Методы экстраполяции, их характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы экстраполяции, их характеристика.



Сущность экстраполяции закл-ся в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее.

Различают формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная базир-ся на предположении о сохр-нии в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза. При прогнозной экстраполяции фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом изменений влияния разных факторов в перспективе.

Методы экстраполяции отн-тся к формализованным методам.Методы экстраполяции явл-ся наиболее распространенными и проработанными. Основу экстраполяционных методов прогноз-ния составляет изучение динамических рядов. Динамический ряд — это множество наблюдений, полученых последовательно во времени. В эк прогн-нии широко применяется метод математич экстраполяции. В математ. смысле он означает распростр-е закона изменения функции из области ее наблюдения на область, лежащую вне отрезка наблюдения. Тенденция, описанная некоторой функцией от времени, называется трендом. Тренд — это длительная тенденция изменения экон.показателей. Методы экстраполяции надо применять на начальном этапе прогн-ния для выявления тенденций. Различают сл. методы:

Метод подбора функций — один из распространенных методов экстраполяции. Главным этапом экстраполяции тренда является выбор оптимал. вида функции, описывающей эмпирический ряд. Для этого проводятся предварительная обработка и преобразование исходных данных с целью облегчения выбора вида тренда путем сглаживания и выравнивания временного ряда. Выбор модели осуществляется с помощью специально разработанных программ. Модель выбирается, во-первых, визуально исходя из сопоставления вида кривой и ее специфических свойств и качественной характеристики тенденции экономического явления; во-вторых, исходя из значения критерия. Прогноз предполагает продление тенденции прошлого, выражаемой выбранной функцией, в будущее, т.е. экстраполяцию динамического ряда. Программным путем на ЭВМ определяется значение прогнозируемого показателя. В связи с тем, что этот метод исходит из инерционности экономических явлений и предпосылок, что общие условия, определяющие развитие в прошлом не претерпят существенных изменений в будущем, его целесообразно использовать при разработке краткосрочных прогнозов и обязательно в сочетании с методами экспертных оценок. Причем динамический ряд может строиться на основании данных не по годам, а по месяцам, кварталам.

 

 

Методы моделирования.

Модел-ние предпол-ет конструир-ние модели на основе предварит. изучения объекта или процесса, выделения его существен. характ-стик или признаков. Прогн-ние с использ-ем моделей включает разработку модели, ее экспериментальный анализ, сопоставл-е результатов прогн-ых расчетов на основе модели с фактич данными состояния объекта или процесса, корректировку и уточнение модели. В зависимости от уровня управления эк и соц процессами различают макроэк-кие, межотрасл-е, межрайонные, отраслевые, региональные модели и модели микроуровня. Наиболее разработ-ми экон-матем моделями являются:

- Матричные модели

-модели межотрасл-го баланса (МОБ): статические (предназнач для проведения прогнозных макроэк. расчетов на краткосрочн период (год, квартал)); динамические (для расчетов развития эк-ки страны на перспек-тиву). Сформированный на основе моделей межотраслевой баланс может использ-ся для решения многих задач: прогн-ния макроэк показателей, межотраслевых связей, структуры эк-ки, отраслевых издержек, динамики цен. Модели оптимальн план-ния исп-ся для опр-ния оптимальн варианта функц-ния эк-ки в целом и ее отдельных звеньев. Эк-матем. модель предст-ет собой формализов-е описание эк процесса. Модель состоит из целевой функции, кот-я описывает цель оптимизации; и системы ограничений, кот-я отражает объективные эк связи и зависимости.

Многофакт-е модели исп-ся при прогн-нии макроэк показ-лей, спроса на прод-цию, с/ст-ти, цен, прибыли и др показ-лей. Эконометрич модель - сис-тема регрессионных уравнений и тождеств, описывающих взаимосвязи и зависимости осн-х показ-лей развития эк-ки. Система эк-матем. моделей эконометрич-го типа служит для описания сложных соц-эк процессов. Факторы эконометрич. модели подразд-ся экзогенные переменные, кот-е выбир-ся так, чтобы они оказывали влияние на моделируемую систему, а сами ее влиянию не подвергались; и эндогенные переменные, кот-е опред-ся путем решения стохастических и тождественных. Имитационные модели. Цель - в воспроизведении поведения исследуемой системы на основе результ-в анализа наиболее существ-ных взаимосвязей между ее элементами. Имитац-е модели позволяют воспроизвести реальные процессы и предвидеть результаты разных действий. Модели принятия решений осн-ся на теории игр. Они примен-ся в условиях неопределенности или ситуациях, когда интересы сторон не совпадают. Модели сетевого план-ния примен-ся с целью сокращения сроков выполн-я сложных проектов и др работ и оптимальн использ. предназнач-х для этого ресурсов. С помощью сетевых методов основные идеи наглядно иллюстрируются графически.

