Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ключ к успеху в любом деле — умение вести людей за собой↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ВВЕДЕНИЕ Этого случая я не забуду никогда. В тот день я читал лекцию на тему лидерства. В перерыве ко мне подошел один из слушателей по имени Боб. — Вы спасли мою карьеру! — воскликнул он. — Как я вам благодарен! Сказав эти слова, слушатель уже собирался отойти в сторону, но я успел его окликнуть: — Стойте! Расскажите, каким это образом я смог «спасти» вашу карьеру? — Мне пятьдесят три года. Последние семнадцать лет я работаю на должности, требующей лидерских качеств. До недавнего времени мне было очень тяжело работать, я остро чувствовал, что мне не хватает умения быть лидером. И вот в прошлом году я побывал на вашем семинаре по развитию лидерских способностей. После этого я сразу же начал применять усвоенные принципы лидерства в своей работе — и произошло то, о чем я так мечтал: пусть не сразу, но люди начали с готовностью следовать моим указаниям. До этого у меня был большой стаж работы, но компетентности мне не хватало. Вы сделали меня лидером. Спасибо вам! Именно такие случаи, как тот, о котором я только что вам рассказал, заставляют меня не жалеть времени на воспитание лидеров. Именно поэтому я около десяти раз в году провожу в США и других странах семинары по развитию лидерских способностей. Именно поэтому и была написана эта книга. На протяжении нескольких десятилетий я на собственном опыте осваивал принципы лидерства, описанные в этой книге. Уже около двадцати лет я обучаю людей этим принципам, а затем с огромным удовлетворением наблюдаю за прогрессом в работе моих слушателей. Теперь у меня есть возможность рассказать об этих принципах вам. Ключ к успеху в любом деле — умение вести людей за собой И взлеты, и падения в любом деле зависят от лидерства. Когда я произношу эту фразу на лекциях и семинарах, слушателям очень хочется слегка подправить ее: «Почти в каждом деле и взлеты, и падения зависят от лидерства». Большинство людей желает найти исключения, вместо того чтобы захотеть самим стать исключительными! Уже сейчас вы обладаете определенными навыками лидерства. Для примера давайте предположим, что ваши лидерские способности оцениваются на 6 по 10-балльной шкале. Скажу со всей уверенностью: эффективность вашей работы никогда не превысит вашего умения быть лидером, умения вести людей за собой и оказывать на них влияние. Говоря другими словами, от вашего умения быть лидером зависит уровень вашего успеха — и не только вашего, но и успеха всех, кто работает вместе с вами. Как-то в журнале «Newsweek» я прочитал слова президента компании «Hyatt Hotels»: «Главное, что я узнал за двадцать семь лет работы в сфере обслуживания: 99 процентов служащих хотят работать хорошо, но реальный результат их работы — всего лишь отражение работы их работодателя»*. Пожалуй, точнее о степени важности эффективного лидерства и не скажешь. Вот еще * David Hartley-Leonard. «Perspectives», Newsweek, 24 August 1987, 11. одна история на ту же тему. На совещании торговых представителей менеджер устроил своим подчиненным разнос за удручающе низкие результаты. «Мне надоели ваши оправдания, — кричал он. — Не умеете работать — найдем других, кто умеет. В конце концов, быть торговым представителем нашей фирмы — большая честь и великолепный шанс». С этими словами менеджер указал на новичка в коллективе, бывшего футболиста, и продолжал: «Если футбольная команда играет плохо, то что делают? Меняют игроков. Верно я говорю?» На какое-то время в кабинете воцарилась полная тишина, а затем раздался голос бывшего футболиста: «Вообще-то, сэр, если плохо играет вся команда, то меняют тренера»*. Лидерству можно научиться Лидерство — это не «закрытый элитный клуб для прирожденных лидеров». Личностным качествам, необходимым для эффективного лидерства, можно научиться, а затем нужно соединить их друг с другом, вложив в это всю свою душу, — и тогда ничто не смо- * Doug Lysen, Reader's Digest, February 1989. жет помешать вам стать настоящим лидером. Эта книга даст вам основные принципы лидерства, от вас же потребуется только желание освоить эти принципы и следовать им. Леонард Рейвенхилл в своей книге «Сообщения последних дней» рассказывает о том, как группа туристов проходила через живописную