Апреля 1865 года закон «о даровании некоторых облегчений и удобств отечественной печати» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Апреля 1865 года закон «о даровании некоторых облегчений и удобств отечественной печати»



Закон о печати 1865 года.

 

В журналистских кругах недовольство цензурой. Толчок для гласности происходит снизу, и власть идет на уступки.

Стоит различать между собой предварительную цензуру (с ней и боролись свободолюбцы) и карательную цензуру, осуществляемую посредством суда за нарушение журналистом законов.

 

Предварительные действия правительства.

А) 6 дек. 1855г. Закрытие Комитета 2 апр. 1848 г., время которого даже в официальных изданиях называлось «эпохой цензурного террора». Руководство печатью возвращается Главному управлению цензуры под руководством МНП.

Б) 1857 г. МНП возвращается право разрешать выпуск новых изданий. Однако на издания с политическим отделом требуется разреше6ние царя.

В) 10 марта 1862 г. Вводятся элементы карательной цензуры: от предварительной цензуры освобождаются издания правительственных учреждений, ученых обществ и губернских ведомостей.

Г) 12 мая 1862 г. Временные правила по цензуре:

– разрешили критику законов и административных злоупотреблений

– запрещение пропаганды свержения строя

– право МВД и МНП останавливать деятельность издания за «вредные направления». Хотя термин «вредные направления» не был оговорен, что развязывало руки министерствам.

Д) Управление цензурой передано из МНП в МВД.

 

Апреля 1865 года Закон «О даровании некоторых облегчений и удобств отечественной печати»

 

Стоит учитывать, что это уже реакционный период правления А II. Одни параграфы давали свободу, другие ограничивали ее.

  1. в СПБ и М освобождались от цензуры: книги V более 10 печатных листов, переводы V более 20 печатных листов, периодические печатные органы при вносе крупного денежного залога.
  2. освобожденные от предварительной цензуры газеты должны были предоставить материалы в цензурные комитеты во время печати номера, а журналы – за два дня до распространения.
  3. в провинциях от предварительной цензуры освобождались только правительственные издания и издания научных учреждений.
  4. министр внутренних дел мог предупредить издание о наличии статей с «вредным направлением», после трех предупреждений выпуск издания приостанавливался на срок до 6 месяцев. Изданиям, выходившим под предварительной цензурой достаточно было одного предупреждения.

 

 

В 1866 г. Был издан ряд законов, ограничивающих пределы гласности путем экономического или судебного воздействия.

 

4. Разновидности журналов в 1860-1870 гг.

 

 

С начала правления АII происходит невероятный подъем периодической печати. (Если в 51-55 гг. появилось 31 новое издание, то в 56-60 гг. – 147 новых издание и сатирических журналов). До 70 годов ведущее место занимали журнал, после – газеты. Притом многие журналы переквалифицировались в газеты. Политизация изданий.

Складывается эмигрантская печать с открытия Вольной типографии Герцена в 53 году, 55г альманаха «Полярная звезда», сборника публикаций «голоса из России», политической газеты «Колокол»; так же зарубежная русская пресса представлена правительственной газетой «Le Nord» («Север») в Бельгии.

 

В 60-70 годы система печати имела классификацию:

 

  1. по месту распространения:

- столичные

- региональные

- местные

 

  1. по типологии
  2. по общественно-политическому направлению:

- консервативно-монархическое

Это издания были представлены официальной печатью органов министерств, ведомств, учреждений, губернскими и епархиальными «Ведомости», а также некоторыми частными проправительственными изданиями («Журнал землевладельцев», газеты «Домашняя беседа», «Весть», «Земледельческая газеты», «гражданин» и др.). Эти издания отстаивали сохранение незыблемой самодержавной власти и защит помещичьих интересов.

 

- либеральное:

Это направление было неоднородно. Оно отражало разные общественные течения, такие как либерально-западническое, славянофильское и почвенническое. Они предлагали разные варианты проведения крестьянской реформы, выступали в поддержку преобразований. Расхождения во взглядах находили отражение в печатной полемике по о-п, историческим, культурным и литературно-критическим вопросам. Либеральная печать сыграла большую (ударение на У) роль в проведении реформ. Либерально-западнические издания были представлены журналами «Русский вестник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Вестник Европы» и др.

Славянофильские издания были представлены журналом «Русская беседа» А.И.Кошелева и группой газет («Молва», «Парус», «День», «Москва») братьев Аксаковых.

