Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Донецкий государственный институт здоровья↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЗДОРОВЬЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Кафедра ТМФВОТ Методические рекомендации по дисциплине «Гимнастика и методика ее преподавания»
на тему: Общеразвивающие упражнения. Разработала старший Преподаватель кафедры ТМФВОТ _______________В.С. Лебедева ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ. ПЛАН. 1. Характеристика ОРУ.
2. Классификация ОРУ.
3. Основные задачи, решаемые с помощью ОРУ.
3.1. Формирование правильной осанки. 3.2. Укрепление сердечно-сосудистой системы. 3.3. Укрепление дыхательной системы. 3.4. Развитие двигательных качеств. 3.4.1.Развитие силы. 3.4.2.Развитие гибкости. 3.4.3.Развитие координации движений, пространственных и временных ориентировок, воспитание школы движений.
4. Способы разучивания ОРУ.
5. Способы проведения ОРУ.
6. Правила подбора и последовательность упражнений в комплексе.
Вопросы и задания.
Литература.
Характеристика ОРУ.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) – простые, несложные, элементарные движения телом и отдельными его частями, выполняемые с разной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным мышечным напряжением. Смена исходных и конечных положений, применение различных предметов, отягощений и приспособлений также расширяют границы использования данных упражнений. Относительная простота и возможность постепенно их усложнять делают ОРУ доступными занимающимся любого возраста и подготовленности. В зависимости от цели и задач урока ОРУ могут быть направлены преимущественно на подготовку организма учащихся к предстоящей работе (разминка), овладение школой движений, развитие физических качеств, оздоровление различных органов и систем организма, формирование правильной осанки. ОРУ легко дозируются, позволяют направленно и избирательно воздействовать на определенные группы мышц. В результате систематического повторения ОРУ создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых как в жизненной практике, так и для формирования сложных гимнастических навыков. Особую роль ОРУ играют в формировании правильной осанки: благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы. Это важно для физического развития детей, так как именно в дошкольном и школьном возрасте происходит формирование изгибов позвоночника, окончательно завершающееся в 11 – 13 лет. Выполнение ОРУ в подготовительной части урока должно обеспечивать оптимальное возбуждение коры больших полушарий головного мозга, более ровный поток нервных импульсов, идущих из моторной зоны больших полушарий, причем происходит общая активизация деятельности внутренних органов. Все это обеспечивает готовность организма к выполнению упражнений, которые осваиваются и используются для развития физических качеств (силы, гибкости, ловкости, силовой выносливости), формирования правильной осанки в основной части урока. В заключительной части урока ОРУ выполняются в целях активного отдыха и переключения, учащихся на другой вид деятельности.
Классификация ОРУ. Количество различных ОРУ бесконечно, поэтому ориентироваться в них и полнее представить себе их характеристики помогает классификация по анатомическому признаку: · упражнения для рук и плечевого пояса; · упражнения для мышц шеи; · упражнения для ног и тазового пояса; · упражнения для туловища; · упражнения для всего тела. Конечно, следует отметить, что это деление условное и можно говорить лишь о преимущественном воздействии упражнений на соответствующие мышечные группы, так как при выполнении многих упражнений, предназначенных для одной части тела, участвует и значительное число и других мышц. Кроме того, в зависимости от методической направленности все они могут быть связаны с развитием отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, ловкости, быстроты, координации, равновесия, ритмичности, пластичности, грациозности и др.), свойств психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, во времени и пр.), повышением функционального уровня систем организма (упражнения для тренировки дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов). Форму ОРУ определяют основные движения в суставах: сгибания, разгибания, круговые движения, повороты и т.д. Характер упражнений во многом зависит от степени напряжения и расслабления мышц, быстроты движений. Упражнения для рук и плечевого пояса. К этой группе упражнений можно отнести следующие: 1. Поднимание и опускание рук и плечевого пояса. 2. Сгибания и разгибания рук. 3. Повороты рук. 4. Круговые движения руками (поочередные, одновременные, последовательные). 5. Взмахи и рывковые движения. 6. Упражнения в статических положениях. 7. Упражнения на расслабление мышц рук и плечевого пояса. В каждой подгруппе можно выделить ряд упражнений более локального характера. Например, в упражнениях на сгибание и разгибание рук существуют упражнения для пальцев, кистей предплечий, плеча. Сжимание и разжимание кулаков или теннисного мяча укрепляют мышцы кистей, активизируют кровообращение, повышают тонус коры головного мозга.
