Хотя некоторые автоматические мысли истинны, многие из них ошибочны или имеют лишь зерно правды. Вот типичные ошибки мышления,



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хотя некоторые автоматические мысли истинны, многие из них ошибочны или имеют лишь зерно правды. Вот типичные ошибки мышления,



1. Дихотомическое мышление (также называемое черно-белым мышлением, полярным или мышлением в стиле "все или ничего"): представление о том, что существуют только две категории для оценки событий, людей, поступков (черное-белое, плохое-хорошее). Отказ от оценки в континууме.

Пример: "Если я не добьюсь успеха во всем, то я неудачник".

2. "Катастрофизация" (также называемая негативными предсказаниями): предсказание событий будущего исключительно негативно, без учета других, более вероятных исходов.

Пример: "Я так расстроюсь, что не смогу вообще ничего делать".

3. Обесценивание позитивного: успехам, позитивному опыту и поступкам не придается значения.

Пример: "Действительно, мне удалось выполнить эту работу, но это вовсе не означает, что в способный, мне просто повезло".

4. Эмоциональное обоснование, убеждение, что нечто должно быть правдой только потому, что вы "чувствуете" (по сути, верите) в это настолько сильно, что игнорируете или обесцениваете доказательства обратного.

Пример: "Я знаю, что мне многое удается на работе, но я по-прежнему чувствую себя неудачником".

5. Навешивание ярлыков: наделение безусловными, глобальными характеристиками себя или окружающих, без учета того, что доказательства могут с большей вероятностью привести к менее негативным выводам.

Пример: "Я неудачник", "Он зануда".

6. Магнификация/минимизация: оценивание себя, окружающих или ситуации с преувеличением негативного и/или преуменьшением позитивного.

Пример: "Средняя оценка говорит о том, что я неспособный. Оценка "отлично" не говорит о том, что я умный".

7. Мысленный фильтр (избирательное абстрагирование): безосновательный учет только неудач, поражений, лишений вместо полной картины всех событий.

Пример: "Один плохой результат по тесту [наряду с несколькими хорошими] свидетельствует о том, что я лентяй, который не мог как следует подготовиться",

8. "Чтение мыслей": уверенность человека в том, что он знает мысли окружающих, и отказ принимать во внимание другие, более вероятные возможности.

Пример: "Он думает, что я ничего не смыслю в этой работе".

9. Сверхгенерализация: формулирование обобщающих негативных выводов, выходящих далеко за пределы текущей ситуации.

Пример: "[Поскольку я чувствовал себя не в своей тарелке на встрече], я не умею знакомиться с людьми".

10. Персонализация: представление о себе как о причине негативного поведения других людей без учета более вероятных объяснений их поведения. Уверенность человека в том, что его ошибки и просчеты находятся в центре внимания окружающих.

Пример: "Мастер по ремонту нагрубил мне, потому что я сделал что-то не так".

11. Долженствование (мышление в стиле "я должен"): наличие четкой непреложной идеи о том, как должны вести себя другие люди или каким должно быть собственное поведение. Если ожидания не оправдываются, человек воспринимает это как неудачу. Пример: "Ужасно, что я ошибся. Я должен во всем добиваться успеха".

12. Туннельное мышление: акцент на негативных аспектах ситуации.

Пример: "Учитель моего сына ничего не может сделать правильно. Он постоянно критикует, не чувствует детей, и вообще он не состоялся как педагог".

Рис. 8.2. Распространенные ошибки мышления.

Адаптировано с разрешения А. Бека, д-ра медицины

 

Оценивание автоматических мыслей 149

 

Некоторых пациентов, особенно ранимых, не следует знакомить с полным списком искажений, представленным на рис. 8.2. В этом случае терапевт на­зывает и описывает лишь те ошибки мышления, которые типичны для данного пациента. Ниже представлен пример такого диалога.

Т: Мы только что выявили много автоматических мыслей в отношении ра­боты, состояния здоровья и ваших детей, которые возникали на прошедшей не­деле. Не кажется ли вам, что у всех этих мыслей есть нечто общее - в каждом случае вы ожидаете худшего варианта развития событий?

П: Да.

Т: Когда люди предсказывают худшее, мы называем это катастрофизацией (или негативными предсказаниями) - верой в то, что неизбежен негативный исход ситуации. Вы признаете, что вам свойственен такой тип мышления?

П: Наверное, да...

