Развитие координации движений, пространственных и временных ориентировок, воспитание школы движений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие координации движений, пространственных и временных ориентировок, воспитание школы движений.



 

ОРУ являются прекрасным средством развития координации движений. Движения туловища, головы, рук и ног производятся в трех плоскостях по отношению к телу: лицевой, боковой, горизонтальной. Движения рук и ног по отношению друг к другу в пространстве могут быть: одноименны-ми – движения совпадают по направлению (например, вправо отводятся правая рука и нога); разноименными – выполняются в разных направлениях (например, во время подскоков поднимаются правая рука и левая нога, и наоборот). Движения, выполняемые руками или ногами, могут быть однонаправленными (например, обе руки подняты вверх), разнонаправленными (например, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону).

Движения рук и ног могут быть: одновременными (например, лежа на спине, поднимать и опускать обе ноги); поочередными (например, стоя, руки на поясе, сначала выставляется на носок одна нога, затем другая); последовательными – движения рук или ног следуют одно за другим с отставанием на половину амплитуды (например, стоя, круговые движения рук: в то время как правая находится вверху, левая – внизу, они как бы догоняют друг друга).Легче всего согласовывать одновременные и однонаправленные движения; более трудны поочередные движения. Самые сложные разноименные и разнонаправленные движения. В упражнениях на развитие координации для рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме того, нужно давать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, ноги, туловище, а затем постепенно вводить упражнения, объединяющие движения рук, ног, туловища. В начале дается сочетание из двух звеньев (например, поднять руки и подняться на носки), затем из трех и более звеньев (например, из и.п. стоя, руки вверх, наклонить туловище, отводя руки в стороны и выставляя ногу вперед) и, наконец, полезны такие упражнения, в которых смена направлений движения частей тела (например, правая рука в сторону, левая – в сторону, правая – вверх, левая – вверх и т.п.).

Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа – необходимые условия для развития координации.

Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия. С помощью ОРУ пространственные ориентировки развиваются наиболее эффективно, т.к. здесь одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, и в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами учителя. Комплексная работа нескольких анализаторов первой сигнальной системы в сочетании со второй дает наилучшие результаты. На первом этапе овладения пространственными ориентировками изменение положения отдельных частей тела должно проходить под контролем зрения. На втором этапе детям доступно словесное обозначение различных направлений, но все это по отношению к частям тела самого учащегося. И только на третьем этапе дети могут определять направление по отношению к предметам, к другим учащимся. Появляются представления о направлении движения по словесному описанию до его выполнения. Для детей младшего школьного возраста в развитии пространственных ориентировок целесообразна такая последовательность ОРУ:

· движения рук, т.к. они наиболее управляемы, находятся в максимальном поле зрения учащегося (разные варианты положений рук и движения ими вперед);

· движения рук, находящихся частично в поле зрения (при освоении основных положений рук - вверх, назад, в стороны);

· движения туловища в лицевой, боковой и затем горизонтальной плоскости;

· движения ног вперед, в стороны, назад;

· движения разных частей тела в направлении к другому учащемуся или предмету;

· движения любой частью тела с постепенно повышающимися требованиями к точности направления, амплитуде и быстроте ориентировки (например, развести руки в стороны, немного выше уровня плеч, выставить прямую ногу вперед; то же – в другую сторону; затем выполнить это в ускоренном темпе). Развитие пространственных ориентировок во время выполнения ОРУ требует чистоты и четкости, сохранения правильной осанки, что в свою очередь оказывает весьма положительное влияние на овладение школой движений, гимнастическим стилем.

Значительно сложнее у детей осуществляется развитие временных ориентировок, одного из основных компонентов в формировании двигательной функции. Большинство ОРУ активно влияют на развитие временных ориентировок, т.к. они проводятся в определенном темпе и ритме. В целях наиболее эффективного их развития необходимо давать ОРУ в следующем порядке:

· упражнения под счет учителя с выдержкой пауз, в определенном ритме;

· упражнения с музыкальным сопровождением;

· наряду с упражнениями под музыку – упражнения под счет с четким ритмическим рисунком («раз – руки в стороны», «два – вниз») или такие движения, при которых части ритмически неравномерны («раз, два, три – присесть», «четыре – встать»).