деревушку. Увидев старика, сидящего на лавочке у забора, один из туристов спросил снисходительным тоном: — Может, в вашей деревне родился кто-нибудь из великих людей? — Не-е, — протянул старик. — У нас рождаются только дети. Лидерство не открывают в себе, а развивают. Что правда, всегда появляются настоящие «прирожденные лидеры», но даже им, чтобы оставаться лидерами, приходится постоянно совершенствовать черты характера, данные от природы. Работая с тысячами людей, желающими стать лидерами, я обнаружил, что все они делятся на четыре группы: Прирожденные лидеры: ■ Обладают прирожденными лидерскими способностями. ■ Всю жизнь наблюдают за примерами лидерства. ■ Учатся и осваивают дополнительные лидерские способности. ■ Обладают самодисциплиной, без которой невозможно стать великим лидером. Обратите внимание: три из четырех перечисленных качеств — приобретенные. Обученные лидеры: ■ Большую часть жизни наблюдают за примерами лидерства. ■ Освоили теорию и практику лидерства. ■ Обладают самодисциплиной, без которой невозможно стать великим лидером. Обратите внимание: все три перечисленных качества — приобретенные. Потенциальные лидеры: ■ Относительно недавно начали наблюдать за примерами лидерства. ■ Учатся теории и практике лидерства. ■ Обладают самодисциплиной, без которой невозможно стать великим лидером. Обратите внимание: все три перечисленных качества — приобретенные. Ограниченные лидеры: ■ Видят мало примеров лидерства или не видят их совсем. ■ Мало учились теории и практике лидерства или не учились совсем. ■ Обладают желанием стать лидером. Обратите внимание: все три перечисленных качества можно освоить. МЫСЛИ О ВЛИЯНИИ Каждый из нас на кого-нибудь влияет Социологи утверждают, что даже ярко выраженные интроверты на протяжении своей жизни оказывают влияние в среднем на тысячу человек! Эту потрясающую информацию сообщил мне мой коллега Тим Элмор. Каждый человек оказывает влияние на других и сам подвергается влиянию со стороны, а это значит, что каждый из нас одновременно в чем-то лидер, а в чем-то — последователь. Из этого правила нет исключений. Ваша обязанность — реализовать заложенные в вас потенциальные лидерские способности. В каждой конкретной группе людей и в каждой конкретной ситуации обязательно возникает яркий лидер, оказывающий влияние на остальных членов группы. При этом человек, проявивший себя лидером в одной ситуации или группе, в других условиях может уступить место другому лидеру, становясь одним из его последователей. Типичный пример — обычный будний день в семье. Утром, когда ребенок собирается в школу, доминирующее влияние на него оказывает мать. Она решает, что ребенок будет есть на завтрак, какую одежду наденет. В этой ситуации мать — однозначный лидер, ребенок — последователь. Придя в школу, этот же ребенок может превратиться в лидера, оказывающего влияние на других детей. Пока ребенок в школе, родители решили в обеденный перерыв встретиться в одном из ресторанов. К ним подходит официант и предлагает фирменные блюда, оказывая влияние на обоих посетителей. Вечером семья собирается за столом, но время ужина зависит от расписания рабочего дня матери или отца. Обнаружить лидера очень просто. Понаблюдайте за группой людей, решающих какой-нибудь вопрос. Чье мнение считается самым веским? К кому больше всего прислушиваются при обсуждении проблемы? С кем быстрее всего соглашаются? Чьему призыву (и это важнее всего) люди следуют? Это и есть реальный лидер группы. УРОВНИ ЛИДЕРСТВА Уровень 1: Статус Статус — базовый, начальный уровень лидерства. Это влияние, исходящее исключительно из должности, титула или поста. На этом уровне действуют территориальные права, традиции, протоколы и уставы. Ничего плохого в этих вещах нет, если только они не становятся основой для авторитарного стиля управления, подменяя собою отсутствующие лидерские способности, — никудышная, надо сказать, замена. Человек, назначенный на ту или иную должность, может обладать определенной властью и возможностью управлять другими, но реальное лидерство — это нечто намного большее, чем просто власть, опыт, знания и следование определенным правилам. Настоящий лидер — тот, за кем люди следуют добровольно и сознательно. Настоящий лидер знает, что слова «лидер» и «начальник» означают далеко не одно и то же. Начальник командует людьми, лидер