Изучая творчество Ивана Бунина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучая творчество Ивана Бунина.



Предисловие.

 

Рабочая тетрадь адресована учителям старших классов, учащимся 11 (12) классов. В ней представлены индивидуальные задания по развитию речи, которые можно использовать как на уроках литературы, так и русского языка. В основу разработки легли программные произведения для уроков литературы в 11(12) классе.

Цель рабочей тетради – развивать устную и письменную речь школьников, овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте. Сущность понимания состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения.

Представленные в сборнике задания имеют многофункциональный характер, что позволяет использовать их и для индивидуальной, и для коллективной работы, при этом в пределах некоторых заданий есть возможность перехода от индивидуальной формы работы к коллективной и наоборот.

При отборе текстов автор опиралась на следующие принципы:

• культороведческий принцип, который заключается в том, чтобы включить в состав тетради тексты, которые были бы ориентированы на национальную культуру народа и способствовали приобщению учащихся к сокровищнице культуры через посредство языка;

• принцип учета возрастных особенностей школьников, которые любят работать с текстами, требующими серьёзного размышления; с интересом выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, творческого подхода;

• принцип стилистического и жанрового разнообразия, который реализовался в подборе текстов различных жанров (сказка, стихотворение, отрывки из художественной прозы, научной статьи т.д.) и различных стилей;

• принцип разнообразия видов заданий, реализация которого стимулирует интерес учащихся в обучении, их заинтересованность на уроке, меньшую утомляемость и большую активность при выполнении заданий.

Изучая творчество Ивана Бунина.

Упражнение 1. Выполните комплексный анализ текста (смотри памятку 1, 2).

“Мороз и солнце”… Эти два январских слова будто выведены самой природой, они навсегда спаяны в пушкинских стихах. Да и естественно ладить морозу с солнцем: ежели воевода-мороз ударил ледяной палицей, солнце тут как тут – смотрится с расчищенного небосвода. И наоборот, погода ненастная, слякотная – и небосвод выглядит тусклым, хмурым. Звонкий январский день – это когда во всю ширь льется прямое солнечное сияние, когда роскошной ризой светятся снега.
А они поистине сейчас роскошные, чистейшие, недавно выпавшие снега! Нагрянул морозец. “На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели” (И.А.Бунин). Нерукотворные рисунки на стеклах…
А.Стрижев

Подчеркните прилагательные как члены предложения. Какие из них употребляются в переносном значении? Какова роль прилагательных в тексте?

2. Объясните значение и происхождение фразеологизма тут как тут. Подчеркните его как член предложения. Укажите стилистическую окраску.

Какова роль цитирования в тексте?

4. Выполните одно из заданий (по выбору):

а) перескажите текст, напишите изложение;

б) напишите сочинение по данному началу: в качестве начала используйте последние три предложения данного текста («Нагрянул морозец…»)

Изучая творчество В.Я.Брюсова, А.Белого, А.А.Ахматовой.

Упражнение 2.

Прочитайте стихотворения. В каких случаях постановка тире соответствует пунктуационной норме, в каких является авторской? Сделайте вывод о выразительных возможностях постановки тире в простом предложении.

2. Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений. Подумайте, как тире влияет на его интонационный рисунок.

ЖЕНЩИНЕ



Ты - женщина, ты - книга между книг,
Ты - свернутый, запечатленный свиток;

В его строках и дум и слов избыток,

В его листах безумен каждый миг.

Ты - женщина, ты - ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.

Ты - женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты - в наших безднах образ божества!

Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся - от века - на тебя!

 

В.Я.Брюсов


Андрей Белый.

 

МОИ СЛОВА

Мои слова — жемчужный водомет,
средь лунных снов, бесцельный, но
вспененный, —
капризной птицы лёт,
туманом занесенный.
Мои мечты — вздыхающий обман,
ледник застывших слез, зарей горящий, —
безумный великан,
на карликов свистящий.
Моя любовь — призывно-грустный звон,
что зазвучит и улетит куда-то, —
неясно-милый сон,
уж виданный когда-то.