 

16. Метод экономического анализа, его сущность и роль в прогнозировании и планировании.

Эк. анализ явл-ся неотъемлемой частью и одним из эл-тов логики ПИП. Он должен осущ-ся как на макро-, так и на мезо- и микроуровнях.

Анализ должен рассматривать все отрасли нар. хоз-ва, д.б. комплексным и всесторонним.

Сущность метода эк. анализа:

Эк. процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимная связь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса.

Стадии эк. процесса:

1. постановка проблемы, определение це-лей и критериев оценки; 2. подготовку инф-ции для анализа; 3. зучение и аналитическую обработку инф-ции; 4. разработку рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей; 5. оформление результ. анализа.

На макроуровне:

комплексное изучение темпов развития, сложившихся народнохозяйственных пропорций, структуры общественного производства.

На микроуровне:

акцент должен делаться на выявление резервов снижения издержек производства, определение эффективности использования производственных мощностей, финансовых и трудовых ресурсов. Следует выявлять факторы, сдерживающие развитие экспортного потенциала, осуществлять анализ соответствия выпускаемой продукции спросу на нее.

В процессе эк. анализа используются такие приемы, как сравнение, группировки, индексный метод, проводится балансовые расчеты, используются нормативный и экон.-матем. методы.

Метод группировок предполаг. объектов эк.анализа в качественно однородные группы, чтобы изучить влияние отдельных факторов, определяющих их динамику, тенденции развития.

Индексный метод исп-ся для анализа темпов и пропорций развития эк-ки на основе исп-я макроэкон. показателей, цен. Индексы позволяют получать реальную картину эк. и соц. развития.

 

 

15. Экономико-матем методы, используемые в прогноз-ии и план-нии экон. и соц. процессов.

ЭММ представляют собой способы (приемы) расчетов экон. показателей с применением методов прикладной математики и матем. статистики. С помощью ЭММ созд-ся возможность всестороннего обоснования изменения экон. показателей. Они позволяют повысить качество прогнозов, осущест-ть многовариантные оптимизационные расчеты. Важн являются: метод межотраслевого баланса, методы оптимизации (симплекс-метод, др.), корреляционно -регрессионный метод. Метод межотраслевого баланса базируется на принципах разработки межотраслевого баланса, позволяет осуществлять прогн-ние развития экономики и ее отраслевой структуры, исходя из конечных потребностей. Процесс разработки межотраслевого баланса подразделяется на ряд этапов: 1) определение объема и отраслевой структуры конечного продукта в прогноз. периоде; 2) разработка коэфф-в прямых матер. затрат по каждой отрасли на прогнозируемый период; 3) расчет коэфф-в полных затрат на пр-во ед. конечного продукта; 4) определение прогнозируемых объемов пр-ва продукции по каждой отрасли, исходя из коэфф-в полных затрат и намечаемых объемов конечного продукта; 5) формирование структуры выпуска продукции с выделением промежут. потребления и конечного исп-ния по каждой отрасли.

В наст время проводятся исследования по совершенствов. методики разработки прогнозного межотрасл. баланса в системе нац. счетов. К методам оптимизации относятся линейное программ-ние (симплекс-метод) и целочисленное программи-ние. С помощью методов оптимизации создается возможность выбора оптимал. варианта исп-ния рес-в и удовлетв. потребностей в продукции, размещения пр-ных сил, рацион. прикрепления поставщиков к потребителям и решать др. задачи. Оптимизационные расчеты осуществ-ся на основе разработанных экон.-матем. моделей и исходной инф-ции с использов. спец. пакетов программ и ЭВМ. С помощью методов оптимизации производится расчет, в процессе кот. осущ-ся выбор оптимального варианта в соот-вии с целевой функцией в рамках установлен. ограничений. Результаты оптимизационных расчетов носят рекомендат. характер. Сущность корреляционно-регрессионного метода заключается в определении зависимости показателя от различных факторов. Этот метод предполагает установление наличия корреляционной связи между прогнозируемым показателем и влияющими па него факторами, определение формы связи, формирование уравнения и осуществление прогноза на его основе. Форма связи характеризует изменение значений одного признака от изменения другого.

