Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диалог о влиянии прививок на Здоровье детейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
КП: Личный опыт: старшим детям я все делала "как положено" (искренне верила врачам), и они болели с первых же месяцев жизни, не переставая. А трое младших в нашей семье избежали роддомовской прививки БЦЖ и всех последующих, и при этом я, наконец, убедилась, что БЫВАЮТ и здоровые дети! ПОЧЕМУ! Неужели причина действительно в несделанных прививках РБ: Ну конечно нет, Ксения. Я достаточно знаю о вакцинах для того, чтобы говорить о том, что вакцины не оказывают "разрушающего" влияния на организм. Один, два, семь антигенов, наконец, иммунную систему не разрушат. За первый год жизни ребенок сталкивается с тысячами антигенов, чужеродных веществ, и доля прививок среди них смехотворна. Это подтвердит любой грамотный иммунолог. Просто ради примера - у одного ребенка недостаток веществ, разжижающих слизь на слизистых оболочках, и поэтому он склонен к простудным заболеваниям, у другого - мало CD4+ лимфоцитов и он подвержен некоторым вирусным инфекциям, у третьего... а как питались 10-20 лет назад Такой сравнительный анализ не может и не должен быть однофакторным, иначе получится, что когда прививались, в экономике застой был.:)) КП: И все-таки разница между "привитыми" и "непривитыми" настолько огромна! Наши "непривитые" МОГУТ простудиться и заболеть - но у них любой насморк и кашель проходит без всякого лечения за несколько дней, хотя у старших ТЕ ЖЕ симптомы каждый раз приводили к ЗАТЯЖНОЙ болезни! Вы - как профессионал - МОЖЕТЕ объяснить этот странный феномен РБ: У меня есть знакомые как раз с такими же различиями у детей, причем прививки у всех одинаковые. Это наверняка можно объяснить, но для этого нужно настолько глубоко вникнуть в историю развития ребенка и его физиологию. Есть тысячи причин для отличий одного ребенка от другого - экология, питание (разный период и характер кормления), индивидуальные особенности развития (например различия в проницаемости слизистой кишечника), индивидуальная биохимия (недостаток, к примеру, одних ферментов и избыток других). Двух одинаковых детей не бывает и даже близнецы отличаются друг от друга. Прививки, на мой взгляд, - один из самых последних факторов в череде тех, которые могут обусловливать разницу между двумя детьми, взрослыми и т.д. А почему один рос крикуном-шалуном, другой паинькой - прививки КП: Пожалуй, Вы правы. Возможно, решающую роль играет не то, сделаны ли прививки, а образ жизни семьи в целом, отношение к здоровью. Ведь на самом деле от прививок обычно отказываются те родители, которые уделяют много внимания закаливанию своих детей. И создают у себя дома особую "атмосферу" радости, любви и здоровья. Получается, что их дети были бы здоровы даже и в том случае, если бы они сделали все прививки... РБ: Я тоже часто задумываюсь - ПОЧЕМУ все "валят" на прививки И Вы знаете, до конца я этого так и не понимаю. КП: Так ведь это очень удобный "козел отпущения"! Про те тонкие отличия в строении организма, которые Вы упомянули, никто знать не знает; про те отличия в образе жизни и психологической атмосфере семьи, про которые я сказала, тоже многие не задумываются; а прививки - они на виду; единственное ВИДИМОЕ различие между здоровыми и больными детьми. Хотя некоторую логику в этом я все-таки вижу - ведь среди больных и среди здоровых детей наверняка встречаются представители РАЗНЫХ типов организма. Трудно поверить, что всех детей, которым родители делают прививки, объединяет какое-то общее невидимое свойство, заставляющее их часто болеть... РБ: Но ведь согласно этой же логике, прививки ведь тоже очень разные. Поэтому утверждение "ПРИВИВКИ приводят к..." трижды и четырежды неверно. Прививок, то есть вакцин, около 50 разновидностей! Теперь Вы понимаете, почему я против "житейского" подхода к рассуждению о пользе и вреде прививок Ну и еще одна причина - это то, что "бытовые" рассуждения обычно начинаются с ошибки - как в том примере с разницей в понимании терминов "осложнения" и "побочные реакции". КП: Ведь это вполне нормально: мы (НЕ врачи) - рядовые обыватели, и все наши действия рассматриваем именно с житейской и бытовой точек зрения. А как же иначе Ведь "наука" и даже Наука - это все для узких профессионалов, большинству людей это даже не интересно! РБ: В этом вся проблема. Наука ведь не самоценная вещь и в принципе предназначена для жизни, не так л и Собственно, на