их учит. Начальник полагается на власть, лидер — на добрую волю. Начальник вызывает в людях страх, лидер — воодушевление. Начальник говорит «я», лидер говорит «мы». Начальник ругает за неполадки, лидер справляется с ними. Начальник знает, как надо работать, лидер — показывает, как надо. Начальник говорит: «Идите», лидер — «Пойдем!». Уровень 2: Одобрение Как сказал Фред Смит, «лидерство — это умение убедить людей работать для вас даже тогда, когда они не обязаны делать это»*. Такое становится возможным лишь при переходе на второй уровень влияния. Людям все равно, много ли вы знаете, но они хотят знать, что вам не все равно! Лидерство начинается не с головы, а с сердца, идеальная среда для него — не строгие правила, а осмысленные, значимые взаимоотношения между людьми. «Лидеры по должности» часто прибегают к запугиванию и устрашению. Они чем-то напоминают кур. Норвежский психолог Шельдеруп-Эббе, исследуя формирование иерархических отношений в группе кур, установил, что обычно одна курица занимает доминирующее положение (она клюет всех, но ее не клюет никто). Курица, занимающая второе место в иерархии, тоже клюет всех, * Fred Smith, Learning to Lead (Waco, Word, 1986), 117. за исключением «курицы номер один». И так далее по нисходящей, до несчастного «аутсайдера»: эту курицу клюют все, кому не лень, но она никому не может дать сдачи. Лидер, достигший уровня одобрения, полагается не на силу, а на человеческие взаимоотношения. Он не «клюет» других, а помогает им, тратя время и энергию на удовлетворение потребностей и желаний людей. Амитай Этциони в книге «Современные организации» сказал следующее о Генри Форде: «Он создал идеальный автомобиль — «Ford Т», после чего автомобили всех других моделей стали не нужны. Он был всецело ориентирован на выпуск отличной продукции и хотел завалить весь мир своими автомобилями. Но когда к нему начали приходить со словами «Мистер Форд, мы хотели бы машину другого цвета», он говорил: «Вы можете получить машину любого цвета, если этот цвет — черный». Именно с этого и начался его закат». В любом деле на первом месте должны стоять люди, их желания и потребности. Человек, неспособный устанавливать прочные и длительные взаимоотношения с другими людьми, вскоре неизбежно обнаружит, что он не способен долго оставаться реальным, эффективно действующим лидером. (См. главу 7 «Бесценный капитал лидера: люди»). Разумеется, можно любить людей и не вести их за собой, но невозможно вести людей за собой, не любя их. Внимание! Поднимаясь по ступеням уровней лидерства, не пытайтесь перепрыгнуть через уровень! Чаще всего люди пытаются перепрыгнуть именно уровень 2: Одобрение. Например, муж хочет перейти от уровня 1: Статус (в день свадьбы он приобрел новое социальное положение и стал мужем) к уровню 3: Продуктивность. Он становится замечательным «добытчиком» и прекрасно обеспечивает семью материально, но при этом пренебрегает человеческими отношениями с членами семьи — то есть тем, на чем, собственно, и держится семья. В результате семья распадается, бизнес тоже страдает. Человеческие взаимоотношения создают невидимый клей, на котором держится продуктивность. Уровень 3: Продуктивность На этом уровне лидерства начинает происходить множество приятных событий. Возрастает прибыль, текучесть персонала сведена к минимуму, люди действуют с воодушевлением, потребности удовлетворяются, планы реализуются. На этом уровне работа буквально кипит. Быть лидером, влиять на людей — одно удовольствие, проблемы решаются при минимальных затратах сил, люди регулярно получают свежие статистические данные о деятельности организации и гордятся ее ростом. Каждый ориентирован на достижение результатов, результаты — вот главная причина всей деятельности. Уровни 2 и 3 принципиально различаются между собой. На уровне 2 люди собираются вместе просто для того, чтобы быть вместе, другой цели у них нет. Но на уровне 3 люди собираются вместе для достижения общей цели. Им по-прежнему нравится быть вместе, но теперь они вместе не просто так, а для какого-то дела. Другими словами, они ориентированы на достижение результатов. В одном из фильмов герой Джека Николсо-на пытается заказать в ресторане бутерброд с поджаренным хлебом, но ему отказывают. В конце концов был найден оригинальный выход: герой Николсона заказал сэндвич из поджаренного