Искусство первой трети XIX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство первой трети XIX века



Искусство первой трети XIX века

Декоративные приемы ампира и линеарный орнамент

От линии перейдем к сугубо декоративному приему - к орнаменту. В ампире композиция строится на контрасте чистой плоскости и узких орнаментальных поясов. Такой контраст подчеркивает конструктивное членение формы.

Декоративные мотивы стиля ампир состоят в основном из элементов древнеримского военного снаряжения: это легионерские знаки с орлами, связки копий, щитов, пучки стрел, скрещенные мечи и копья, топоры, лавровые венки, пальметты. В ампирном интерьере и в декоре мебели предпочтение отдается двум типам орнамента: строго линеарному, в основе своей античному, и натуралистически-обстоятельному. В равной мере уместно применять геометрический и растительный орнаменты.

Ампирный декор очень выразителен и разнообразен, но включается в интерьер крайне скупо. Поэтому, если вы обратились к ампирному декору, надо заранее выбрать предметы и места для орнамента. Необходимо добавить, что ампирный линеарный орнамент располагался в строго отведенных для этого местах - на стенах, на мебели и драпировках. Следует придерживаться этого правила и сегодня.

Итак, горизонтальный орнамент, как правило, размещается в верхней части стен. Декоративным горизонтальным поясом может служить акант, усиковый орнамент, астрагал. Стену также можно декорировать тонкими пилястрами, а панели между ними затянуть специальной обивочной тканью, которая имеется в продаже. Другие варианты - оклеить стены бумажными обоями (это не противоречит духу ампира) или расписать клеевой краской. Выбирайте насыщенные красные, желтые, синие цвета, но не приглушенные оттенки. Створки дверей хорошо бы украсить геометрическим или растительным орнаментом.

Окна и двери в стиле империи нуждаются в обильной драпировке. В ампирных интерьерах были очень популярны прямые занавеси с широкой, часто орнаментальной, каймой внизу. Они скользили на кольцах, нанизанных на круглые стержни, напоминавшие копья. Такой способ крепления драпировок популярен и сегодня, а занавеси практически без складок, ламбрекенов и иных излишеств смотрятся неизменно свежо. Особенно эффектны шторы и занавески из тонкого льна насыщенных цветов с узким бордюром. При очевидной простоте решения они лучше любых других аксессуаров воспроизводят атмосферу ампира, всегда элегантного и сдержанного. Мебельный ампирный декор создать собственными руками довольно трудно. Обилие готовых предложений - от исторической мебели до современных стилизаций или подробнейших и точнейших повторений - избавляет вас от этого. Можно выбрать ампирный кабинет в духе Наполеона или Александра I, можно даже предпочесть нечто мрачноватое во вкусе "сталинского ампира". Да, это тоже был ампир. Пока еще что-то сохранилось в домах наших бабушек и на развалах блошиных рынков, вы имеете шанс воспроизвести убранство кремлевских кабинетов, которые еще совсем недавно отделывали и обставляли в стиле империи...

Ампирную мебель украшают узкими полосками из тянутой латуни и гофрированными латунными вставками, маркетри, интарсиями. Бронзовый накладной орнамент в виде фриза обычно располагается на передних панелях шкафов, в верхней части. На угловых гранях шкафов, комодов, бюро, а также на царгах столов встречаются накладные бронзовые или латунные штабики бус, колонны, фризы, медальоны. Наборный орнамент маркетри занимает почетное место на передней панели, плоскость которой он должен подчеркивать.

После египетского похода Наполеона в мебельных формах и орнаментах появляются изображения сфинксов, кариатид, напоминающих мумии, с головами негритянок и спеленатыми ступнями. Сегодня египетские мотивы придают интерьеру особенную стильную пластику и смысловую насыщенность. Здесь и новое современное понимание Востока, и ампирная трактовка египетских образов, и экзотизм - словом, весьма актуальное постмодернистское цитирование стилей.

Творчество Жерико.

Одержим скачками. На его примере можно оценить художника как мастера различных жанров – анимализм, исторический жанр, портретист.

«бег свободных лошадей» римский обычай пускать лошадей по улице.

Диагональная динамика.

Сохранив присущее искусству классицизма тяготение к обобщенно - героизированным образам, Жерико первым во французской живописи выразил свойственное романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к воплощению драматических явлений современности и сильных страстей.