это я жизнь и кладу:) - популяризация науки в области вакцинологии. Все, что я делаю для рассылки и для сайта, это попытка свести "тонны научной руды" к уровню неспециалиста, простого родителя, в сжатом виде без потерь для истины. Образно говоря, прививки должны сами прийти к человеку, то есть не надо ждать, что родители освоят всю вакцинальную грамоту. КП: И все же для многих родителей этот очевидный житейский факт ("привитые дети болеют, а непривитые - нет") в сто раз важнее любых научных данных, подтверждающих пользу прививок. И разве это не естественно! Правда, родитель, не желающий "пораскинуть мозгами", увидит в этом "житейском факте" однозначную подоплеку: "прививки делать не надо, тогда и дети будут здоровы". Но не посмотрит глубже: в этих семьях НЕ ПРОСТО отказались от прививок - там вообще вся система жизни другая, именно та, которая и позволяет детям не болеть НЕЗАВИСИМО от того, сделаны прививки или нет. РБ::) У меня ощущение, что я сам написал эти строки! Ксения, я ведь как раз тоже за то, чтобы родители думали своей (!) головой и таки "раскидывали мозгами". Мне искренне непонятно, когда мамы с высшим образованием начинают повторять чужие глупости и рассуждать вопреки всему тому, чему их учили в ВУЗе. Я за то, чтобы люди думали своей головой, думали логически, а не эмоционально. Не ленились думать и кое-что посматривать в Сети, благо доступ есть. Вы правы, я не хочу ничего навязывать, я буду только рад, если родители составят свое, отличное от моего суждение, начнут сомневаться и задавать вопросы. И дай Бог, чтобы не все из 3 с лишним тысяч Ваших подписчиков принимали все Ваши размышления, как руководство к действию и истину в последней инстанции. КП:;-) Учла Ваши слова. В следующем выпуске рассылки я уточнила, что призываю отказаться НЕ от прививок, а от БЕЗДУМНОГО отношения к здоровью детей. РБ: Отлично. Под этим могу подписаться и я. А то представьте себе, что могло бы получиться: врачи в нескольких тысячах поликлиник не будут знать, что сразу ответить на обвинения в том, что, например, БЦЖ "засыпает в организме". КП:;-) А может быть, врачам тоже полезно "встряхнуться" и поискать ответ на неожиданный вопрос А то обрастают коркой однообразия и перестают "шевелить мозгами", если никто им не возражает. РБ: Но ведь этот конкретный вопрос несостоятелен и практического смысла не имеет. Пусть лучше врачи думают и встряхиваются о чем-то более реальном:) Например, в чем разница между осложнениями и побочными реакциями, как организован контроль за качеством вакцин, пусть предъявляют копии сертификатов соответствия на используемые вакцины и рассказывают о том, как работают вакцины, как их хранят в поликлинике. Мне кажется, это более продуктивно. КП: И все же: как быть тем родителям, которые В ПРИНЦИПЕ не против вакцинации, но при этом ХОТЯТ, чтобы у них были ЗДОРОВЫЕ дети Ведь "житейский опыт", вопреки мнению врачей (я сама от них сто раз слышала, что НЕ ДОЛЖНО быть ЗДОРОВЫХ детей!!!), показывает, что БЫВАЮТ здоровые дети, и как раз те, кто избежал прививок) Все эти мысли - не только мое личное мнение, но и результат долгих разговоров с другими родителями и даже;-) врачами. Однако моя рассылка - это все-таки разговор РОДИТЕЛЕЙ о том, как лучше выращивать детей, а не разговор ВРАЧЕЙ! Я, как родитель, пытаюсь собрать какие-то сведения, которые небезразличны и мне, и другим родителям, и делюсь ими с читателями. А дальше уже каждый решает сам, что ему делать. РБ: Вы понимаете, в чем штука, все страхи перед прививками - от незнания механики и как раз тех самых деталей. Стали бы родители бояться гепатитной В вакцины, если бы знали, что она состоит из одного белка и более ничего А так не знают и думают всякие страсти - меня, например, каждый месяц кто-нибудь спрашивает "а можно ли от Эувакса В заболеть гепатитом" Стали бы родители бояться, если бы знали, что иммунитет основан на простом взаимодействии очень конкретных антигенов и конкретных антител и что прививки не могут обострять или вызывать аллергии к апельсинам или березовой пыльце какой-нибудь, и не могут вызвать гастрита и пневмонии КП: Ну, допустим, сами вакцины не так уж опасны, как мы иногда думаем. Но, как известно, в вакцины добавляются еще и стабилизаторы (такой канцероген как формальдегид, а в России ещё и соль ртути - мертиолят) и адъюванты для увеличения антигенных свойств (гидроксид алюминия). РБ: Формальдегид да, но кстати в конечном составе вакцин он присутствует в следовых