Франсиско Гойя Этапы развития, Графическое наследия, новаторство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Франсиско Гойя Этапы развития, Графическое наследия, новаторство.



испанский живописец, гравер, рисовальщик. Повлиял на иск-во 19 и даже 20 в.

- Складывается как художник довольно поздно

- Очень сложный эмоциональный, образный художник

- Колорист, мыслит цветом

- впервые обращается к действительности изображения народных масс

1776–1780 и 1786–1791 - выполнил для королевской мануфактуры свыше 60 шпалер с насыщенными по цвету и непринужденными по композиции сценами повседневной жизни и народных развлечений (его интересует психологическое состояние, в кот. выступают люди): Зонтик, 1777 Игра в жмурки, 1791 Игра в пелоту, 1779

- Лепит форму цветом Продавец цветов Продавец посуды

С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонко разработанной цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке («Семья герцога Осуна», 1787; портрет маркизы А.Понтехос, около 1787)

В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор)

с 1795 - директор ее живописного отделения), в 1786 назначен придворным живописцем, в 1799 - «первый живописец короля».

Одновременно в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной Испании «старого порядка». Уродство ее моральных, духовных и политических основ он раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов “Капричос”.

(80 листов с комментариями художника, 1797–1798): Чего не сделает портной Тебе не уйти!Они взлетели!

- Юмор, гротеск, сатира, символика, в т. ч. и политическая, много от испанского фолклора.

- смелая новизна художественного языка, острая выразительность линии, беспокойных пятен и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, острой социальной сатиры и трезвого анализа действительности открывали совершенно новые пути развития европейской гравюры.

- Сочетание больших залитых тоном пятен и графики. Любит диагональную композицию, соотношение чистого листа и графики фигур

- Взаимное проникновение фона и фигур

росписи в капелле церкви Сан Антонио де ла Флорида, 1798

- В 1798 Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида. С поразительной быстротой, иногда используя губки, привязанные к ручкам кистей, Гойя написал сцену, изображающую св. Антония, благословляющего больного.

- Оставляет световое пространство в центре. Около 40 фигур – простые люди, чуть больше натуральных. Пестрый активный колорит, объединенный воедино балюстрадой. Всё определено и уравновешено по законам МДЖ. Широкий обобщающий мазок. Свободно варьирует позы, изменяет пропорции. Какието части оконтуревает, а какие-то – нет. Строит живопись на передаче реальной жизни.

В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи: Портрет сеньоры Бермудес (тревожное чувство одиночества) Портрет Ф.Гиймарде, 1798 (мужественное противостояние и вызов окружающему) Маха одетая и Маха обнаженная

- Работает над идеалом красоты. Аромат тайны и скрытой чувственности. Прототип – возлюбленная и покровительница художника герцогиня Альба.Острота за счет неправильного и характерного. Семья Карлоса (Карла) IV, 1800

До этого в традициях парадного портрета не было. Достоверно показаны (без прикрас) образы королевской семьи

- С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете.

Долгий творческий путь Гойи тесно связан с крупнейшими событиями испанской истории рубежа XVIII – XIX веков. Художник был свидетелем французской революции 1789 года, героической борьбы испанского народа с наполеоновским нашествием, двух испанских революций начала XIX века и реакции во время правления Фердинанда VII.Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции:

Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде, 1814

- борьба испанцев против фрацузского нашествия... реальная ситуация поведения масс людей.Художника интересует не столько документальность, сколько сам момент

Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года, 1814

- Великое открытие. Вся яркость чувств людей, которых расстреляют. Пестрая цветовая гамма. Центральная фигура выделена белым. Неяркий колорит солдат. Руки – различные жесты выражают разные эмоции людей.

82 офорта Бедствия войны, 1810–1820

(вызвана к жизни подавлением первой испанской революции и последовавшей за ней войной с Наполеоном.)

- Обобщение действий и мыслей людей во время войны.

Гойя изобразил борьбу широких масс испанского народа с наполеоновскими войсками, осаду Сарагосы и голод 1811 года.

- Народ восстал против своих поработителей. Крестьяне шли против регулярных войск Наполеона с ножами, кольями, топорами. Они дрались с исступлением и гневом, отстаивая каждую пядь земли («Со здравым смыслом или без него?»). С такой же яростью дрались женщины. «Они стали, как дикие звери» - говорит Гойя.

-Страшной чередой проходят в офортах все ужасы войны: груды трупов, телеги с мертвецами, расстрел повстанцев и насилие над женщинами изображены с ужасающей живостью. «Я видел это!», «Невозможно видеть это!» - такими словами сопровождает Гойя два своих офорта. Изредка художника посещают светлые образы. В офорте «Какое мужество!» Гойя запечатлел подвиг жительницы Сарагосы, вставшей у орудия, когда

все защитники батареи погибли. Художник воплотил в этом образе трогательную нежность облика героини и величие ее подвига.