Упражнения для мышц шеи. 1. Наклоны головы вперед, назад, в стороны. 2. Повороты головы налево, направо. 3. Круговые движения головой.
Упражнения для ног и тазового пояса. 1. Поднимание на носках. 2. Ходьба на носках. 3. Подскоки на двух и одной ноге на месте и с продвижением. 4. Приседание на двух и одной ногах. 5. Ходьба в полуприседе и прыжки в полуприседе. 6. Поднимание и опускание ног. 7. Сгибание и разгибание ног (стоя, сидя, лежа). 8. Выпады и пружинящие движения в выпаде. 9. Повороты ноги наружу и вовнутрь. 10. Круговые движения стопой и ногой. 11. Взмахи ногами вперед, назад, в стороны. 12. Упражнения в статических положениях (полушпагаты, шпагаты, удержание ноги, поднятой вперед, назад, в сторону). 13. Упражнения на расслабление мышц ног. Упражнения для ног укрепляют связки и мелкие мышцы стопы, развивают ее гибкость. Особенно полезны различные движения стопой, любые движения ног с оттянутыми носками, приседания. Поднимание ног, махи ногами, приседания влияют на развитие подвижности в суставах, укрепление, растягивание крупных мышц и связок ног и, таким образом, на развитие силы и гибкости ног. При поднимании ног из исходного положения, сидя, лежа значительную нагрузку, получают мышцы брюшного пресса. Статические упражнения, махи ногами с опорой и без опоры способствуют развитию гибкости и функции равновесия. Многие упражнения для ног, в особенности дозированные приседания и прыжки, укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают физиологическую нагрузку, Улучшают процессы обмена.
Упражнения для туловища. 1. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны из различных и.п. (стоек, седов, положений лежа). 2. Повороты туловища налево и направо. 3. Круговые движения туловища с различными положениями рук. 4. Прогибания тела в положении лежа на животе, поднимание при фиксированном положении туловища. 5. Сгибание и выпрямление туловища в упоре лежа, в упоре лежа сзади, в упоре стоя на коленях. 6. Статические положения. 7. Упражнения для расслабления (лежа на спине с опорой головой и руками слегка прогнуться и расслабленно лечь). Упражнения для туловища и мышц шеи влияют на развитие гибкости, подвижности позвоночника, ног, так как способствуют растягиванию связок, а это в свою очередь определяет анатомическую подвижность суставов, оказывает положительное влияние на формирование правильной осанки. Упражнения с наклонами вперед и в стороны помогают добиться нормального поясничного изгиба. Особенно полезны упражнения из исходного положения на спине и на животе, так как позвоночник освобожден от тяжести тела и можно избирательно укреплять мышцы спины и брюшного пресса, не нагружая его. Кроме того, позвоночник находится в правильном положении, таз фиксирован, угол его наклона не влияет на осанку. В упражнениях из исходного положения лежа на животе при поднимании и опускании верхней части туловища, головы развивается подвижность и правильное положение грудного и шейного отделов позвоночника, в тоже время поясничный отдел фиксирован и не
может иметь излишнего изгиба, к чему у детей имеется склонность. В упражнениях с наклонами при сгибании и выпрямлении туловища из исходного положения лежа на спине укрепляются мышцы брюшного пресса, что положительно влияет на процесс пищеварения. У детей эти мышцы слабы, поэтому такие упражнения для них очень полезны. В некоторой степени упражнения для туловища влияют и на укрепление мышц, участвующие как вспомогательные в дыхании: при боковых поворотах, наклонах в стороны и вперед нагрузку получают косые мышцы живота, зубчатые мышцы. Упражнения для туловища, в которых участвует значительное количество крупных мышечных групп, повышают обменные процессы.