· хорошо известные упражнения для самостоятельного выполнения (учителем лишь дается команда для начала их исполнения).

 

Способы разучивания ОРУ.

 

Обучение ОРУ проводят различными способами.

По показу.

Упражнение показывают «зеркально», стоя лицом к учащимся. Для начала подается команда «Исходное положение – ПРИНЯТЬ!». Если все приняли правильное положение, то далее следует команда «Упражнение начи – НАЙ!». Учитель при этом вместе с учениками выполняет упражнение 2-3 раза сам. Для окончания упражнения подается команда «СТОЙ!». После выполнения прыжков и бега на месте подается команда «На месте шагом – МАРШ!». Этот способ наиболее доступен учащимся младших классов, когда они еще не знают терминологии, не умеют правильно принимать исходные положения.

По рассказу.

Учитель указывает исходное положение и рассказывает, что нужно сделать на каждый счет. За

тем подает команду «Исходное положение ПРИНЯТЬ!». Проверяет исполнение и подает следующую команду: «Упражнение (указывает в какую сторону) начи – НАЙ!». Этот способ с большой эффективностью можно использовать в средних и старших классах, когда у учащихся уже есть знание терминологии, что позволяет им по рассказу учителя мысленно воспроизводить упражнение.

По показу и рассказу.

Учитель, показывая упражнение, объясняет, что и как нужно выполнять, обращает внимание на наиболее трудные места. Способ может использоваться во всех возрастных группах, особенно при освоении новых и сравнительно сложных по координации движений.

По разделениям.

Учитель подает команду «Исходное положение – ПРИНЯТЬ!» (показывая или называя его), а далее вместе с учащимися выполняет движения на каждый счет. Например: «Упор присев – ДЕЛАЙ РАЗ!», проверяет и требует правильного исполнения; «Упор лежа – ДЕЛАЙ ДВА!»; «Согнуть руки – ДЕЛАЙ ТРИ!» и т.д. После выполнения всего упражнения по частям с поправками и уточнениями подается команда: «В целом упражнение начи – НАЙ!». Применение данного способа позволяет сразу исправить ошибки и повышает плотность занятий, так как учащиеся не просто смотрят или слушают учителя, а сразу вместе с ним начинают выполнять упражнение. Этот способ наиболее эффективен в младших классах, а также при освоении новых упражнений, рассчитанных на 4 – 8 счетов.

Игровой способ.

Наиболее характерен для учащихся младших классов. Они легко представляют себе различные действия в виде игр. Можно выполнять упражнения по сигналу: учитель поднимает руки в стороны (лучше с флажками). По этому сигналу ученики должны сделать упор присев и возвратиться в и.п., а по сигналу руки на пояс – стоя на коленях, наклониться назад и т.п. Для изучения положений рук в начальной школе можно использовать «Морскую азбуку», которая применяется на флоте для передачи команд на видимое расстояние. На занятиях также используются подвижные игры: «Запрещенные движения», «Передача мячей по кругу», «Пятнашки», «День и ночь» и другие.

 

5. Способы проведения ОРУ.

 

Для выполнения ОРУ в подготовительной части урока существуют три основных способа проведения ОРУ: раздельный, поточный, проходной и круговой.

Раздельный способ.

Основным признаком раздельного способа является пауза для показа и объяснения между отдельными упражнениями. Способ наиболее доступен для проведения ОРУ с учащимися младших классов, а также освоения упражнений комплекса при его проведении поточным способом. Способ представляет наибольшие возможности для обучения и достижения высокого качества выполнения каждого упражнения. Для проведения комплекса ОРУ этим способом предварительно ведется обучение каждому упражнению одним из способов разучивания (по показу, рассказу и т.д.). Далее подаются команды «Исходное положение – ПРИНЯТЬ!» и «Упражнение начи – НАЙ!». Для окончания упражнения подается команда «СТОЙ!».

