Социальные противоречия учительского труда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные противоречия учительского труда.



Учителя - социально – профессиональная группа в современном обществе, которой принадлежит ведущая роль в системе образования. Изучение учительства стало одной из традиционных тем в социологии образования, ведь именно с ним связаны многие проблемы современной школы: низкий престиж учителя, трудности создания и поддержания духа творчества и сотрудничества в школе, низкая закрепляемость учителей в школе, «размытость» профессиональной культуры. В отечественной литературе есть серия работ, выполненных с позиции социологии, образовательной психологии или педагогики с привлечением материалов социологических исследований. Здесь мы остановимся на тех вопросах, освещение которых помогает раскрыть общие социальные проблемы школьного образования.

С позиции предмета социологии образования проблематика учительства вписывается в представление об образовании как социальной системе, в которой выделяется совокупность взаимодействующих социально – образовательных общностей. Наиболее полное раскрытие всей этой совокупности – важная предпосылка целостного исследования системы образования и одновременно условие более точного понимания комплекса социальных проблем учительства. Без понимания объективного характера социального и профессионального статуса учительства, особенностей его взаимодействия с другими субъектами образовательной сферы невозможно убедительно сформулировать программу социального развития этой группы и, в частности, ее профессиональной подготовки. Поэтому современное состояние социологического изучения учительства следует признать ограниченным. И, тем не менее, социология образования позволяет выработать ряд важных положений, характеризующих учительство. Социологический анализ раскрывает закономерный характер многих проблем современной системы школьного образования и особенности учительства как социальной группы. Одно из главных положений состоит в том, что учитель оказывается в пересечении ряда социальных противоречий и зачастую не может своими силами преодолеть их влияние.

1. Ведущим противоречием, отражающимся на профессиональной деятельности учительства, по – видимому, является уже отмеченное выше комплексное противоречие между тремя детерминантами: институциональными функциями образования, совокупностью социальных заказов к системе образования, публичными задачами учреждений формального образования (в данном случае – задачами школы). Это противоречие, имеющее глубокие социально – исторические корни, обостряется в связи с ускорением процессов социальной дифференциации и дезинтеграции, значительным организационным усложнением системы образования. 2. Противоречие между системами формального и неформального образования. Система формального образования - в лице учреждений, сосредоточенных на выполнении задач общего и профессионального образования, по – видимому, не имеет перевеса над второй (социализация в семье, церкви, трудовых коллективах, посредством СМИ, на улице, и др.) ни в физическом объеме времени воздействия на учащихся, ни в его разнообразии и интенсивности.

Сама система формального образования в определенном смысле испытывает недостаток системности, что выражается в эрозии целеполагания и модели профессиональной деятельности. А неотчетливый характер профессиональной отдачи учительства (критерии эффективности образования всегда отложены во времени, трактуется по социальному заказу) часто приводит к тому, что в общественном мнении именно на учительство как социальную группу возлагается социальная ответственность за неудовлетворительные итоги социализации молодежи.

3. Противоречие между массовым характером учительской профессии и групповой (массовой) организации образовательного процесса в условиях современной школы, с одной стороны, и социальным заказом на индивидуализированный подход формирования личности. Укоренившаяся стандартизация школьного образовательного процесса объективно противоречит неповторимой индивидуальности процесса социализации личности. В известном смысле это противоречие напоминает отмеченное Р. Мертоном противоречия между явными функциями образования и его латентными функциями. Значительные расхождения между моральной и юридической ответственностью, налагаемой обществом на учительство, с одной стороны, и, с другой стороны, низкой оплатой труда, оказывающейся недостаточной для полноценного социального и культурного производства профессиональной группы. В нынешних условиях общественное вознаграждение учительского труда не обеспечивает прожиточного минимума для учителя и членов его семьи. Это связано с тем, что проблема формирования личности по – прежнему не входит, вопреки декларациям, в число приоритетов общественного управления, и, как следствие, система образования финансируется по остаточному принципу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.187.11 (0.002 с.)