Упражнения для всего тела. 1. Движения руками с одновременным наклоном туловища вперед, назад, в сторону и выпадом вперед (в сторону, назад). 2. Поднимание рук вперед (вверх, назад) с наклоном вперед и приседанием. 3. Круговое движение туловища с подниманием рук вверх и поочередным сгибанием и разгибанием ног (при наклоне туловища вправо сгибать левую ногу, а при наклоне влево – правую ногу). 4. В упоре лежа сгибание и разгибание рук с одновременным подниманием и опусканием ноги. 5. Волнообразное движение телом (движение начинается руками, затем продолжается туловищем и ногами). 6. Мост из положения лежа на спина и наклоном назад стоя спиной к гимнастической стенке с помощью партнера и самостоятельно. 7. В висе спиной к гимнастической стенке поднимание ног. 8. Из виса стоя сзади согнувшись на гимнастической стенке переход в вис прогнувшись с согнутыми и прямыми ногами. 9. Упражнения на расслабление мышц всего тела (лежа, расслабление мышц всего тела, максимальное напряжение мышц тела и последующее расслабление; постепенное расслабление одних групп мышц в сочетании с напряжением других).
Развитие силы. При развитии силы необходимо иметь в виду, что мышцы могут проявлять силу в различных режимах работы: · в динамическом (ауксотоническом), когда развиваются обе формы механической реакции мышц – напряжение и укорочение. В ауксотоническом режиме деятельности протекает работа мышц как при уменьшении длины (преодолевающая работа), так и при удлинении (уступающая работа). В таком режиме выполняются все динамические упражнения. · в статическом (изометрическом), когда мышца при возбуждении не укорачивается. Термин «изометрический» подчеркивает отсутствие изменений в длине мышцы при возбуждении; изменяется лишь ее напряжение. Такие условия возникают, например, при некоторых статических положениях тела, неподвижном удержании груза, при попытках поднять непосильную тяжесть. Развитие силы общеразвивающими упражнениями осуществляется различными методами. Метод повторных усилий. Упражнения выполняются с привычной скоростью без отягощения, с отягощением или с преодолением сопротивления партнера, резинового амортизатора, тренажера до явно выраженного утомления тех мышц, которые выполняют основную работу. Повторять упражнение следует не более 10 – 12 раз. Если упражнение ученик может выполнить большее количество раз, то его надо усложнить, так как в этом случае преимущественное развитие получает силовая выносливость, а не сила. Упражнение нужно выполнять до отказа потому, что тренирующее воздействие оказывают последние повторения. Этот метод отличается сравнительно большими энерготратами в связи с произведением значительного объема работы, но в то же время отличается рядом положительных сторон. Во-первых, он позволяет избежать натуживания и излишнего закрепощения мышц. Во-вторых, при выполнении упражнений легко осуществлять контроль за правильностью движений. По этой причине метод повторных усилий является основным в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста. Метод больших усилий. При развитии силы данным методом применяются такие отягощения или упражнение выполняется в таких условиях, когда его можно выполнить не более 5 – 6 раз. Преимущество этого метода заключается в уменьшении времени занятий и объема выполняемой работы. Самостоятельно этот метод может быть рекомендован школьникам старшего возраста, прошедшим предварительную подготовку.
