Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предупреждения начинающим строителям

Поиск

Сама жесткость правил пирамиды поможет вам начать работу над докумен­том с любой идеи, где бы в структуре она ни находилась, и прояснить другие идеи. И это не зависит от того, начнете ли вы создавать структуру с вершины или с основания. Мы постарались рассказать вам только об общих принципах, но реальные возможности бесконечны, поэтому вопросы и проблемы неиз­бежны. Ответим на некоторые из тех, что чаще всего возникают у начинающих пользоваться правилами магической пирамиды.

1. Старайтесь все-таки начинать строительство пирамиды сверху. Та минута,
когда вы выражаете мысли на письме, всегда кажется прекрасной. Вы мо­
жете расслабиться и решить, что не стоит тратить усилий на пересмотр и
исправление текста. Поэтому не приступайте сразу к диктовке, считая, что
напечатанный документ будет легче переделать. Вам может так понра­виться его вид, что вы и не обратите внимания на недостаток логики и не­
правильно выраженные мысли.

2. Используйте описание ситуации как начало процесса обдумывания Вве­-дения. Когда вы не твердо знаете, что в первую очередь хотите осветить во
Введении - ситуацию, проблему, вопрос и ответ - вы можете располагать
эти элементы в любом порядке (в зависимости оттого эффекта, который
хотите произвести). Порядок, выбираемый вами, придаст документу осо­
бую интонацию, а она может быть различна для документов разного рода.
Тем не менее процесс обдумывания начинайте с ситуации, потому что она
поможет вам корректно подойти к осмыслению проблем и вопросов.

3. Не забывайте обосновать Вступление. Зачастую вы садитесь писать и уже
знаете в деталях и полностью оформили в уме главную мысль, из которой
вытекает очевидный вопрос. В этот момент вы можете поддаться тенден­ции перепрыгнуть через Вступление и начать сразу формулировать следу-

ющие вопросы из ключевой линии. Не поддавайтесь этому искушению.

В большинстве случаев вы обнаружите, что в результате обдумыва­ния вы структурируете информацию, относящуюся к ситуации или про­блеме, и, следовательно, пытаетесь заставить себя найти сложные де­дуктивные аргументы. Разберитесь со вступительной информацией сразу же, чтобы освободиться для сосредоточенного осмысления идей на более низких уровнях.


4. Всегда включайте информацию о возникновении ситуации во Введение.

Вы не можете рассказывать читателю, «что случилось», в основном тексте документа с намерением дать ему необходимые факты. Так как текст дол­жен содержать только идеи и суждения, связанные между собой логически. Это означает, что вы можете упоминать о следствиях только в связи с причинно-следственными взаимоотношениями, которые установлены в результате осмысления идей. Простая историческая данность не является резуль­татом логического мышления, следовательно, не может быть включена в иерархию групп.

5. Ограничивайте информационное наполнение Введения только тем, что
читатель признает безусловно истинным.
Во Введении читателю расска-зывают непременно то, что он уже знает. Конечно, иногда вы не можете
установить точно, знает ли он что-то, а иногда вы определенно догадыва­-етесь, что читатель не владеет вопросом. Однако, если мысль легко про­
верить при помощи простых объективных наблюдений и подтвердить ее
истинность, вы можете воспринимать читателя как все заранее знающего в
том смысле, что у него не возникнет опасений об истинности вводных суж­дений.

6. Обязательно обосновывайте каждое положение в ключевой линии. Ут­верждение следует доказывать и обосновывать до тех пор, пока не пере­
станут возникать новые вопросы. Понятно, что каждое суждение требует
своей глубины обоснования. Однако на ключевой линии все суждения
должны иметь хотя бы один уровень обоснования. Это абсолютно обяза­тельно для дедуктивных рассуждений с отношениями, выраженными
словом «следовательно». Если вы вдруг обнаруживаете, что нет никакой
необходимости обосновывать заключительную мысль, тогда вы перестра­иваете вашу аргументацию и, возможно, начинаете использовать индук­тивное объединение в группы.


Глава 4

Достоинства хорошего Введения

В главе «Начинаем строить пирамиду» мы увидели, насколько важен обду­манный подход к Введению. Именно он позволяет обозначить ту тематику, ко­торой посвящен документ в целом. Кратко сообщая читателю то, что он уже знает, Введение подчеркивает значимость наиглавнейшего вопроса, ответ на кото­рый и содержит документ. Сделав эти усилия, вы, казалось бы, сразу можете направить всю энергию на сам процесс ответа.