Несмотря на ряд положительных сторон, раздельный способ имеет и недостатки, к основным из которых можно отнести низкую плотность занятий из-за большого числа пауз между упражнениями. Поэтому если комплекс предварительно разучен или основной задачей применения ОРУ является разминка, то наиболее эффективно использование других способов проведения ОРУ.

Поточный способ.

Поточный способ предусматривает непрерывность выполнения комплекса упражнений, т.е. без пауз и остановок, что значительно повышает плотность занятий, активизирует деятельность ЦНС и внимание учащихся. Способ рекомендуется учащимся среднего и старшего возраста. При данном способе проведения ОРУ к комплексу предъявляются определенные требования:

во-первых, упражнения должны быть знакомы учащимся или предварительно разучены и проведены раздельным способом;

во-вторых, переходы от одного упражнения к другому должны быть просты и удобны;

 

 

в-третьих, поточный способ требует обязательного музыкального сопровождения.

Первое упражнение начинается после объяснения и команды «Упражнение начи – НАЙ!». Для перехода к следующему упражнению подаются команды: «Последний» - упражнение начинают выполнять последний раз – и «Можно» или «И» на последний счет выполняемого упражнения. Созда-

ние представлений о последующих упражнениях комплекса осуществляется либо по показу в момент перехода к другому упражнению после команды «МОЖНО!», либо по предварительному объяснению и показу одновременно с выполнением предыдущего упражнения.

Одной из разновидностей проведения комплексов ОРУ поточным способом является проведение комплексов ритмической гимнастики. Методика проведения и комплексы ритмической гимнастики имеют свою специфику. Комплексы ритмической гимнастики проводятся под фонограмму, состоящую из музыкальных фрагментов с соответствующим темпом.

Проходной способ.

Отличается тем, что упражнения выполняются в движении или со значительным перемещением учащихся через центр зала. В первом случае упражнения выполняются в колонне по одному во время движения в обход или по кругу. Во втором случае упражнения выполняются при поочередном передвижении шеренг в 2, 4, 6 человек и более в каждой. Во время выполнения упражнения первой шеренгой в первый раз вторая шеренга занимает и.п. С началом выполнения упражнения первой шеренгой во второй раз заступает вторая шеренга и т.д. Таким образом, каждая шеренга повторяет упражнение до тех пор, пока не пройдет всю длину зала. После этого противоходом налево и направо в обход по 1, 2, 3 человека учащиеся возвращаются в и.п. Следующим проходом они либо повторяют предыдущее упражнение, либо выполняют новое.

Круговой способ.

Для развития физических качеств в основной части урока наиболее эффективно использование кругового способа проведения ОРУ, особенности которого заключаются в следующем. В зале определяются несколько местного самоуправления занятий (станций) в зависимости от имеющихся гимнастических снарядов и инвентаря, а также задач урока. Количество станций и групп (отделений) учащихся должно быть одинаковым. После проведения общей разминки, если в этом есть необходимость, учащиеся распределяются по «станциям», на которых в целях сокращения затрат времени на объяснение на каждом месте занятий могут быть использованы учебные карточки (рисунки) с упражнениями для данной «станции» и указанием режимов работы. Сам учитель должен находиться на той «станции», где в данный момент наиболее сложное задание и где необходима его помощь. По указанию учителя учащиеся выполняют известное количество упражнений и переходят на следующее место занятий против часовой стрелки, и так до завершения полного круга. В целях усиления эффекта учитель постепенно увеличивает от занятия к занятию нагрузку, вес отягощений, количество «станций» в круге, количество кругов, число повторений на каждом месте занятий и скорость выполнения заданий.

Готовясь к занятиям, учитель должен сначала выбрать соответствующий способ проведения ОРУ и только после этого подобрать упражнения для комплекса. Физическую нагрузку в комплексе можно регулировать, меняя количество упражнений и изменяя их содержание, увеличивая или уменьшая интервалы отдыха между упражнениями, изменяя количество повторений и темп выполнения, исходные положения, способы проведения и используя различные предметы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.02 с.)