Май 1901



А.Ахматова. Про стихи

Владимиру Нарбуту

Это - выжимки бессонниц,
Это - свеч кривых нагар,
Это - сотен белых звонниц
Первый утренний удар...
Это - теплый подоконник
Под черниговской луной,
Это - пчелы, это донник,
Это пыль, и мрак, и зной


 

Упражнение 3.

 

Обоснуйте постановку знаков препинания. Начертите схемы сложных предложений различных типов (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного). Дайте характеристику этим предложениям, назовите, чем они связаны.

1) Он занимался воспитанием своей дочери и чтобы развить в ней обе добродетели сам давал ей уроки алгебры и геометрии.

2) Мандельштам был одним из самых блестящих собеседников он никогда не слушал самого себя и не отвечал самому себе как сейчас делают почти все.

3) В беседе был учтив находчив и бесконечно разнообразен.

4) Я никогда не слышала чтобы он повторялся или пускал заигранные пластинки. С необычайной легкостью он выучил несколько языков. «Божественную комедию» читал наизусть страницами по-итальянски.

В музыке Мандельштам был дома, а это крайне редкое свойство. Больше всего на свете боялся собственной немоты называя её удушьем.

 

Упражнение 4.

Упражнение 5.

Упражнение 6.

Проанализируйте особенности авторского синтаксиса: какие предложения преобладают в тексте, какие обособленные члены предложения чаще используются и почему, какова роль повторяющихся конструкций? Какие ещё особенности вы можете отметить?

Проведите лингвистический эксперимент: замените причастные и деепричастные обороты синонимичными придаточными предложениями. Что изменилось? Объясните выбор синтаксических конструкций, его связь с авторским замыслом.

6. Перечитайте, как вы сформулировали авторскую идею после чтения текста (задание 1), определите, от чьего лица ведется повествование. Уточните свою формулировку.

Изменилось ли ваше представление о М.Горьком-человеке, после того как вы прочли и проанализировали текст Ю.П.Анненкова? Напишите об этом эссе «Портрет писателя». Какой тип речи будет основным в вашем сочинении?

 

Упражнение 9.

Отвечая на мои вопросы, Блок сообщил, что стихи он создает всегда на бумаге, не произнося их в процессе творчества и не проверяя написанных стихов на слух, что он по многу раз перечеркивает и исправляет написанное и что все варианты ему необходимо видеть перед собой, для того чтобы сделать из них окончательный выбор: слова возникают и живут в его сознании в зрительной, письменной форме; что он создает стихи сидя за столом и что ходьба не служит для него ритмическим импульсом; далее – что стихотворение рождается иногда из одной строчки, не всегда начальной, иной раз – из представления определенного ритма и нескольких отдельных, не связанных между собою слов… (С. Бернштейн)

1. Какими примерами из текста можно проиллюстрировать правописание не с разными частями речи?

2. Перескажите отрывок. Запишите текст, используя один из вариантов начала:

Из воспоминаний современников А.Блока мы узнаем ….

По воспоминаниям современников, А. Блок не очень любил беседовать на литературные темы, о психологии поэтического творчества. Однако ….

Упражнение 10.

Ожидание.

Дни текут молчаливо,

Непонятные дни.

Жду речного разлива,

Притаившись в тени.

В отдаленные страны,

В сероватую высь,

Все былые обманы

Без следа унеслись.

Но наутро чудесней

Вновь предстанут они:

Вслед таинственной песне

Светозарные дни.

 

1. Какое настроение передает поэт в этом таинственном, загадочном стихотворении? Попробуйте объяснить смысл названия: чего ожидает лирический герой – только ли речного разлива? Какую роль в создании атмосферы загадочности играют слова и словосочетания непонятные дни, притаившись в тени, отдаленные страны, сероватая высь, чудесней, таинственная песня, светозарные дни? Можно ли назвать их ключевыми?

2. Попробуйте объяснить значение слова светозарный, не обращаясь к словарям. Что нам помогает это сделать? Как вы думаете, какова стилистическая окраска этого слова? Проверьте, помогло ли нам чувство языка ответить на эти вопросы.