Метод динамических усилий. В данном случае максимальное силовое напряжение создается за счет перемещения какого-то непредельного отягощения (массы собственного тела) с максимальной скоростью. Упражнения необходимо выполнять максимальное количество раз за определенное время, например за 10секунд. Пре- кращать упражнение следует с наступлением замедления скорости выполнения. При таком выполнении упражнений повышаются не только силовые, но и скоростные качества (скоростная сила). Этот метод может с успехом использоваться в занятиях с учащимися всех возрастных групп, - так как исследованиями установлено, что дети и подростки обладают большими функциональными возможностями при выполнении кратковременной скоростной работы. Развитие гибкости. Гибкость – способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Определяют гибкость, прежде всего эластические свойства мышц, связок, строение суставов, а также центрально-нервная регуляция тонуса мышц. Размах движений лимитирован прежде всего напряжением мышц -антагонистов. В силу этого реальные показатели гибкости зависят в решающей мере от способности сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение. Однако развитие гибкости не сводится лишь к совершенствованию межмышечной координации, а включает и специфические морфофункциональные изменения эластичных свойств ряда телесных компонентов, особенно совершенствование упруговязких мышечных структур и коллагеновых пучков связок. Общие задачи, решаемые при направленном воздействии на гибкость, сводятся
в основном к следующим двум: во-первых, обеспечить развитие гибкости в той мере, в какой это необходимо для выполнения движений с полной амплитудой без ущерба для нормального состояния и функционирования опорно-двигательного аппарата; во-вторых, предотвратить, насколько это возможно, утрату достигнутого оптимального состояния гибкости, минимизировать ее возрастной регресс. Первую из этих задач решают в процессе физического воспитания школьников, который охва- тывает детский и подростковый возрасты и завершается в юношеском возрасте. Вторая задача решается на протяжении жизни человека. Потеря гибкости отождествляется с началом старости. Поэтому в последние годы многие специалисты считают гибкость одним из основных качеств, характеризующих здоровье и функциональную молодость человека. Особенно значительные инволюционные изменения гибкости наступают в пожилом и старческом возрасте (в связи с изменением, в частности, белкового состава и коллоидного состояния мышц, ухудшением упругоэластичных свойств мышц и связок). Тем не менее, можно и нужно противодействовать этим регрессивным тенденциям, путем специальных упражнений обеспечить многолетнее сохранение гибкости на уровне, близком достигнутому ранее оптимуму. Необходимо показать учащимся важность данного качества для жизнедеятельности человека, его здоровья, научить их основным методам развития и поддержания гибкости. При этом следует подчеркнуть, что недопустимо добиваться чрезмерного развития гибкости, приводящего к перерастяжению мышечных волокон и связок, а иногда и к необратимым деформациям суставных структур (что бывает при слишком массированном воздействии упражнениями, направленными на развитие гибкости, особенно у детей). Практически степень развития гибкости считается достаточной, если она позволяет успешно выполнять некоторый комплекс тестовых упражнений и упражнений комплексной программы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Целенаправленное развитие гибкости на уроках гимнастики желательно проводить в основной части, а также давать задания на дом, так как эти упражнения необходимо выполнять ежедневно. Для развития гибкости нужно упражняться в растягивании мышц и связок, а также в умении напрягать и расслаблять мышцы. Многие упражнения для туловища, шеи, ног влияют на развитие гибкости. Однако особенность их применения требует соблюдения следующих условий: · перед выполнением упражнений на гибкость следует проделать разминку, согревающую мышцы и связки; · часто повторять упражнения при малой их интенсивности; · в процессе упражнения полезно выполнять пружинящие движения, например, неоднократно повторяющиеся наклоны вперед из исходного положения стоя, сидя; · постепенно увеличивать амплитуду, используя внешнюю опору или увеличивая воздействия на ту или иную часть тела, например, при наклонах вперед из исходного положения сидя, держась за ступни ног, как можно больше приближая голову к ногам, ноги в коленях не сгибать; · постепенно увеличивать амплитуду, используя инерцию движения, например, махи ногами вперед; · чередовать напряжение мышц с расслаблением. При развитии гибкости используют различные методы. Метод пассивных движений. Этот метод наиболее распространен в практике работы. К движениям пассивного характера причисляют упражнения растягивающего действия, развивающие в основном пассивную гибкость. К таким упражнениям относятся: · Пассивные движения, выполняемые с помощью партнера (например, из седа ноги врозь наклоны вперед с помощью партнера, который, надавливая на спину, помогает постепенно увеличивать амплитуду движений). · Пассивные движения, выполняемые с отягощением или за счет массы собственного тела (например, пружинящие наклоны вперед или пружинящие движения в выпаде; то же, но со штангой на плечах). · Пассивные движения, выполняемые с помощью резинового бинта, который позволяет увеличивать амплитуду движений (например, для развития подвижности в плечевых суставах можно в положении выпада вперед, спиной к стене, руки вверх (бинт закреплен за рейку на уровне рук) выполнять пассивные отведения рук назад). Для усиления эффекта постепенно продвигаться вперед. · Пассивные движения, выполняемые с использованием собственной силы (например, притягивание туловища к ногам или у гимнастической стенки лицом к ней, одна нога поднята вперед-вверх, пружинящие движения, притягивая тело к стенке, руками). · Пассивные движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используется масса собственного тела, например, из виса согнувшись, опускание в вис сзади). · Статические положения (шпагат, мост – держать 5 – 6 с, различные асаны гимнастики хатха-йога, требующие проявления гибкости).