хлеба с курятиной, а затем сказал официантке: «Вместо майонеза — масло... а курицу оставьте себе». Цель поставлена, результат достигнут. Вот анекдот, который я очень люблю. Один торговый агент, недавно принятый на работу в торговую фирму, поехал в свою первую командировку. Первое же послание, присланное им в офис, повергло начальника отдела в ужас: новый сотрудник не мог без ошибок написать и двух слов! «Нашево товару тут раньше не была, кой-чего купили, типерь паехал в Чекаго». Вслед за первым посланием пришло второе, из Чикаго: «Я преехал сюда и продал товару на полмильёна». Начальник отдела не знал, что ему делать: то ли сразу уволить неуча, то ли все же оставить. С такими мыслями он пришел к директору фирмы. На следующее утро на столе менеджера поверх двух писем от нового сотрудника лежала записка от директора: «Мне кажится что мы тратим вдва раза больше времени на граматику, чем на тарговлю. Смат-рите как он работает. Пускай каждый прачетает письма от Джонсана что поехал вкамандеровку и прадал весь тавар. Вот и вам нужно работать так же». Само собой разумеется, любой начальник предпочтет подчиненного, который одинаково хорошо умеет и писать, и торговать. Однако нельзя забывать, что многие «недостаточно образованные» люди великолепно работают и добиваются отличных результатов. Дэн Рейланд, один из моих коллег, однажды высказал такую мысль: «Уровень 1: Статус — это дверь, ведущая в лидерство, а уровень 2: Одобрение — это фундамент лидерства». Уровень 4: Наставничество Как утверждает Роберт Таунсенд, лидеры бывают «любого размера, возраста, формы и кондиции». И все же лидеров, хотя они такие разные, замечают сразу. У настоящего лидера люди постоянно показывают отличные результаты. Величие лидера — не в его собственной силе, а в способности придавать силы окружающим его людям. Пускай даже вы достигли успеха, но если вы не подготовили последователей, то ваша победа — пиррова победа. Если основная задача работника — сделать порученную ему работу, то основная задача лидера — способствовать развитию людей, чтобы они смогли сделать порученную им работу (подробнее см. главу 7). Последователи наиболее преданы лидеру в случае, если он способствовал их личностному росту. Обратите внимание, как меняется отношение последователя к лидеру: на уровне 2 последователь любит лидера, на уровне 3 — восхищается им, на уровне 4 — предан ему. Помогая людям расти как личностям, лидер завоевывает их сердца. В настоящее время в моем коллективе одну их ведущих ролей играет Шерил Флейшер, хотя вначале она не отличалась социальной активностью. Работая со мной, Шерил постепенно становилась все активнее, и теперь уже она успешно способствует развитию других людей. Работа в тесном контакте со мной привела к позитивным переменам в характере Шерил, и я уверен, что она никогда этого не забудет. Теперь Шерил работает с людьми, вкладывая в их личностный рост свое время и силы, но при этом она помогает не только им, но и мне. Я тоже никогда не забуду то добро, что сделала для меня Шерил. Круг лидеров, окружающих вас, должен состоять из людей, к личностному росту которых вы имеете непосредственное отношение. В этом случае вы будете связаны узами взаимной любви и преданности как со своим непосредственным окружением, так и с людьми, окружающими ваших ближайших союзников. Однако при продвижении по ступеням лестницы влияния могут возникать проблемы. Вы можете даже не осознавать, как много новых людей, пришедших в вашу организацию лишь недавно, считают вас «лидером по должности», так как они никогда не встречались с вами лично. Держите в памяти следующие правила: Сквозь толпу надо идти медленно. Найдите возможность личного контакта со всеми членами вашей организации. В возглавляемой мною церковной общине — 5000 членов, и я делаю все для личного контакта с каждым из них: ■ Изучаю имена постоянных членов общины, занесенные в приходские книги. ■ Раздаю членам общины карточки обратной связи и лично читаю полученные сообщения (каждую неделю ко мне приходит около 250 заполненных карточек). ■ Читаю все анкеты-заявления от желающих стать постоянными членами нашей общины. ■ Лично читаю письма от членов общины и отвечаю на них. ■ Каждый год посещаю хотя бы одно мероприятие, проводимое каждым классом нашей воскресной школы. Развитие ключевых лидеров. Я постоянно