3. Обратите внимание на то, как «перекликаются» начало и конец стихотворения: Дни текут молчаливо, непонятные дни… - светозарные дни. Что помогает превращению непонятных дней в дни светозарные?

Упражнение 12.

Упражнение19. Просмотрите поэтическую дуэль Сергея Есенина и Владимира Маяковского в фильме «Есенин». Кто, по-вашему, одержал победу в начале 20 века? А кто одержал победу с точки зрения современной молодежи? Ответ обоснуйте.

Упражнение20. Трудно найти в русской поэзии послереволюционных годов столь разных по характеру и поэтическому стилю, равновеликих по таланту, и столь похожих трагичностью своего конца поэтов, чем Владимир Маяковский и Сергей Есенин. Вокруг смерти каждого из них ходило множество слухов, сплетен, домыслов и версий. Скажем, в качестве причин смерти Маяковского назывались: «несчастная любовь», «затравили», «убийство, инсценированное как самоубийство» и даже «сифилис в последней стадии». У Есенина спектр причин несколько уже: «запойное пьянство», «тоска по домотканой уходящей Руси» и «убийство, инсценированное как самоубийство».

Маяковский с Есениным жили в эпоху катастроф, маскируемых ожиданием скорых результатов программы построения принципиально нового общества, и потому реки народной крови многим тогда казались оправданными этой великой целью. Воистину «благими намерениями вымощена дорога в ад».

Но во все времена чувства, которые возникают у поэта, ищут выражения в его творчестве – и находят, пусть каждый поэт выражает их по-своему.

Цель домашнего задания: сравнить проявление этих самых чувств в творчестве столь разных – и столь похожих – поэтов начала XX века, как В.В. Маяковского и С.А. Есенина.

Домашнее задание. Используя инструменты ТРИЗ, сравните два лирических произведения.

Системный оператор позволяет проследить развитие темы любви на протяжении творческого пути поэта.

Сравнительная характеристика лирического произведения Есенина «Заметался пожар голубой…» и поэмы Маяковского «Флейта-позвоночник»

В январе 1914 г Маяковский вместе с Д. Бурлюком и В.Каменским, совершая турне по России, приезжает в Одессу. Влюбился там в Марию Денисову. Любовь осталась безответной. Писалась поэма до лета 1915 г. Москва. Июль 1915 года. Маяковский знакомится с Бриками. Поэт сразу влюбился в Лилю Юрьевну Брик.   Не было самоубийства, поэт остался жить. Какими еще людьми он был бы не понят?  
    «Облако в штанах»     «Флейта-позвоночник»   Какие стихи смог бы написать Маяковский, доживи он до второй Мировой Войны?  
Тревожное ощущение большой и страстной любви. Любовь была, и он горел в ней ярким пламенем. Позже, вспоминая, что было в Одессе, поэт с горечью сказал: “Любить нельзя - масса тяжелых неприятностей”. Звучит не радость любви, а отчаяние. Поэт не нашел в любви своего счастья. Бунт против традиционных взглядов на прекрасное.  

 

 

Тяжелый духовный кризис, который был следствием раздвоенности поэта, еще не сумевшего понять характер и содержание новой эпохи.   Есенин познакомился с актрисой Московского камерного театра Августой Миклашевской, Познакомила их Анна Никитина, жена Анатолия Мариенгофа, тоже актриса театра. Какие новые трудности ждали бы поэта в жизни?
  Цикл стихов Есенина 1921 - 1922 гг. "Москва кабацкая" «Заметался пожар голубой…» Какие стихи смог бы напи-сать Есенин, доживи он до второй Мирово й Войны?
Обстоятельства накладывали трагический отпечаток на любовную лирику поэта.   Одухотворенное чувство к Миклашевской просветляет, возвышает и вдохновляет Есенина на творчество, заставляет снова и по-новому поверить в значимость идеального чувства.   Каким способом он выражал бы свои чувства в творчестве?  

Упражнение 21.