Тв-во связано с изображением лошадей(одна из линий тв-ва) композиция строится на диогонали. эмоциональность образов, динамичность композиции и колорита, в кото- ром преобладают темные, оживленные интенсивными цветовыми оттенками тона.

Офицер конных стрелков императорской гвардии, в бою, 1812

Раненый кирасир выходит из огня, 1814

Долгое время жил в Италие. Восхищался тв-вом Микеланджело. Усиливается обобщенная монументальность форм, композиция становится упорядоченной, колорит почти монохромным.

Юноша, останавливающий лошадь Скачки на необъезженых конях в Риме, 1817 Бег свободных лошадей в Риме, 1817

Доля мону ментального обобщения, четко замкнутый контур каждой фигуры.

Очень много наблюдает натуру, посещает анатомический театр, где делает этюды

Этюд руки,1819

Важная тема в тв-ве — борьба человека со смертью.

Плот «Медузы», 1818 – 1819

В основе сюжета трагедия. оказавшихся в океане на плоту пассажиров погибшего фрегата «Медуза». Взят самый эмоциональный момент - появление спасительного корабля после 15 дней ожидания.

Монументальность предает точка зрения — сверху. Четкая игра светотени, яркий луч солнца позволяет чётко выделить фигуры людей.

Раскрывает в картине сложную гамму человеческих чувств – от полного отчаяния и апатии до страстной надежды на спасение. Капитан удаляется с корабля, оставляет людей погибать. Изображение страстей человеческих, смерть, оплакивание, скульптурные формы, динамика, пересечение диагоналей с разными центрами.

В англие (1820-1822) пишет: Скачки или Дерби в Эпсоме, 1821

Положение ног лошадей изображино неверно, утрированно, но за счет этого достигается движение. Передача эффекта скорости (нач-то эффектов импрессионизма). Уход столбов в глубину, поднятые руки жоккеев, фон — написан условно. Представление о художнике-романтике как о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности Жерико выразил в ряде портретов и автопортретов.

Портрет двадцатилетнего Делакруа, 1819 Истинный гуманизм Жерико воплощен в объективности серии портретов душевнобольных около 1822–1823.

Интерес к психологическому состоянию. Портрет сумасшедшей, 1822

Композиция и цвет используются для выделения состояния.

Преодалел клоссицизм, кот. не позволял передать реальные психологические переживания. Разбился, упав с лошади, что послужило одной из главных причин его преждевременной смерти в 32 года.

«Портрет клептомана» портреты сумасшедших, страсть к патологии. Изучение изувеченных людей – методическая, а не декадентская. Предпосылки теорий Ницше – нет плохого и хорошего – есть только человек и художник.

 

ЖЕРИКО, ЖАН ЛУИ АНДРЕ ТЕОДОР (Géricault, Jean Louis André Théodore) (1791–1824), французский живописец; родился 26 сентября 1791 в Руане. Учился в Париже у К.Верне и Дж.Б.П.Герена, копировал произведения старых мастеров в Лувре. Успех пришел к нему после создания картины Офицер конных егерей, идущий в атаку (Париж, Лувр), выставленной на Салоне 1812. Во время пребывания в Италии в 1816–1817 Жерико открыл для себя искусство Микеланджело. Его композиции становятся более смелыми и уверенными, что проявилось уже в подготовительных набросках к картине Бег свободных лошадей (Лувр). Знаменитое полотно Жерико с изображением кораблекрушения – Плот Медузы (Лувр), выставленное на Салоне 1819, вызвало интерес из-за своего откровенного реализма и смелой антиклассической направленности. 1820–1822 Жерико провел в Англии, где познакомился с традицией колоризма, в то время почти не известной на континенте, увидел гравюры с изображением спортивных сцен и эпизодов из повседневной народной жизни. Картина с изображением скачек Дерби в Эпсоме (1822, Париж, Лувр) предвосхищает некоторые эффекты живописи импрессионистов. Среди произведений Жерико, выполненных после возвращения во Францию, Пейзаж с печью для обжига извести (1823, Париж, Лувр) и пять картин с изображением умалишенных (Лувр, Париж, Лион, Гент и частное собрание).

 

13. Творчество Эжена Делакруа – сменил всю ориентацию французской живописи.

