Журнал «Время» М.М. и Ф.М. Достоевских: история создания, состав редакции, тематика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Журнал «Время» М.М. и Ф.М. Достоевских: история создания, состав редакции, тематика.



«Время» 1861-1863гг. Желание освещать самобытность России. Еще когда ФМ был в ссылке (по делу петрашевцев) в 1858 г., ММ уже начал хлопотать о разрешении издавать журнал. Разрешение было получено 3 июля 1860 г. В сентябре афиши газет опубликовали рекламу о новом л-п журнале с пятью отделами.

Доход за 61 г. составлял 25000 р., а расход 29000 р. Через год дела пошли лучше: при расходе в 47000 р., доход журнала был свыше 60000р.

М.М. вел учет сумм, географическую статистику, осуществлял подбор авторов. ФМ: «Он [ММ] был редактором по преимуществу…»

Круг авторов:

1) первая группа – писатели, связанные с братьями с молодых лет (Тургенев, Некрасов, Григорович, Майков, Плещеев, Милюков, Порецкий)

2) вторая группа – сверстники братьев, близкие им по социальному положению (Ап. Григорьев, Страхов, Разин)

3) Молодежь, сознательная жизнь которых пришлась на период, когда кончился николаевский гнет., в основном выходцы из провинции, происходившие из мелкочиновней и мещанской среды (Ткачев и др.).

 

В итоге авторы разделились на два лагеря. Представителем одного был Ап. Григорьев, стремящийся найти связь западников и славянофилов и примирения их с «народниками». Другой полюс возглавлял Разин, который вел радикально-демократическую линию, сближая журнал с «Современником».

 

«Почвенничество»

Эта концепция сформулирована Ф.М.Д. Модификация идей славянофильства на новые условия жизни, попытка примирить з и сф, «цивилизацию» и «народное начало». «Цивилизация» не замена древней культуры народа – это инструмент, открывающий для него новые возможности. Новая Русь переросла цивилизацию и вынесла из нее самое главное – науку. Наука зависит от «почвы», т.е. от культурных особенностей. З и сл это недоразумение, хотя историченски необходимое. Европа для русского также необходима, как и Россия, потому что удел России – всемирность, братское соединения людей. Летом ФМ едет за границу, а потом публикует «Зимние заметки о летних впечатлениях», в которых критикует буржуазную европейскую цивилизацию. В Европе идея братского единства вытеснена из самой натуры человеческой индивидуализмом, а для русского человека это живая потребность духа.

 

Манифест 19 февраля не получил широкого освещения на страницах журнала. Было лишь несколько фраз о «великом событиии», о славе АII и о начале нового этапа в Р. Большей интерес к нравственной стороне освобождения. Экономические условия, в которых оказались кр-не, журнал не затронул.

Выступали против телесных наказаний, сословных границ, безграмотности. Права личности в центре внимания журнала (обсуждение готовящейся судебной реформы). Это в большой мере связано с интересом ФМ к преступности и справедливости наказания.

В ж было яркое международное политическое обозрение, которое вел Разин. Более всего там было отведено место Италии, писалось о политических силах, мешавших объединению этой страны. На втором месте стоял интерес к США (войне севера и юга). В сознании читателей эта тема ассоциировалась с крестьянской реформой, оттого эта тема была столь злободневной.

Достоевский в 61063 гг. занимал независимую политическую позицию, иногда осуждал консерваторов, иногда солидаризировался с рев-дем «Современником», но бех поддержки революционных преобразований.

 

В сентябре 62 ФМ публикует «Объявление», где речь шла о значительных «недоброжелателях» «Времени». Одних он назвал «теоретиками», других «доктринерами». «Теоретики» (редакция «Современника») прекрасно понимают основную идею «почвенников», потому так яростно на них нападают, ибо не признают идей «народности», а стоят за «начала общечеловеческие» и представляют собой «западничество в самом крайнем своем развитии и без малейших уступок». «Доктринеры» («Русский вестник») не понимают народность, слишком большая приверженность к прошлому объясняет их боязнь «за науку», за цивилизацию, их высокомерие. В этой же статье он идеализирует крестьянскую общину, считая, что она исключает бедность. Тем самым высказывает свои большие надежды на «новую жизнь», начавшуюся после 19 февраля.