В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела худож ника к глухоте. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме «Кинто дель Сордо» («Дом глухого»), стены которого расписал маслом (15 живописных пано). Художник иносказательно показывает действительность. Созданные здесь сцены включают невиданно смелые для своего времени, остродинамич- ные изображения многоликих масс и устрашающие символико-мифологические образы, он воплощал идеи противостояния прошлого и будущего, бесконечно-ненасытного дряхлого времени (“Сатурн”) и освободительной энергии юности (“Юдифь”).

Фантастическое видение Большой козел Паломничество св. ИсидораСатурн, пожирающий своих детей Шабаш ведьм

Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов «Диспаратес» (22 листа, 1820–1823). Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее тивом в картине «Похороны сардинки» (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов «Тавромахия» (1815)

Искусство Гойи повлияло на формирование многих художественных явлений 19в. художественных явлений 19в. Его воздействие ощущается в творчестве Жерико, Делакруа, Домье, Эдурд Мане. Влияние его творчества на живопись и графику имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до современности.

 

ГОЙЯ, ФРАНСИСКО ХОСЕ (Goya y Lucientes, Francisco Jose) (1746–1828), также Гойя-и-Лусьентес, великий испанский художник и гравер, новатор. Родился 30 марта 1746, в горном селении Фуэндетодос в Арагоне, в семье мастера-позолотчика. Когда Франсиско было 13 лет, семья переехала в Сарагосу и мальчик был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Там Гойя познакомился с Мартином Сапатером, который стал его другом.

Первый заказ художник получил в возрасте 17 лет. Это был алтарь для приходской церкви в Фуэндетодос. В возрасте 19 лет Гойя приехал в Мадрид и участвовал в конкурсе, надеясь быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан Фернандо. Его картина была отвергнута, и он отправился в Италию. В 1771 он получил вторую премию пармской Академии художеств и вернулся в Сарагосу, где написал фрески в церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар.

В это время Лусан-и-Мартинес представил Гойю Франсиско Байеу, члену Королевской Академии и придворному художнику короля Карла III. По протекции Байеу Гойя получил заказ от Королевской мануфактуры Санта-Барбара на картоны для шпалер с изображением сцен из испанской жизни. Гойя женился на сестре Байеу Хосефе и в 1775 переехал в Мадрид, где в период между 1776 и 1791 написал 45 картонов. Веселые, идеализированные сцены испанской сельской жизни принесли Гойе известность. В 1780 Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле Распятие и стал членом Королевской Академии. В том же году он переехал в Сарагосу, чтобы продолжить работу над фресками церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар. Однако его росписи не понравилась Байеу и заказчикам, и Гойя вынужден был переписать их в более формальной манере.

Уязвленный этим происшествием, он вернулся в Мадрид, где получил заказ написать портреты членов королевской семьи. Это стало началом известности и процветания Гойи. Он написал портрет семьи Осуна и расписал фресками их частную капеллу, а также стены их загородного дома. В 1786 Гойя был назначен вице-директором Королевской Академии изящных искусств Сан Фернандо. В 1789, после смерти Карла III, он стал придворным художником нового короля Карла IV. С удивительной быстротой он написал короля и его супругу, королеву Марию Луизу. Портреты Гойи были абсолютно лишены лести, и часто их сходство с оригиналом было правдиво до жестокости, но он продолжал получать заказы, и его популярность при дворе росла. В то же самое время он писал прелестные портреты детей и красивых женщин.

В 1791 Гойя познакомился с герцогиней Альба, которая стала его возлюбленной и покровительницей. Он писал ее портреты много раз; два самых знаменитых из них – Маха обнаженная (ок. 1797) и Маха одетая (ок. 1802). Он также украсил фресками ее загородный дворец. В 1792–1793 Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой потерял слух. Во время выздоровления в 1792 Гойя начал работать над серией офортов Капричос (закончена к 1799), сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. В 1798 Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида. С поразительной быстротой, иногда используя губки, привязанные к ручкам кистей, Гойя написал сцену с более чем тысячей персонажей, изображающую св. Антония, благословляющего больного. В 1800 он построил за пределами Мадрида виллу, которую впоследствии называли Домом глухого. Он продолжал писать правдивые портреты аристократии, интеллигенции и придворных чиновников. Один из самых откровенных портретов – изображение фаворита королевы, премьер-министра дона Мануэля Годоя.