Почвенники – журналы Ф.М и М.М. Достоевских «Время» и «Эпоха», а также на страницах «Дневника писателя» Ф.М.Д

 

- демократическое

«Современник», «Русское слово», «Отечественные записки»(С 1868 г.), «Дело», сатирическая «Искра». К ним же примыкали эмигрантские издания Герцена и газета Лаврова «Вперед». Радикальное крыло демократической прессы представляли революционная пресса М.А.Бакунина и П.Н.Ткачева, а также нелегальные органы революционных народников, выходивших в России: «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел».

 

Преобразование журналов:

 

I. Сокращается число отделов до двух, трех, главным становится публицистический отдел. С 1856 г. Разрешают открывать политический отдел. Литературно-критические журналы преобразуются в общественно-литературные. Публицистика вытесняет литературную критику (желание отразить «злобу дня»).

 

В журналистике складываются три ведущие концепции литературной критики:

- реальная. Она представлена в демократических изданиях последователями критического метода Белинского – Чернышевским, Добролюбовым, Писаревым. Литература играет общественную роль. Художественные ценности должны исходить их идеологии.

- эстетическая. («искусство для искусства»). Критики этого направления – Дружинин, Боткин, Анненков. Они отстаивали самоценность искусства, свободного от социалистического заказа.

- органическая. Эту теорию разработал Ап. Григорьев. Он отвергает крайности двух предыдущих концепций. Главное при оценке произведения – синтез жизненной правды и эстетические начала произведения.

***

 

II. Развитие в 60-70 гг. «тонких» иллюстрированных еженедельных журналов: художественных с иллюстрациями («Всемирная иллюстрация», «Нива»), сатирических и юмористических с карикатурами («Искра», «Гудок», «Будильник»).

 

III. По содержанию и целевому направлению журналы разбились на две группы:

 

1. Универсальные. Они разные по характеру (о-п, л, л-к, н-л), они имели разные идейно-политические направления (д, к-м, л). Но все они предлагали разнообразное чтение и ориентировались на широкий круг читателей.

2. Специализированные. Это научные и научно-популярные, библиографические, педагогические, медицинские, музыкальные и др. («Вокруг света», «Здоровье», «природа и охота»). Библиографические издания были ориентированы на люде, которые интересуются новинками литературы и издателей. В 60х годах появляется первый журнал по типографскому делу и фотографии «Типографский журнал». Он публиковал законы о печати, материалы судбных процессов по делам печати, сведения о новинках типографской и фототехники, объявления, прейскуранты. Издатель – Р.К.Шнейдер. журнал издавался на русском и немецком языках. В 60х годах вых-одило 19 журналов для детей (17 в СПБ и 2 в М). Среди них «Забавы и рассказы», «Журнал для детей», журнал для молодых девиц «Рассвет». Также были военные издания разного профиля («Военный сборник»), издания посвященные искусству. Появляются издания «для дам», как правило, из светского общества («Модный свет», «Ласточка», «Новый русский базар»). Один их них даже обращался к социальным проблемам («Женский вестник»).

 

 

Полемика со славянофилами.

 

В 1861 г. Достоевский помещает в ноябрьской книжке «Время» статью о новой газете Ивана Аксакова «День». При всем уважении редактора и при некоторых совпадениях во взглядах (община, самобытность народа), ФМ выступил против сф учения. Он говорит, что несомненна общественная роль литературы (з). Притом он указывает на некоторые ошибки западников, но говорит о сочувствии к ним «массы общества». ФМ видит значение петровской реформы в том, что она внесла «великий элемент общечеловечности» и поставила его «как главнейшую цель всех стремлений русской силы и русского духа». Полемика продолжилась в 1862 г. в статьях «Два лагеря теоретиков», «Девятнадцатый нумер “Дня“». Автор упрекает сф за беспощадные обвинения общества во лжи, за слепую вражду к молодому поколению, «материалистам и коммунистам», за теоретический подход к жизни.

 


 

 

8. Сатирические журналы: специфика, тематика, авторы.

9. Журнал «Искра» как сатирический журнал.

10. Журнал «Будильник» как сатирический журнал.

Общественный подъем конца 50 -60 гг. дал мощный импульс развитию сатирических и юмористических изданий, равного которому не было в России с XVIII в.

