссеи» не сохранилось. Корни - в крито-микенской культуре. У произведений не было автора, т.к. не было такого понятия. Автор - коллективный. Вся система ценностей была другая, ценилась традиционность, похожесть. Произведения укладывались в гекзаметр. Представители: Гомер, Гесиод (дидактический эпос), Архилох. 2. Классический или Аттический период. 5-4 вв. до н.э. Становление и расцвет греческого классического рабовладения. В связи с развитием личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов и ораторов. Развитие театра, ибо было написано дохуя (не менее 1000) трагедий. Представители: Эсхил и Софокл (трагедии), Еврипид, Аристофан (комедии). 3. Эллинистический период. (период часто трактуется как период деградации классической литерары) - возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо полисов возникают огромные военно-монархические организации. Появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода. В Александрии построеныф музей и 2 библиотеки. Период занимает огромный промежуток времени - с 3 века до н.э. до 5 в.н.э. К нему относится и римская лит-ра, почему его часто и называют эллинистически-римским периодом. Эпическая поэма («Аполлоний Родосский»), Александрийская поэзия (Каллимах, Феокрит), Менандр –создатель эпической поэмы.Жанр литературной биографии (Плутарх) Классическая сатира (Лукиан). Конец античности - 410 или 476 г. - год падения Римской империи. Становление родов и жанровых форм. Жанровость. Из традиционности следует и строгая система жанров античной литературы, которой была проникнута и последующая европейская литература и литературоведение. Античное литературное мышление было жанровым: когда поэт брался писать стих, то каким бы индивидуальным по содержанию он ни был, автор с самого начала знал, к какому жанру произведение будет принадлежать и к какому древнему образцу следует стремиться. Жанры делились на более древние и более новые (эпос и трагедия — идиллия и сатира). Если жанр заметно менялся в своём историческом развитии, то выделялись его давние, средние и новые формы (так подразделялась на три этапа аттическая комедия). Жанры различались на более высокие и более низкие: высшими считались героический эпос и трагедия. Путь Вергилия от идиллии («Буколики») через дидактический эпос («Георгики») до героического эпоса («Энеида») явно осознавался поэтом и его современниками как путь от «низших» жанров к «высшим». Каждый жанр имел свою традиционную тематику и топику, обычно весьма неширокую. Система стилей в античной литературе полностью подчинялась системе жанров. Для низких жанров был характерен низкий стиль, близкий к разговорному, высоким — высокий стиль, который формировался искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой: среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры (метафоры, метонимии и т. п.). Например, учение об отборе слов рекомендовало избегать слов, которые не применялись в предыдущих образцах высоких жанров.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 2147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.185 (0.009 с.) |