Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы экстраполяции, их характеристика.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сущность экстраполяции закл-ся в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее. Различают формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная базир-ся на предположении о сохр-нии в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза. При прогнозной экстраполяции фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом изменений влияния разных факторов в перспективе. Методы экстраполяции отн-тся к формализованным методам.Методы экстраполяции явл-ся наиболее распространенными и проработанными. Основу экстраполяционных методов прогноз-ния составляет изучение динамических рядов. Динамический ряд — это множество наблюдений, полученых последовательно во времени. В эк прогн-нии широко применяется метод математич экстраполяции. В математ. смысле он означает распростр-е закона изменения функции из области ее наблюдения на область, лежащую вне отрезка наблюдения. Тенденция, описанная некоторой функцией от времени, называется трендом. Тренд — это длительная тенденция изменения экон.показателей. Методы экстраполяции надо применять на начальном этапе прогн-ния для выявления тенденций. Различают сл. методы: Метод подбора функций — один из распространенных методов экстраполяции. Главным этапом экстраполяции тренда является выбор оптимал. вида функции, описывающей эмпирический ряд. Для этого проводятся предварительная обработка и преобразование исходных данных с целью облегчения выбора вида тренда путем сглаживания и выравнивания временного ряда. Выбор модели осуществляется с помощью специально разработанных программ. Модель выбирается, во-первых, визуально исходя из сопоставления вида кривой и ее специфических свойств и качественной характеристики тенденции экономического явления; во-вторых, исходя из значения критерия. Прогноз предполагает продление тенденции прошлого, выражаемой выбранной функцией, в будущее, т.е. экстраполяцию динамического ряда. Программным путем на ЭВМ определяется значение прогнозируемого показателя. В связи с тем, что этот метод исходит из инерционности экономических явлений и предпосылок, что общие условия, определяющие развитие в прошлом не претерпят существенных изменений в будущем, его целесообразно использовать при разработке краткосрочных прогнозов и обязательно в сочетании с методами экспертных оценок. Причем динамический ряд может строиться на основании данных не по годам, а по месяцам, кварталам.
Методы моделирования. Модел-ние предпол-ет конструир-ние модели на основе предварит. изучения объекта или процесса, выделения его существен. характ-стик или признаков. Прогн-ние с использ-ем моделей включает разработку модели, ее экспериментальный анализ, сопоставл-е результатов прогн-ых расчетов на основе модели с фактич данными состояния объекта или процесса, корректировку и уточнение модели. В зависимости от уровня управления эк и соц процессами различают макроэк-кие, межотрасл-е, межрайонные, отраслевые, региональные модели и модели микроуровня. Наиболее разработ-ми экон-матем моделями являются: - Матричные модели -модели межотрасл-го баланса (МОБ): статические (предназнач для проведения прогнозных макроэк. расчетов на краткосрочн период (год, квартал)); динамические (для расчетов развития эк-ки страны на перспек-тиву). Сформированный на основе моделей межотраслевой баланс может использ-ся для решения многих задач: прогн-ния макроэк показателей, межотраслевых связей, структуры эк-ки, отраслевых издержек, динамики цен. Модели оптимальн план-ния исп-ся для опр-ния оптимальн варианта функц-ния эк-ки в целом и ее отдельных звеньев. Эк-матем. модель предст-ет собой формализов-е описание эк процесса. Модель состоит из целевой функции, кот-я описывает цель оптимизации; и системы ограничений, кот-я отражает объективные эк связи и зависимости. Многофакт-е модели исп-ся при прогн-нии макроэк показ-лей, спроса на прод-цию, с/ст-ти, цен, прибыли и др показ-лей. Эконометрич модель - сис-тема регрессионных уравнений и тождеств, описывающих взаимосвязи и зависимости осн-х показ-лей развития эк-ки. Система эк-матем. моделей эконометрич-го типа служит для описания сложных соц-эк процессов. Факторы эконометрич. модели подразд-ся экзогенные переменные, кот-е выбир-ся так, чтобы они оказывали влияние на моделируемую систему, а сами ее влиянию не подвергались; и эндогенные переменные, кот-е опред-ся путем решения стохастических и тождественных. Имитационные модели. Цель - в воспроизведении поведения исследуемой системы на основе результ-в анализа наиболее существ-ных взаимосвязей между ее элементами. Имитац-е модели позволяют воспроизвести реальные процессы и предвидеть результаты разных действий. Модели принятия решений осн-ся на теории игр. Они примен-ся в условиях неопределенности или ситуациях, когда интересы сторон не совпадают. Модели сетевого план-ния примен-ся с целью сокращения сроков выполн-я сложных проектов и др работ и оптимальн использ. предназнач-х для этого ресурсов. С помощью сетевых методов основные идеи наглядно иллюстрируются графически.
