Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы социально – профессионального развития. ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
На практике имидж хорошего учителя и успешного образования нередко сводится к умению создать уют в классе, правильно строить речь, избегать острых вопросов и конфликтов, убеждать. Разве это напоминает повседневные ситуации в жизни любого человека? Потому часто и складывается обманчивое впечатление, что «учить может каждый». У учителей в сравнении с другими группами интеллигенции, самая короткая средняя продолжительность пребывания в своей профессии (в среднем 5 - 7 лет). Даже в сельских регионах с высокой долей учителей – ветеранов она редко превышает 11 лет, что на самом деле говорит о недостаточной профессиональной стабильности. В профессии не редко преобладают молодежь и ветераны. Первые отличаются не зрелыми профессиональными ориентациями и малым опытом, вторые – консерватизмом. Все это затрудняет эффективную передачу, развитие и обновление профессионального опыта. Стабильность учительской профессии зачастую связана с особым терпением, психологической совместимостью, конформизмом личностной позиции. «Сильная личность» с развитыми амбициями или установками на социальное продвижение часто не удерживается в профессии. Продолжительность специальной профессиональной подготовки учителей составляет всего 1,5 – 2 года. Ее теоретические основы отличаются сравнительно слабой определенностью, отсутствием эзотеричности - высокой степени специализации, делающей педагогические знания и опыт недоступными для непосвященных. Можно заметить, что будущие инженеры или врачи по сравнению с учителями лучше подготовлены функционально, яснее понимают структуру отраслевой организации и свое место в ней, технологию будущей работы, чем выпускники педагогических факультетов. Даже начинающий врач детально знает строение организма, учитывает индивидуальные особенности, опирается на функции всех подразделений больницы и на факторы, от которых зависит успех лечения: объективное обследование и постановка диагноза, выбор способов и средств лечения, восстановительный период и многое другое. Цена медицинской ошибки слишком велика. От результатов работы учителя, в отличии от результатов работы юристов, военных или врачей, не зависит непосредственно спасение жизней или здоровья его клиентов. Место воспитателя в большинстве стран можно получить по окончании краткосрочных курсов либо при условии поступления на педагогический факультет. Большинство учителей социально и профессионально разобщены. Им свойственна довольно низкая активность в профессиональном общении: лишь немногим более 20% учителей регулярно общаются друг с другом на профессиональные темы, около 5% оказывают коллегам профессиональную помощь и около 11% принимают такую помощь. Как образно отметил Роберт Андерсон в исследовании, посвященном учительскому труду в «мире изменений», обычный учитель живет и умирает, не подвергаясь критике или помощи своих коллег. В большинстве стран, включая Россию, учителя не имеют сильного профессионального движения. Учителя отстранены от решения проблемы отбора в свой цех и не обладают контролем над стандартами своей профессии. Этот контроль, в сущности, сосредоточен в учреждениях системы учительского образования, администрации учреждений соответствующих Министерствах и т.д. Отмеченные черты «полупрофессионалов» относятся, конечно же, и ко всем учителям и воспитателям. В их составе есть и подлинные профессионалы. В классы к таким учителям и в детсадовские группы к таким воспитателям родители отдают своих детей, подчас смиряясь с потерями времени или средств. Ситуация заметно меняется в лучшую сторону в группе экономически развитых стран с более разнообразной и эффективной общественно – политической жизнью, где достигнуть не только более высокий уровень материального благосостояния кадров образования, но и их более сильная профессиональная организация, большая роль в разработке стандартов и контроля над отраслью в целом. С отмеченной выше характеристикой связаны положения учительства в системе социальной стратификации. Чтобы занять достойное место в обществе, учительство должно обладать самосознанием целостной социально – профессиональной группы. Такое самосознание раскрывает действительные социальные (профессиональные, культурные, экономические, политические) интересы и права учительства, лежит в основе сильной учительской профессиональной организации (по типу профессиональных союзов), способные на решительные действия в интересах своей группы, системы образования и общества в целом.
Благодаря обладанию такими ресурсами учительство развитых стран, в отличии от России, сегодня может быть отнесено к среднему классу являющемуся основой стабильности и национальной безопасности. Любое ущемление прав учителей или понижение оплаты их труда представляется маловероятным в виду ожидаемого массового протестного движения учительства, поддерживаемого обычно и остальной частью общества. Учительство развитых стран подвигло в XX веке свои правительства на кардинальные изменения условий профессиональной деятельности, оплаты труда и организации быта. Учительские профсоюзы за рубежом не приемлют обычных правительственных объяснений о бюджетных трудностях. Значительной части учительства свойственна эрозия целеполагания и моделей профессиональной деятельности, которая является следствием уже названных выше характеристик. Эрозия целей выражается в том, что внутри этой группы и даже внутри отдельных коллективов крайне редко складывается единство общих и специальных целей деятельности. Часть учителей ориентирована на передачу знаний, другая – на развитие способностей учащихся, третья – на формирование умения самостоятельно ориентироваться в жизни и т.д. В моделях деятельности так же отмечается несогласованность, выраженная слишком сильно для того, чтобы успешно добиваться реализации единого комплекса задач. В связи с этим встает вопрос об инновационном потенциале учительства, о его способности к выполнению какого бы то ни было нового общественного заказа. Все перечисленные выше проблемы сохраняются весьма длительное время, проявляясь по – разному в отдельных странах и сегментах системы образования. Это в глазах общества и обусловило отношение к большей части учительства как к полупрофессионалам, достоинство и ценность которых уступает ценности подлинных профессионалов – медиков, юристов, инженеров, военных. Такое отношение, подмеченное и объясненное еще Максом Вебером, вряд ли полностью устарело в наши дни. Главные признаки подлинных профессионалов – длительные сроки подготовки, обладание эзотерическим знанием, реальное и определяющее влияние профессионала на судьбу людей, контроль над стандартами в своей профессии и строгий отбор внутри нее, развитые социальные связи между профессионалами – все эти черты учительства может и должно обрести, и социология образования призвана содействовать этому процессу.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.004 с.) |