кстречаюсь с людьми, занимающими ведущее положение в нашей общине, и обучаю их, а они, в свою очередь, передают другим полученные от меня знания. Уровень 5: Личность В этой книге мы не будем уделять много внимания наивысшему уровню влияния, так как для его достижения человек должен быть истинным лидером на протяжении всей своей жизни. Я хотел бы когда-нибудь достичь этого уровня — я знаю, что он достижим. НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ Теперь мы уже знаем в общих чертах, что такое влияние и как его приумножить. В наших руках — схема пути подъема по ступеням лидерства. Следует в первую очередь обратить внимание на два момента: Уровень 1: Статус/Права ■ Хорошо знать свои должностные обязанности. ■ Знать историю своей организации. ■ Соотносить историю организации с людьми, входящими в нее (другими словами, быть «командным игроком»). ■ Принимать на себя ответственность. ■ Делать свою работу как можно лучше. ■ Делать больше, чем от вас ожидают. ■ Предлагать творческие идеи, способствующие улучшению работы организации. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Повторение 1. Лидерство — это________________ 2. Пять уровней лидерства — это: (1) _______________ (2) _______________ (3) _______________ (4) _______________ (5) _______________ * John С. Maxwell, Be a People Person (Wheaton, Victor, 1989). 3. На каком уровне я в настоящее время нахожусь по отношению к большинству людей? 4. На каком уровне я в настоящее время нахожусь по отношению к другим людям, обладающим влиянием? Практические задания 1. Запишите имена пяти наиболее влиятельных лиц в вашей организации. а) На каком уровне влияния находитесь вы по отношению к ним? б) На каком уровне влияния находятся эти люди по отношению к другим? 2. Один час в месяц проводите в личном общении с каждым из этих пяти наиболее влиятельных людей в организации. 3. Два часа в месяц проводите в общении одновременно со всеми пятью ведущими лидерами вашей организации. Это время должно способствовать их развитию. Один час посвятите обсуждению одной из глав этой книги, второй — совместной работе над проектом, способствующим укреплению организации. 4. Повторите основные характеристики каждого из пяти уровней лидерства и выделите три из них, которых вам особо недостает, чтобы уделить больше внимания работе над ними. (1) _______________ (2) _______________ (3) _______________
Глава вторая На одной из конференций я услышал такие слова: «Труднее всего убедить людей ранжировать свои мысли и действия по степени их важности». Именно способность устанавливать приоритеты, по мнению оратора, отличает профессионала от любителя. Я убежден, что способность все продумывать заранее и ранжировать обязанности по степени их важности составляет основное различие между лидером и последователем, потому что: ■ Практики знают, как получить то, чего они хотят. ■ Философы знают, чего им следует хотеть. ■ Лидеры знают, как получить то, чего им следует хотеть. Успех можно определить как последовательное достижение заранее определенной цели. Из этого определения следует, что для успеха лидеру необходимо умение устанавливать приоритеты и способность направлять усилия для достижения поставленной цели. Я уверен, что эти качества — основа любого лидерства. Много лет назад, изучая экономику, я прочитал о «принципе Парето», или «принципе 20/80», и начал применять его к своей жизни. Двадцать лет спустя я обнаружил, что этот принцип — наиболее эффективное средство для определения приоритетов как в жизни любого конкретного человека, так и в деятельности любой организации. Принцип Парето 20 процентов установленных целей и задач дают 80 процентов результатов, ЕСЛИ вы сосредоточите свое время, энергию, деньги и труд персонала вашей организации на основных 20 процентах установленных вами целей и задач. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ -------------------------------------- РЕЗУЛЬТАТЫ
Определение приоритетов Большая важность/Большая срочность: эти задачи следует выполнять в первую очередь. Большая важность/Малая срочность: установите предельные сроки выполнения задач и работайте над ними каждый день. Малая важность/Большая срочность: найдите способы быстро и эффективно выполнить эти задачи, не уделяя им большого внимания. Если возможно, поручите эти задачи помощникам, обладающим достаточной компетентностью. Малая важность/Малая срочность: это обычно рутинная, повторяющаяся или трудоемкая работа — например, заполнение бланков, сортировка информации и т.д. С этими делами можно поступать