Волна обличительной литературы нашла отражение в появлении юмористических уличных листков («Ералаш», «Муха», «Не журнал и не газета», «Потеха») и журналов («Весельчак», «Гудок», «Заноза», «Оса»). Они были ориентированы на невзыскательного городского обывателя, ищущего развлекательного чтении, анекдотов, пикантных подробностей.

Наиболее определенно черты сатиры проявились в журналах «Искра», «Будильник» (СПБ).

 

«Искра» (1859-1873)

Основан художником-карикатуристом Н.А.Степановым и поэтом В.С.Курочкиным. острота, злободневность, разнообразие содержания, большое количество иллюстраций, широкий круг авторов. Постоянное общение с читателем, коллективная работа редакции.

 

Ближайший редакционный круг: П.И. Вейнберг, Г.З.Елисеев, Н.С.Курочкин, Д.Д.Минаев, М.М. Стопановский. Кроме того, журнал имел много авторов и обширную сеть корреспондентов. Душа коллектива – обаятельные и веселый В.С.Курочкин. современники отмечали его редакционный талант, щедрость, с которой он делился своими идеями и замыслами с другими сотрудниками и особенно с молодежью.

 

Отделов, как таковых, не было. Заканчивался обычно журнал отделом «Искорка» с мелкими заметками, стишками, «изречениями». Ведущий отдел «Нам пишут» помещал материал их провинциальной жизни преимущественно обличительного характера. Передовики журнала – Г.З.Елисеев и П.А.Гайдебуров объединились в 59-65 гг, чтобы писать «Хронику прогресса». По цензурным причинам статьи этого цикла появлялись не в каждом номере. В конце 60-х «Искра» стала уделять много внимания иностранной политической жизни, постоянное сатирическое обозрение по этому поводу вел В.И.Богданов под названием «Заметки со все концов света». Для «Искры» вообще характерны циклы публикаций.

По политическим взглядам «И» совпадала с демократическими изданиями, видели общественное предназначение в литературе и в журналистике, критиковали сторонников эстетической критики. Для них были привлекательны судьбы «маленьких людей», а не исключительных личностей.

Попасть в журнал боялись – настолько ярко он обладал резким обличительным тоном. Курочкина называли «представителем суда общественного мнения». Популярность журнала была невероятная.

Два периода сатиры: обличение пореформенного периода 61 году ступило место резкой критике реформ. Манифест «И» как и «Современник» встретили молчанием, ибо подготовленные материалы не прошли в печать, а другие материалы редакция ставить не обиралась. В 62 году весьма иносказательно журнал показал свое отношение к Манифесту: «Пусть и не будет имени рабства, если этого требует приличие, но ведь можно и умненькими мерами свободный народ прикрутить так, что он все-таки будет выполнять свое предназначение». Стесненная рамками цензуры, «И», как и вся демократическая журналистика, пользовалась языком иносказания. Авторов сковывала самоцензура даже в безобидных статьях. Журнал писал: «Читать умейте между строк на самом интересном месте».

Художественные приемы иносказания:

Читатели знали особое обозначение городов, губернаторов, литераторов и изданий (авторы пользовались принципами созвучия, к примеру, Муму – это псковский губернатор Муравьев).

Также использовались внешне нейтральные слова для обозначениясоциально-историчеких понятий. К примеру, «компромисс» - либерализм, «недоразумение» - конфликты между крестьянами и помещиками, «скачки» - революционные действия и идеи. И др.

Пародия. В ней использовался чиновничий жаргон, либеральная фразеология, косноязычие провинциального помещика и т.д.

Жанры:

Рассказ, очерк, фельетон, сатирический портрет, корреспонденция, обозрение, пародия, эпиграммы, язвительные заметки, изречения, анекдоты и др.

Карикатура, рисунки. Особо запомнился карикатура на министра внутренних дел Валуева, идущего по канату между светом и тьмой. Цензурный комитет приказывал «И» сбриавть бакенбарды с изображаемого лица, изображать его в профиль, чтобы сходство не бросалось в глаза.

После 1862 году, в период петербургских пожаров, студенческих волнений, польского восстания, воинственный тон журнала отразился на ее судьбе. В 64 Курочкин отстранен от редактирования, из журнала уходит Степанов, который потом будет издавать «Будильник». В 68 Василий Курочкин восстановлен в качестве редактора в 68г.

