Проблемы социально – профессионального развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы социально – профессионального развития.



На практике имидж хорошего учителя и успешного образования нередко сводится к умению создать уют в классе, правильно строить речь, избегать острых вопросов и конфликтов, убеждать. Разве это напоминает повседневные ситуации в жизни любого человека? Потому часто и складывается обманчивое впечатление, что «учить может каждый».

У учителей в сравнении с другими группами интеллигенции, самая короткая средняя продолжительность пребывания в своей профессии (в среднем 5 - 7 лет). Даже в сельских регионах с высокой долей учителей – ветеранов она редко превышает 11 лет, что на самом деле говорит о недостаточной профессиональной стабильности. В профессии не редко преобладают молодежь и ветераны. Первые отличаются не зрелыми профессиональными ориентациями и малым опытом, вторые – консерватизмом. Все это затрудняет эффективную передачу, развитие и обновление профессионального опыта. Стабильность учительской профессии зачастую связана с особым терпением, психологической совместимостью, конформизмом личностной позиции. «Сильная личность» с развитыми амбициями или установками на социальное продвижение часто не удерживается в профессии. Продолжительность специальной профессиональной подготовки учителей составляет всего 1,5 – 2 года. Ее теоретические основы отличаются сравнительно слабой определенностью, отсутствием эзотеричности - высокой степени специализации, делающей педагогические знания и опыт недоступными для непосвященных. Можно заметить, что будущие инженеры или врачи по сравнению с учителями лучше подготовлены функционально, яснее понимают структуру отраслевой организации и свое место в ней, технологию будущей работы, чем выпускники педагогических факультетов. Даже начинающий врач детально знает строение организма, учитывает индивидуальные особенности, опирается на функции всех подразделений больницы и на факторы, от которых зависит успех лечения: объективное обследование и постановка диагноза, выбор способов и средств лечения, восстановительный период и многое другое. Цена медицинской ошибки слишком велика. От результатов работы учителя, в отличии от результатов работы юристов, военных или врачей, не зависит непосредственно спасение жизней или здоровья его клиентов. Место воспитателя в большинстве стран можно получить по окончании краткосрочных курсов либо при условии поступления на педагогический факультет. Большинство учителей социально и профессионально разобщены. Им свойственна довольно низкая активность в профессиональном общении: лишь немногим более 20% учителей регулярно общаются друг с другом на профессиональные темы, около 5% оказывают коллегам профессиональную помощь и около 11% принимают такую помощь. Как образно отметил Роберт Андерсон в исследовании, посвященном учительскому труду в «мире изменений», обычный учитель живет и умирает, не подвергаясь критике или помощи своих коллег. В большинстве стран, включая Россию, учителя не имеют сильного профессионального движения. Учителя отстранены от решения проблемы отбора в свой цех и не обладают контролем над стандартами своей профессии. Этот контроль, в сущности, сосредоточен в учреждениях системы учительского образования, администрации учреждений соответствующих Министерствах и т.д. Отмеченные черты «полупрофессионалов» относятся, конечно же, и ко всем учителям и воспитателям. В их составе есть и подлинные профессионалы. В классы к таким учителям и в детсадовские группы к таким воспитателям родители отдают своих детей, подчас смиряясь с потерями времени или средств. Ситуация заметно меняется в лучшую сторону в группе экономически развитых стран с более разнообразной и эффективной общественно – политической жизнью, где достигнуть не только более высокий уровень материального благосостояния кадров образования, но и их более сильная профессиональная организация, большая роль в разработке стандартов и контроля над отраслью в целом. С отмеченной выше характеристикой связаны положения учительства в системе социальной стратификации. Чтобы занять достойное место в обществе, учительство должно обладать самосознанием целостной социально – профессиональной группы. Такое самосознание раскрывает действительные социальные (профессиональные, культурные, экономические, политические) интересы и права учительства, лежит в основе сильной учительской профессиональной организации (по типу профессиональных союзов), способные на решительные действия в интересах своей группы, системы образования и общества в целом.

Благодаря обладанию такими ресурсами учительство развитых стран, в отличии от России, сегодня может быть отнесено к среднему классу являющемуся основой стабильности и национальной безопасности. Любое ущемление прав учителей или понижение оплаты их труда представляется маловероятным в виду ожидаемого массового протестного движения учительства, поддерживаемого обычно и остальной частью общества. Учительство развитых стран подвигло в XX веке свои правительства на кардинальные изменения условий профессиональной деятельности, оплаты труда и организации быта. Учительские профсоюзы за рубежом не приемлют обычных правительственных объяснений о бюджетных трудностях. Значительной части учительства свойственна эрозия целеполагания и моделей профессиональной деятельности, которая является следствием уже названных выше характеристик. Эрозия целей выражается в том, что внутри этой группы и даже внутри отдельных коллективов крайне редко складывается единство общих и специальных целей деятельности. Часть учителей ориентирована на передачу знаний, другая – на развитие способностей учащихся, третья – на формирование умения самостоятельно ориентироваться в жизни и т.д. В моделях деятельности так же отмечается несогласованность, выраженная слишком сильно для того, чтобы успешно добиваться реализации единого комплекса задач. В связи с этим встает вопрос об инновационном потенциале учительства, о его способности к выполнению какого бы то ни было нового общественного заказа. Все перечисленные выше проблемы сохраняются весьма длительное время, проявляясь по – разному в отдельных странах и сегментах системы образования. Это в глазах общества и обусловило отношение к большей части учительства как к полупрофессионалам, достоинство и ценность которых уступает ценности подлинных профессионалов – медиков, юристов, инженеров, военных. Такое отношение, подмеченное и объясненное еще Максом Вебером, вряд ли полностью устарело в наши дни.

Главные признаки подлинных профессионалов – длительные сроки подготовки, обладание эзотерическим знанием, реальное и определяющее влияние профессионала на судьбу людей, контроль над стандартами в своей профессии и строгий отбор внутри нее, развитые социальные связи между профессионалами – все эти черты учительства может и должно обрести, и социология образования призвана содействовать этому процессу.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.004 с.)