количествах, раньше в качестве консерванта использовали фенол и этиловый спирт, но это уже скорее пережиток. Мертиолят используется не только в России, но и во всем мире. КП: Но разве это уменьшает его опасность для детского организма Это и взрослому далеко не на пользу, а уж что говорить о грудных детях Ничего удивительного, что противники прививок постоянно о нем вспоминают! РБ: Ну что ж, давайте разберемся с мертиолятом (он же тиомерсал, он же меркуротиолят). Сначала об абсолютном количестве - в гепатитных В вакцинах содержится 0,01 вес-объемного процента (1 г на 100 мл). То есть реальное количество тиомерсала составляет 5 на 10 в -5 степени грамма. Не будем забывать, что тиомерсал это не чистая ртуть, т.е. это количество надо разделить еще в несколько раз. Без помощи хорошего микроскопа глазом это количество увидеть будет нереально.:) КП: Так ведь и микробы без хорошего микроскопа не видны! Но делает ли это их менее опасными;-) РБ: По данным ВОЗ, все количество тиомерсала, то есть ртути, введенной в организм с прививками за первый год жизни, не превышает допустимых норм. Но это не повод думать, что тиомерсал - великое благо, и постепенно от него стараются избавляться при производстве вакцин. К примеру, некоторые производители снижают его количество, другие переходят на альтернативные консерванты (например, 2-феноксиэтанол в Тетракоке). Вообще отказаться от консервантов нельзя и вот почему. Мы все прекрасно помним из школьного курса, что представляет собой белок - это пространственно объемная "мантра" из цепочки аминокислот. И это очень важно для иммунной системы - белок запоминается ею именно в объемном виде, по краешкам цепочки пептидов. То есть данный уголок-поворот цепочки и есть антигенная детерминанта, т.е. "визитная карточка" антигена как антигена. Если белок испортится, денатурируется и объемная структура потеряется - организм просто не опознает уже этот белок, он станет совсем другим с точки зрения иммунитета. А какой смысл вводить в организм антиген, который не похож на настоящий От чего будут защищать антитела к испорченному вакцинному антигену Правильно, ни от чего. Это я так пространно подвел Вас к мысли о том, что консервант нужен.:) А вот обратный пример - вакцины без консервантов. Я не буду называть брендов, дабы никого не обидеть, но это довольно известная импортная гриппозная вакцина. Так вот ее эффективность, как показал опыт, практически равна 50% (т.е. то ли защитит, то ли нет) по сравнению с обычными вакцинами, эсрфективность которых равна 95%. А вообще к убежденным противникам прививок у меня отношение тяжелое - как правило, тотальный отказ не обоснован ничем, кроме житейских и весьма бытовых рассуждений, причем как правило не своих и всегда ошибочных. Но я всегда готов помочь достоверной (то есть не только "за") информацией сомневающимся и предоставлять информацию противникам прививок, если у таковых есть желание разобраться самим, не слушая Червонскую и иже с ней. КП: Если я не делаю своим детям прививок, это не означает, что мне этот вопрос безразличен. И у меня тоже есть вопросы к профессионалам. А в поликлиниках, как я уже писала, никто ничего не знает. РБ: Да, на поликлиники во всем надеяться не стоит, особенно в части просветительской работы - увы, им едва хватает сил на то, чтобы обеспечить должный охват прививками. Впрочем, и я, и Представительство "Авентис Пастер" делаем все, что в наших силах для донесения информации в массы врачей. Загляните сюда, и Вы поймете о чем я: http://www.privivka.ru/bulletin КП: И все-таки, несмотря на все достижения современной науки, никто не даст нам гарантии, что через 20-30 лет не окажется, что вещество "икс", входившее в состав вакцины "игрек", оказывало влияние на "зет" ребенка, и именно поэтому... И т.д. Как неоднократно случалось с лекарствами, которые сначала считались совершенно безопасными для организма, а потом ВДРУГ выяснялось, что они лечат одни болезни, вызывая взамен другие. А поскольку мы руководствуемся прекрасной ЗАПОВЕДЬЮ ВРАЧЕЙ "Не навреди!" - мы боимся, что вмешательство, которое современная наука считает безвредным, впоследствии все-таки окажется опасным. Дай Бог, чтобы такого не случилось - но ведь жалко делать своих детей объектами этого всепланетного "эксперимента", результаты которого могут сказаться только через десятки лет. РБ: Все разговоры о том, что прививая "на детях проводят эксперимент", некорректны как с житейской (как! на наших детях ставят