ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила подбора и последовательность упражнений в комплексе.



 

При подборе упражнений нужно руководствоваться следующими правилами:

1. Упражнения должны отвечать назначению комплекса. Они должны оказывать разностороннее воздействие на организм занимающихся. Для этого нужно включать в комплекс упражнения для всех частей тела.

2. Наряду с разносторонним воздействием на организм занимающихся ОРУ должны подбираться с учетом их избирательного воздействия на развитие отдельных групп мышц или определенных физических качеств.

3. Правило «прогрессирования», реализуется и при составлении комплекса ОРУ в форме нарастания эффекта от применения упражнений за счет увеличения амплитуды и скорости движений, степени напряжения, количества повторений.

 

 

4. Гимнастические методы проведения ОРУ отличаются строгой регламентацией движений, что достигается четким указанием исходных и конечных положений, направлением и амплитудой движений, их характером.

При составлении комплексов нужно определить объем и содержание упражнений, которые будут включены в комплекс. Комплекс ОРУ для подготовительной части урока состоит из 8 – 15 упражнений.

 

Последовательность ОРУ в комплексе:

1. Потягивания с выпрямлением и прогибанием, на ощущение правильной осанки.

2. Круговые и маховые движения руками.

3. Приседания, выпады с различными положениями рук.

4. Наклоны туловища вперед назад в сторону и круговые движения.

5. Наклоны и круговые движения головой.

6. Упражнения в седах и упорах.

7. Махи ногами вперед, назад и в сторону.

8. Прыжки, многократные подскоки с различными движениями рук.

9. Ходьба и бег на месте.

 

Примерный комплекс ОРУ,

Проводимый раздельным способом, для младшего школьного возраста.

1. И.п. – руки за голову.

1. Стойка на носках, руки вверх, потянуться.

2. И.п.

3 – 4. То же.

2. И.п. – о.с.

1 – 2. Правую за голову, левую в сторону, прогнуться.

3 – 4. И.п.

5 – 8. То же в другую сторону.

3. И.п. – руки в стороны.

1 – 2. Лицевой круг правой вовнутрь.

3 – 4. То же левой.

4. И.п. – руки вверх.

1. Присед, руки к плечам.

2. И.п.

3. Присед, руки в стороны.

4. И.п.

5. И.п. - стойка ноги врозь, руки в стороны.

1. Лицевой круг вовнутрь.

2 – 3. Два пружинящих наклона прогнувшись.

4. И.п.

5. Лицевой круг наружу.

6 – 7. Два пружинящих наклона назад.

8. И.п.

6. И.п. – стойка ноги врозь, руки за спину.

1. Наклон влево.

2. И.п.

3 – 4. То же.

7. И.п. – упор сидя сзади.

1. Согнуть ноги к груди.

2. И.п.

8. И.п. – упор стоя на коленях, голова опущена.

1. Левую назад, голову назад, прогнуться.

2. И.п.

3 – 4. То же, правой.

 

 

9. И.п. – руки в стороны.

1.Махом согнуть правую к груди, руки на колени.

2.И. п.

3 – 4. То же, левой.

10. И.п. – руки в стороны.

1. Прыжком стойка ноги врозь, руки на пояс.

2. И.п.

3 – 4. Тоже.

11. И.п. – о.с.

Ходьба на месте.

1 – 3. Дугами наружу руки вверх, вдох.

4. Дугами наружу руки вниз, выдох.

 

 

Примерный комплекс ОРУ,

Проводимый поточным способом, для среднего школьного возраста.

 

І. И.п. – о.с.

1 – 4. Четыре шага на месте.

5 – 6. Поворот направо.

7 – 8. Поворот налево.

ІІ. 1 – 4. Четыре шага на месте

5 – 8. Два поворота кругом.

ІІІ. 1 – 2. Два пружинящих приседа, руки вперед.

3.Встать на правую, левая назад на носок, руки вверх.

4. О.с.

5 – 7. То же другой ногой.

8. Стойка ноги врозь, руки в стороны.

ІV. 1 – 2. Два наклона, ладонями касаясь пола.

3 – 4. Выпрямиться, два рывковых движения руками назад.

5 – 8. То же.

V. 1 – 4. Наклон с захватом.

5 – 6. Выпрямиться, руки в стороны.

7. Руки за голову.

8. Пауза.

VІ. 1 – 2. Два пружинящих наклона влево, сгибая правую, руки вверх.