16. Метод экономического анализа, его сущность и роль в прогнозировании и планировании. Эк. анализ явл-ся неотъемлемой частью и одним из эл-тов логики ПИП. Он должен осущ-ся как на макро-, так и на мезо- и микроуровнях. Анализ должен рассматривать все отрасли нар. хоз-ва, д.б. комплексным и всесторонним. Сущность метода эк. анализа: Эк. процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимная связь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Стадии эк. процесса: 1. постановка проблемы, определение це-лей и критериев оценки; 2. подготовку инф-ции для анализа; 3. зучение и аналитическую обработку инф-ции; 4. разработку рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей; 5. оформление результ. анализа. На макроуровне: комплексное изучение темпов развития, сложившихся народнохозяйственных пропорций, структуры общественного производства. На микроуровне: акцент должен делаться на выявление резервов снижения издержек производства, определение эффективности использования производственных мощностей, финансовых и трудовых ресурсов. Следует выявлять факторы, сдерживающие развитие экспортного потенциала, осуществлять анализ соответствия выпускаемой продукции спросу на нее. В процессе эк. анализа используются такие приемы, как сравнение, группировки, индексный метод, проводится балансовые расчеты, используются нормативный и экон.-матем. методы. Метод группировок предполаг. объектов эк.анализа в качественно однородные группы, чтобы изучить влияние отдельных факторов, определяющих их динамику, тенденции развития. Индексный метод исп-ся для анализа темпов и пропорций развития эк-ки на основе исп-я макроэкон. показателей, цен. Индексы позволяют получать реальную картину эк. и соц. развития.
15. Экономико-матем методы, используемые в прогноз-ии и план-нии экон. и соц. процессов. ЭММ представляют собой способы (приемы) расчетов экон. показателей с применением методов прикладной математики и матем. статистики. С помощью ЭММ созд-ся возможность всестороннего обоснования изменения экон. показателей. Они позволяют повысить качество прогнозов, осущест-ть многовариантные оптимизационные расчеты. Важн являются: метод межотраслевого баланса, методы оптимизации (симплекс-метод, др.), корреляционно -регрессионный метод. Метод межотраслевого баланса базируется на принципах разработки межотраслевого баланса, позволяет осуществлять прогн-ние развития экономики и ее отраслевой структуры, исходя из конечных потребностей. Процесс разработки межотраслевого баланса подразделяется на ряд этапов: 1) определение объема и отраслевой структуры конечного продукта в прогноз. периоде; 2) разработка коэфф-в прямых матер. затрат по каждой отрасли на прогнозируемый период; 3) расчет коэфф-в полных затрат на пр-во ед. конечного продукта; 4) определение прогнозируемых объемов пр-ва продукции по каждой отрасли, исходя из коэфф-в полных затрат и намечаемых объемов конечного продукта; 5) формирование структуры выпуска продукции с выделением промежут. потребления и конечного исп-ния по каждой отрасли. В наст время проводятся исследования по совершенствов. методики разработки прогнозного межотрасл. баланса в системе нац. счетов. К методам оптимизации относятся линейное программ-ние (симплекс-метод) и целочисленное программи-ние. С помощью методов оптимизации создается возможность выбора оптимал. варианта исп-ния рес-в и удовлетв. потребностей в продукции, размещения пр-ных сил, рацион. прикрепления поставщиков к потребителям и решать др. задачи. Оптимизационные расчеты осуществ-ся на основе разработанных экон.-матем. моделей и исходной инф-ции с использов. спец. пакетов программ и ЭВМ. С помощью методов оптимизации производится расчет, в процессе кот. осущ-ся выбор оптимального варианта в соот-вии с целевой функцией в рамках установлен. ограничений. Результаты оптимизационных расчетов носят рекомендат. характер. Сущность корреляционно-регрессионного метода заключается в определении зависимости показателя от различных факторов. Этот метод предполагает установление наличия корреляционной связи между прогнозируемым показателем и влияющими па него факторами, определение формы связи, формирование уравнения и осуществление прогноза на его основе. Форма связи характеризует изменение значений одного признака от изменения другого. 16.