эксперименты как на морских свинках!), так и с научной точки зрения. Это не самое удачное словосочетание в свете общественного мнения о прививках. И Вы, и я отлично понимаем, что имеем в виду, но в массах наши вольные рассуждения будут иметь оттенок именно "морских свинок". Если принять во внимание Вашу гипотезу о том, что через десятки лет... большинство инфекций известны со времен Гиппократа и Авиценны и применение вакцины, состоящей из тех же возбудителей инфекций, вряд ли добавит что-то радикально новое в наши знания о свойствах этих микробов и вирусов. В этом плане конечно вакцины отличаются от синтезированных фармацевтических средств. Сама природа нам диктует из чего именно должна состоять вакцина и малейшее отступление грозит снижением ее эффективности. Вакцины применяются уже более 100 лет, и к настоящему времени более-менее понятно, как действуют те или иные их компоненты. Помимо этого, вакцинология не изолированная наука и добрая часть всего, что наработано, пересекается с обычной фармакологией, которой тоже опыта не занимать. Удивительное свойство вакцин состоит в том, что это по сути натуральный(!) продукт и таким и останется, ибо принцип вакцины как таковой - это введение в организм компонентов микробов и вирусов с тем, чтобы человек (вместо "естественного" полномасштабного заражения и инфекции), ознакомившись с этими частичками вирусов и бактерий, выработал бы иммунитет, то есть невосприимчивость. А вообще, если говорить об опытах, все эксперименты с прививками заканчиваются еще до регистрации вакцин: Доклинические испытания (опыты на лабораторных животных), I фаза клинических испытаний (ограниченные группы риска), II фаза (опыты на пациентах из групп риска, несколько сотен человек), III фаза (крупномасштабные испытания на здоровых пациентах, несколько десятков тысяч пациентов на двух-трех континентах). Вероятность того, что вдруг "всплывет" какое-то новое свойство, довольно низка. И даже если это происходит, то существующая система контроля за осложнениями позволяет довольно быстро остановить применение данной вакцины (как это было с живой ротавирусной вакциной в США). Кстати, система контроля качества вакцин гораздо лучше устроена, нежели для обычных фармацевтических препаратов. Лично у меня гораздо больше сомнений в эффектах мыла с антибактериальными компонентами и стиральных порошков, нежели вакцин, не говоря уже о биологически активных пищевых добавках (БАД), контроль качества которых очень и очень условен (вспомнить хотя бы ту же историю про "морозник кавказский"). КП: Хотелось бы надеяться, что это так;-). И все-таки, напоследок, скажите: а что Вы сами думаете про необходимость прививок Если ребенок явно не входит ни в какие "группы риска" (родители здоровы, бытовые условия хорошие, контактов с больными не ожидается), то так ли уж необходимы прививки РБ: Могу с Вами согласиться: в таких "идеальных" условиях прививки не играют столь важной роли. И даже выскажу "крамольную" с точки зрения нашей медицины мысль: прививки даже больше нужны детям с разными "болячками", нежели здоровым. КП: Ага, вот Вы и согласились с чем-то из моих высказываний;-) Сказали почти то же самое, что я советую читателям, когда они задают мне вопросы "делать или не делать". Я думаю, что когда родители не культивируют "здоровый образ жизни", для них будет безопаснее делать прививки своим детям (у которых много шансов заболеть чем угодно). А в семьях, где хотят и УМЕЮТ(!) быть здоровыми, нужно семь раз отмерить, прежде чем сделать какую-то прививку. РБ: С первой частью я просто абсолютно согласен - мне очень приятно, что и Вы думаете, что больным детям прививки нужнее. С этим даже сторонники прививок не все сразу согласны.:) Я действительно очень рад. Да Вы и сами наверняка знаете, как врачи и родители начинают неоправданно "беречь" больного ребенка от прививок, хотя это противоречит банальной логике, ведь больной ребенок переносит инфекции куда хуже здорового! Но вторая часть про здоровых детей явно дискутабельна.;) Боюсь, что это тема для совершенно отдельного и большого разговора о том, так ли уж здоровые дети защищены естественными силами от дифтерии... КП: Что ж, будем надеяться, что когда-нибудь мы продолжим наши диалоги и обсудим все, что прошло мимо нашего внимания в этот раз. Источник - http://birth.ft.inc.ru/ Начало нового учебного года всколыхнуло старые переживания некоторых родителей на тему "А хорошо ли ему будет в школе" А поскольку многие