3. Стойка ноги врозь, руки вверх.

4.Руки за голову

5 – 8. То же вправо.

VII. 1 – 4. Круговое движение туловищем влево.

5 – 7. То же вправо.

8. Руки за голову.

VIII. 1.Мах левой вправо, дугами книзу руки влево.

1. И.п.

3 – 4. Два лицевых круга влево.

5 – 8. То же в другую сторону.

XI. 1.Упор присев.

2. Упор лежа.

3. Упор лежа на согнутых, левую назад.

4. Упор лежа.

5. Упор лежа на согнутых, правую назад.

6. Упор лежа.

7. Упор присев.

8. Встать, левая сзади на носок, руки в стороны.

X. 1 – 2. Равновесие на правой.

3. Держать.

4.О.с.

5 – 7. То же на левой.

8. Выпрямляясь, стойка ноги врозь, правая вперед, левая на пояс.

 

XI. 1 – 2. Круг правой книзу с поворотом туловища наклон к левой.

3. Наклон.

4. Выпрямиться, левая вперед.

5 – 8. Тоже в другую сторону.

XII. 1. Подскок, левая на пояс.

2.То же, правая на пояс.

3.То же, левая к плечу.

4.То же, правая к плечу.

5.То же, левая вверх.

6.То же правая вверх.

7 – 8. Два подскока с хлопками над головой.

9 – 16. Подскоки с движениями в обратной последовательности.

XIII. 1 – 16. Ходьба на месте.

 

 

Вопросы и задания:

 

1. Термины ОРУ/стойки, присед, выпад, наклон, сед, упор, равновесие/.

2. Положения согнутых рук.

3. Положение кисти и движения ею.

4. Положения и движения рук в различных плоскостях.

5. Положения и движения ног в различных плоскостях.

6. Термины упражнений с гимнастической палкой.

7. Термины упражнений со скакалкой.

8. Характеристика и значение ОРУ.

9. Классификация ОРУ.

10. Правила подбора и составление комплексов ОРУ.

11. ОРУ – основное средство для формирования правильной осанки.

12. Основные способы разучивания ОРУ.

13. Способы проведения ОРУ.

14. Дозировка ОРУ.

15. ОРУ – средство для развития физических качеств.

16. Методы развития силы с использованием ОРУ.

17. Методика развития гибкости с использованием ОРУ.

18. Методика развития координации движений, пространственных и временных ориентировок, воспитание школы движений.

 

Литература:

1. Гимнастика. Под ред. А.Т. Брыкина и В.М. Смолевского. – М.: «Ф и С», 1985.

2. Гимнастика. В.Д. Палыга. – М.: «Просвещение», 1982.

3. Гимнастика. Под ред. М.Л.Украна и А.М. Шлемина. – М.: «Ф и С», 1977.

4. Гимнастика. Под ред. А.М. Шлемина и А.Т. Брыкина. – М.: «Ф и С», 1979.

5. Гимнастика и методика преподавания. Под ред. В.М.Смолевского. – М.:«Ф и С», 1987.

6. Гимнастика с методикой преподавания. Под ред. Н.К.Меньшикова. – М.: «Просвещение», 1990.

7. Гимнастика с методикой преподавания. Под ред. И.Б.Павлова и В.М.Баршая. – М.: «Просвещение», 1985.

8. Основы методики преподавания гимнастики. О.Н.Худолей. – Харьков.: «Консум», 1998.

9. Теория и методика гимнастики. Под ред. В.И.Филипповича. – М.: «Просвещение», 1971.

10. 650 гимнастических упражнений. В.В.Жужиков. – М.: «Просвещение»,1962.

 

 

11. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. И.А.Гуревич. - Минск.: «Высшая школа»,1980.

12. Азбука ритмической гимнастики. В.Ю.Сосина. – Киев.: «Здоров’я», 1986.

13. Гимнастика для Вашего здоровья. Арно Бальк. – М.: «Кристина и С.»,1996.

14. Гимнастика мужчины. Г.С.Решетников. – М.: «Ф и С»,1986.

15. Гимнастическая терминология. А.Т.Брыкин. – М.: «Ф и С», 1989.

16. Группы здоровья. А.Т.Рубцов. – М.: «Ф и С»,1984.

17. Для Вас девочки. Л.М.Буц. – М.: «Ф и С»,1988.

18. Книга учителя физической культуры. Под ред. В.С.Каюрова. – М.: «Ф и С»,1973.