Проза И.Бабеля образна. За незначительным на первый взгляд эпизодом скрываются вечные философские вопросы о смысле жизни, о добре и зле. За изображаемыми событиями встает обезумевшее время, когда «люди не ведают, что творят и в какую бездну катятся». Писатель умело воссоздает эпоху и показывает человека на войне. Понаблюдаем, как он демонстрирует свою позицию, своё отношение к этим событиям.

Сделайте вывод о ценностях и характере героя, используя схему ТРИЗ (см. «Приложение», схема 3).

Упражнение 23. Составьте текст изложения на тему «Образы «маленького человека» в произведении А.Платонова «Котлован», отвечая на проблемный вопрос к изложению с творческим заданием: в чем вы видите сходство и различие между главным героем повести А.Платонова «Котлован» Вощевым и его литературными предшественниками: чеховским героями.

Упражнение 24.


Студенты Гарвардского университета прочли повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце». Свое мнение они выразили в сочинениях: «Столкновение Преображенского и его оппонентов студенты рассматривают в реальной обстановке как борьбу старого и нового мира в послереволюционном российском обществе». Различие между профессором Преображенским и Швондером с Шариковым представляется нынешним американским студентам не столкновением благородства с низостью, а лишь противостоянием хороших манер и невоспитанности. «Но главное, чем поразительны современные студенческие работы, — это отсутствием социальных эмоций».


1. Согласны ли вы с мнением американских студентов?

Составьте лестницу ценностей героев повести (смотри «Приложение», схема 1). Какими вы представляете профессора Преображенского, Шарикова, Швондера? Напишите сочинение – рассуждение.

Упражнение 25. Составьте развёрнутый план лекции «Романы Булгакова: творческий замысел и художественное воплощение».

Упражнение 26. Продумайте темы для творческих заданий по романам Булгакова.

Упражнение 27. Критик и литературовед В.Я Лакшин писал о романе «Мастер и Маргарита»:

Но, может быть, мастер просто трус и заслуживает того самого суда, каким наказан в романе Понтий Пилат? Нет, трусость и страх, при видимой родственности этих понятий, совсем не одно и то же. Мастер не труслив. Страх может довести его до безумия, но не толкает к малодушному бесчестию. Потому что трусость – это страх, помноженный на подлость, попытка сохранить покой и благополучие любой ценой, хотя бы и уступками совести.

Прочитайте стихотворение В.В.Набокова. Проследите, какие образные картины рисует поэт и как они соотносятся с границами предложений. Спишите, расставляя знаки препинания. При выборе знаков ориентируйтесь на те смыслы, которые вы вычитали.


Березы.


Стволы сквозь легкое зеленое сиянье

белеют тонкие и воздух освежен

грозой промчавшейся. Чуть слышный перезвон

дробится надо мной чуть слышное журчанье

и по невидимым качается волнам.

Трава вся в теневых лиловых паутинах

вся в ослепительных извилинах а там

меж светлых облаков роскошно лебединых

струится радуга и смутно с высоты

мне улыбается в лазури нежной тая

такая нежная невинная святая

что умиленные склоняются листы

роняя длинные сверкающие слезы

и это жизнь моя и это край родной

родная красота... и льется надо мной

сиянье легкое зеленое березы..



 

УТРО

Когда з.ря, светясь по с.сняку,
Г.рит, г.рит, и лес уже не дремл.т,
И тени сос.н пад.ют в р.ку,
И свет б.жит на улиц. д.ревни,
Когда, смеясь, на двор.ке глухом
Встр.чают со(?)нце взрослые и дети,—
В.спрянув духом, выб.гу на холм
И все увижу в самом лучш.м свет..
Дерев.я, избы, лошадь на м.сту,
Цветущий л. вот эту красоту,
Я не с.здам, наверное, другую...

Материал.

Тема подвига народа

(по повести Б.Васильева «В списках не значился»)

Вспомним всех поименно,

Горем вспомни своим…

Р.Рождественский.

