Тема 5. Совокупный спрос и совокупное предложение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Совокупный спрос и совокупное предложение



МОДЕЛЬ АD – AS

Для анализа макроэкономических процессов модель спроса и предложения одного товара требует трансформации. Все рынки отдельных товаров агрегируются в единый рынок страны, состоящей как бы из одного совокупного потребителя и одного совокупного поставщика. Цены на все товары объединяются в единую совокупную цену или уровень цен. Этот показатель откладывается по ординате соответствующих графиков. Уровень цен базового года (периода) принят за 1,0 или за 100%, т.е. принимается масштаб в % или безразмерных единицах.

Все многообразие товаров и услуг в экономике агрегируется в единый показатель реального объема национального производства или реальный ВВП (то есть в ценах базового года). В модели совокупного равновесия он откладывается по оси абсцисс. Как известно из предыдущей темы, ВВП складывается из расходов на потребление (С), инвестиции (), государственные расходы () и чистого экспорта (Х): (), а также равен суммарным доходам в системе (У). Совокупный спрос представляет собой желаемую величину этих расходов в целом.

 

Совокупный спрос – это модель в виде кривой, показывающей различные объемы ВВП, которые население, фирмы, правительство и заграница при прочих равных условиях желают и имеют возможность приобрести при каждом уровне цен.

Кривая совокупного спроса (АD), отклоняющаяся вниз и вправо, показывает, что чем меньше уровень цен, тем больший объем ВВП будет куплен и наоборот, т.е. характеризует обратную зависимость. Так, в точке А при уровне цен Р 1 = 1,0, будет куплен объем У 1, в точке В при более низком уровне цен Р2 = 0,9 реализованный ВВП возрастет до Y2.

 

Обратная зависимость между уровнем цен и ВВП (отрицательный наклон кривой АD) в отличие от индивидуального спроса объясняется следующими факторами:

а) эффект процентной ставки определяет, что уровень цен влияет на ВВП через ставку процента. При росте уровня цен и фиксированной денежной массе спрос на деньги повышается, а стало быть, растет и их цена – процентная ставка. А это понижает спрос на потребительские товары из-за удорожания потребительских кредитов, а главное, снижает объемы инвестиций, основным фактором которых является процентная ставка;

б) эффект богатства. При росте уровня цен на прежнюю стоимость финансовых активов домохозяйств (акций, облигаций, срочные вклады, к примеру, в 10 тыс. руб.) можно приобрести меньшее количество товаров. Таким образом, уменьшение реального богатства ведет к снижению спроса;

в) эффект импортных закупок. Рост уровня цен увеличивает покупки импортных товаров, ставших относительно более дешевыми, и снижает спрос на отечественные товары. Объем чистого экспорта – важного компонента ВВП сокращается, снижая весь объем реального национального производства.

Главным фактором величины совокупного спроса или объема производства является уровень цен. Изменение величины совокупного спроса выражается передвижением точки по неизменной кривой АD, к примеру из т. А в т. В.

 

Однако имеются “прочие условия”, называемые неценовыми факторами, которые приводят к изменению совокупного спроса, отражаемого на модели перемещением всей кривой, к примеру АD к положению АD 1 или АD 2.

 

Неценовые факторы (детерминанты) совокупного спроса тесно связаны с основными компонентами совокупных расходов ВВП = C + I + G + X:

а) изменение в потребительских расходах:

- благосостояние потребителей: чем выше благосостояние населения, тем больше совокупный спрос – кривая сдвигается вправо;

- ожидание потребителей по изменению уровня цен и собственного дохода;

- задолженность потребителей;

- налоги;

б) изменения в инвестиционных расходах:

- процентная ставка;

- ожидаемые прибыли от инвестиций;

- налоги с предприятий;

- технология;

- избыточные мощности;

в) изменения в государственных расходах;

г) изменение в расходах на чистый экспорт:

- динамика ВВП в других странах;

- валютные курсы.

Кроме перечисленных имеется еще два неценовых фактора AD: рост предложения

денег и скорости их обращения увеличивают совокупный спрос. Кривая сдвигается вправо.

Совокупное предложение – это реальный объем производства во всей экономической системе при каждом возможном уровне цен.

В отличие от кривой предложения единичного товара кривая совокупного предложения имеет более сложный вид и состоит из трех участков, отражающие различные экономические ситуации, связанные с занятостью (рис. 5.3).

Горизонтальный или кейнсианский отрезок характеризуется тем, что имеет место неполная занятость, как людских, так и материальных ресурсов. Это участок глубокого спада или депрессии. И если производство начинает расти, при существенном избытке мощностей владельцы факторов не требуют повышения платы за них и общий уровень цен в системе остается стабильным (от Y1 до Y2). Здесь предполагается короткий период когда цены на ресурсы не успевают приспособиться к ценам на товары, чтобы обеспечить полную занятость. Цены на товары и зарплата негибкие.

Восходящий или промежуточный участок. Начиная с какого-то объема Y2в системе появляется дефицит некоторых отдельных ресурсов. И чтобы привлечь их в свое производство, надо увеличить плату. Это повышает затраты, и уровень цен готовой продукции начинает расти.