С 1870 редакция выхлопотала разрешение выходить без предварительной цензуры, которое не распространялось на сатирические издания, при условии, что они не будут печатать карикатур. А карикатуры будут выходить в отдельном ежемесячном альбоме. Они явно выходили за рамки утвержденной программы. Курочкина вновь отстраняют. Выход журнала приостанавливается, что сказывается на тираже, популярность падает. Очередное, третье, предостережение с приостановкой выпуска на четыре месяца, остановило его деятельность навсегда.

Значение «И», ее профессиональная репутация были очень высоки в демократической журналистики XIX в. и оказали влияние на формирование других изданий.

 

«Будильник» (1865 – 18??)

Создан Н.А.Степановым после ухода из «И» в результате возникшей между ним и В.Курочкиным денежных недоразумений. Первые полтора года «Б» в отличии от других сатирических изданий выходил два раза в недель, что, однако, оказалось неудобным, и журнал перешел на еженедельный выпуск. Схож с «И». Сатиры и карикатуры посвящены социальным противоречиям, взяточничеству, произволу, неправедности судов. Постоянной темой было положение крестьянства после реформы. Карикатура журнала изображала мироедов, наживающихся на бедах крестьян. Писалось о нечеловеческих условиях труда, об эксплуатации детей.

Как и «И», «Б» с иронией отзывался по поводу восторгов либералов о проведении реформ.

С 1867г. много вниман6ия уделяется международным событиям. Отдел «Политические шалости».

В «Б» принимали участие многие авторы «И». Тем не менее «Б» не сумел подняться на искровский уровень популярности. Развлекательный и юмористический материал занимал большую часть журнала, оттеснив на второй план сатиру. В 65 тираж был 3500-4200 экземпляров, то в 67-71 уже не поднимался выше 2500 экз.

Степанов неоднократно пытался освободить журнал от предварительной цензуры, но безрезультатною С 1873 г. издание журнала было перенесено в Москву. Степанов номинально оставался редактором до самой смерти (77), но фактически не имел никакого отношения к нему еже с 71г.

11. М.Е. Салтыков-Щедрин – публицист.

12. М.Е. Салтыков-Щедрин – редактор.

 

Более сорока лет продолжалась журнальная деятельность М.Е. С-Щ, связанная с ведущими демократическими журналами «Современник» и «Отечественные записки».

 

Три периода:

1. «Писание рецензий» для «Отечественных записок» и «Современника» (46-48, 56-62).

 

Литературная слава пришла к Салтыкову после публикации в 56 году (под псевдонимом Н.Щедрин) «Губернских очерков» в журнале Каткова «Русский вестник». Причина успеха: злободневность, антикрепостничество. Современники увидели в нем продолжателя гоголевской традиции. В изображении мира провинциального общества, он создает яркие сатирические образы мошенников-купцов, чиновников-лихоимцев и др социальных типов, характеризующих «болото» общественных отношений. Во «Введении» к «Г.о.» он писал, что есть много путей служить общему делу, но обнаружение зла, лжи и порока небесполезно и предполагает полное сочувствие к добру и истине.

Несмотря на успех «очерков», он продолжает состоять на госслужбе. С 56 по 62 он служит в различных ведомствах, это хорошая школа гражданского возмужания и богатейший материал для будущей сатиры.

С 1860г. он преимущественно публикуется в «Современники», помещая там рассказы и очерки («Невинные рассказы», «Сатиры в прозе»), а также статьи по крестьянскому вопросу.

 

2. Руководство журналами: с 62 по 64 он соредактор Некрасова «Современника», 68-84 руководит с Некрасовым «Отечественными записками». После смерти Некрасова становится официальным редактором журнала до его закрытия.

 

В 1862 оставляет службу, работает в редакции «Современника». Это трудное время для журнала (смерть Добролюбова, арест Чернышевского). Салтыков принял на себя часть редакционной работы и стал одним из самых пишущих авторов. Он принимает участие в сатирическом отделе «Свисток» и всего себя в это время отдает публицистике. Пишет ежемесячные хроники-обозрения «Наша общественная жизнь», в которых отражены кардинальные вопросы переломного момента в истории 60-х, т.е. поворота правительства к реакции. Внимание читателей, полемика с Писаревым («Русское слово»). Сатирически обличал нигилизм и «скромное служение естественным наукам».