Огонь славы у Кремлевской стены на могиле Неизвестного солдата. Символ вечности – огонь и камень. Пискаревское кладбище в Санкт-Петербурге… Мамаев курган.

Сколько их, таких известных и не очень известных памятников на местах прошедшей войны. Но вечным памятником героизму является не только железо, но и книги о войне.

Тема Великой Отечественной войны заняла одно из ведущих мест в литературе послевоенных лет. И сейчас она продолжает быть актуальной. Многие писатели сами прошли трудный солдатский путь, многие из них были свидетелями великой трагедии и великого подвига.

Великое множество книг написано о войне. Не оставляют равнодушными произведения К.Симонова и Ю.Бондарева, В.Кожевникова и Г.Бакланова, В.Быкова и В.Распутина, многих других. Мы видим войну, то нарисованную крупным планом, как будто с птичьего полета, то какой-нибудь окопчик, где собирались бойцы, чтобы перекурить. Мы видим генералов и рядовых, разведчиков и пехотных лейтенантов, героев и дезертиров. Да разве можно хотя бы перечислить все великое разнообразие литературы о войне!

Но для меня любимыми остаются произведения Б.Васильева о людях, что «ушли, не долюбив». Трогательна до слез повесть «А зори здесь тихие…».

Упражнение 34.



Прослушайте песню в исполнении А.Пугачевой на стихотворение Пастернака «Мело, мело по всей земле…».

1. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Слушая песню…»; примерный, но не обязательный план: впечатление; ассоциации; мысли; чувства; настроение.



Упражнение35. В лирике создается особый вид художественного образа - образ-переживание. Лирический герой раскрывается через переживание, нередко очень сложное, многогранное.

Гроза в горах

Она застала нас в непроглядную ночь в горах перед перевалом. Она шла к нам через хребет.

Всё было – тьма,ни верха, ни низа, ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала – Кая и Джугутурлючат, и черные многометровые сосны около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показывалось нам, что есть

твердая земля, - и снова всё было мрак и бездна.
Вспышки надвигались, чередовались блеск и тьма, сияние белое. Сиянье розовое, сияние фиолетовое, и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - и когда

исчезали, нельзя было поверить, что они есть.
Голос грома наполнил ущелье, и не слышен стал постоянный рёв рек. Молнии падали сверху и разбивались в змейки, разбрызгиваясь о скалы.

И мы забыли бояться молнии, грома и ливня. Мы стали ничтожной и благодарной частицей этого мира, в первый раз создававшегося сегодня на наших глазах.

1. Отметьте средства художественной выразительности (лексические, морфологические, синтаксические), характерные для данного текста. Объясните их роль в тексте. Подберите эпитеты к слову гроза, опираясь на содержание данного текста.

Прочитайте текст.

Вечером Ваганов закрылся в горнице, выключил радио и сел за стол писать. Ваганов долго сидел неподвижно за столом… Он не шутя страдал.

…Часам к четырем утра Ваганов закончил большое письмо. На улице было уже светло. В открытое окно тянуло холодком раннего июньского утра. Ваганов прислонился плечом к оконному косяку, закурил. Он устал от письма. Он начинал его раз двенадцать, рвал листы, изнервничался, испсиховался и очень устал. Так устал, что теперь неохота было перечитывать письмо.

"Майя! Твое письмо так встревожило меня, что вот уже второй день я хожу сам не свой: весь в мыслях. Я спрашиваю себя: что это? И не могу ответить. Теперь я спрашиваю тебя: что это. Майя? Пожить у меня неделю – ради бога! Но это же и есть то, о чем я спрашиваю: что это? Ты же знаешь мое к тебе отношение… Оно, как подсказывает мне дурное мое сердце, осталось по-прежнему таким, каким было тогда: я люблю тебя. И именно это обстоятельство дает мне право спрашивать и говорить то, что я думаю о тебе. И о себе тоже. Майя, это что, бегство от себя? Ну что же… приезжай, поживи. Но тогда куда мне бежать от себя? Мне некуда. А убежать захочется, я это знаю. Поэтому я еще раз спрашиваю (как на допросе!): что это. Майя? Умоляю тебя, напиши мне еще одно письмо, коротенькое, ответь на вопрос: что это, Майя?"