Третий год внушал редакции надежды из-за большого кол-ва подписчиков, экономического благополучия и большого числа желающих опубликоваться. Но тут страхов пишет статью «Роковой вопрос» про Польшу. (Что там конкретно он написал, я так и не поняла, поэтому содержание не описываю). В общем, статья была противоречивая и непонятная, их обвинили в «коварном умысле», полонофильстве. 24 мая приказано прекратить издание журнала.

 

Журнал «Эпоха» М.М. и Ф.М. Достоевских: история создания, состав редакции, тематика.

 

Возродить «Время» в период, когда редакции даже не разрешили выступить с объяснением статьи, было невозможно. ММ обращается с просьбой открыть новый журнал «Правда». Журнал с таким названием не разрешила. И лишь после второго прошения с большой задержкой был разрешен журнал с названием «Эпоха». (1864-1865гг.)

 

Журнал заявлен как ежемесячное издание в 30-35 печатных листов, состоящее из 3 отделов: литературного, юридического и политического, а также «Приложений». Необходимость нового юридического отдела редакция объяснила необходимостью разъяснений «новых положений по судопроизводству», а также освещения «русских процессов» (опять интерес к психологии преступника ФМ).

Извещение о первом номере журнала осталось незамеченным, так как оно было в конце марта, когда подписка уже состоялась, а журнал уже вышел в начале апреля. Еще одной неприятностью было отсутствие ФМ в СПБ, он был с больной женой в М.. Непосильные нагрузки ММ вызвали резкое ухудшение здоровья, 10 мая ММ скончался. ФМ нужно было найти и деньги, и редактора. Его имя не могло стоять ни в качестве редактора, нив качестве издателя, т.к. он бывший политический преступник. Он выпросил у богатой тетке предварительное наследство в 10000, плзвал Порецкого, на которого легла вся работа. Номера по прежнему отставали с выходом, у подписчиков меняется к нему отношение. На журнале лежала «антипатриотическая» тень «Времени». Издатели сами закрыли журнал, выступив с объявлением в «Библиотеке для чтения».

***

 

ФМ работал редактором у Мещерского в «Гражданине», потом писал публицистические очерки «Дневник писателя», где отражает свои впечатления о о-п событиях Р и Е, мнение о культурной жизни, обсуждает юридические вопросы, пытается угадать будущий облик России. Форма «Дневника» - моножурнал.

 

 

Полемика со славянофилами.

 

В 1861 г. Достоевский помещает в ноябрьской книжке «Время» статью о новой газете Ивана Аксакова «День». При всем уважении редактора и при некоторых совпадениях во взглядах (община, самобытность народа), ФМ выступил против сф учения. Он говорит, что несомненна общественная роль литературы (з). Притом он указывает на некоторые ошибки западников, но говорит о сочувствии к ним «массы общества». ФМ видит значение петровской реформы в том, что она внесла «великий элемент общечеловечности» и поставила его «как главнейшую цель всех стремлений русской силы и русского духа». Полемика продолжилась в 1862 г. в статьях «Два лагеря теоретиков», «Девятнадцатый нумер “Дня“». Автор упрекает сф за беспощадные обвинения общества во лжи, за слепую вражду к молодому поколению, «материалистам и коммунистам», за теоретический подход к жизни.

 


 

 

8. Сатирические журналы: специфика, тематика, авторы.

9. Журнал «Искра» как сатирический журнал.

10. Журнал «Будильник» как сатирический журнал.

Общественный подъем конца 50 -60 гг. дал мощный импульс развитию сатирических и юмористических изданий, равного которому не было в России с XVIII в.