Разногласия с Антоновичем и некоторыми другим членами редакции привели к некоторой изоляции Салтыкова. Тогда он пишет Некрасову, что отныне он будет только писать в журнал, и не будет принимать участие в трудах редакции.

Вновь государственная служба. Служба для писателя превращается в несносную обузу. 1868 Салтыков уволен в окончательную отставку.

Осенью 1867 года Некрасов покупает у Краевского «Отечественные записки, предлагает Салтыкову стать соредактором. Он становится членом редакции и активным сотрудником обновленного журнала. В 77 году умирает Некрасов, он становится ответственным редактором, опираясь на сотрудничество Елисеева и Михайловского.

Конец 60-70е годы – самый напряженный и плодотворный период в творчестве Салтыкова. Все новые произведения он печатает только на страницах «Отечественных записок» («История одного города», сатирические очерки и рассказы «Помпадур и помпадурша», «Письма из провинции», «Признаки времени», «Господа ташкентцы», «Дневник провинциала в Петербурге», «В среде умеренности и аккуратности»», романы «Господа Головлевы», «Современная идиллия», множество публикаций, критических статей и рецензий).

Как редактор он многое сделал для придания журналу демократического направления, он тщательно отбирал авторов, всегда помогал и советовал им. Но в редакции считалось опасным посылать его решать какие-либо вопросы с министрами, руководителями цензурных органов и другими чиновниками, т.к. он не был способен к фальши, а к этим людям он был чужд малейшего подобострастия. Более всего он ценил прямоту характера. Он абсолютно нетерпим к враждебным ему направлениям общественной мысли, и, по мнению Чехова, только он умел открыто презирать. «Две трети читателей не любили его, но верили ему все», - так говорил Чехов. Сатирическое отношение к действительности – это идейная позиция публициста. Все «подробности» русской жизни – материал для сатирических образов, всегда реалистичных и конкретных. Его «градоначальники» желали освободить себя от тягота «закона», прятали в шкаф тома «Свода законов Российской империи» или же садились на них. Главный тормоз русской жизни публицист видел в сохранении и господстве пережитков крепостничества. Новый хозяин жизни – сельский буржуа – недалеко ушел от строго крепостника. Сатира идет и на консерваторов и на либеральных («умеренных» и «аккуратных» российских прогрессиста, литераторов подхалимов). Либералы с радостью встретили положение о земствах, хотя она сводилась к тому, чтобы снабжать друг друга фондами и подрядами.

Сатирический цикл «В среде умеренности и аккуратности» показывает новоявленных молчалиных.

75 г. он заболевает, едет лечится за границу. Очерки «За рубежом». за внешне привлекательным фасадом европейской цивилизации он видит неотвратимую угрозу бездуховности.

1 марта 1881 года убийство АII, волна реакции. «ОЗ» вынуждены усилить внутреннюю цензуру. 82 год «Временные правила» ужесточают положения печати. Однако реакция в стране становится одной их основных тем журнала. Трудные условия. 20 апреля 1884 года постановление о запрещение журнала.

 

3. 84-89 (смерть Салтыкова) вынужден сотрудничать с другими изданиями. («Вестник Европы», «Русские ведомости»). Создает циклы «Сказки», «Мелочи жизни», «Пошехонская старина». Эзопова манера помогала проводить через цензуру самые крамольные мысли.

 

Для среднего класса.

 

«СО» положила начало издания прессы для среднего класса. Ее появление связано с ускоренным развитием капитализма в пореформенный период и возникшей потребностью в массовой газете, рассчитанной на «недостаточный класс», которая отличалась бы низкой ценой, большой информативностью, занимательностью, общедоступностью уровня, простотой языка и т.д.

В 1856 году Старчевский возобновляет журнал «СО», а в 1857 году реорганизует его в еженедельную газету «политическую, ученую и литературную». В 62 году она становится ежедневной.

Изначально издание «СО» было с ярко выражено либерально-просветительской направленностью, но постепенно утрачивает свое направление, все более ориентируясь на вкусы и интересы читательской аудитории. С 1862 года это типичное буржуазное издание, ориентированное на среднего читателя с подписной ценой 6 рублей в год.

Формируется новое для русской журналистики свойство – меркантилизм, и новый тип редактора предпринимателя.