Метод активных движений. Упражнения выполняются за счет активного напряжения мышц, обеспечивающих движение по большой амплитуде, в целях растягивания мышц-антагонистов и направлены, прежде всего, на развитие активной гибкости за счет развития силы мышц-антагонистов. Для этой цели могут применяться упражнения, выполняемые во всех режимах (в преодолевающем, уступающем и изометрическом). К активным движениям относятся упражнения, направленные на преодоление: · массы собственного тела или предметов (наклоны вперед, выполняемые на наклонно поставленной скамейке, лежа вниз головой (изменяя угол наклона скамейки, можно изменять степень нагрузки) или максимально высокое поднимание прямых ног из виса на гимнастической стенке); · противодействия партнера; · сопротивления упругих предметов (например, растягивание резинового бинта или амортизатора); · изометрических напряжений (например, удержание растянутого бинта или отягощения свободной ногой, поднятой вперед, 5 – 6 с). Комбинированный метод. В занятиях с детьми и подростками этот метод является наиболее эффективным и оказывает влияние, как на активную, так и на пассивную гибкость. Упражнения состоят из движений, в которых активность агонистов сменяется активностью антагонистов с непременной сменой режима работы мышц (активные действия сменяются пассивными). Движения на растягивание целесообразно проводить в момент предельного сокращения агонистов либо сразу после окончания силовых упражнений, т.е. силовые упражнения должны предшествовать упражнениям на растягивание. Такая последовательность повышает эффективность занятий и почти исключает возникновение травм растягиваемых мышц. Например, из исходного положения лежа на спине вниз головой на наклонно поставленной скамейке предельно наклоняться вперед (преодолевающий режим), держать это положение 5 – 6 с (изометрический режим), затем партнер производит мягкий, но энергичный толчок руками в спину упражняющегося (принудительное, пассивное растягивание мышц-антагонистов), после чего лечь в и.п. (уступающий режим). Пассивные движения можно дать учащимся и сразу после наклонов на скамейке, например, серию пружинящих наклонов из стойки ноги врозь. В период интенсификации воздействий на развитие гибкости целесообразны примерно такие пропорции различных упражнений: 40 – 45% активные, динамические, 20% - статические, 35 – 40% - пассивные (в занятиях с детьми младшего и среднего школьного возраста доля статических упражнений должна быть меньше, а динамических больше).
Способы разучивания ОРУ.
Обучение ОРУ проводят различными способами. По показу. Упражнение показывают «зеркально», стоя лицом к учащимся. Для начала подается команда «Исходное положение – ПРИНЯТЬ!». Если все приняли правильное положение, то далее следует команда «Упражнение начи – НАЙ!». Учитель при этом вместе с учениками выполняет упражнение 2-3 раза сам. Для окончания упражнения подается команда «СТОЙ!». После выполнения прыжков и бега на месте подается команда «На месте шагом – МАРШ!». Этот способ наиболее доступен учащимся младших классов, когда они еще не знают терминологии, не умеют правильно принимать исходные положения. По рассказу. Учитель указывает исходное положение и рассказывает, что нужно сделать на каждый счет. За тем подает команду «Исходное положение ПРИНЯТЬ!». Проверяет исполнение и подает следующую команду: «Упражнение (указывает в какую сторону) начи – НАЙ!». Этот способ с большой эффективностью можно использовать в средних и старших классах, когда у учащихся уже есть знание терминологии, что позволяет им по рассказу учителя мысленно воспроизводить упражнение. По показу и рассказу. Учитель, показывая упражнение, объясняет, что и как нужно выполнять, обращает внимание на наиболее трудные места. Способ может использоваться во всех возрастных группах, особенно при освоении новых и сравнительно сложных по координации движений. По разделениям. Учитель подает команду «Исходное положение – ПРИНЯТЬ!» (показывая или называя его), а далее вместе с учащимися выполняет движения на каждый счет. Например: «Упор присев – ДЕЛАЙ РАЗ!», проверяет и требует правильного исполнения; «Упор лежа – ДЕЛАЙ ДВА!»; «Согнуть руки – ДЕЛАЙ ТРИ!» и т.д. После выполнения всего упражнения по частям с поправками и уточнениями подается команда: «В целом упражнение начи – НАЙ!». Применение данного способа позволяет сразу исправить ошибки и повышает плотность занятий, так как учащиеся не просто смотрят или слушают учителя, а сразу вместе с ним начинают выполнять упражнение. Этот способ наиболее эффективен в младших классах, а также при освоении новых упражнений, рассчитанных на 4 – 8 счетов. Игровой способ. Наиболее характерен для учащихся младших классов. Они легко представляют себе различные действия в виде игр. Можно выполнять упражнения по сигналу: учитель поднимает руки в стороны (лучше с флажками). По этому сигналу ученики должны сделать упор присев и возвратиться в и.п., а по сигналу руки на пояс – стоя на коленях, наклониться назад и т.п. Для изучения положений рук в начальной школе можно использовать «Морскую азбуку», которая применяется на флоте для передачи команд на видимое расстояние. На занятиях также используются подвижные игры: «Запрещенные движения», «Передача мячей по кругу», «Пятнашки», «День и ночь» и другие.