В 1808 Испания была оккупирована Наполеоном. Гойя стал свидетелем восстания против наполеоновских войск в Мадриде и последовавших репрессий. После того как Испания была освобождена, он запечатлел эти события в двух знаменитых полотнах: Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года и Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года (обе ок. 1814, Мадрид, Прадо). В это же время Гойя начал серию из 87 офортов Бедствия войны. Когда Фердинанд VII вернулся на испанский трон, Гойя все еще оставался придворным художником. Его вызывающе натуралистические портреты Фердинанда обнаруживают презрение к новому королю. Уединившись на вилле, Гойя работал над картинами Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года и Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года. Он продолжал делать офорты для серии Бедствия войны и начал другую серию офортов, изображающих историю боя быков в Испании, Тавромахия. В это же время Гойя расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов Диспаратес.

В 1824 78-летний мастер, не желая мириться с политикой Фердинанда, отправился в добровольное изгнание во Францию. Он присоединился к другим испанским интеллектуалам, которые бежали в Бордо, освоил технику литографии и сделал серию, посвященную бою быков, Бордоские быки. Умер Гойя в Бордо 16 апреля 1828.

Уже при жизни Гойя был признан выдающимся испанским художником. Его вклад в формирование искусства 19–20 вв. огромен. Он был первым мастером, который обратился в своем творчестве к актуальным событиям. Офорты Гойи, обличающие обычаи и зло его времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты Диспаратес оказали воздействие на немецких экспрессионистов.

 

 

Творчество Жерико.

Одержим скачками. На его примере можно оценить художника как мастера различных жанров – анимализм, исторический жанр, портретист.

«бег свободных лошадей» римский обычай пускать лошадей по улице.

Диагональная динамика.

Сохранив присущее искусству классицизма тяготение к обобщенно - героизированным образам, Жерико первым во французской живописи выразил свойственное романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к воплощению драматических явлений современности и сильных страстей.

Тв-во связано с изображением лошадей(одна из линий тв-ва) композиция строится на диогонали. эмоциональность образов, динамичность композиции и колорита, в кото- ром преобладают темные, оживленные интенсивными цветовыми оттенками тона.

Офицер конных стрелков императорской гвардии, в бою, 1812

Раненый кирасир выходит из огня, 1814

Долгое время жил в Италие. Восхищался тв-вом Микеланджело. Усиливается обобщенная монументальность форм, композиция становится упорядоченной, колорит почти монохромным.

Юноша, останавливающий лошадь Скачки на необъезженых конях в Риме, 1817 Бег свободных лошадей в Риме, 1817

Доля мону ментального обобщения, четко замкнутый контур каждой фигуры.

Очень много наблюдает натуру, посещает анатомический театр, где делает этюды

Этюд руки,1819

Важная тема в тв-ве — борьба человека со смертью.

Плот «Медузы», 1818 – 1819

В основе сюжета трагедия. оказавшихся в океане на плоту пассажиров погибшего фрегата «Медуза». Взят самый эмоциональный момент - появление спасительного корабля после 15 дней ожидания.

Монументальность предает точка зрения — сверху. Четкая игра светотени, яркий луч солнца позволяет чётко выделить фигуры людей.

Раскрывает в картине сложную гамму человеческих чувств – от полного отчаяния и апатии до страстной надежды на спасение. Капитан удаляется с корабля, оставляет людей погибать. Изображение страстей человеческих, смерть, оплакивание, скульптурные формы, динамика, пересечение диагоналей с разными центрами.

В англие (1820-1822) пишет: Скачки или Дерби в Эпсоме, 1821

Положение ног лошадей изображино неверно, утрированно, но за счет этого достигается движение. Передача эффекта скорости (нач-то эффектов импрессионизма). Уход столбов в глубину, поднятые руки жоккеев, фон — написан условно. Представление о художнике-романтике как о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности Жерико выразил в ряде портретов и автопортретов.

Портрет двадцатилетнего Делакруа, 1819 Истинный гуманизм Жерико воплощен в объективности серии портретов душевнобольных около 1822–1823.

Интерес к психологическому состоянию. Портрет сумасшедшей, 1822

Композиция и цвет используются для выделения состояния.

Преодалел клоссицизм, кот. не позволял передать реальные психологические переживания. Разбился, упав с лошади, что послужило одной из главных причин его преждевременной смерти в 32 года.

«Портрет клептомана» портреты сумасшедших, страсть к патологии. Изучение изувеченных людей – методическая, а не декадентская. Предпосылки теорий Ницше – нет плохого и хорошего – есть только человек и художник.