читатели запомнили, что мои дети не ходят в школу;-) - посыпались письма с вопросами. От смешных ("Неужели это правда!") до серьезных ("Как помочь своему ребенку получить все необходимые знания"). Сначала я пыталась отвечать на эти письма, но потом решила, что проще будет ответить всем сразу -через рассылку. Сначала - отрывки из писем, которые я получила в последние дни. "То, о чем Вы рассказываете, очень интересно. Я читала и слышала про подобные вещи, но действующие лица всегда были для меня больше "книжными героями", чем реальными людьми. А Вы вполне реальны:)))." "Меня очень интересует домашнее обучение. Мой сын уже сейчас не хочет идти в школу, а я не знаю, как давать ему школьные знания. Поделитесь своим опытом, пожалуйста." "Позвольте задать вопрос (извините, если он звучит глупо): Ваши дети действительно не ходят в школу Правда Мне это кажется невозможным, потому что в России везде (как и у нас, на Украине) школьное образование еще очень и очень обязательно. Как это - не ходить в школу Расскажите, очень интересно." "Как не отправлять ребенка в школу, но чтобы другие не называли его дебилом И чтобы он не вырос неучем Я пока не вижу альтернативы школе в нашей стране." "Скажите, а детей дома Вы сами учите Когда я начинаю прикладывать возможность домашнего обучения к собственным детям, сразу возникают сомнения: а захотят ли они учиться сами а смогу ли я их научить С терпением и терпимостью у меня зачастую проблемы, быстро начинаю раздражаться по пустякам. Да и дети маму, мне кажется, воспринимают по-другому, чем постороннего человека-учителя. Посторонний дисциплинирует. Или как раз лишает внутренней свободы" ТЕМА: Кто ходит в школу по утрам... - Часть 1 Попробую начать с самого начала - с тех давних времен, когда мой старший сын, как все, каждое утро ходил в школу. На дворе был конец 80-х годов - "перестройка" уже началась, но в школе еще ничего не изменилось. (А мысль о том, что в школу МОЖНО;-) не ходить, еще не приходила мне в голову - ну, попробуйте вспомнить свое детство. Ведь многие из вас учились в школе примерно в те же времена. Могли ваши мамы додуматься до того, что в школу можно не ходить Не могли. Вот и я не могла.) КАК МЫ ДОШЛИ ДО ЖИЗНИ ТАКОЙ Став родительницей первоклассника, я пошла на родительское собрание. А там у меня возникло ощущение, что я попала в театр абсурда. За маленькими столиками сидела толпа взрослых людей (на вид - вполне нормальных), и все они усердно записывали под диктовку учительницы, сколько клеточек надо отступать от левого края тетради, и т.д., и т.п. "А Вы почему не записываете!" - грозно спросили меня. Я не стала рассказывать о своих ощущениях, а просто сказала, что не вижу в этом смысла. Потому что считать клеточки все равно будет мой ребенок, а не я. (Если будет;-).) С тех пор начались наши школьные "приключения". Многие из них стали "семейными легендами", которые мы со смехом вспоминаем, когда речь заходит про школьный опыт. (Приведу один пример - "история о выходе из октябрят". В то время всех первоклассников еще "автоматически" зачисляли в окртябрята, а потом начинали взывать к их "октябрятской совести" и т.д. К концу первого класса мой сын сообразил, что его никто не спрашивал, хочет ли он быть октябренком. Он начал задавать мне вопросы. А после летних каникул (в начале второго класса) объявил учительнице, что он "выходит из октябрят". В школе началась паника. Устроили собрание, на котором ДЕТИ предлагали меры наказания для моего ребенка. Варианты были такими: "исключить из школы", "заставить быть октябренком", "поставить двойку по поведению", "не переводить в третий класс", "не принимать в пионеры". (Возможно, это был наш шанс перейти на обучение эктерном еще тогда;-) - но мы этого не поняли.) Остановились на варианте "не принимать в пионеры", что вполне устраивало моего сына. И он остался в этом классе, не будучи октябренком и не участвуя в октябрятских развлечениях.) Постепенно мой сын приобрел в школе репутацию "довольно странного мальчика", к которому учителя не особо приставали, потому что не находили у меня отклика на свои претензии. (Поначалу претензий было очень много - начиная от формы написания буквы "ы" моим сыном и заканчивая "неправильным" цветом его рубашки. Потом они "сошли на нет" - я не "шла навстречу" и не "воздействовала" ни на букву "ы", ни на выбор цвета рубашек.) А дома мы с сыном довольно часто рассказывали друг другу о своих новостях (по принципу "что у меня сегодня было