5. Способы проведения ОРУ.
Для выполнения ОРУ в подготовительной части урока существуют три основных способа проведения ОРУ: раздельный, поточный, проходной и круговой. Раздельный способ. Основным признаком раздельного способа является пауза для показа и объяснения между отдельными упражнениями. Способ наиболее доступен для проведения ОРУ с учащимися младших классов, а также освоения упражнений комплекса при его проведении поточным способом. Способ представляет наибольшие возможности для обучения и достижения высокого качества выполнения каждого упражнения. Для проведения комплекса ОРУ этим способом предварительно ведется обучение каждому упражнению одним из способов разучивания (по показу, рассказу и т.д.). Далее подаются команды «Исходное положение – ПРИНЯТЬ!» и «Упражнение начи – НАЙ!». Для окончания упражнения подается команда «СТОЙ!». Несмотря на ряд положительных сторон, раздельный способ имеет и недостатки, к основным из которых можно отнести низкую плотность занятий из-за большого числа пауз между упражнениями. Поэтому если комплекс предварительно разучен или основной задачей применения ОРУ является разминка, то наиболее эффективно использование других способов проведения ОРУ. Поточный способ. Поточный способ предусматривает непрерывность выполнения комплекса упражнений, т.е. без пауз и остановок, что значительно повышает плотность занятий, активизирует деятельность ЦНС и внимание учащихся. Способ рекомендуется учащимся среднего и старшего возраста. При данном способе проведения ОРУ к комплексу предъявляются определенные требования: во-первых, упражнения должны быть знакомы учащимся или предварительно разучены и проведены раздельным способом; во-вторых, переходы от одного упражнения к другому должны быть просты и удобны;
в-третьих, поточный способ требует обязательного музыкального сопровождения. Первое упражнение начинается после объяснения и команды «Упражнение начи – НАЙ!». Для перехода к следующему упражнению подаются команды: «Последний» - упражнение начинают выполнять последний раз – и «Можно» или «И» на последний счет выполняемого упражнения. Созда- ние представлений о последующих упражнениях комплекса осуществляется либо по показу в момент перехода к другому упражнению после команды «МОЖНО!», либо по предварительному объяснению и показу одновременно с выполнением предыдущего упражнения. Одной из разновидностей проведения комплексов ОРУ поточным способом является проведение комплексов ритмической гимнастики. Методика проведения и комплексы ритмической гимнастики имеют свою специфику. Комплексы ритмической гимнастики проводятся под фонограмму, состоящую из музыкальных фрагментов с соответствующим темпом. Проходной способ. Отличается тем, что упражнения выполняются в движении или со значительным перемещением учащихся через центр зала. В первом случае упражнения выполняются в колонне по одному во время движения в обход или по кругу. Во втором случае упражнения выполняются при поочередном передвижении шеренг в 2, 4, 6 человек и более в каждой. Во время выполнения упражнения первой шеренгой в первый раз вторая шеренга занимает и.п. С началом выполнения упражнения первой шеренгой во второй раз заступает вторая шеренга и т.д. Таким образом, каждая шеренга повторяет упражнение до тех пор, пока не пройдет всю длину зала. После этого противоходом налево и направо в обход по 1, 2, 3 человека учащиеся возвращаются в и.