17. Балансовый и нормат. методы прогноз-я и план-я, их взаимосвязь и направления совершенс-я. Нормативный метод. Сущность метода заключается в технико–эконом. обоснованности прогнозов, планов, программ с использованием норм и нормативов. Нормы и нормативы применяются для расчета потребностей в ресурсах и показателей их использовании. Норма – это обоснованная мера ресурса на ед. /продукцию в принятых ед измерения. Норматив – это показатель относительный характеризует степень использования ресурса. Система норм и нормативов включает в себя: 1гр. Нормы расхода сырьевых и топливно - энергетических ресурсов. 2гр. Нормы затрат труда. 3гр. Нормы и нормативы использ. ОПФ. 4гр. Финансовые нормы и нормативы. 5гр. Социальные. 6гр. Экологические нормы. Балансовый метод. Сущность метода закл-ся в уровне потребности страны в различных видах продукта, материальных, трудовых и финан ресурсов с возможностями пр-ва продукции и источником его ресурсам. Система баланса включает: материальные, финансовые трудовые. ТАБЛИЦА: Ресурсы: 1. производство. 2. импорт. 3. прочие поступления (гос. резервы). 4. остатки на начало прогнозируемого периода). Распределение: 1. производственные нужды. 2. капитальное строительство. 3. экспорт. 4. рыночный фонд. 5. прочие расходы (накопления гос. резервов). 6. остатки на конец. Разработка баланса начинается с определения потребностей, для 1,2,5,6, нормативных методов. Экспорт минус экспортные оценки, рыночный фонд минус экспертный метод + экстраполяция. Ресурсная часть формируется после определения потребностей если стране не обеспечат потребности ресурсов за счет производства, то проблема может решиться за счет импорта. На заключительном этапе разработка баланса увязывается с ресурсами.
18. Программно-целевой метод планирования, его сущность и область применения. По сравнению с др. методами прогр-целевой метод (ПЦМ) явл-ся относительно новым и недостаточно разработанным. Широкое распространение он получил в последние годы..ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и эк-ко-матем. м-дами. Этот м-д предполагает разработку плана с оценки конечных потребностей исходя из целей развития эк-ки при дальнейшем поиске и определении эффект-х путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования. Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, эк-го и научно-технич. развития в разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намечаемые сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффек-го их исп-ния. ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в кот. отражается цель и комплекс научно-исследоват, пр-ных, организац.-хозяйств., социальных и др. заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления. Разработка целевых комплексных программ осущ-ся по этапам. На 1-м этапе формируется перечень важнейших проблем, из кот выбираются проблемы, требующие первоочередного решения. На 2-м этане выдается задание на разработку программы для решения опр-ной проблемы. На 3-м этапе разрабатываются задания и мероприятия для реализации программы. По каждому заданию разрабатываются стадии его выполнения. 4-й этап предполагает расчет основных показателей и ресурсного обеспечения програмы. Опред-ся затраты материальных, трудовых, финан. рес-в, необходимых для реализации программы. Формируются перечни матер. ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффект-ти реализации программы. 5-й этап является заключительным. Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы. По содержанию целевые комплексные программы подразделяются на соц-эк-кие, научно-технич, произв.-эк-кие, территор-е, организ.-хозяйс. и экологические. Социально-экономические программы предусматривают решение проблем соц-го характера и повышение материального уровня жизни народа. Научно-технические программы направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в пр-во достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значител. эффект (экон-й, соц-й и эколог-й). Производственно-экономические программы предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области пр-ва, способствующих повышению его эффек-ти и развитию новых пр-тв. Территориальные программы направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение др. задач. Экологические программы представляют комплекс мероприятий природоохранного и природопреобразующего хар-ра. Организационно-хозяйственные программы направлены на совершенств. организации управления эк-кой. Наряду с программами, формируемыми для решения проблем в целом по стране, в отдельных отраслях, регионах, предприятиях, разрабатываются программы междунар. экон. сотрудничества. Целевые комплексные программы могут разрабатываться па различные периоды: 3 — 5, 10—15 лет и краткосрочные периоды (квартал, год). 