Так начал Ваганов свое длинное письмо… Он отодвинул его, склонился на руки. Почувствовал, что у него даже заболело сердце от собственной глупости и беспомощности. "Попугай! Что это, Майя? Что это, Майя? Тьфу!.. Слизняк". Это, правда, было как горе – эта неопределенность. Это впервые в жизни Ваганов так раскорячился… "Господи, да что же делать-то? Что делать?"

Он скомкал письмо в тугой комок и выбросил его через окно в огород. И лег на кровать, и крепко зажмурил глаза, как в детстве, когда хотелось, чтобы какая-нибудь неприятность скорей бы забылась и прошла. Что если она всё-таки решится приехать, то как он должен поступить?

С письмом Ваганов решил подождать. Пусть придет определенность, пусть сперва станет самому ясно: способен он сам-то на что-нибудь или он выдумал себя такого умного, деятельного, а другие, как дурачка, подогрели его в этом. Вот пусть это станет ясно до конца – пусть больше не будет никаких иллюзий, никакого обмана на свой счет. Пока ясно одно: он любит Майю и боится сближения с ней. Боится ответственности, несвободы, боится, что не будет с ней сильным и деятельным и его будущее накроется. "Вот теперь поглядим, как ты вывернешься, деятельный, – думал он про себя с искренней злостью. – Подождем и посмотрим".

(По В.М.Шукшину «Страдания молодого Ваганова»)

Часть 2. Упражнение 44.

Упражнение 45.

Антон Павлович Чехов.

Т.Н.Толстая.

1. Прочитайте текст изучающим чтением. Запишите, какие вопросы к автору у вас возникли по ходу чтения.

Когда знак зодиака менялся на Скорпиона, становилось совсем уж ветрено, темно и дождливо. Мокрый, струящийся, бьющий ветром в стекла город за беззащитным, незанавешенным, холостяцким окном, за припрятанными в межоконном холоду плавлеными сырками казался тогда злым петровским умыслом, местью огромного, пучеглазого, с разинутой пастью, зубастого царя-плотника, все догоняющего в ночных кошмарах, с корабельным топориком в занесенной длани, своих слабых, перепуганных подданных. Реки, добежав до вздутого, устрашающего моря, бросались вспять, шипящим напором отщелкивали чугунные люки и быстро поднимали водяные спины в музейных подвалах, облизывая хрупкие, разваливающиеся сырым песком коллекции, шаманские маски из петушиных перьев, кривые заморские мечи, шитые бисером халаты, жилистые ноги злых, разбуженных среди ночи сотрудников. В такие-то дни, когда из дождя, мрака, прогибающего стекла ветра вырисовывался белый творожистый лик одиночества, Симеонов, чувствуя себя особенно носатым, лысеющим, особенно ощущая свои нестарые года вокруг лица и дешевые носки далеко внизу, на

границе существования, ставил чайник, стирал рукавом пыль со стола, расчищал от книг, высунувших белые язычки закладок, пространство, устанавливал граммофон, подбирая нужную по толщине книгу, чтобы подсунуть под хромой его уголок, и заранее, авансом блаженствуя, извлекал из рваного, пятнами желтизны пошедшего конверта Веру Васильевну - старый, тяжелый, антрацитом отливающий круг, не расщепленный гладкими концентрическими окружностями – с каждой стороны по одному романсу. - Нет, не тебя! так пылко! я! люблю! - подскакивая, потрескивая и шипя, быстро вертелась под иглой Вера Васильевна; шипение, треск и кружение завивались черной воронкой, расширялись граммофонной трубой, и, торжествуя победу над Симеоновым, несся из фестончатой орхидеи божественный, темный, низкий, сначала кружевной и пыльный, потом набухающий подводным напором, восстающий из глубин, преображающийся, огнями на воде колыхающийся, - пщ-пщ-пщ, пщ-пщ-пщ, - парусом надувающийся голос, - все громче, - обрывающий канаты, неудержимо несущийся, пщ-пщ-пщ, каравеллой по брызжущей огнями ночной воде - все сильней, - расправляющий крылья, набирающий скорость, плавно отрывающийся от отставшей толщи породившего его потока, от маленького, оставшегося на берегу Симеонова, задравшего лысеющую, босую голову к гигантски выросшему, сияющему, затмевающему полнеба, исходящему в победоносном кличе голосу, - нет, не его так пылко любила Вера Васильевна, а все-таки, в сущности, только его одного, и это у них было взаимно.