Волна обличительной литературы нашла отражение в появлении юмористических уличных листков («Ералаш», «Муха», «Не журнал и не газета», «Потеха») и журналов («Весельчак», «Гудок», «Заноза», «Оса»). Они были ориентированы на невзыскательного городского обывателя, ищущего развлекательного чтении, анекдотов, пикантных подробностей.

Наиболее определенно черты сатиры проявились в журналах «Искра», «Будильник» (СПБ).

 

«Искра» (1859-1873)

Основан художником-карикатуристом Н.А.Степановым и поэтом В.С.Курочкиным. острота, злободневность, разнообразие содержания, большое количество иллюстраций, широкий круг авторов. Постоянное общение с читателем, коллективная работа редакции.

 

Ближайший редакционный круг: П.И. Вейнберг, Г.З.Елисеев, Н.С.Курочкин, Д.Д.Минаев, М.М. Стопановский. Кроме того, журнал имел много авторов и обширную сеть корреспондентов. Душа коллектива – обаятельные и веселый В.С.Курочкин. современники отмечали его редакционный талант, щедрость, с которой он делился своими идеями и замыслами с другими сотрудниками и особенно с молодежью.

 

Отделов, как таковых, не было. Заканчивался обычно журнал отделом «Искорка» с мелкими заметками, стишками, «изречениями». Ведущий отдел «Нам пишут» помещал материал их провинциальной жизни преимущественно обличительного характера. Передовики журнала – Г.З.Елисеев и П.А.Гайдебуров объединились в 59-65 гг, чтобы писать «Хронику прогресса». По цензурным причинам статьи этого цикла появлялись не в каждом номере. В конце 60-х «Искра» стала уделять много внимания иностранной политической жизни, постоянное сатирическое обозрение по этому поводу вел В.И.Богданов под названием «Заметки со все концов света». Для «Искры» вообще характерны циклы публикаций.

По политическим взглядам «И» совпадала с демократическими изданиями, видели общественное предназначение в литературе и в журналистике, критиковали сторонников эстетической критики. Для них были привлекательны судьбы «маленьких людей», а не исключительных личностей.

Попасть в журнал боялись – настолько ярко он обладал резким обличительным тоном. Курочкина называли «представителем суда общественного мнения». Популярность журнала была невероятная.

Два периода сатиры: обличение пореформенного периода 61 году ступило место резкой критике реформ. Манифест «И» как и «Современник» встретили молчанием, ибо подготовленные материалы не прошли в печать, а другие материалы редакция ставить не обиралась. В 62 году весьма иносказательно журнал показал свое отношение к Манифесту: «Пусть и не будет имени рабства, если этого требует приличие, но ведь можно и умненькими мерами свободный народ прикрутить так, что он все-таки будет выполнять свое предназначение». Стесненная рамками цензуры, «И», как и вся демократическая журналистика, пользовалась языком иносказания. Авторов сковывала самоцензура даже в безобидных статьях. Журнал писал: «Читать умейте между строк на самом интересном месте».

Художественные приемы иносказания:

Читатели знали особое обозначение городов, губернаторов, литераторов и изданий (авторы пользовались принципами созвучия, к примеру, Муму – это псковский губернатор Муравьев).

Также использовались внешне нейтральные слова для обозначениясоциально-историчеких понятий. К примеру, «компромисс» - либерализм, «недоразумение» - конфликты между крестьянами и помещиками, «скачки» - революционные действия и идеи. И др.

Пародия. В ней использовался чиновничий жаргон, либеральная фразеология, косноязычие провинциального помещика и т.д.

Жанры:

Рассказ, очерк, фельетон, сатирический портрет, корреспонденция, обозрение, пародия, эпиграммы, язвительные заметки, изречения, анекдоты и др.

Карикатура, рисунки. Особо запомнился карикатура на министра внутренних дел Валуева, идущего по канату между светом и тьмой. Цензурный комитет приказывал «И» сбриавть бакенбарды с изображаемого лица, изображать его в профиль, чтобы сходство не бросалось в глаза.

