Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обсуждение вопросов повестки дня, определениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
НОВОГО ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ И ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ В большинстве случаев терапевт спрашивает пациента, с какого пункта повестки дня тот хочет начать обсуждение. Поступая так, терапевт побуждает пациента к активности, укрепляет его уверенность в себе и подводит его к осознанию собственной ответственности. Иногда право выбора первой темы для обсуждения терапевт оставляет за собой, особенно если полагает, что выбор определенной темы будет более полезным и приведет к улучшению состояния пациента ("Вы не против, если мы начнем с проблемы в отношениях с начальником?"). Терапевт формулирует собственные цели обсуждения каждой темы. Так, на второй сессии терапевт не только старается помочь Салли решить некоторые проблемы, но и:
78 Глава 4
• устанавливает связь обсуждаемой темы с терапевтическими целями Салли; • усиливает когнитивную модель; • продолжает обучать Салли выявлению ее автоматических мыслей, стремится улучшить самочувствие Салли, помогая ей правильно реагировать на тревожные мысли; • как всегда, поддерживает и укрепляет раппорт, выражая понимание и принятие пациентки.
ПОВЕСТКА ДНЯ. ПУНКТ № 1 Т: Взгляните на повестку дня. Как вы думаете, с чего нам лучше начать? Выбирайте - поговорим о предстоящем экзамене или о характере улучшений в терапии? П: Я думаю, об экзамене. Этот вопрос очень меня волнует. Т: Эта тема касается двух ваших терапевтических целей - улучшения успеваемости и уменьшения волнения перед экзаменами, так? П: Да. Т: Расскажите, пожалуйста, как прошла эта неделя. Как вам давалась учеба? Получалось ли сосредоточиться на занятиях? П: Я никак не могла начать подготовку к экзамену. Всякий раз, когда я усаживалась за письменный стол, я начинала сильно волноваться. Иногда я не осознав ала, что мои мысли блуждают, и потом мне приходилось перечитывать несколько страниц заново. Т: А когда экзамен, и сколько глав нужно выучить? (Стремится получить больше сведений, чтобы распознать возможные искажения мышления пациентки и помочь ей решить проблему) П: Через две недели. Всего десять глав. Т: И сколько вы уже прочли? П: Три главы. Т: Есть что-нибудь в этих трех главах, в чем вы не разобрались? П: Очень много. Итак, в двух словах: через две недели у вас экзамен, и вы беспокоитесь, что не успеваете как следует к нему подготовиться. Верно? П: Да. На первом этапе терапевт стремится получить полное представление о проблеме. Он ненавязчиво учит пациентку, как можно выразить проблему "в двух
Вторая и последующие сессии: структурирование и формат 79
словах". Затем терапевт подводит Салли к выявлению ее автоматических мыслей, побуждая ее вспомнить конкретную ситуацию. Т: Можете ли вы вспомнить недавний случай, когда вы думали об учебе или собирались позаниматься, но в этот момент начали сильно тревожиться? П: Конечно... Вчера вечером. Т: В котором часу? И где вы были? П: Это было около половины восьмого вечера. Я шла в библиотеку. Т: Вы можете мысленно вернуться туда? Сейчас 19:30, вы идете в библиотеку... О чем вы думаете? П: Что будет, если я завалю экзамен? И меня отчислят из колледжа? Т: Отлично. Вам удалось выявить важные автоматические мысли. Как они повлияли на ваше самочувствие? Что вы испытали? Тревогу? П: Да, очень сильную тревогу. Т: Остановились ли вы и спросили себя: "Что будет, если я сдам экзамен? И успешно закончу этот курс?" (На примере этой проблемы, прежде чем приступить к ее решению, терапевт усиливает когнитивную модель) П: Нет. Т: А если бы вы сделали так, как вы думаете, что произошло бы с вашим настроением? П: Если бы я поверила этому, мне бы стало лучше. Т: Позвольте, я подробнее расскажу вам об этих мыслях. Их называют автоматическими, потому что они возникают неожиданно. Чаще всего вы даже не осознаете их. Зато вы замечаете, что вам стало тревожно или грустно, - и эти эмоции вызваны именно автоматическими мыслями. И даже осознав эти мысли, вы вряд ли решите оценить, насколько они точны, насколько достоверны. Вы просто принимаете их за правду. Поэтому то, чему вам предстоит научиться здесь, в процессе терапии, -это выявлять автоматические мысли и оценивать их: отражают ли они действительность или искажены. А теперь давайте подробнее рассмотрим первую мысль. Какие существуют доказательства того, что вы завалите экзамен? (Начинает процесс оценивания автоматических мыслей.) П: Ну, я совсем не разбираюсь в этой теме. Т: Совсем? П: Ну да... Кроме того, до экзамена осталось совсем мало времени. Т: А существуют ли доказательства того, что вы можете не завалить экзамен?