так: выделить на их выполнение определенное время, например, полчаса в неделю; поручить их кому-нибудь; и, наконец, вообще их не делать. Но прежде чем отложить на завтра то, что можно сделать сегодня, следует внимательно изучить эту работу: не исключено, что ее можно будет отложить навсегда. Несколько лет назад на конференции в Бостоне я читал доклад о применении «принципа 20/80». Через несколько недель после этой лекции я получил письмо от Джона Боуэна. На основании материала лекции Джон разработал практичную систему установления приоритетов, которой я пользуюсь до сих пор. Надеюсь, что она окажется полезной и для вас. Выбирай, а не то потеряешь В любом деле каждый из нас выступает либо инициатором, либо исполнителем. Например, необходимо составить календарь мероприятий. Вопрос не в том, будет ли календарь составлен, а в том, кто его составит. Вопрос не в том, будет ли лидер встречаться с людьми, а в том, с кем он будет встречаться. Я заметил, что лидеры обычно выдвигают инициативы, а последователи — реагируют на них.
ПРИНЦИПЫ ПРИОРИТЕТОВ Хорошее — враг лучшего Когда приходится выбирать между хорошим и плохим, большинство людей без труда делает правильный выбор. А если приходится выбирать между хорошим и хорошим? Что делать, если оба варианта великолепно соответствуют «трем китам» нашей работы — требованиям, отдаче и удовлетворенности? Невозможно иметь все Каждый раз, заходя в магазин вместе с сыном, я говорю ему: «Невозможно иметь все». Как и многим людям, моему сыну постоянно приходится избавляться от лишних вещей. Успех на 95 процентов состоит из твердого знания того, что именно вам нужно. Много лет назад я прочел эти строки Уильяма Хинсона: Тот, кто стремится к единственной цели, Может надеяться, что успеет достичь ее. Но тот, кто хочет всего сразу, Пожнет лишь то, что сам посеял, — Урожай напрасных сожалений и раскаяний. Группа альпинистов готовилась к восхождению на гору Монблан во Французских Альпах. Вечером перед восхождением, беседуя с альпинистами, местный проводник сказал: «Это трудный маршрут. Чтобы подняться на вершину, каждый из вас должен нести только то снаряжение, без которого подъем невозможен. Все лишнее придется оставить в лагере». Один из альпинистов, молодой англичанин, решил поступить по-своему. Он вышел из палатки с огромным рюкзаком, в котором лежало тяжелое одеяло, большой кусок сыра, бутылка вина и фотоаппараты со сменными объективами (и еще два фотоаппарата висели у англичанина на шее). «Возьмите лишь то, что нужнее всего, — сказал проводник. — С этим грузом вам не взойти на гору». Но англичанин был парень упрямый и все же решил настоять на своем. Он вышел первым и пошел на гору один, стремясь доказать, что все же дойдет. Следом за ним вышла вся группа вместе с проводником. В рюкзаках альпинистов были лишь самые необходимые вещи. По дороге альпинисты вначале увидели тяжелое одеяло, лежащее на снегу, затем — кусок сыра, затем — сиротливо стоявшую бутылку вина, затем — сменные объективы. На вершине их встретил упрямый англичанин. Ему все же хватило ума вынуть из рюкзака все лишнее и ненужное. Избыток дел парализует Каждому из нас, наверное, хоть однажды приходилось одновременно смотреть на рабочий стол, заваленный не сделанными делами, поднимать трубку телефона и смотреть на дверь кабинета, открывающуюся, чтобы впустить очередного посетителя. Помните, какое сильное чувство беспомощности охватывало вас в этот момент? Уильям Хинсон рассказывает, как дрессируют молодых, еще не обученных львов. Дрессировщик, входя в клетку, обязательно берет с собой стул. Конечно, у него есть и хлыст, и даже пистолет, но все же главное, уверял Хинсон, — это стул. Дрессировщик держит стул за спинку, повернув ножки к львиной морде. Животное пытается сосредоточить свой взгляд на всех четырех ножках стула сразу, но его внимание рассеивается, и оно становится как бы «парализованным», почти ручным — его воля ослабевает. (Теперь у нас есть веская причина с сочувствием относиться к цирковым львам!) Однажды в мой кабинет вошла Шерил, одна из наших лучших сотрудниц. Она выглядела ужасно измотанной. Оказалось, что