19. Принципы организации прогнозирования и планирования. Принципы орг-ции план-я - требования, осново-полагающие правила. При директ-м планиров-и осн. принцип - принц демократич-го централизма, заключ-ся в централизов-м установлении заданий по разв-ю важн-х эк-ких и соц-х процес-сов с предоставлением предприятиям и организ-м определ-х прав.. планы развития предприятий разрабатываются на основании доведенных сверху контрольных цифр. Соотнош-е м/ду централизмом и демокр-м на разнах этапах эк-ки было различным. В рыночных усл-х выходят на 1-е место другие принципы. Важнейшими являются: 1) Децентрализация и демократизация; 2) Демонополизация; 3) экономическии выгодное участие страны в интеграц-х процессах; 4) приоритет-ное решение соц. и эколог проблем. Реализация этих принципов предполагает: 1) совершенств. системы органов планирования и коренное изменение их функций; 2) начальное изменение план-я, повышение роли планирования с целью принятия наиболее эффект-х решений; 3) решение важнейших вопросов развития на уровне предприятия; 4) четкое разрешение функций госу. и местных органов управления; 5) децентрализация внешнеэкон. деятельности; 6) развитие конкуренции и предпринимательства.
20. Система органов прогнозирования и планирования, их функции. При определении состава органов управления, прогноз-я и план-я, их взаимодействия между собой соблюдаются принципы и подходы, которые приняты в других государствах. Нац. собрание обеспечивает нормат.-правовую базу, рассматривает планы-прогнозы эконо. и соц. развития, программы, утверждает бюджет гос-ва. Руководство по организации разработки гос. планов-прогнозов экон. и соц. развития и контроль за их исполнением осуществляется Советом Министров. Процесс непосредственного прогноз-я и план-я на макроуровне, на уровне отраслей, регионов, предприятий и организаций осущ-ся специализирова. органами в составе центральн. органов управления, аппарата соотв-щих министерств, ведомств, исполнительных комитетов, органов управления предприятий и организаций. К центральным экон. органам относятся: Мин-во экономики; Мин-во финансов; Мин-во труда; Мин-во статистики и анализа; Мин-во предпринимательства и инвестиций, Мин-во по управлению гос. имуществом и приватизации Планирующим и координирующим центром является Министерство экономики Министерство экономики подчиняется СовМин и в своей деят-ти руководствуется законодательством республики и положением, кот. определены его задачи и функции. Основн задачами Мин-ва экономики явл-ся: — разработка гос. экон. политики, обеспечивающей преодоление экон. кризиса; — координация деят-ти в сферах политики в интересах решения общегосу. задач; В составе Мин-ва экономики функционируют: Комитет цен; Комитет по инвестициям; Комитет по экономическим вопросам обороны. Мин-во имеет Научно-исследоват. экон. институт, Вычислительный центр. При Мин-ве функционирует Эконом. совет. Важным центральным экон. органом является Мин-во финансов. Его основная задача заключается в мобилизации денежных средств и планировании направлений их эффективного использования. Мин-во финансов разрабатывает проект гос. бюджета, рассматривает проекты финанс. планов, смет министерств, гос. комитетов и ведомств и т. д. Мин-во финансов имеет право вносить в соотве-щие компетентные органы предложения о ликвидации или реорганизации нерентабельных предприятий, кот. не выполняют своих обязательств перед бюджетом и банком.. В его функции входят формирование налогов и целевых сборов, организация республиканского финансового рынка. При Мин-ве финансов действуют: Инспекция по ценным бумагам, Комитет но страховому надзору, Комитет гос. знаков, Комитет по драгоц. металлам. Министерство труда формирует тарифную систему (тарифно-квалификац. справочники, тариф. сетку, ставку 1-го разряда), разрабатывает и утверждает миним. потреб. бюджет для различных соц.