Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие ценностей и ценностных ориентации. Ценностное и научное познание: сходства и их различия.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ценности – разделяемые в О убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Соц ценности – значимые идеи, явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям и интересам О, групп, личности. Ценность – есть цель сама по себе., к ней стремятся ради нее самой, т.к. она идеал. Это то, что ценится, то, что для человека значимо, что определяет жизненные ориентиры его поведения и признается обществом как таковое. Ценностное содержание явлений побуждает человека к деятельности. Постоянно находясь в мире альтернатив, человек вынужден выбирать, критерием чего становятся ценности. В рамках «структурного функционализма» Парсонса социальный порядок зависит от существования общих разделяемых всеми людьми ценностей, которые считаются легитимными и обязательными, выступая в качестве стандарта посредством которого отбираются цели действия. Связь между социальной системой и системой личности осуществляется через интернализацию ценностей в процессе социализации. Ценности меняются вместе с развитием общества. Они формируются на основе потребностей и интересов, однако не копируют их. Ценности – это не слепок потребностей и интересов, а идеальное представление, которое не всегда им соответствуют. Ценностные ориентации – продукт социализации индивидов, т.е. освоения общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как к членам социальных групп, общностей и общества в целом. ЦО внутренне обусловлены, они формируются на базе соотнесения личного опыта с бытующими в социсе образцами культуры и выражают собственное представление о должном, хар-ют жизненные притязания. Ценностные ориентации – одна из наиболее стабильных характеристик личности. Они образуют своего рода внутренний стержень культуры, определяют линию поведения индивида. Несмотря на неоднозначную трактовку понятия «ценностные ориентации», все исследователи сходятся во мнение о том, что ценностные ориентации выполняют важную функцию регуляторов социального поведения индивидов. Ц и ЦО обладают двуми важнейшими качествами: высокой устойчивостью и изменчивостью, являясь выражением меры динамизма и открытоси О, его групп и индивидов. При смене Ц и ЦО возникает противоречие между различными смыслами и значениями старого и нового.
В рамках «структурного функционализма» Парсонса социальный порядок зависит от существования общих разделяемых всеми людьми ценностей, которые считаются легитимными и обязательными, выступая в качестве стандарта посредством которого отбираются цели действия. Связь между социальной системой и системой личности осуществляется через интернализацию ценностей в процессе социализации. Франкл показал, что ценности не только управляют действиями, они выполняют роль смыслов жизни и составляют три класса: ценности творчества; ц. переживания (любовь); ц. отношения. Классификация ценностей. 1. Традиционные (ориентированы на сохранение и воспр-во сложившихся норм и целей жизни) и современные (возникают под влиянием изменений в О жизни). 2. Базовые (хар-ют основные ориентации людей в жизни и основных сферах деятельности. Формируются в процессе первичной социализации, затем оставаясь достаточно стабильными) и второстепенные. 3. Терминальные (выражают важнейшие цели и идеалы, смыслы жизни) и инструментальные (одобряемые в данном О средства достижения целей). 4. Возможна иерархия от низших ценностей к высшим. Н. И. Лапин предлагает свою классификацию ценностей, базируясь на следующих основаниях: По предметному содержанию (духовные и материальные, экономические, социальные, политические и др.); По функциональной направленности (интегрирующие и дифференцирующие, одобряемые и отрицаемые); По потребностям индивидов (витальные, интеракционистские, социализационные, смысложизненные); По типу цивилизации (ценности обществ традиционного типа, ценности обществ типа modernity, общечеловеческие ценности). социальные нормы - совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа), организация, общество к своим членам в их взаимоотношениях друг с другом, с соц институтами с целью осуществления деятельности (поведения) установленного образца. Это всеобщие постоянно действующие предписания, предполагающие их практическую реализацию. Ценностное познание - мировоззренческие представления, сформированные на базе ведущих ценностей. Сюда относятся религиозные, эстетические, художественные, этические и педагогические знания. Процесс познания всегда сопряжен с оценками. Оценка организует деятельность, в том числе познавательную.Оценки основываются на понятии ценность. Для ученых в качестве непосредственных внутренних ценностей выступают познавательная информация, истинное ее содержание, научная картина мира, стиль научного мышления, методы, методики проведения экспериментов и т.д. Ученым свойственны также социальные ценности - этические, политические, мировоззренческие, эстетические и др. В наше время возрастает роль социально-этического и гуманистического аспектов развития науки. Одни лишь методологические принципы нередко оказываются недостаточными для принятия конкретных решений в ходе научной деятельности. Важную роль в познании играет субъектно-ценностный компонент, связанный с тем, что для освоения реальности нужны воля, страсть, научная смелость, настойчивость, воодушевление, воображение, интуиция, логическое "чувство" и многие другие качества и способности творческой личности. Проблема ценностного познания состоит в том, какой должна быть такая ориентация познания!
Нормативное познание. Основа его – понятие научной рациональности, которое понимается как постоянная апелляция к доводам рассудка и разума, как максимальное исключение деформирующего влияния эмоций, страстей, личных мнений при принятии тех или иных решений, связанных с познанием. Предпосылкой научной рациональности является тот факт, что наука осваивает мир в понятиях. Оперирование понятиями позволяет науке выполнять основные познавательные функции: описание, объяснение, предсказание. В плане рациональности научное познание характеризуется еще двумя чертами - это доказательность и системность, что отличает научное познание от обыденного. Методы научного познания подразделяются на три группы: специальные методы, применимые в отдельных науках; общенаучные методы и универсальные, которые характеризуют человеческое мышление в целом. К приемам научного познания относятся анализ и синтез, абстрагирование и идеализация, индукция, дедукция и аналогия, моделирование. К приемам, формам и методам научного познания относят также наблюдение, измерение, эксперимент, гипотезу. Различия. 1.В литературе “ценностное познание” иногда резко противопоставляется научному. Данное противопоставление берет начало в философии Юма. В своем “Трактате о человеческой природе” Юм недвусмысленно выразил недоумение по поводу того, с какой легкостью многие авторитеты переходят от рассуждений о том, что есть на самом деле к рассуждениям о том, что должно быть. Он показал, что в то время как первые выражают отношение между объектами, вторые – “лишь чувства по поводу поведения человека или определенного возможного состояния дел и не имеют объективного основания”. Таким образом, если для научного познания, согласно данной концепции, характерны поиски истины, и оно может быть квалифицировано как истинное или ложное, то аксиологическое познание стремится к анализу явлений действительности в аспекте их значимости, ценности для субъекта. Поэтому суждениям ценности признак истинности или ложности не может быть приписан. 2. Ценностный подход более динамичен.
Сходства. И то, и другое познание исследует соц реальность.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.4.25 (0.011 с.) |