Шерил перегружена работой, ее список неотложных дел вырос до огромных размеров. Я попросил Шерил записать все свои обязанности, а затем мы сели и расставили их в порядке важности. До сих пор помню выражение огромного облегчения на лице Шерил, когда она поняла, что не было никакого смысла так себя перегружать. Если вы перегружены работой, изложите все свои обязанности на отдельном листе бумаги. С готовым списком идите к своему начальнику, чтобы он отметил наиболее важные из ваших обязанностей. В конце каждого месяца я составляю план на следующий месяц, сразу же устанавливая приоритеты. Расположив планируемые дела в порядке их важности и срочности, я прошу своего секретаря Барбару составить календарь мероприятий на следующий месяц. Если что-нибудь отнесено к категории «Большая важность/большая срочность», я сообщаю Барбаре, и она ставит это мероприятие на первое место. Все настоящие лидеры научились говорить «нет» хорошему, чтобы сказать «да» наилучшему. ДОСТОЙНЫ ЛИ ВЫ ДОВЕРИЯ? Чем большего доверия вы заслуживаете, чем больше люди могут на вас положиться, тем в большей степени они дают вам право оказывать влияние на свою жизнь. И наоборот: чем меньше люди доверяют вам, чем меньше они полагаются на вас, тем скорее вы утратите свое влияние. На семинарах, лекциях и конференциях мне часто приходится слышать один и тот же вопрос от лидеров и руководителей: «Не могли бы вы подсказать мне, как можно внести изменения в деятельность моей организации?». На подобные вопросы я всегда отвечаю так: «Моя цель — вдохновить на перемены вас лично. Если это удастся, то изменится вся ваша организация». Еще, еще и еще раз повторяю: и взлеты, и падения организации зависят от лидерства. Цельность личности — вот секрет взлетов без падений. Давайте теперь рассмотрим значение цельности личности лидера подробнее. ПРИЗНАКИ ПРОБЛЕМ У ЛИДЕРА Ниже приводятся двенадцать основных «проблемных точек» лидера. Пять из них имеют непосредственное отношение к нежеланию и носить перемены, что говорит о проблемах для всей организации. ■ Плохое понимание людей. ■ Недостаток воображения. ■ Проблемы в личной жизни. ■ Стремление перекладывать ответственность на других. ■ Чувство стабильности и самодовольствия. ■ Недостаточная организованность. ■ Вспыльчивость. ■ Нежелание рисковать. ■ Неуверенность, оборонительная позиция. ■ Отсутствие гибкости. ■ Отсутствие духа товарищества. ■ Сопротивление переменам. Итальянский историк, писатель и политический деятель эпохи Ренессанса Николо Макиавелли говорил: «Ни одно дело не дается так тяжело, не сопряжено с таким риском при минимальной гарантии успеха, как введение нового порядка вещей». В первую очередь изменять следует самого себя. Лишь почувствовав, насколько это тяжело — меняться самому, я смогу понять, какая это тяжелейшая задача — менять других. В этом и заключается ваш главный экзамен на лидерство.
Один восточный мистик сказал: «В юности я был бунтарем и все время молился: «Господи, дай мне силы изменить мир!». Дожив до зрелости, я понял, что прошло полжизни, а я так и не изменил ни одного человека. Тогда я начал молиться так: «Господи, дай мне возможность изменять самых близких мне людей, и я буду доволен». И вот я — старик, мои дни сочтены, и я понял, каким был глупцом. Теперь я молюсь: «Господи, пошли мне благодать Твою, чтобы я смог изменить себя самого». Если бы я так молился с юных дней, то не растратил бы свою жизнь впустую»*. Говард Хендрикс, автор книги «Научиться изменять жизнь», говорит о задаче, стоящей перед каждым потенциальным лидером: «Где-нибудь на полях этой страницы запишите свой ответ на такой вопрос: «Каким образом вы изменились за последнее время?». Скажем, за последнюю неделю, последний месяц и год. Можете ли вы дать точный и конкретный ответ или найдете лишь самые общие слова? Например, вы написали: «Я расту». Хорошо, но как именно проявляется * Paul Wharton, Stories and Parables for Preachers and Trackers (Mahwah, Paulist, 1986). ваш рост? «Ну... — задумаетесь вы, — по-всякому». Замечательно! Приведите конкретный пример. Видите ли, эффективное обучение возможно только тогда, когда ученик меняется. Чем в большей степени вы изменяетесь, тем в большей степени вы становитесь инструментом для появления изменений в жизни других. Если вы желаете стать агентом перемен, то в первую очередь