Типы культур по критерию субъекта ее развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы культур по критерию субъекта ее развития.



В детстве закладываются основы всего духовного облика человека, идет формирование его личности. Человек овладевает определенной суммой знаний, навыков и правил поведения, приобретает потребность активно участвовать в духовном производстве. Ребенок открывает и принимает жизненные ценности и идеалы формирует свое отношение к жизни, находит свое место в обществе.

Культура в жизни ребенка играет весьма противоречивую роль. С одной стороны она способствует закреплению наиболее ценных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, или другим группам. А с другой стороны культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость, суеверие, бесчеловечное поведение и т.п.

На реальную судьбу личности влияет соотношение между субъективными стремлениями и социальными условиями, возможностями личности. Все эти компоненты подвижны и изменчивы. Существует множество социальных институтов, которые осуществляют передачу культурных традиций и ценностей от поколения к поколению, и главным институтом является семья.

Маргарет Мид, в своей работе «Культура и мир детства» дает представление о трех типах культур по критерию субъекта ее развития.

Во-первых, это постфигуральная культура, где дети учатся прежде всего, у своих предшественников. Постфигуральная культура это такая культура, где каждое изменение происходит настолько медленно, что деды, держа в руках новорожденных внуков, не могут себе представить их будущее отличным от своей жизни. Прошлое взрослых оказывается будущем для детей.

Эта культура и ее преемственность зависят от реального присутствия в обществе трех поколений. Сохранение данной культуры зависит от установок стариков и того следа, который они оставляют в душах подрастающих поколений. Вся система постфигурального общества существует и сейчас, она не зависит от каких бы то ни было толкований прошлого. Постфигуральная культура характерна для примитивных обществ. Во-вторых, это конфигуральная культура, когда дети и взрослые учатся прежде всего, у своих сверстников. Конфигуральная культура -это культура, в которой преобладающей моделью поведения для людей оказывается поведение сверстников. Обществ, где конфигуральная культура была бы единственной формой передачи культуры и неизвестно не одного общества, где эта модель сохранялась на протяжении жизни нескольких поколений. Во всех конфигуративных культурах старшие по возрасту по-прежнему господствуют в том смысле, что именно они оказывают влияние, определяют стиль конфигурации, устанавливают пределы ее проявления в поведении молодых. Одобрение старших оказывается решающим в принятии новой формы поведения, т.е. молодые люди, смотрят не на своих сверстников, а на старших как на последнюю инстанцию от решения которой зависит судьба поведенческой новации.

В-третьих, это префигуральная культура, где взрослые учатся прежде всего, у своих детей. Примером может служить первые поколения, родившиеся в эмиграции. Возникший разрыв между поколениями, обусловлен невозможностью обратиться к опыту старших поколений. Общество резко дифференцируются по возрастным группам, восстание против авторитета старших поколений на определенной стадии созревания институциализируется. Каждому обществу присуща какая-либо из этих культур.

Итак, под термином культура понимают генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной деятельности для поддержания определенных структур деятельности и общения. Другими словами культура - это система коллективно разделяемых ценностей убеждений образцов и норм поведения, присущих определенной группе лиц.

 

28. Понятия «человек», «индивид», «личность», их взаимосвязь.

Человек, отдельно взятая личность, является элементом любой социальной системы. Именно отдельный человек представляет собой тот начальный кирпичик, из которого строится здание общественного устройства, поэтому социология начинает изучение общества с личности.

«Личность», «человек», «индивид» - часто эти термины употребляются как равнозначные, хотя их содержание различно. Так, понятие «человек» характеризует всеобщие, присущие всем людям качества и способности, подчеркивая принадлежность каждого из тех, кого называют человеком, к той особой исторически развивающейся общности, которую называют человечеством. Однако оно существует через жизнь и деятельность отдельных, конкретных людей - индивидов.

Индивид - единичный человек как биосоциальное существо, отдельный, обособленный член социальной общности (народа, общества, класса, социальной группы).

Подходы к пониманию личности очень разные. Большинство социологических концепций основывается на том, что личность - явление чисто социальное, связанное с существованием данного общества и в ней проявляются конкретно-исторические моменты:

· во-первых, личность тем значительнее, чем больше в ее жизнедеятельности представлено всеобщее, присущее всем людям;

· во-вторых, неповторимость, уникальность выражения меры социальности в каждом человеке, соотношение природного и социального, рождает индивидуальность. Исходя из этого, можно дать определение понятия «личность».

Личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

«Уложить» личность, как целостную социальную многомерность, в жесткие рамки логически строгих научных конструкций сложно, это явление слишком многообразно. Но всякая наука, в том числе социология, изучает типичное, повторяющееся, и научный анализ личности вследствие этого пренебрегает частностями, которые могут быть очень яркими.

Мера социального в человеке не только выделяет его, но и одновременно делает его похожим в поведении, общении, образе мыслей на других людей. Понимание этой стороны социального дало возможность социологии выйти ещё на одну характеристику - социальный тип.

Социальный тип личности - это комплекс качеств, характеризующих её как члена данной конкретной социальной группы, общности. Воздействие социальных условий формирует способ мышления и поведения человека, создает определенный тип личности, различные условия в положении людей порождают целую систему типов сознания и поведения, систему типов личности. Типические особенности личности определяются объективным положением в обществе, например, принадлежностью к тому или иному сословию в феодальном обществе, классу, слою, национально-этнической группе, профессии и т.п., а также духовно-нравственными качествами, отношениями и ориентациями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.007 с.)