80 Глава 4
П: Я хорошо написала первую контрольную работу. Т: Что-нибудь еще? П: Я разобралась в первых двух главах лучше, чем в третьей. Но с третьей главой у меня действительно серьезные проблемы. Т: Что бы вы могли сделать, чтобы получше разобраться в этой главе? (Начинает процесс решения проблемы; побуждает пациентку проявить инициативу.) П: Я могу перечитать ее. И просмотреть конспект лекций. Т: Еще что-нибудь? П: (С сомнением.) Больше ничего не могу придумать. Т: Можете ли вы попросить кого-нибудь помочь вам? П: Думаю, я могу обратиться к помощнику преподавателя или одному из студентов -старшекурсников. Т: Кажется, это неплохие варианты! А теперь что вы думаете о своем предсказании, что вы завалите экзамен? П: Теперь я понимаю, что часть материала уже усвоила. Может быть, я могла бы постараться осилить и остальную часть. Т: А как вы себя теперь чувствуете? П: Немного лучше. Меньше волнуюсь. Т: Подведем итог. На этой неделе у вас было много автоматических мыслей, из-за которых вы сильно тревожились. Но когда вы прекратили принимать эти мысли за истину и подошли к ним с позиций здравого смысла, оказалось, что у вас есть много возможностей подготовиться к экзамену и успешно его сдать. Правильно? П: Да. Т: В качестве домашнего задания на следующую неделю я прошу вас снова обращать внимание на изменения настроения и отслеживать сопутствующие им автоматические мысли. В этих мыслях может содержаться зерно истины, но чаще всего они тем или иным образом искажены. В следующий раз мы вместе рассмотрим доказательства, чтобы определить, являются ли мысли, которые вы записали, абсолютно точными или нет. Хорошо? П: Да. Т: Имейте в виду, что выявление и оценка мыслей - это навык, и он совершенствуется в процессе практики, подобно тому, как учатся водить машину или печатать вслепую. Вначале у вас будет получаться не очень хорошо, но со временем - все лучше и лучше. На следующих сессиях мы будем много
Вторая и последующие сессии: структурирование и формат 81
тренироваться. Посмотрим, как вам удастся выполнить домашнее задан не по выявлению автоматических мыслей. Но не ожидайте от себя мгновенного успеха. П: Хорошо. Т: Еще одно замечание. Когда вы будете записывать автоматические мысли, все время напоминайте себе, что эти мысли могут быть правдой, а могут и не быть. В противном случае записывание мыслей перед тем, как вы научитесь оценивать их, может несколько ухудшить ваше состояние. П: Хорошо. Т: Запишите это своими словами, прямо сейчас. (Терапевт закрепляет понимание пациенткой домашнего задания.) И еще, давайте посмотрим, может быть, какую-то часть предыдущего домашнего задания вы хотели бы продолжить выполнять и на этой неделе? И возможно, вы захотите составить план подготовки к экзамену (рис. 4.2).
1. Когда в чувствую, что у меня меняется настроение, спросить себя: "О чем я думаю прямо сейчас?" и записать свои автоматические мысли (которые могут быть правильными, а могут и не быть). Стараться делать это хотя бы раз в день. 2. Если я не могу выя вить автоматические мысли, просто описать (письменно) ситуацию. Помнить, что распознавание автоматических мыслей - такой же навык, как и другие, и что со временем у меня будет получаться все лучше и лучше. 3. Попросить Рона помочь мне разобраться с главой 5 учебника по экономике. 4. Перечитывать записи, сделанные во время сессии. 5. Продолжить занятия бегом/плаванием. Три раза пригласить с собой Джейн (соседку по комнате). Рис. 4.2. Домашнее задание Салли (сессия 2) На этом этапе сессии терапевт одновременно достигает многих целей. Он обращается к вопросу повестки дня, который очень беспокоит пациентку; затрагивает вопросы, связанные с терапевтическими целями пациентки; предоставляет пациентке больше информации об автоматических мыслях; помогает пациентке выявлять, оценивать автоматические мысли и правильно реагировать на травмирующие ее мысли; способствует некоторому улучшению ее состояния, снижает ее тревогу; определяет домашнее задание и предостерегает пациентку от завышенных ожиданий в отношении качества выполнения домашнего задания. Процесс обучения пациента выявлению и оценке его автоматических мыслей подробно рассматривается в главах 6 и 8. ПОВЕСТКА ДНЯ. ПУНКТ № 2
На следующем этапе сессии терапевт рассказывает пациенту о характере улучшений в терапии. Закончив предыдущую часть сессии, терапевт кратко подводит итог.
82 Глава 4
Т: Мы поговорили о вашем экзамене и о том, как ваши автоматические мысли вызывают тревогу и препятствуют решению проблем. Теперь, если вы не против, я хочу поговорить о характере улучшений в терапии. П: (Кивает.) Т: Я рад, что сегодня вам немного лучше, и надеюсь, что ваше состояние будет улучшаться и в дальнейшем. Но, скорее всего, вы не будете чувствовать себя все время лучше, день ото дня, до тех пор, пока не вернетесь к своему прежнему состоянию. Вам следует ожидать как подъемов, так и спадов настроения. Есть причина, по которой я предупреждаю об этом. Представьте, о чем вы можете подумать, если будете ожидать непрерывных улучшений, но однажды почувствуете себя немного хуже? П: Скорее всего, я подумаю, что мне никогда не выбраться из депрессии. Т: Правильно. Поэтому запомните, что мы предусмотрели возможное ухудшение состояния. Это периодическое движение назад - неотъемлемая часть общего процесса улучшений. Хотите записать что-то из сказанного мною? В главе 15 приведен более полный фрагмент беседы о профилактике рецидива и графическое изображение нормального хода улучшений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.125 (0.007 с.) |