16.

 

17. Балансовый и нормат. методы прогноз-я и план-я, их взаимосвязь и направления совершенс-я.

Нормативный метод. Сущность метода заключается в технико–эконом. обоснованности прогнозов, планов, программ с использованием норм и нормативов. Нормы и нормативы применяются для расчета потребностей в ресурсах и показателей их использовании. Норма – это обоснованная мера ресурса на ед. /продукцию в принятых ед измерения. Норматив – это показатель относительный характеризует степень использования ресурса. Система норм и нормативов включает в себя:

1гр. Нормы расхода сырьевых и топливно - энергетических ресурсов.

2гр. Нормы затрат труда.

3гр. Нормы и нормативы использ. ОПФ.

4гр. Финансовые нормы и нормативы.

5гр. Социальные.

6гр. Экологические нормы.

Балансовый метод. Сущность метода закл-ся в уровне потребности страны в различных видах продукта, материальных, трудовых и финан ресурсов с возможностями пр-ва продукции и источником его ресурсам. Система баланса включает: материальные, финансовые трудовые. ТАБЛИЦА:

Ресурсы:

1. производство.

2. импорт.

3. прочие поступления (гос. резервы).

4. остатки на начало прогнозируемого периода).

Распределение:

1. производственные нужды.

2. капитальное строительство.

3. экспорт.

4. рыночный фонд.

5. прочие расходы (накопления гос. резервов).

6. остатки на конец.

Разработка баланса начинается с определения потребностей, для 1,2,5,6, нормативных методов. Экспорт минус экспортные оценки, рыночный фонд минус экспертный метод + экстраполяция. Ресурсная часть формируется после определения потребностей если стране не обеспечат потребности ресурсов за счет производства, то проблема может решиться за счет импорта. На заключительном этапе разработка баланса увязывается с ресурсами.

 

18. Программно-целевой метод планирования, его сущность и область применения.

По сравнению с др. методами прогр-целевой метод (ПЦМ) явл-ся относительно новым и недостаточно разработанным. Широкое распространение он получил в последние годы..ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и эк-ко-матем. м-дами. Этот м-д предполагает разработку плана с оценки конечных потребностей исходя из целей развития эк-ки при дальнейшем поиске и определении эффект-х путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования.

Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социаль­ного, эк-го и научно-технич. развития в разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намечаемые сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффек-го их исп-ния. ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных про­грамм, представляющих собой документ, в кот. отражается цель и комплекс научно-исследоват, пр-ных, организа­ц.-хозяйств., социальных и др. заданий и мероприя­тий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

Разработка целевых комплексных программ осущ-ся по этапам. На 1-м этапе формируется перечень важнейших про­блем, из кот выбираются проблемы, требующие первоочеред­ного решения. На 2-м этане выдается задание на разработку программы для решения опр-ной проблемы. На 3-м этапе разрабатываются задания и мероприятия для реализации программы. По каждому заданию разрабатываются стадии его выполнения. 4-й этап предполагает расчет основных показателей и ресурсного обеспече­ния програмы. Опред-ся затраты материальных, трудовых, финан. рес-в, необходимых для реализации программы. Фор­мируются перечни матер. ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффект-ти реализации программы. 5-й этап является заключительным. Он связан с формированием программных документов, согласовани­ем и, при необходимости, с утверждением программы.

По содержанию целевые комплексные программы подразделяют­ся на соц-эк-кие, научно-технич, произв.-эк-кие, территор-е, организ.-хозяйс. и экологические.

Социально-экономические программы предусматривают решение проблем соц-го характера и повы­шение материального уровня жизни народа.

Научно-технические програм­мы направлены на решение научных и технических проблем, ускоре­ние внедрения в пр-во достижений науки и техники, позво­ляющих обеспечить в ближайший период значител. эффект (эко­н-й, соц-й и эколог-й).

Производственно-экономические программы предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области пр-ва, способствующих повышению его эффек-ти и развитию новых пр-тв.

Территориаль­ные программы направлены на преобразование регионов, комплек­сное освоение новых территорий и решение др. задач.

Эколо­гические программы представляют комплекс мероприятий при­родоохранного и природопреобразующего хар-ра.