Адальберт-Войтех Викентьевич Старчевский прошел школу редакторства в «Библиотеке для чтения». При сосдани газеты он привлек молодых журналистов и широко известного Сенковского («БдлЧ»), который писал фельетоны под названием «Листок Барона Брамбеуса». В газете были иллюстрации, карикатуры. Газета включала в себя отдел i, словесности, критики, современных вопросов, политики.

В газете отразилось понимание того, что материальные условия гораздо больше определяют жизнь людей, чем их образование и нравственность. Приоритетное место занимают экономические вопросы. Появляются рубрики «Экономическая хроника», «Биржевые известия», статьи об условиях труда, о жалованиях. Печатались очерки из народного быта.

«СО» поначалу хотел вступить в полемику, но постепенно от нее отказался. Став ежедневной газета превращается в издание по типу дайджеста.

В 58-63 годах газета имела максимальный среди российских газет тираж. Тирах был 24000 более чем вдвое превосходя любое другое издание. Потом тираж несколько снижается. Но не намного.

С административными органами бывали проблемы, т.к. с возрастанием интереса публики к массовым изданиям, их начали больше проверять. Вот почему Старчевский занимался дайджестом.

В 1867 году газета лишилась поддержки и была на грани гибели (экономической, конечно же). Издание берет на себя Успенский, владелец мучного лабаза. Потом Старчевский отказывается ее редактировать в 1877 год, тираж резко падает. Хотя газета существует до 1905 года, она уже стала «периодически издаваемой оберточной бумагой». «СО» Старчевского заложил основу для изданий подобного рода.

 

Закон о печати 1865 года.

 

В журналистских кругах недовольство цензурой. Толчок для гласности происходит снизу, и власть идет на уступки.

Стоит различать между собой предварительную цензуру (с ней и боролись свободолюбцы) и карательную цензуру, осуществляемую посредством суда за нарушение журналистом законов.

 

Предварительные действия правительства.

А) 6 дек. 1855г. Закрытие Комитета 2 апр. 1848 г., время которого даже в официальных изданиях называлось «эпохой цензурного террора». Руководство печатью возвращается Главному управлению цензуры под руководством МНП.

Б) 1857 г. МНП возвращается право разрешать выпуск новых изданий. Однако на издания с политическим отделом требуется разреше6ние царя.

В) 10 марта 1862 г. Вводятся элементы карательной цензуры: от предварительной цензуры освобождаются издания правительственных учреждений, ученых обществ и губернских ведомостей.

Г) 12 мая 1862 г. Временные правила по цензуре:

– разрешили критику законов и административных злоупотреблений

– запрещение пропаганды свержения строя

– право МВД и МНП останавливать деятельность издания за «вредные направления». Хотя термин «вредные направления» не был оговорен, что развязывало руки министерствам.

Д) Управление цензурой передано из МНП в МВД.

 

апреля 1865 года Закон «О даровании некоторых облегчений и удобств отечественной печати»

 

Стоит учитывать, что это уже реакционный период правления А II. Одни параграфы давали свободу, другие ограничивали ее.

  1. в СПБ и М освобождались от цензуры: книги V более 10 печатных листов, переводы V более 20 печатных листов, периодические печатные органы при вносе крупного денежного залога.
  2. освобожденные от предварительной цензуры газеты должны были предоставить материалы в цензурные комитеты во время печати номера, а журналы – за два дня до распространения.
  3. в провинциях от предварительной цензуры освобождались только правительственные издания и издания научных учреждений.
  4. министр внутренних дел мог предупредить издание о наличии статей с «вредным направлением», после трех предупреждений выпуск издания приостанавливался на срок до 6 месяцев. Изданиям, выходившим под предварительной цензурой достаточно было одного предупреждения.

 

 

В 1866 г. Был издан ряд законов, ограничивающих пределы гласности путем экономического или судебного воздействия.

 

4. Разновидности журналов в 1860-1870 гг.

 

 

С начала правления АII происходит невероятный подъем периодической печати. (Если в 51-55 гг. появилось 31 новое издание, то в 56-60 гг. – 147 новых издание и сатирических журналов). До 70 годов ведущее место занимали журнал, после – газеты. Притом многие журналы переквалифицировались в газеты. Политизация изданий.

Складывается эмигрантская печать с открытия Вольной типографии Герцена в 53 году, 55г альманаха «Полярная звезда», сборника публикаций «голоса из России», политической газеты «Колокол»; так же зарубежная русская пресса представлена правительственной газетой «Le Nord» («Север») в Бельгии.