После 1862 году, в период петербургских пожаров, студенческих волнений, польского восстания, воинственный тон журнала отразился на ее судьбе. В 64 Курочкин отстранен от редактирования, из журнала уходит Степанов, который потом будет издавать «Будильник». В 68 Василий Курочкин восстановлен в качестве редактора в 68г.

С 1870 редакция выхлопотала разрешение выходить без предварительной цензуры, которое не распространялось на сатирические издания, при условии, что они не будут печатать карикатур. А карикатуры будут выходить в отдельном ежемесячном альбоме. Они явно выходили за рамки утвержденной программы. Курочкина вновь отстраняют. Выход журнала приостанавливается, что сказывается на тираже, популярность падает. Очередное, третье, предостережение с приостановкой выпуска на четыре месяца, остановило его деятельность навсегда.

Значение «И», ее профессиональная репутация были очень высоки в демократической журналистики XIX в. и оказали влияние на формирование других изданий.

 

«Будильник» (1865 – 18??)

Создан Н.А.Степановым после ухода из «И» в результате возникшей между ним и В.Курочкиным денежных недоразумений. Первые полтора года «Б» в отличии от других сатирических изданий выходил два раза в недель, что, однако, оказалось неудобным, и журнал перешел на еженедельный выпуск. Схож с «И». Сатиры и карикатуры посвящены социальным противоречиям, взяточничеству, произволу, неправедности судов. Постоянной темой было положение крестьянства после реформы. Карикатура журнала изображала мироедов, наживающихся на бедах крестьян. Писалось о нечеловеческих условиях труда, об эксплуатации детей.

Как и «И», «Б» с иронией отзывался по поводу восторгов либералов о проведении реформ.

С 1867г. много вниман6ия уделяется международным событиям. Отдел «Политические шалости».

В «Б» принимали участие многие авторы «И». Тем не менее «Б» не сумел подняться на искровский уровень популярности. Развлекательный и юмористический материал занимал большую часть журнала, оттеснив на второй план сатиру. В 65 тираж был 3500-4200 экземпляров, то в 67-71 уже не поднимался выше 2500 экз.

Степанов неоднократно пытался освободить журнал от предварительной цензуры, но безрезультатною С 1873 г. издание журнала было перенесено в Москву. Степанов номинально оставался редактором до самой смерти (77), но фактически не имел никакого отношения к нему еже с 71г.

11. М.Е. Салтыков-Щедрин – публицист.

12. М.Е. Салтыков-Щедрин – редактор.

 

Более сорока лет продолжалась журнальная деятельность М.Е. С-Щ, связанная с ведущими демократическими журналами «Современник» и «Отечественные записки».

 

Три периода:

1. «Писание рецензий» для «Отечественных записок» и «Современника» (46-48, 56-62).

 

Литературная слава пришла к Салтыкову после публикации в 56 году (под псевдонимом Н.Щедрин) «Губернских очерков» в журнале Каткова «Русский вестник». Причина успеха: злободневность, антикрепостничество. Современники увидели в нем продолжателя гоголевской традиции. В изображении мира провинциального общества, он создает яркие сатирические образы мошенников-купцов, чиновников-лихоимцев и др социальных типов, характеризующих «болото» общественных отношений. Во «Введении» к «Г.о.» он писал, что есть много путей служить общему делу, но обнаружение зла, лжи и порока небесполезно и предполагает полное сочувствие к добру и истине.

Несмотря на успех «очерков», он продолжает состоять на госслужбе. С 56 по 62 он служит в различных ведомствах, это хорошая школа гражданского возмужания и богатейший материал для будущей сатиры.

С 1860г. он преимущественно публикуется в «Современники», помещая там рассказы и очерки («Невинные рассказы», «Сатиры в прозе»), а также статьи по крестьянскому вопросу.

 

2. Руководство журналами: с 62 по 64 он соредактор Некрасова «Современника», 68-84 руководит с Некрасовым «Отечественными записками». После смерти Некрасова становится официальным редактором журнала до его закрытия.