Организационно-хозяйственные про­граммы направлены на совершенств. организации управле­ния эк-кой. Наряду с программами, формируемыми для ре­шения проблем в целом по стране, в отдельных отраслях, регио­нах, предприятиях, разрабатываются программы междунар. экон. сотрудничества.

Целевые комплексные программы могут разрабатываться па раз­личные периоды: 3 — 5, 10—15 лет и краткосрочные периоды (квар­тал, год).

19. Принципы организации прогнозирования и планирования.

Принципы орг-ции план-я - требования, осново-полагающие правила.

При директ-м планиров-и осн. принцип - принц демократич-го централизма, заключ-ся в централизов-м установлении заданий по разв-ю важн-х эк-ких и соц-х процес-сов с предоставлением предприятиям и организ-м определ-х прав.. планы развития предприятий разрабатываются на основании доведенных сверху контрольных цифр. Соотнош-е м/ду централизмом и демокр-м на разнах этапах эк-ки было различным.

В рыночных усл-х выходят на 1-е место другие принципы. Важнейшими являются:

1) Децентрализация и демократизация;

2) Демонополизация;

3) экономическии выгодное участие страны в интеграц-х процессах;

4) приоритет-ное решение соц. и эколог проблем.

Реализация этих принципов предполагает:

1) совершенств. системы органов планирования и коренное изменение их функций; 2) начальное изменение план-я, повышение роли планирования с целью принятия наиболее эффект-х решений;

3) решение важнейших вопросов развития на уровне предприятия; 4) четкое разрешение функций госу. и местных органов управления;

5) децентрализация внешнеэкон. деятельности;

6) развитие конкуренции и предпринимательства.

 

20. Система органов прогнозирования и планирования, их функции.

При определении состава органов управления, прогноз-я и план-я, их взаимодействия между собой соблюдаются принципы и подходы, которые приняты в других государствах.

Нац. собрание обеспечивает нормат.-правовую базу, рассматривает планы-прогнозы эконо. и соц. развития, программы, утверждает бюджет гос-ва.

Руководство по организации разработки гос. планов-прогнозов экон. и соц. развития и контроль за их исполнением осуществляется Советом Министров.

Процесс непосредственного прогноз-я и план-я на макроуровне, на уровне отраслей, регионов, предприятий и организаций осущ-ся специализирова. органами в составе центральн. органов управления, аппарата соотв-щих министерств, ведомств, исполнительных комитетов, органов управления предприятий и организаций.

К центральным экон. органам относятся: Мин-во экономики; Мин-во финансов; Мин-во труда; Мин-во статистики и анализа; Мин-во предпринимательства и инвестиций, Мин-во по управлению гос. имуществом и приватизации

Планирующим и координирующим центром является Министерство экономики Министерство экономики подчиняется СовМин и в своей деят-ти руководствуется законодательством республики и положением, кот. определены его задачи и функции.

Основн задачами Мин-ва экономики явл-ся:

— разработка гос. экон. политики, обеспечивающей преодоление экон. кризиса;

— координация деят-ти в сферах политики в интересах решения общегосу. задач;

В составе Мин-ва экономики функционируют: Комитет цен; Комитет по инвестициям; Комитет по экономическим вопросам обороны. Мин-во имеет Научно-исследоват. экон. институт, Вычислительный центр. При Мин-ве функционирует Эконом. совет.

Важным центральным экон. органом является Мин-во финансов. Его основная задача заключается в мобилизации денежных средств и планировании направлений их эффективного использования. Мин-во финансов разрабатывает проект гос. бюджета, рассматривает проекты финанс. планов, смет министерств, гос. комитетов и ведомств и т. д. Мин-во финансов имеет право вносить в соотве-щие компетентные органы предложения о ликвидации или реорганизации нерентабельных предприятий, кот. не выполняют своих обязательств перед бюджетом и банком.. В его функции входят формирование налогов и целевых сборов, организация республиканского финансового рынка.

При Мин-ве финансов действуют: Инспекция по ценным бумагам, Комитет но страховому надзору, Комитет гос. знаков, Комитет по драгоц. металлам.

Министерство труда формирует тарифную систему (тарифно-квалификац. справочники, тариф. сетку, ставку 1-го разряда), разрабатывает и утверждает миним. потреб. бюджет для различных соц.-демограф. групп населения и выполняет ряд др. функций. При Мин-ве труда функционируют: Гос. служба занятости, Гос. инспекция труда, Республ. трудовой арбитраж и Гос. миграционная служба.