 

В 60-70 годы система печати имела классификацию:

 

  1. по месту распространения:

- столичные

- региональные

- местные

 

  1. по типологии
  2. по общественно-политическому направлению:

- консервативно-монархическое

Это издания были представлены официальной печатью органов министерств, ведомств, учреждений, губернскими и епархиальными «Ведомости», а также некоторыми частными проправительственными изданиями («Журнал землевладельцев», газеты «Домашняя беседа», «Весть», «Земледельческая газеты», «гражданин» и др.). Эти издания отстаивали сохранение незыблемой самодержавной власти и защит помещичьих интересов.

 

- либеральное:

Это направление было неоднородно. Оно отражало разные общественные течения, такие как либерально-западническое, славянофильское и почвенническое. Они предлагали разные варианты проведения крестьянской реформы, выступали в поддержку преобразований. Расхождения во взглядах находили отражение в печатной полемике по о-п, историческим, культурным и литературно-критическим вопросам. Либеральная печать сыграла большую (ударение на У) роль в проведении реформ. Либерально-западнические издания были представлены журналами «Русский вестник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Вестник Европы» и др.

Славянофильские издания были представлены журналом «Русская беседа» А.И.Кошелева и группой газет («Молва», «Парус», «День», «Москва») братьев Аксаковых.

Почвенники – журналы Ф.М и М.М. Достоевских «Время» и «Эпоха», а также на страницах «Дневника писателя» Ф.М.Д

 

- демократическое

«Современник», «Русское слово», «Отечественные записки»(С 1868 г.), «Дело», сатирическая «Искра». К ним же примыкали эмигрантские издания Герцена и газета Лаврова «Вперед». Радикальное крыло демократической прессы представляли революционная пресса М.А.Бакунина и П.Н.Ткачева, а также нелегальные органы революционных народников, выходивших в России: «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел».

 

Преобразование журналов:

 

I. Сокращается число отделов до двух, трех, главным становится публицистический отдел. С 1856 г. Разрешают открывать политический отдел. Литературно-критические журналы преобразуются в общественно-литературные. Публицистика вытесняет литературную критику (желание отразить «злобу дня»).

 

В журналистике складываются три ведущие концепции литературной критики:

- реальная. Она представлена в демократических изданиях последователями критического метода Белинского – Чернышевским, Добролюбовым, Писаревым. Литература играет общественную роль. Художественные ценности должны исходить их идеологии.

- эстетическая. («искусство для искусства»). Критики этого направления – Дружинин, Боткин, Анненков. Они отстаивали самоценность искусства, свободного от социалистического заказа.

- органическая. Эту теорию разработал Ап. Григорьев. Он отвергает крайности двух предыдущих концепций. Главное при оценке произведения – синтез жизненной правды и эстетические начала произведения.

***

 

II. Развитие в 60-70 гг. «тонких» иллюстрированных еженедельных журналов: художественных с иллюстрациями («Всемирная иллюстрация», «Нива»), сатирических и юмористических с карикатурами («Искра», «Гудок», «Будильник»).

 

III. По содержанию и целевому направлению журналы разбились на две группы:

 

1. Универсальные. Они разные по характеру (о-п, л, л-к, н-л), они имели разные идейно-политические направления (д, к-м, л). Но все они предлагали разнообразное чтение и ориентировались на широкий круг читателей.

2. Специализированные. Это научные и научно-популярные, библиографические, педагогические, медицинские, музыкальные и др. («Вокруг света», «Здоровье», «природа и охота»). Библиографические издания были ориентированы на люде, которые интересуются новинками литературы и издателей. В 60х годах появляется первый журнал по типографскому делу и фотографии «Типографский журнал». Он публиковал законы о печати, материалы судбных процессов по делам печати, сведения о новинках типографской и фототехники, объявления, прейскуранты. Издатель – Р.К.Шнейдер. журнал издавался на русском и немецком языках. В 60х годах вых-одило 19 журналов для детей (17 в СПБ и 2 в М). Среди них «Забавы и рассказы», «Журнал для детей», журнал для молодых девиц «Рассвет». Также были военные издания разного профиля («Военный сборник»), издания посвященные искусству. Появляются издания «для дам», как правило, из светского общества («Модный свет», «Ласточка», «Новый русский базар»). Один их них даже обращался к социальным проблемам («Женский вестник»).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.13 с.)