должны измениться сами»*. Хендрикс вполне мог бы добавить: «Хотите сохранять лидирующее положение — непрестанно меняйтесь». Многие из известных в прошлом лидеров из-за нежелания меняться перестали быть лидерами. Роберт Лейси, автор популярной биографии Генри Форда «Форд: человек и машина», рассказывает об истории заката промышленной империи Генри Форда**. Форду так нравилась модель автомобиля «Ford T», что он хотел сохранить ее неизменной вплоть до последнего винтика. Он уволил своего лучшего специалиста Уильяма Кнудсена за то, что тот предсказывал ско- * Howard Hendricks, Teaching to Change Lives (Portland. Multnomah, 1987), 32. ** Robert Lacy, Ford: The Man and the Machine (New York, Little Brown, 1986). рый закат модели Т и намеревался внести в нее изменения. Это произошло в 1912 году. Модель «Форд Т» появилась всего четыре года назад и как раз достигла пика популярности. Вернувшись из поездки по Европе, Форд сразу же направился в мастерские в Хайланд-Парке и увидел новую разработку Кнудсена. Механики, присутствовавшие в тот день в мастерской, навсегда запомнили то, что случилось дальше. В мастерской стоял новый вариант модели Т — приземистый, покрытый сверкающим красным лаком автомобиль. Новая машина показалась Форду чудовищным уродцем, пародией на любимую модель. Он просто вышел из себя от гнева. «Форд обошел вокруг новой модели три или четыре раза, глубоко засунув руки в карманы, — вспоминает очевидец. — Это был четырехдверный автомобиль с опущенным подъемным верхом. Остановившись у одной из дверей машины, Форд вынул руки из карманов, схватился за ручку, и — р-р-раз! — вырвал дверь с мясом. Не понимаю, как человек вообще смог сделать такое! Он вскочил в салон, р-р-раз! — и вылетела вторая дверь. Рр-раз! — разлетелось нa кусочки ветровое стекло. Вскочив на заднее сиденье, он начал бить ногами в крышу, пока та не отлетела. Он ломал и крушил машину изо всех сил». Кнудсен ушел в «General Motors», Форд продолжал лелеять свое любимое детище и не замечал, что оно становится все более старомодным на фоне новых моделей конкурентов. Требования конкуренции все же заставили Генри Форда выпустить новую модель, «Форд А», но его сердце навсегда осталось со старичком «Т». Даже когда основной конкурент, «General Motors», начал буквально наступать Форду на пятки, тот все еще мечтал сохранить «статус-кво» и остановить бег времени. Уильям Хьюитт, глава «Deere & Co», говорит: «Чтобы быть лидером, необходимо всю жизнь сохранять открытость к новым идеям. Качество вашего лидерства напрямую зависит от вашей способности оценивать новые идеи и отделять перемены ради перемен от перемен ради людей» ЛИДЕР КАК АГЕНТ ПЕРЕМЕН После того как лидер изменился сам и провел черту между «переменами ради перемен» и необходимыми переменами, он обязан стать агентом перемен в своей организации. В нашем мире, где все меняется так быстро, лидер должен находиться на переднем фронте, определяя направление дальнейшего роста и развития и показывая дорогу к новым целям. Прежде всего ему следует усвоить две важнейшие составные части процесса осуществления изменений: во-первых, знать необходимые «технические требования», во-вторых, понимать значение позитивной установки и мотивации людей. И то, и другое играет важнейшую, решающую роль во всем процессе. Но чаще всего неудачи бывают следствием недостатка мотивации или неверной установки, а вовсе не нехватки технических знаний и навыков. Начальник, руководитель, обычно бывает лучше «подкован» технически, тогда как лидер понимает значение позиции и мотивации намного лучше, чем это требуется от последователей. Обратите внимание: на начальном этапе решающее значение имеет опыт лидера. Никакие перемены невозможны, если не учтены психологические потребности. Но когда процесс уже пошел, для его поддержания необходим опыт и знания руководителя. Боб Биль в книге «Станьте уверенным лидером» говорит: «Необходимость перемен может быть осознана на логическом уровне, но тем не менее вызывать чувство тревоги на психологическом уровне. Каждому человеку нужна уютная, обжитая ниша, и когда она вдруг начинает изменяться, человек испытывает чувство напряженности и неуверенности. Поэтому, задумываясь о переменах, необходимо прежде всего учесть психологию людей
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.67.58 (0.017 с.) |