интересного"). И я стала замечать, что в его рассказах о школе слишком часто упоминаются ситуации такого типа: "Я сегодня такую интересную книгу начал читать - на математике." Или: "Я сегодня начал писать партитуру моей новой симфонии - на истории." Или: "А Петя, оказывается, здорово в шахматы играет - мы с ним на географии пару партий успели сыграть." Я задумалась: а для чего он вообще ходит в школу Учиться Но на уроках он занимается совершенно другими делами. Общаться Но это можно и вне школы делать. И тут в моем сознании произошел поистине РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРЕВОРОТ;-)!!! Я подумала: "А может, ему вообще не стоит ходить в школу" Сын охотно остался дома, еще несколько дней мы продолжали обдумывать эту идею, а потом я пошла к директору школы и сказала, что мой сын больше не будет ходить в школу. Скажу честно: решение уже было "выстрадано", поэтому мне было почти все равно, что мне ответят. Я просто хотела соблюсти формальности и избавить школу от проблем - написать какое-нибудь заявление, чтобы они успокоились. (Потом многие мои знакомые мне говорили: "Да, повезло тебе с директором, а вот если бы она не согласилась..." - да не в директоре дело! Ее несогласие ничего не изменило бы в наших планах. Просто наши дальнейшие действия в этом случае были бы немного другими.) Но директор (до сих пор вспоминаю ее с симпатией и уважением) искренне заинтересовалась нашими мотивами, и я довольно откровенно рассказала ей о своем отношении к школе. Она сама предложила мне способ дальнейших действий - я напишу заявление о том, что я прошу перевести моего ребенка на домашнее обучение, а она договорится в РОНО, что мой ребенок (по причине своих якобы "выдающихся" способностей) в качестве "эксперимента" будет учиться самостоятельно и сдавать экзамены экстерном в этой же школе. В то время это показалось нам отличным выходом, и мы забыли о школе;-) почти до конца учебного года. Сын увлеченно занялся всеми теми делами, на которые у него вечно не хватало времени: целыми днями писал музыку и озвучивал написанное на "живых" инструментах, а ночами сидел за компьютером - обустраивал свою BBS (если среди читателей есть "фидошники" - они знают эту аббревиатуру; могу даже сказать, что у него был "114-й нод" в Питере - "для тех, кто понимает";-)). И еще он успевал читать все подряд, изучать китайский язык (просто так - ему это было интересно в тот период), помогать мне в моей работе (когда я не успевала сама сделать какой-то заказ), попутно выполнять мелкие заказы на перепечатку рукописей на разных языках и на установку электронной почты (в то время это еще считалось очень сложной задачей;-)- приходилось приглашать "умельца"), развлекать младших детей... В общем, он был безумно рад обретенной свободе от школы. И не чувствовал себя обделенным;-). В апреле мы вспомнили: "Ой, пора готовиться к экзаменам!" Сын достал запылившиеся учебники и 2-3 недели интенсивно читал их. Потом мы с ним вместе сходили к директору школы и сказали, что он готов сдавать. На этом мое участие в его школьных делах завершилось. Он сам поочередно "отлавливал" учителей и договаривался с ними о времени и месте встречи. Все предметы удавалось сдать за одно-два посещения. Учителя сами решали, в какой форме проводить "экзамен" - или это было просто "собеседование", или что-то вроде письменной контрольной работы. Интересно то, что почти никто не решился поставить по своему предмету "5" - хотя мой ребенок знал ничуть не меньше, чем обычные школьники. Любимой оценкой стала "4". (Но нас это нисколько не огорчало - такова была цена свободы;- В результате мы поняли, что ребенок может 10 месяцев в году иметь "каникулы" (т.е. делать то, что ему действительно интересно), а за 2 месяца проходить программу очередного класса и сдавать необходимые экзамены. После этого он получает справку о переводе в следующий класс, так что в любой момент может все "переиграть" и пойти учиться обычным способом. (Надо отметить, что эта мысль очень успокаивала бабушек и дедушек - они были уверены, что ребенок скоро "одумается";-), не будет слушать эту "ненормальную" мамашу (меня то есть) и вернется в школу;-). Увы. Не вернулся.) Когда подросла моя дочь, я ей предлагала вообще не начинать ходить в школу. Но она была "социализированным" ребенком: она начиталась детских книжек советских писателей, где настойчиво высказывалась мысль о том, что пойти в школу - это очень "престижно";-))). А я, будучи сторонницей "свободного" воспитания, не собиралась ей это запрещать. И она отправилась в первый класс. Ее хватило почти на два года!!! Только к концу второго класса ей (наконец-то!) надоело это пустое времяпровождение, и она объявила, что будет учиться экстерном, как старший брат. (К тому же и она успела внести свою лепту в "копилку" семейных легенд - с ней тоже проиходили разные нетипичные для этой школы истории.) У меня просто камень с души упал;-). Я отнесла директору школы еще одно заявление. И теперь у меня уже было двое детей школьного возраста, которые не ходят в школу. Кстати, если кто-то случайно узнавал об этом, меня смущенно спрашивали: "А чем больны ваши дети" - "Ничем", - спокойно отвечала я. - "Но тогда ПОЧЕМУ!!! Почему они не ходят в школу!!!" - "Не хотят". Немая сцена;-). МОЖНО ЛИ НЕ ХОДИТЬ В ШКОЛУ Можно. Я уже 12 лет знаю это совершенно точно. За это время двое моих детей успели, сидя дома, получить аттестаты (раз уж было решено, что это может им пригодиться в жизни), а третий ребенок, как и они, не ходит в школу, но уже сдал экзамены за начальную школу и пока не собирается на этом останавливаться. Честно говоря, сейчас я уже не считаю, что детям нужно обязательно сдавать экзамены за каждый класс. Я просто не мешаю им самим выбирать ту "замену" школе, до которой они могут додуматься. (Хотя, конечно, делюсь с ними своими мыслями на этот счет.) Но вернемся в прошлое. До 1992 года действительно считалось, что каждый ребенок обязан ежедневно ходить в школу, а все родители обязаны "сдавать" туда своих детей, достигших 7-летнего возраста. И если выяснялось, что кто-то этого не делает - к нему могли прислать сотрудников какой-то специальной организации (кажется, в названии были слова "охрана детства" - но я в этом не разбираюсь, так что могу ошибаться). Чтобы ребенок получил ПРАВО не ходить в школу - ему нужно было сначала получить медицинскую справку о том, что он "не может посещать школу по состоянию здоровья". (Вот почему меня все спрашивали, чем больны мои дети!) Кстати, гораздо позже я узнала, что в те времена некоторые родители (которые раньше меня;-) додумались до идеи не "сдавать" детей в школу) просто ПОКУПАЛИ такие справки у знакомых врачей. Но летом 1992 года Ельцин выпустил исторический указ, в котором было объявлено, что отныне ЛЮБОЙ РЕБЕНОК (независимо от состояния его здоровья) имеет право учиться дома!!! Более того;-), там даже говорилось, что школа должна ДОПЛАЧИВАТЬ родителям таких детей за то, что выделенные государством деньги на обязательное среднее образование они реализуют не с помощью учителей и не в помещении школы, а самостоятельно и у себя дома! В сентябре того же года я пришла к директору школы, чтобы написать очередное заявление о том, что и в этом году мой ребенок будет учиться дома. Она дала мне прочитать текст этого указа. (Записать его название, номер и дату я тогда не додумалась, а теперь - спустя 11 лет -уже не помню. Кому интересно - ищите в Интернете информацию. Найдете - поделитесь: опубликую в рассылке.) После этого мне сказали: "Платить Вам за то, что Ваш ребенок не ходит в нашу школу, мы все-таки не будем. Слишком сложно получить средства для этого. Но зато(!) и с Вас мы денег не возьмем за то, что наши учителя принимают у Вашего ребенка экзамены." Меня это вполне устроило - брать деньги за освобождение моего ребенка от школьных оков мне бы и в голову не пришло;-). Так что мы расстались, довольные и друг другом, и изменением в нашем законодательстве. Правда, через некоторое время я забрала документы моих детей из школы, где у них принимали экзамены бесплатно, и с тех пор они сдавали экзамены в другом месте и за деньги -но это уже совсем другая история (про платный экстернат, который организован проще и удобнее, чем бесплатный - по крайней мере, так было в 90-е годы). А в прошлом году я прочитала еще более интересный документ - опять-таки, не помню ни названия, ни даты публикации - мне показали его в той школе, куда я пришла договариваться 06 экстернате для моего третьего ребенка. (Представьте ситуацию: я прихожу к завучу и говорю, что хочу записать ребенка в школу. В первый класс. Завуч записывает имя ребенка и спрашивает дату рождения. Выясняется, что ребенку 10 лет;-). А теперь - самое приятное. Завуч реагирует на это СПОКОЙНО!!!) Меня спрашивают, за какой класс он хочет сдавать экзамены. Я объясняю, что у нас нет никаких справок об окончании каких-либо классов, поэтому начинать нужно - я полагаю - с самого