п. Следующим проходом они либо повторяют предыдущее упражнение, либо выполняют новое. Круговой способ. Для развития физических качеств в основной части урока наиболее эффективно использование кругового способа проведения ОРУ, особенности которого заключаются в следующем. В зале определяются несколько местного самоуправления занятий (станций) в зависимости от имеющихся гимнастических снарядов и инвентаря, а также задач урока. Количество станций и групп (отделений) учащихся должно быть одинаковым. После проведения общей разминки, если в этом есть необходимость, учащиеся распределяются по «станциям», на которых в целях сокращения затрат времени на объяснение на каждом месте занятий могут быть использованы учебные карточки (рисунки) с упражнениями для данной «станции» и указанием режимов работы. Сам учитель должен находиться на той «станции», где в данный момент наиболее сложное задание и где необходима его помощь. По указанию учителя учащиеся выполняют известное количество упражнений и переходят на следующее место занятий против часовой стрелки, и так до завершения полного круга. В целях усиления эффекта учитель постепенно увеличивает от занятия к занятию нагрузку, вес отягощений, количество «станций» в круге, количество кругов, число повторений на каждом месте занятий и скорость выполнения заданий. Готовясь к занятиям, учитель должен сначала выбрать соответствующий способ проведения ОРУ и только после этого подобрать упражнения для комплекса. Физическую нагрузку в комплексе можно регулировать, меняя количество упражнений и изменяя их содержание, увеличивая или уменьшая интервалы отдыха между упражнениями, изменяя количество повторений и темп выполнения, исходные положения, способы проведения и используя различные предметы.
Примерный комплекс ОРУ, Примерный комплекс ОРУ, ВАРИАНТ І 1. И.п. – руки вниз, пальцы переплетены 1-2. Стойка на носках, руки вверх, ладонями вверх 3-4. И.п. 2. И.п. – руки в стороны 1-2. Полуприсед на правой, левую вперед, руки вперед 3-4. И.п. 5-8. То же с другой ноги 3. И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки в стороны 1. Сгибая левую, наклон вправо, правую согнуть за спину, левую над головой 2. И.п. 3-4. То же в другую сторону 4. И.п. – стойка на коленях, руки за головой 1-2. С поворотом направо, наклон назад, правой рукой коснуться пяток 3-4. И.п. 5-8. То же в другую сторону 5. И.п. – сед, руки в стороны 1. Сед углом, хлопок впереди 2. И.п. 3-4. То же 6. И.п. – упор сидя 1-2. Упор лежа сзади, правая вперед 3-4 И.п. 5-8. То же левой 7. И.п. – сед ноги врозь, руки в стороны 1. Пружинящий наклон к левой, руки вверх, коснуться носка 2. Пружинящий наклон вперед, руки вверх, коснуться пола 3. Пружинящий наклон к правой, руки вверх, коснуться носка 4. И.п. 8. И.п. – лежа на спине, опираясь на согнутые руки и ноги 1-2. Мост прогибом 3-4. И.п. 9. И.п. – упор лежа 1. Упор лежа на согнутых, левая назад 2. И.п. 3-4. То же правой 10. И.п. – руки в стороны 1. Прыжок вверх, хлопок в ладони впереди 2. Прыжок вверх, хлопок в ладони за спиной 11. И.п. – о.с. Ходьба на месте
ВАРИАНТ ІІ 1. И.п. – стойка на левом колене, руки назад, голова прижата к груди 1. Встать, руки вверх, прогнуться 2. И.п. 2. И.п. - руки вверх, ладонями вперед, прогнуться 1-2. Сгибая левую вперед, лбом коснуться колена, руки вниз назад 3-4. И.п. 5-8. То же с правой 3. И.п. – упор стоя на коленях 1. Согнуть руки, голову повернуть налево 2. И.п. 3-4. Тоже в другую сторону 4. И.п. – упор лежа
ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЗДОРОВЬЯ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.109 (0.018 с.) |