19. Координационные способности школьников.В.И.Лях. – Минск.: «Полымя»,1989.

20. Круговая тренировка при развитии физических качеств. И.А.Гуревич. – Минск.: «Высшая школа»,1985.

21. Методика преподавания гимнастики в школе. П.К.Петров. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос»,2000.

22. На зарядку – становись.В.Н.Болобан. – Киев.: «Радянска школа»,

23. Общеразвивающие упражнения в детском саду. Т.П.Буцинская, В.И.Васюкова. – М.: «Просвещение»,1990.

24. Растягивайся и расслабляйся. Мэксин Тобиас, Мэри Стюарт. – М.: «Ф и С»,1994.

25. Ритмическая гимнастика. Е.В.Бирюк. – Киев.: «Молодь»,1981.

26. Ритмическая гимнастика. В.В.Матов, О.А.Иванова, Л.А.Ландберг. – М.: «Знание»,1985.

27. Ритмическая гимнастика. В.Ю.Сосина, Э.М.Фабиан. – Киев.: «Радянська школа»,1990.

28. Ритмическая гимнастика 230 упражнений.Т.С.Лисицкая. – М.: «Просвещение»,1985

29. Ритм + пластика. Т.С.Лисицкая. – М.: «Ф и С»,1987.

30. Стрейчинг. М.А.Годик, А.М.Барамидзе. – М.: «Советский спорт»,1991.

31. Упражнения со скакалкой. И.Н.Шарабарова. – М.: «Советский спорт»,1991.

32. Утренняя зарядка /для учащихся 4-8 классов/.В.И.Козлов. – М.: «Ф и С»,1985.

33. Энциклопедия физических упражнений. Ежи Палага. – М.: «Ф и С»,1998.

34. Гимнастика и методика ее преподавания. Уч-ник для ф-тов физ.культуры. Под ред. Н.К.Меньшикова.- СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 1998.

35. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л.Б.Кофмана. – М.: «Ф и С»,1998.

36. Общеразвивающие упражнения в гимнастике.Е.Г. Попова. – М.: Терра –Спорт, 2000.

37. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Э.Я. Степаненко. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.

38. Гимнастика. Уч-ник для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.

 

 

ВАРИАНТ І

1.И.п. – руки вниз, пальцы переплетены

1-2. Стойка на носках, руки вверх, ладонями вверх

3-4. И.п.

2. И.п. – руки в стороны

1-2. Полуприсед на правой, левую вперед, руки вперед

3-4. И.п.

5-8. То же с другой ноги

3. И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки в стороны

1. Сгибая левую, наклон вправо, правую согнуть за спину, левую над головой

2. И.п.

3-4. То же в другую сторону

4.И.п. – стойка на коленях, руки за головой

1-2. С поворотом направо, наклон назад, правой рукой коснуться пяток

3-4. И.п.

5-8. То же в другую сторону

5. И.п. – сед, руки в стороны

1. Сед углом, хлопок впереди

2. И.п.

3-4. То же

6.И.п. – упор сидя

1-2. Упор лежа сзади, правая вперед

3-4 И.п.

5-8. То же левой

7. И.п. – сед ноги врозь, руки в стороны

1. Пружинящий наклон к левой, руки вверх, коснуться носка

2. Пружинящий наклон вперед, руки вверх, коснуться пола

3. Пружинящий наклон к правой, руки вверх, коснуться носка

4. И.п.

8. И.п. – лежа на спине, опираясь на согнутые руки и ноги

1-2. Мост прогибом

3-4. И.п.

9. И.п. – упор лежа

1. Упор лежа на согнутых, левая назад

2. И.п.

3-4. То же правой

10. И.п. – руки в стороны

1. Прыжок вверх, хлопок в ладони впереди

2. Прыжок вверх, хлопок в ладони за спиной

11. И.п. – о.с.

Ходьба на месте

 

ВАРИАНТ ІІ

1. И.п. – стойка на левом колене, руки назад, голова прижата к груди

1. Встать, руки вверх, прогнуться

2. И.п.

2. И.п. - руки вверх, ладонями вперед, прогнуться

1-2. Сгибая левую вперед, лбом коснуться колена, руки вниз назад

3-4. И.п.

5-8. То же с правой

3. И.п. – упор стоя на коленях

1. Согнуть руки, голову повернуть налево

2. И.п.

3-4. Тоже в другую сторону

4. И.п. – упор лежа

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.216.79.60 (0.015 с.)