первого! А в ответ мне показывают официальный документ об экстернате, в котором черным по белому написано, что ЛЮБОЙ человек имеет право прийти в ЛЮБОЕ государственное учебное заведение в ЛЮБОМ возрасте и попросить, чтобы у него приняли экзамены за ЛЮБОЙ класс средней школы (не спрашивая никаких документов об окончании предыдущих классов!!!). А администрация этой школы ОБЯЗАНА создать комиссию и принять у него все необходимые экзамены!!! То есть можно прийти в любую соседнюю школу, скажем, лет в 17 (или раньше, или позже -кому как нравится; вместе с моей дочерью, например, получали аттестаты два бородатых дяденьки - ну, приспичило им вдруг аттестаты получить) и сразу сдать экзамены за 11-й класс. И получить тот самый аттестат, который всем кажется таким необходимым предметом. Но это - теория. Практика, увы, сложнее;-(. Однажды я (скорее из любопытства, чем из нужды) зашла в ближайшую к дому школу и попросила аудиенции у директора. Я ей рассказала, что мои дети давно и бесповоротно перестали ходить в школу, а в данный момент я ищу место, где можно быстро и недорого сдать экзамены за 7-й класс. Директору (приятной молодой женщине с вполне прогрессивными взглядами) было очень интересно со мной пообщаться, и я охотно рассказала ей о своих идеях;-) - но в конце разговора она посоветовала мне поискать какую-нибудь другую школу. Они действительно по закону были ОБЯЗАНЫ принять у меня заявление о приеме моего ребенка в школу и действительно разрешили бы ему "домашнее обучение". С этим никаких проблем не было бы. Но мне объяснили, что консервативные пожилые учительницы, которые составляют в этой школе "решающее большинство" (на "педсоветах", где решаются спорные вопросы), не согласятся на МОИ условия "домашнего обучения" - чтобы ребенок просто один раз подошел к каждому из учителей и сразу сдал годичный курс. (Надо отметить, что с этой проблемой я сталкивалась не раз: там, где экзамены у экстернов принимают ОБЫЧНЫЕ учителя, они настойчиво говорят о том, что ребенок НЕ МОЖЕТ сдать всю программу за одно посещение!!! Он ДОЛЖЕН "отработать ПОЛОЖЕННОЕ количество ЧАСОВ"! Т.е. их абсолютно не интересуют реальные знания ребенка - их беспокоит только ВРЕМЯ, потраченное на учебу. И они совершенно не видят абсурдности этой идеи...) Они потребуют, чтобы ребенок посещал все контрольные работы в конце каждой четверти (потому что не могут же они ставить в классном журнале "прочерк" вместо оценки за четверть, если ребенок ЧИСЛИТСЯ в списке класса). Кроме того, они потребуют, чтобы ребенок имел медицинскую справку и сделал все прививки (а мы к тому времени вообще не были "сосчитаны" ни в одной поликлинике, и от слов "медицинская справка" у меня начиналось головокружение) - а иначе он "заразит" других детей. (Ага, заразит здоровьем и свободолюбием;-).) Ну и, конечно, от ребенка потребуют участия в "жизни класса": мыть стены и окна по субботам, собирать бумажки на территории школы и т.п. Понятно, что меня такие перспективы просто рассмешили;-). Понятно, что я отказалась. Но директор, тем не менее, сделала для меня именно то, что мне было нужно! (Просто потому, что ей понравился наш разговор.) А именно - мне нужно было взять в библиотеке учебники за 7 класс, чтобы не покупать их в магазине. И она тут же позвонила библиотекарю и распорядилась выдать мне (бесплатно, под расписку) все необходимые учебники до конца учебного года! Так что моя дочь прочитала эти учебники и спокойно (без прививок и "участия в жизни класса") сдала все экзамены в другом месте, после чего мы отнесли учебники обратно. Но я отвлеклась;-). Вернемся в прошлый год, когда я привела в "первый класс" 10-летнего ребенка. Завуч предложила ему тесты по программе первого класса - оказалось, что он все знает. Второго класса - почти все знает. Третьего класса - многого не знает. Она составила для него программу занятий, и через некоторое время он успешно сдал экзамены за 4-й класс, т.е. "окончил начальную школу". И - при желании! - мог бы сейчас прийти в любую школу и учиться там дальше вместе со сверстниками. Вот только желания такого у него почему-то нет;-). Наоборот. Ему такое предложение кажется бредом. Он не понимает, ЗАЧЕМ нормальному человеку ходить в школу. ТЕМА: Кто ходит в школу по утрам... - Часть 2 КАК УЧИТЬСЯ ДОМА Многие родители думают, что если ребенок учится дома, то мама или папа с утра до вечера сидят с ним рядом и проходя
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.107.223 (0.016 с.) |