(Т.Н.Толстая «Река Оккервиль»)

2. После чтения ответьте на следующие вопросы. Ответы обоснуйте (устно или письменно).

- В какое время года происходит действие?

-О каком городе идет речь?

-Что можно сказать о герое и его образе жизни?

- Кто такая Вера Васильевна?

 

Сформулируйте содержание текста одним простым предложением. Проверьте себя. (см. «Приложение»)

3. Сколько всего предложений в 1-3 абзацах (до начала прямой речи)? Определите, какие из них простые, какие - сложные. Составьте схемы всех предложении 1-3 абзацев (до прямой речи).

4. Какую особенность авторского синтаксиса вы увидели, анализируя структуру предложений 1-3 абзацев?

Проведите стилистический эксперимент: переконструируйте сложное предложение 3-го абзаца в несколько простых. Какие способы и средства связи предложений вы при этом использовали? Сравните свой вариант с авторским. Уточните свой вывод об особенностях авторского синтаксиса.

5. Назовите пунктограммы в предложениях, с которыми вы работали. Систематизируйте их, сгруппировав по функциям знаков препинания. Какие выводы вы можете сделать по итогам этой работы?

6. Проанализируйте структуру предложения, составляющего последний абзац. Какие сложности при этом у вас возникли? Как вы объясните авторский выбор сложной синтаксической конструкции с разными видами связи?

7. Проанализируйте пунктуацию последнего предложения текста. Приведите примеры использования нормативной и авторской пунктуации.

8. Напишите небольшой текст в жанре эссе на одну из тем: «Драгоценные минуты одиночества», «Когда за окном ветрено, темно и дождливо…», «В такие-то дни, когда…».

 

Резюме.

Упражнение 48.

Упражнение 49.

Упражнение 50. Тема: Подготовка к ЕГЭ. Часть В.

Прочитайте отрывок из письма А.А.Фету, которое было написано поэтом, философом и критиком В.С.Соловьевым в 1889 году. О каких особенностях поэзии Фета говорят строки этого письма? Какие ключевые образы фетовской лирики используются в тексте приветствия? Подтвердите примерами из стихотворений, что эти образы действительно являются ключевыми в поэзии А.А.Фета.

Дорогой и многоуважаемый Афанасий Афанасьевич!

Приветствуют вас звезд золотые ресницы, и месяц,плывущий по лазурной пустыне, и плачут степные травы, и розы весенние и осенние; приветствуют Вас густолистый развесистый лес, и блеском вечерним овеяны горы, и милое окно над снежным каштаном… Приветствует Вас … жар-птица, сидящая на суку, извилистом и чудном.

Приветствуют Вас все крылатые зву­ки и лучезарные образы между небом и землею. Кланяется Вам также и меньшая братия: слепой жук и вечерние мошки, и кричащий коростель и молчаливая жаба, вышедшая на дорогу. А наконец привет­ствую Вас и я, в виде того серого камня, который Вы помянули добрым словом. «Плачет серый камень, в пруд роняя слезы». И хоть не над прудом, а над целым океаном человеческой бессмыслицы приходится плакать, но есть и утешение, пока над этим мутным потоком недвижимо стоит светлая радуга чистой поэзии и заранее празднует будущий мир неба с землею… Бесценный мой отрезок настоящей, не­поддельной радуги, обнимаю Вас мыслен­но в надежде на скорое свидание.