Не любил античность. Смотрел рококо, Рубенса, Веласкеса, увлекался современной английской живописью, в первую очередь работами Дж.Констебла. Уже в ранний период творчества ощущение сопричастности великим, изменяющим лицо мира историческим событиям породило пафос и драматический накал произведений Делакруа, сделало его в дальнейшем ярчайшим выразителем и главой романтизма во французском изобразительном искусстве. Полна эмоционального напряжения и мрачного трагизма картина Делакруа — «Если пятно взять правильно, то линия появляется сама собой.»

«Ладья Данте» Данте и Вергилий – динамизм пятна, новое отношение к пропорциям. Мощность фигур, сходство с Рубенсом. Автор шокирует общественность.

Духом активного протеста против жестокости и насилия, глубокого сочувствия к бедствиям греческого народа пронизана картина — Резня на Хилосе, 1823–1824 расправа турок над греками. Картина стала скандально известной. «Резня живописи», вульгарные мотивы, ребенок и мертвая мать, турок тянет за волосы женщину.

Греческие семьи ждут смерти или угона в рабство. Соотношение групповых масс победителей и побежденных. Пейзаж — как условный фон, но богатый тоном и цветом, усиливающий все характеристики. Следит за четкостью линейного контура масс. Предпочитал сюжеты, исполненные драматизма и внутренней напряженности

Смерть Сарданапала, 1827 – перед тем как умереть царь велел заколоть всех его жен и коней. Варварская роскошь, преддверие ориентализма.

Органический синтез героической действительности и символики, прекрасной романтической мечты о свободе достигнут им в картине Свобода, ведущая народ, 1830(на баррикадах) – 1830 восстание, свержено пытавшееся восстановить монархию.

Делакруа был бонапартистом, а не республиканцем.

Изображает реальных участников революции 1830 года рядом с аллегорической фигурой Свободы.Достигает большого обобщения в изображении исторического события. Цвет одежд — цвет флага: белый, синий, красный.

 

После 30г. отправляется в Африку не месяц, для освежения взгляда. и 2 недели в Испании. После путешествия в Северную Африку Делакруа по многочисленным наброскам и зарисовкам с натуры исполнил ряд картин, отмеченных не только романтиче- ской красочностью и интересом к восточной экзотике, но и воссозданием своеобразия национального быта, нравов и характеров.

Алжирские женщины, 1833–1834 спокойствие, лиричность, камерное пространство, сюжет отсутствует, самоценность формы и цвета.

Анимализм цикл «Львиная охота». «Тигр, напавший на лошадь», раскрепощение художественной техники.

Колоризм – сочетание активных цветов –кармин, зеленый, желтый.

Мясистая живописная техника, взрывающая рельеф холста.

Колорит предшествует колориту декадентских течений.

Автопортрет – свобода кисти, обобщенность образа.

«Портрет Жоржа Санда» - загадочность и таинственность, отказ от деальности и физиологичности.

Делакруа последний крупный портретист классической школы.

Медея в ярости, 1862 Страстное, взволнованное искусство Делакруа потребовало новых выразительных средств: цвет в его произведениях приобретает активную эмоциональную выразительность, подчеркнутую богатством рефлексов, контрасты дополнительных тонов словно воспламеняют красочный слой, созданный темпераментным движением кисти. Живописной фактуре, предвосхищающей открытия импрессионизма, созвучны свободная, пронизанная динамическими ритмами композиция, энергичный и экспрессивный рисунок.

 

Романтический пейзаж.

В XIX веке усложняется жанровая структура. Начиная с эпохи романтиков идёт укрепление позиций пейзажа, во многом благодаря Тёрнеру и Констеблю (они почти ровесники. Но очень разные). Раньше он играл чисто декоративную роль.

 

- Тёрнер:

Начинает как гравёр, потом как акварелист, потом, в конце концов, переходит в XVIII веке к масляной живописи. Но опыт акварелиста сильно отразился на творческом методе (быстрота, стремительность).

 

- Кораблекрушение (1805).

Увлечён сугубо романтическим мотивом – стихия.

 

Далее его работы усложняются:

- Ганнибал и его армия (Снежная буря, 1812).