Мин-во статистики и анализа обеспечивает плановые и др. органы управления необходимой статистической информацией, осуществляет анализ и т.д. Главной его задачей является повышение степени достоверности информации, комплексности и оперативности ее представления.

Важное место в системе органов управления и планирования отводится Мин-ву иностранных дел. Оно производит прогнозные расчеты экспорта и импорта, разрабатывает торговый баланс. При Министерстве функционирует Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен.

Отраслевое прогноз-е и план-еобеспечивается соотв-щими министерствами и ведомствами, К ним относятся: Мин-во промыш-ти, Мин-во архитектуры и строительства, Мин-во топлива и энергетики, Мин-во с/х и продовольствия, Мин-во лесного хозяйства, Мин-во транспорта и коммуникаций, Мин-во связи, Мин-во торговли и др. В составе каждого мин-ва функционируют планово-экон. управления.

Прогнозирование развития науки и техники, определение приоритетов инновационной деяте-ти, разработку научно-технич. программ и мер по их реализации осуществляет Гос. комитет по науке и технологиям.

С целью рацион-го использования природных ресурсов и сокращения выбросов вредных веществ в окружающую среду создано Мин-во природных ресурсов и охраны окружающей среды

Плановые органы областей, районов, городов разрабатывают планы-прогнозы их развития с учетом региональных

Плановые органы хоз-щих субъектов определяют стратегию, разрабатывают прогнозы и планы их произ.-хоз. деят-ти.

21. Порядок разработки планов-прогнозов и утверждения важнейших показателей.

Всю разработку можно разделить на: - аналитическая научно-исследоват. и организац-методологич. работа (централ. плановые органы, НИИ, органы стат-ки) - разработка концепции прогноза соц.-экон. развития (Мин-во эк-ки). - разработка проекта плана-прогноза (разраб-ся Мин-вом эк-ки, данные получают из Минфина, Мин труда и т.д.) - доработка плана-прогноза в Совмине РБ, на комиссиях нац. Собрания (вместе с бюджетом), направляется на подпись президенту.

На 1-м этапе аналитич. работа предполагает проведение комплексного анализа экон. и соц. процессов и явлений, оценку сложившейся соц.-экон. ситуации, определение уровня развития и результатов реформир-я эк-ки. В процессе анализа оцениваются реальность и эффек-ть предыдущего плана-прогноза, направления развития и механизм регулиров. отраслей. Главн исполнителем этого этапа явл-ся республик-е (центральные) плановые органы, научно-исслед. учреждения, органы гос. стат-ки.

На 2м этапе Мин-вом эк-ки при взаимодействии с др. органами управления разраб-ся Концепция прогноза соц.-эк. развития. В ней даётся оценка соц.-экон. ситуации, определение основ. целей, представляются сценарии развития эк-ки и предложения по корректировке экон. политики и системы гос. регуляторов. Расчеты к Концепции прогноза носят ориентировочный характер и осущ-ся в нескольких вариантах по узкому кругу важнейших макроэкон. показателей.

3-й этап связан с разработкой проекта плана-прогноза на соотв-щий год. План-прогноз разраб-ся Мин-вом эк-ки. Мин-во финансов представляет данные о финан. ресурсах, предварительный Гос. бюджет республики. Мин-во труда сообщает уточнённые соц. нормативы, включ миним. потребит. бюджет и др. необход. данные. Мин-во иностр. дел представляет показатели ввоза вывоза продукции, квоты и лицензии и др. инфо-цию. Поступает инф-ция из др. мин-тв и ведомств. Республик. органы исполнительной власти и гос. закозчи-ки уточняют объёмы финансирования для реализации республикан целевых програм, на закупку продукции для республик. нужд.

На 4-м этапе подготовленный Мин-вом эк-ки план-прогноз представляется в СовМини для рассмотрения, затем после обсуждения и уточнения отдельных параметров направляется на рассмотрение Президенту и Нац. Собранию. Одновременно рассмат-ся Гос. бюджет и Основные направления кред-денеж политики. При необход-ти документы дорабатываются. Принимается Гос. бюджет, одобряется план-прогноз экон. и соц. развития страны на соотв-щий год. Президентом утверждаются важнейшие параметры развития эк-ки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.046 с.)