Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Противоречия профессиональной культуры учительства.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Дополнительные противоречия обнаруживаются профессиональной культуре учительства. Они закладываются некоторыми иррациональными установками в системе профессиональной подготовки учителей и возникают как отражение не соответствия между теорией, главным образом педагогическими концепциями воспитания, и социальной практикой. Романтизм учительского труда, навеянный образами выдающихся педагогов прошлого и настоящего, а также нравственным призывом общества, адресованным прежде всего именно к учительству, компенсирует неопределенность объекта и предмета педагогического воздействия. В теоретическом плане эта неопределенность связана с видимой неясностью того, какие качества и как следует развивать в личности ученика. На самом же деле, как выше было показано, причина коренится не столько в неясности, сколько в множественности и реальной противоречивости социальных заказов и социальных ожиданий в отношении системы образования. Советская академическая педагогика, лежавшая в основе подготовки учителей, сосредоточивалась на разработке моделей воспитания – часто в отрыве от социальных реалий общества и диагностического обеспечения. Она обычно выделяла образование или воспитание только на процесс, в не представлении об относительно целостной системе институтов социализации в обществе. Дефицит рационального знания о социальной системе общества и социальной организации самого образования обострял объективные противоречия в природе учительского труда. В столь сложной ситуации учитель может утратить профессиональную ориентацию. Чтобы избежать этого, в педагогической теории были разработаны два аспекта, объясняющие объективность воспитания: Воспитание есть искусство и, значит, во много опирается на импровизацию, интуицию, а не на научный анализ конкретной ситуации; Предварительным условием успешного воспитания является любовь к детям, ученикам. Установка на любовь к детям значит заботливую опеку и душевную отзывчивость, по - родительски добрую и строгую взыскательность. Оба эти положения приобрели статус профессиональных идеологем и выражают иррациональное начало в теориях воспитания, формирует педагогический романтизм учителей. Романтизм в школе служит поддержанию толерантности, терпения учителей, мобилизации их сил на преодоление противоречий в природе их труда. Он так же служит средством социального контроля там, где экономические и правовые нормы не применимы, но часто сменяется профессиональным пессимизмом, разочарованием учителей по поводу своей роли в школе и обществе. Установка на любовь к детям облегчает выполнение двух важных функций учительского руда в том виде, в каком он традиционно воспринимается. Любовь может вызывать ответную эмпатию учащихся, и взаимную ответственность по отношению к учителю как психологическую предпосылку его успешного нравственного воздействия. Есть основания надеяться, что эмпатия, обеспечивая более тесный психологический контакт, может подсказать наблюдательному воспитателю, что и как делать в конкретной ситуации, где объективные диагностические процедуры не развиты или не приемлемы. Но следует отметить, что, например, А. С. Макаренко особенно осторожно относился к идеалу любимого учителя, видя в нем опасность проявлений ложного педагогического авторитета. В последнее время социологи все чаще обращают внимание на противоречия в реально складывающейся организации и содержании образовательного процесса. Как писал еще Дюркгейм, цель образования – вызвать и развить в ребенке некоторое число физических, интеллектуальных и моральных качеств, требуемых от него в конкретном социальном окружении и обществе. Возникают вопросы: обеспечивают ли школьные или вузовские предметы именно такой набор качеств личности? Не стало ли содержание образовательного процесса выгодной монополией тех групп (корпораций), чьи интересы связаны с укоренившемся набором предметов? Так ли необходимы эти предметы, если уровни знаний повышаются, а готовность молодежи к самостоятельной жизни остается низкой? и др. Эти вопросы в свое время породили антишкольную теорию (А. Иллич). Учительство оказывается в центре этой противоречивой ситуации, и некоторая часть учительства, несомненно, - в плену отмеченных групповых интересов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.237.246 (0.01 с.) |