В центре огромная клякса. Почти абстрактное художественное построение. Мотивы природной динамики, движения живописных масс (впервые!). Англичане хорошо чувствуют природу, но чужды стихии. Но здесь новизна решения. Тёрнер – шоу-мэн, он знает, что нужно публике, и привлекает общественное внимание. Быстро богатеет, имеет возможность экспериментировать. Всё более смелые решения. Про него есть анекдот: пишет марину, будучи привязанным к мачте корабля в бушующем море.

 

- Дождь, пар и скорость (40-е годы).

Исключительное чувство пространства и атмосферы. Новый подход к пейзажу: главный персонаж – атмосфера. Изощрённая живописная техника, поверхность фактурная, рельефная. Контраст пастозности и гладкости. Чёткие контуры размываются.

 

 

- Констебл:

Антипод Тёрнера. Происходит теоретический разрыв между эстетикой романтизма и реализма. В Констебле больше реалистического. Он привязан к природе, земле и своему делу. Ему чужды бурные метафизические страсти. Он первым почти сравнял уровень этюда и готового полотна, его этюды почти на 100% законченные. Он – между Гейнсборо и голландской школой живописи. Он прекрасно чувствует ландшафт и стремится к правде, реализму. Если романтик ищет состояние, то Констебл верит факту. Его основа – эмпирическое познание мира.

 

- Пейзаж.

Воз, застрявший в речке, мельница. Для современников это низкий жанр. Констебла не любили за его приземлённость.

 

- Строительство судов над … (?) верфью.

Пишет пейзажи его родной долины (Дефландская -?). В них – динамизм кисти, стремление поймать натуру. Экспрессия, спонтанность, мощная хватка действительности делают его популярным художником во Франции (влияет на импрессионистов, барбизонцев). Мотив пейзажа достаточно обыденный. Но во внешней непритязательности – пафос верности натуре, последовательность в исследовании всех компонентов окружающей природы.

 

- Ричард Паркс Бонингтон.

Романтическая традиция пейзажа. Мастер акварели, бурной живописи, как у Тёрнера. Оказал влияние на Францию. В подходе к пейзажу доминирует живописность. Приподнятость пейзажного образа, экспрессия выражения. В рамках пейзажной картины решаются новые задачи. Пейзаж даёт возможность раскрепощения, выражения активной личной позиции.

 

- Карл Блехен.

Немец, последователь Тёрнера. Стихийные мотивы, неожиданные решения освещения. Достаточно современная живопись, похожая на абстрактную.

 

- Каспер Давид Фридрих.

Крупный немецкий живописец XIX века. Самоучка, отсюда его самобытность.

 

- Крест в горах (1812).

Одна из ранних работ. Строго симметричная композиция. Крест точно посередине, разделение на планы. Рациональное, регулярное композиционное решение, невозможное для англичан. Это проявление «немецкости» в пейзаже. Упрощение живописного языка: схематичнее, условнее англичан. Но оригинальность композиции, обилие готических мотивов – специфическая немецкая эстетика. Немцы ищут путь к своей национальной самобытности.

 

- Женщина у окна.

Мотив двоемирия, порога, отношения личности и мира, открывающего перед ней, но мы этот мир не видим. В литературе эта тема получила выражение у Гофмана. Мотив личности на грани. Но живопись спокойная.

 

- Мужчина и женщина, созерцающие луну.

Они отстранены от нас. Мир разворачивается для них, а не для зрителя. Отсюда – ощущение таинственности, загадочности. Непроявленность до конца замысла картины.

 

- Одинокое дерево.

Мотив одиночества. Символ Фридриха – одинокое дерево. Одушевление ландшафта. Нет резких световых эффектов, динамики кисти, как у французов. Фиксация внимания зрителя – на мотиве. К дереву прислонился путник: тема сопричастности человека этому одиночеству.

 

- Заснеженный дуб.

Та же тема, но здесь почти сведён на нет, мотив выражен более характерно – изломанная, заснеженная крона дерева. Отражение перипетий в личной жизни Фридриха. С приходом Бидермейера его живопись уходит из моды, он обречён на неудачи. Был вновь открыт в начале XX века. Был любим Гитлером.

 

- Ледяное море.

Внутреннее смятение человека. Мастерство организации картины: создан пролёт к центру полотна. Изломанная, острая центральная часть. Фридрихом интересуются сюрреалисты.

 

Рамки романтизма – 40-е годы XIX века. Но по сути символизм, декадентство и модерн тоже вытекают из романтизма.

Искусство первой трети XIX века



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.174 (0.244 с.)