Вертикальный или классический отрезок. При дальнейшем подъеме экономики ВВП достигает максимально возможного объема производства в точке полной занятости Y*, так как за короткий срок нарастить применяемые факторы невозможно. При появившемся дефиците ресурсов отдельные фирмы повышают их оплату, переманивая с других производств. В результате при стабильном объеме ВВП уровень цен растет. Здесь рассматривается долгосрочный период, когда цены на ресурсы и товары успевают приспособиться друг к другу и обеспечить полную занятость. Цены и зарплата гибкие и их изменения поддерживают равновесие на рынках.

 

Как и в совокупном спросе, в этом случае имеются неценовые факторы изменения предложения, которые сдвигают кривую вправо или влево. Среди них:

 

а) изменения цен на ресурсы:

- наличие внутренних ресурсов: земля, трудовые ресурсы, капитал, предпринимательские способности (так увеличение предложения ресурсов снижает цену на них, а это уменьшает издержки на единицу продукции и, соответственно, увеличивает совокупное предложение – кривая сдвигается вправо);

- цены на импортные ресурсы;

- господство на рынке ресурсов или власть монополий;

-

б) изменение в производительности;

 

в) изменение правовых норм:

- налоги с предприятий и субсидии;

- государственное регулирование.

-

Точка пересечения кривых АD и отражает макроэкономическое равновесие и определяет равновесный уровень цен и равновесный реальный объем производства в стране (рис. 5.4 и 5.5): АD = AS

 

 

 

На рис. 5.5 прослеживается, что при уровне цен Р (от которого как базового, условно принимаемого за “1”(единицу), и ведется отсчет уровня цен по оси ординат) фирмы не превысят предложение с объемом ВВП равный У1.

Однако кривая спроса показывает, что потребители за эту цену Р готовы прибрести объем У 2. Конкуренция среди покупателей поднимает уровень цен до Р 0, что дает стимул производителям поднять объемы ВВП до У 0, а потребителей заставить уменьшить запросы с У 2 до У 0. Таким образом и устанавливается равновесие AD и AS.

На кейнсианском участке (рис. 5.4) уровень цен не влияет на равновесный объем ВВП. Но если бы фирмы выпустили объем У2, то спроса не хватило бы, чтобы купить произведенное и предприятия сократили бы выпуск до У0. И наоборот, при выпуске У1 более высокий спрос быстро сокращает запасы и вынуждает нарастить объемы до У0.

Изменение в равновесии (сдвиги кривых совокупного спроса)

Рис. 5.6. Результаты изменения совокупного спроса на участках:

а – кейнсианском, б – промежуточном, в – классическом

 

 

Сдвиг кривой совокупного спроса под воздействием одного или нескольких неценовых факторов из положения АD в АD 1 на горизонтальном участке переводит равновесие из т. Е в т. Е 1. При этом объем ВВП существенно увеличится с У до У 1, а уровень цен останется стабильным. Растущий объем производства будет обеспечиваться притоком в экономику ранее безработных и включением в дело простаивающего оборудования и запасов сырья. Это не вызовет роста цен, так как вчерашний безработный не будет требовать роста зарплаты, а фирмы постараются скорее избавиться от излишков материалов по прежней цене (см. рис. 5.6 – а).

Повышение совокупного спроса (сдвиг кривой вправо) на промежуточном участке, где уже появляется дефицит отдельных ресурсов, но еще не достигнуто их полное вовлечение в производство – полная занятость, вызовет как рост объемов, так и уровня цен (см.рис. 5.6–б).

При достижении полной занятости (вовлечение в производство всех факторов) на классическом участке рост совокупного спроса не обеспечивает дальнейшего прироста ВВП сверх максимально возможного У*, но весь процесс сопровождается резким ростом цен от Р до Р 1 (рис. 5.6 – в).

 

 

Эффект храповика

В отличие от рынка единичного товара, сокращение совокупного спроса (сдвиг кривой AD влево) не приводит при уменьшении объема выпуска и потребления к соответствующему снижению уровня цен. Это явление названо “эффектом храповика” (механизм велосипеда – крутить педали можно только вперед), то есть если уровень цен достиг какой–то величины, то даже при существенном сокращении спроса уровень цен, как правило, не снижается (рис. 5.7).

 

 

Так, первоначальный спрос АD в точке равновесия Е обеспечивает ВВП = Y* и уровень цен Р0. При снижении совокупного спроса и сдвиге кривой до АD1 равновесие должно было сложиться в точке Е1 при ВВП = Y1 и уровне цен Р1. Однако равновесие устанавливается в точке Е2. То есть уровень цен не падает, а остается на прежнем уровне, а объем производства падает до уровня Y2, то есть больше, чем, если бы равновесие устанавливалось бы традиционным путем.

Дело в том, что в период подъема инфляции – общего роста цен, растут и издержки производства, поскольку растет цена ресурсов. И кривая совокупного предложения из-за роста издержек не остается на прежнем месте, а подымается вверх до уровня Р0 Е2 AS1.

 

Заранее заключая договоры на приобретение подорожавших факторов, фирмы уже не могут оперативно снизить себестоимость продукции вслед за динамично изменяющимся совокупным спросом, и вынуждены продавать товары по более высоким ценам, ибо несут убытки. Немалую роль играют и монополии, которые не допускают снижение уже сложившейся цены: монополистические фирмы – на сырье и т.п., а профсоюзы не допускают снижения уровня зарплаты.

При этом чтобы подстроиться под падающий спрос, резко снижаются объемы производства и, соответственно, занятость.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.68 (0.018 с.)