-демограф. групп населения и выполняет ряд др. функций. При Мин-ве труда функционируют: Гос. служба занятости, Гос. инспекция труда, Республ. трудовой арбитраж и Гос. миграционная служба. Мин-во статистики и анализа обеспечивает плановые и др. органы управления необходимой статистической информацией, осуществляет анализ и т.д. Главной его задачей является повышение степени достоверности информации, комплексности и оперативности ее представления. Важное место в системе органов управления и планирования отводится Мин-ву иностранных дел. Оно производит прогнозные расчеты экспорта и импорта, разрабатывает торговый баланс. При Министерстве функционирует Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен. Отраслевое прогноз-е и план-еобеспечивается соотв-щими министерствами и ведомствами, К ним относятся: Мин-во промыш-ти, Мин-во архитектуры и строительства, Мин-во топлива и энергетики, Мин-во с/х и продовольствия, Мин-во лесного хозяйства, Мин-во транспорта и коммуникаций, Мин-во связи, Мин-во торговли и др. В составе каждого мин-ва функционируют планово-экон. управления. Прогнозирование развития науки и техники, определение приоритетов инновационной деяте-ти, разработку научно-технич. программ и мер по их реализации осуществляет Гос. комитет по науке и технологиям. С целью рацион-го использования природных ресурсов и сокращения выбросов вредных веществ в окружающую среду создано Мин-во природных ресурсов и охраны окружающей среды Плановые органы областей, районов, городов разрабатывают планы-прогнозы их развития с учетом региональных Плановые органы хоз-щих субъектов определяют стратегию, разрабатывают прогнозы и планы их произ.-хоз. деят-ти. 21. Порядок разработки планов-прогнозов и утверждения важнейших показателей. Всю разработку можно разделить на: - аналитическая научно-исследоват. и организац-методологич. работа (централ. плановые органы, НИИ, органы стат-ки) - разработка концепции прогноза соц.-экон. развития (Мин-во эк-ки). - разработка проекта плана-прогноза (разраб-ся Мин-вом эк-ки, данные получают из Минфина, Мин труда и т.д.) - доработка плана-прогноза в Совмине РБ, на комиссиях нац. Собрания (вместе с бюджетом), направляется на подпись президенту. На 1-м этапе аналитич. работа предполагает проведение комплексного анализа экон. и соц. процессов и явлений, оценку сложившейся соц.-экон. ситуации, определение уровня развития и результатов реформир-я эк-ки. В процессе анализа оцениваются реальность и эффек-ть предыдущего плана-прогноза, направления развития и механизм регулиров. отраслей. Главн исполнителем этого этапа явл-ся республик-е (центральные) плановые органы, научно-исслед. учреждения, органы гос. стат-ки. На 2м этапе Мин-вом эк-ки при взаимодействии с др. органами управления разраб-ся Концепция прогноза соц.-эк. развития. В ней даётся оценка соц.-экон. ситуации, определение основ. целей, представляются сценарии развития эк-ки и предложения по корректировке экон. политики и системы гос. регуляторов. Расчеты к Концепции прогноза носят ориентировочный характер и осущ-ся в нескольких вариантах по узкому кругу важнейших макроэкон. показателей. 3-й этап связан с разработкой проекта плана-прогноза на соотв-щий год. План-прогноз разраб-ся Мин-вом эк-ки. Мин-во финансов представляет данные о финан. ресурсах, предварительный Гос. бюджет республики. Мин-во труда сообщает уточнённые соц. нормативы, включ миним. потребит. бюджет и др. необход. данные. Мин-во иностр. дел представляет показатели ввоза вывоза продукции, квоты и лицензии и др. инфо-цию. Поступает инф-ция из др. мин-тв и ведомств. Республик. органы исполнительной власти и гос. закозчи-ки уточняют объёмы финансирования для реализации республикан целевых програм, на закупку продукции для республик. нужд. На 4-м этапе подготовленный Мин-вом эк-ки план-прогноз представляется в СовМини для рассмотрения, затем после обсуждения и уточнения отдельных параметров направляется на рассмотрение Президенту и Нац. Собранию. Одновременно рассмат-ся Гос. бюджет и Основные направления кред-денеж политики. При необход-ти документы дорабатываются. Принимается Гос. бюджет, одобряется план-прогноз экон. и соц. развития страны на соотв-щий год. Президентом утверждаются важнейшие параметры развития эк-ки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.247.9 (0.013 с.) |