Т: На следующей неделе постарайтесь "поймать" себя на предсказании худ­шего. Когда вы запишете выявленную автоматическую мысль, определите, не связана ли она с "катастрофизацией".

Наконец, существует и третья возможность - предоставить пациенту весь список искажений мышления, но отметить в нем только одну, две или, три ошибки, свойственные именно ему. Пациенту, который научился выявлять свойственный ему тип искажений мышления, лучше удается объективно оце­нивать достоверность своих автоматических мыслей.

В следующем разделе мы поговорим об оценке выгоды автоматически мыслей.

 

ОЦЕНКА ВЫГОДЫ АВТОМАТИЧЕСКИХ МЫСЛЕЙ

Некоторые автоматические мысли могут быть полностью достоверными или, несмотря на оценивание, пациент может по-прежнему доверять сомнительным идеям, не отражающим всей правды. В таких случаях следует оценить выгоду автоматических мыслей. Терапевт либо помогает пациенту определить последствия его мышления (см. рис. 8.1, вопрос 4), либо интересуется непосредственно преимуществами и недостатками наличия данной мысли. Затем необходимо найти адаптивный ответ на эту дисфункциональную мысль.

Т: Салли, возможно, вы и правы, утверждая, что ваши шансы найти подходящую работу летом не так уж высоки. Но какой смысл в том, чтобы постоянно твердить себе: "Я никогда не найду работу, я никогда не найду работу»?

П: Я не разочаруюсь, если все-таки не найду работу.

Т: А есть ли у этой мысли недостатки?

 

150 Глава 8

 

П: Недостатки?

Т: Доставляет ли вам эта мысль огромное удовольствие? Повышает ли она вашу успеваемость? Улучшает ли вам настроение?

П: Нет.

Т: Теперь вы понимаете, что мысль "Я никогда не найду работу" имеет не­достатки?

П: Да.

Т: Попробуйте найти адаптивный ответ на нее.

П: "Я найду работу"?

Т: Сомневаюсь, что на жизнь надо смотреть чересчур оптимистично. Но со­гласитесь, что у вас есть шанс найти какую-то работу, даже если она окажется не той, о которой вы мечтали. Затем вам стоит сместить фокус внимания на то, чем вы занимаетесь в данный момент (каким образом вы собираетесь достичь своей цели). Подумаете над этим на будущей неделе?

В других случаях терапевт может выяснить, какова подоплека мысли "Я никогда не найду работу", какое убеждение лежит в ее основе. Однако в при­веденном выше примере он оценивает именно выгоду этой идеи. Далее показа­но, как он подробно разъясняет суть этого процесса пациентке.

Т: Салли, давайте подведем итог. Вначале мы попытались найти доказатель­ства того, что ваша мысль "Я никогда не найду работу" достоверна. Оказалось, что их не так просто выявить. Затем мы оценили выгоду этой мысли. Вы пом­ните, каким образом?

П: Да. Мы рассмотрели ее преимущества и недостатки.

Т: Правильно. И, обнаружив, что у нее много недостатков, мы разработали план, по которому вы сможете ответить на эту мысль в следующий раз. Таким образом, даже если мысль соответствует действительности или у вас не полу­чается объективно оценить ее, вы можете найти правильный ответ на нее, осно­вываясь на ее недостатках.

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОЦЕНИВАНИЯ

АВТОМАТИЧЕСКИХ МЫСЛЕЙ

Проанализировав автоматическую мысль пациента с помощью стандартных или альтернативных вопросов, представленных в этой главе (или поведен­ческого эксперимента, см. главу 12, раздел "Поведенческие эксперименты"), терапевт, прежде чем идти дальше, оценивает эффективность проделанной работы. Если доверие пациента к этой автоматической мысли значительно


 

Оценивание автоматических мыслей 151

 

ослабело, а его эмоциональное состояние улучшилось, терапевт может пере­ходить к следующему вопросу повестки дня.

Т: Насколько вы сейчас уверены в том, что Джейн разозлится и никогда не простит вас, если вы попросите ее вести себя потише?

П: Не сильно. Может быть, на 25%.

Т: Сильно ли вы беспокоитесь сейчас по этому поводу?

П: Тоже меньше. Примерно на 20%.

Т: Хорошо. Хотите еще что-нибудь добавить? Нет? Тогда давайте перейдем к следующему вопросу повестки дня.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.112.123 (0.011 с.)