 

В 1862 оставляет службу, работает в редакции «Современника». Это трудное время для журнала (смерть Добролюбова, арест Чернышевского). Салтыков принял на себя часть редакционной работы и стал одним из самых пишущих авторов. Он принимает участие в сатирическом отделе «Свисток» и всего себя в это время отдает публицистике. Пишет ежемесячные хроники-обозрения «Наша общественная жизнь», в которых отражены кардинальные вопросы переломного момента в истории 60-х, т.е. поворота правительства к реакции. Внимание читателей, полемика с Писаревым («Русское слово»). Сатирически обличал нигилизм и «скромное служение естественным наукам».

Разногласия с Антоновичем и некоторыми другим членами редакции привели к некоторой изоляции Салтыкова. Тогда он пишет Некрасову, что отныне он будет только писать в журнал, и не будет принимать участие в трудах редакции.

Вновь государственная служба. Служба для писателя превращается в несносную обузу. 1868 Салтыков уволен в окончательную отставку.

Осенью 1867 года Некрасов покупает у Краевского «Отечественные записки, предлагает Салтыкову стать соредактором. Он становится членом редакции и активным сотрудником обновленного журнала. В 77 году умирает Некрасов, он становится ответственным редактором, опираясь на сотрудничество Елисеева и Михайловского.

Конец 60-70е годы – самый напряженный и плодотворный период в творчестве Салтыкова. Все новые произведения он печатает только на страницах «Отечественных записок» («История одного города», сатирические очерки и рассказы «Помпадур и помпадурша», «Письма из провинции», «Признаки времени», «Господа ташкентцы», «Дневник провинциала в Петербурге», «В среде умеренности и аккуратности»», романы «Господа Головлевы», «Современная идиллия», множество публикаций, критических статей и рецензий).

Как редактор он многое сделал для придания журналу демократического направления, он тщательно отбирал авторов, всегда помогал и советовал им. Но в редакции считалось опасным посылать его решать какие-либо вопросы с министрами, руководителями цензурных органов и другими чиновниками, т.к. он не был способен к фальши, а к этим людям он был чужд малейшего подобострастия. Более всего он ценил прямоту характера. Он абсолютно нетерпим к враждебным ему направлениям общественной мысли, и, по мнению Чехова, только он умел открыто презирать. «Две трети читателей не любили его, но верили ему все», - так говорил Чехов. Сатирическое отношение к действительности – это идейная позиция публициста. Все «подробности» русской жизни – материал для сатирических образов, всегда реалистичных и конкретных. Его «градоначальники» желали освободить себя от тягота «закона», прятали в шкаф тома «Свода законов Российской империи» или же садились на них. Главный тормоз русской жизни публицист видел в сохранении и господстве пережитков крепостничества. Новый хозяин жизни – сельский буржуа – недалеко ушел от строго крепостника. Сатира идет и на консерваторов и на либеральных («умеренных» и «аккуратных» российских прогрессиста, литераторов подхалимов). Либералы с радостью встретили положение о земствах, хотя она сводилась к тому, чтобы снабжать друг друга фондами и подрядами.

Сатирический цикл «В среде умеренности и аккуратности» показывает новоявленных молчалиных.

75 г. он заболевает, едет лечится за границу. Очерки «За рубежом». за внешне привлекательным фасадом европейской цивилизации он видит неотвратимую угрозу бездуховности.

1 марта 1881 года убийство АII, волна реакции. «ОЗ» вынуждены усилить внутреннюю цензуру. 82 год «Временные правила» ужесточают положения печати. Однако реакция в стране становится одной их основных тем журнала. Трудные условия. 20 апреля 1884 года постановление о запрещение журнала.

 

3. 84-89 (смерть Салтыкова) вынужден сотрудничать с другими изданиями. («Вестник Европы», «Русские ведомости»). Создает циклы «Сказки», «Мелочи жизни», «Пошехонская старина». Эзопова манера помогала проводить через цензуру самые крамольные мысли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.44.242 (0.038 с.)