Однако не стоит забывать, что структура Введения сама по себе требует тща­тельной проработки, потому что зачастую является достаточно сложной и целост­ной. Вероятно, вы хотели бы составить более полное представление о приемах составления эффективного Введения, и о теории, которая его описывает. Не менее важным для вас может оказаться и представление о связующих коммен­тариях, потребность в которых возникает всякий раз при переходе от одного ключевого суждения к другому.

Интрига во Введении

Собственно, Введение в документ можно представить себе как некий круг, очер­ченный вокруг вершины пирамиды и выходящий за пределы основной струк­туры идей (рис. 10). Во Введении вы всегда рассказываете читателю то, что он уже знает: ситуацию, проблему, которая ведет к вопросу, ответу на который и посвящен ваш документ. Почему это всегда будет история и почему читатель уже должен знать о ней?

Почему история?

Если вы на секунду задумаетесь, то, конечно же, поймете, что никто не хо­чет, чтобы написанное вами читалось так же, как читаются романы, где главней всего красочно описать переживания, страсти и, например, секс. Читатель уже имеет в сознании множество разнообразных и не связанных между собой мыс­лей, большая часть которых посвящена более дорогим и интересным ему забо­там, нежели предмет, обсуждаемый в вашем документе. Чтобы справиться с эти­ми посторонними мыслями и привлечь его внимание к тому, о чем пишете или говорите вы, требуется приложить определенные усилия.

Читателю будет приятно приложить мысленные усилия, только если вы соб­лазните его.

Даже когда читатель заведомо заинтересован в том, чтобы ознакомиться с содержанием вашего документа, и это содержание вызывает у него интерес, ему все-таки приходится прилагать определенные усилия, чтобы избавиться от


 


посторонних мыслей и сконцентрироваться на том, что говорите вы. У каж­дого из нас бывало так, что, прочитав страницу-полторы, мы вдруг обнару­живали, что не запомнили ни слова. Это происходило потому, что мы не смогли избавиться от каких-то переживаний, которые крепко сидели в на­шей голове.

Разумеется, вы бы хотели помочь читателю избавиться от всего лишнего, сделать этот процесс более легким для него. И, конечно же, полностью захва­тить его внимание. Отчасти дурацкий приемчик такого сорта мы можем найти в так называемых «парадоксально бесконечных» историях. Положим, я гово­рю вам:

«Два ирландца встретились на мосту в полночь в странном городе...»

Я на какое-то мгновение активно привлекаю ваше внимание вне зависи­мости от того, что вы, вероятно, обдумывали прежде, чем прочитали эти слова. Я как бы воздействую на ваше сознание, указывая на необычное время и место. Я могу эффективно контролировать ваше внимание, «до посинения» описывая, что сделали и сказали два ирландца. Мне необходимо удерживать вашу мысль до тех пор, пока я не сообщу вам соль истории.

Примерно то же самое желательно сотворить во Введении, если вы хоти­те привлечь читательский интерес к предмету документа при помощи исто­рии, рассказанной о нем. Но каждая хорошая история имеет начало, сере­дину и конец. Так и во Введении ситуация предполагает определенную проблему и предлагает определенное решение. Решение всегда будет глав­ным пунктом, так как вы всегда пишете либо для того, чтобы разрешить про­блему, либо для того, чтобы ответить на вопрос, который сидит в сознании читателя.

Вы не забыли, что история должна быть «хорошей» историей для читателя? Если вы когда-нибудь рассказывали истории детям, то вы знаете, что лучшая история для них - это та, которую они уже знают. Следовательно, если вы хоти­те рассказать читателю хорошую настоящую историю, вы расскажете ему ту, кото­рую он уже знает, или ту, которую он мог бы знать.

Акцентируя психологический аспект, подскажем, что вам следует рассказы­вать ему о тех вещах, с которыми, по вашему мнению, он легко согласится. Не сто­ит начинать со спорных мыслей или фактов, которые не очевидны для читателя. Легкое восприятие суждений, не вызывающих раздражения, заставит чита­теля отнестись к наиболее существенным идеям вашего документа вниматель­но и уважительно, чем если бы он сразу столкнулся с запутанными и спорными для него деталями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.232.87 (0.01 с.)