 

ЖЕРИКО, ЖАН ЛУИ АНДРЕ ТЕОДОР (Géricault, Jean Louis André Théodore) (1791–1824), французский живописец; родился 26 сентября 1791 в Руане. Учился в Париже у К.Верне и Дж.Б.П.Герена, копировал произведения старых мастеров в Лувре. Успех пришел к нему после создания картины Офицер конных егерей, идущий в атаку (Париж, Лувр), выставленной на Салоне 1812. Во время пребывания в Италии в 1816–1817 Жерико открыл для себя искусство Микеланджело. Его композиции становятся более смелыми и уверенными, что проявилось уже в подготовительных набросках к картине Бег свободных лошадей (Лувр). Знаменитое полотно Жерико с изображением кораблекрушения – Плот Медузы (Лувр), выставленное на Салоне 1819, вызвало интерес из-за своего откровенного реализма и смелой антиклассической направленности. 1820–1822 Жерико провел в Англии, где познакомился с традицией колоризма, в то время почти не известной на континенте, увидел гравюры с изображением спортивных сцен и эпизодов из повседневной народной жизни. Картина с изображением скачек Дерби в Эпсоме (1822, Париж, Лувр) предвосхищает некоторые эффекты живописи импрессионистов. Среди произведений Жерико, выполненных после возвращения во Францию, Пейзаж с печью для обжига извести (1823, Париж, Лувр) и пять картин с изображением умалишенных (Лувр, Париж, Лион, Гент и частное собрание).

 

13. Творчество Эжена Делакруа – сменил всю ориентацию французской живописи.

Не любил античность. Смотрел рококо, Рубенса, Веласкеса, увлекался современной английской живописью, в первую очередь работами Дж.Констебла. Уже в ранний период творчества ощущение сопричастности великим, изменяющим лицо мира историческим событиям породило пафос и драматический накал произведений Делакруа, сделало его в дальнейшем ярчайшим выразителем и главой романтизма во французском изобразительном искусстве. Полна эмоционального напряжения и мрачного трагизма картина Делакруа — «Если пятно взять правильно, то линия появляется сама собой.»

«Ладья Данте» Данте и Вергилий – динамизм пятна, новое отношение к пропорциям. Мощность фигур, сходство с Рубенсом. Автор шокирует общественность.

Духом активного протеста против жестокости и насилия, глубокого сочувствия к бедствиям греческого народа пронизана картина — Резня на Хилосе, 1823–1824 расправа турок над греками. Картина стала скандально известной. «Резня живописи», вульгарные мотивы, ребенок и мертвая мать, турок тянет за волосы женщину.

Греческие семьи ждут смерти или угона в рабство. Соотношение групповых масс победителей и побежденных. Пейзаж — как условный фон, но богатый тоном и цветом, усиливающий все характеристики. Следит за четкостью линейного контура масс. Предпочитал сюжеты, исполненные драматизма и внутренней напряженности

Смерть Сарданапала, 1827 – перед тем как умереть царь велел заколоть всех его жен и коней. Варварская роскошь, преддверие ориентализма.

Органический синтез героической действительности и символики, прекрасной романтической мечты о свободе достигнут им в картине Свобода, ведущая народ, 1830(на баррикадах) – 1830 восстание, свержено пытавшееся восстановить монархию.

Делакруа был бонапартистом, а не республиканцем.

Изображает реальных участников революции 1830 года рядом с аллегорической фигурой Свободы.Достигает большого обобщения в изображении исторического события. Цвет одежд — цвет флага: белый, синий, красный.

 

После 30г. отправляется в Африку не месяц, для освежения взгляда. и 2 недели в Испании. После путешествия в Северную Африку Делакруа по многочисленным наброскам и зарисовкам с натуры исполнил ряд картин, отмеченных не только романтиче- ской красочностью и интересом к восточной экзотике, но и воссозданием своеобразия национального быта, нравов и характеров.

Алжирские женщины, 1833–1834 спокойствие, лиричность, камерное пространство, сюжет отсутствует, самоценность формы и цвета.

Анимализм цикл «Львиная охота». «Тигр, напавший на лошадь», раскрепощение художественной техники.

Колоризм – сочетание активных цветов –кармин, зеленый, желтый.

Мясистая живописная техника, взрывающая рельеф холста.

Колорит предшествует колориту декадентских течений.

Автопортрет – свобода кисти, обобщенность образа.

«Портрет Жоржа Санда» - загадочность и таинственность, отказ от деальности и физиологичности.

Делакруа последний крупный портретист классической школы.

Медея в ярости, 1862 Страстное, взволнованное искусство Делакруа потребовало новых выразительных средств: цвет в его произведениях приобретает активную эмоциональную выразительность, подчеркнутую богатством рефлексов, контрасты дополнительных тонов словно воспламеняют красочный слой, созданный темпераментным движением кисти. Живописной фактуре, предвосхищающей открытия импрессионизма, созвучны свободная, пронизанная динамическими ритмами композиция, энергичный и экспрессивный рисунок.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 946; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.220.120 (0.043 с.)