 

Дайте характеристику героя, используя ТРИЗ (смотри «Приложение», схема 3)

 

На войне, в пыли походной,
В летний зной и в холода,
Лучше нет простой, природной -
Из колодца, из пруда,
Из трубы водопроводной,
Из копытного следа,
Из реки какой угодно,
Из ручья, из-подо льда, -
Лучше нет воды холодной,
Лишь вода была б - вода.

 

Вариант 1.

 


Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна…

С.Есенин


Вариант 2.

Гармонист ударил вдруг... - Дайте круг! - Шире круг! - Расступитесь! - Шире! Шире! - Эх, дай на свободе Разойтись сгоряча!.. Гармонист гармонь разводит От плеча и до плеча. Паренёк чечётку точит, Ходит задом наперёд, То присядет, То подскочит, То ладонью, между прочим, По подметке Попадёт.

 

А.Твардовский.


 


Вариант 3.

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух…

 

А.Пушкин.

 


 


Вариант 4.

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела…

Б.Пастернак

 



Вариант 5.

Люблю берёзу русскую,

то светлую, то грустную,

 

А Прокофьев

 

 

 


 


Вариант 6.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвеся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!..

Ф.Тютчев.

.

 


Вариант 7

Ветер злой, ветр крутой в поле

Заливается.

А сугроб на степной воле

Завивается.

А.Фет

 

 

 


 


 

Вариант 8.

 

Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда…

Кому память, кому слава,
Кому тёмная вода, —
Ни приметы, ни следа.

Ночью, первым из колонны,
Обломав у края лёд,
Погрузился на понтоны
Первый взвод.
Погрузился, оттолкнулся
И пошёл. Второй за ним.
Приготовился, пригнулся
Третий следом за вторым.

Как плоты, пошли понтоны,
Громыхнул один, другой
Басовы́м, железным тоном,
Точно крыша под ногой.

 

А.Твардовский

 


 

Прочитайте текст.

Приложение.

 

Березы.

 


Стволы сквозь легкое зеленое сиянье

белеют, тонкие, и воздух освежен

грозой промчавшейся. Чуть слышный перезвон

дробится надо мной, чуть слышное журчанье,

и по невидимым качается волнам.

Трава вся в теневых лиловых паутинах,

вся в ослепительных извилинах, а там,

меж светлых облаков, роскошно лебединых,

струится радуга и смутно с высоты

мне улыбается, в лазури нежной тая,

такая нежная, невинная, святая,

что умиленные склоняются листы,

роняя длинные сверкающие слезы, —

и это жизнь моя, и это край родной,

родная красота... и льется надо мной

сиянье легкое, зеленое, — березы...

Набоков

 

Памятка 1.

1. Прочитайте пояснения к тексту (если они есть); постарайтесь вспомнить, что вы ещё знаете в дополнение к тому, о чем говорится в пояснении к тексту.

2. Прочитайте текст; поймите его.

3. Спишите текст, оставляя между строк свободную (для надписей, графических обозначений и т.п.).

4. Помните: анализ текста – это краткая характеристика тех категорий (признаков) текста, совокупность которых и составляет понятие текст: заглавие, тема, идея, делимость (начало текста, основная часть, конец), смысловая и структурная связность, композиционная завершенность, стиль. Так как каждый текст неповторимо своеобразен, единого, «жесткого» порядка анализа текста нет. Постарайтесь провести анализ самостоятельно.

5. Прозаический текст перескажите устно или письменно, стихотворный текст выучите наизусть и напишите по памяти.

Если текст большой, прочитайте его по книге.

 

Памятка 2.

1. Выразительно прочитайте текст, определите его тему, отметьте языковые средства, позволяющие это сделать (ключевые слова и предложения). Какими языковыми средствами автор даёт возможность читателю увидеть, услышать и почувствовать, как ранний летний вечер сменяется ночью?

2. Укажите тип текста и его жанрово-стилевую принадлежность.

3. Укажите синтаксические особенности текста (количество предложений и преобладающие типы; способ связи предложений и средства связи частей текста, способствующие созданию его смысловой и грамматической цельности).

Связь предложений в тексте осуществляют следующие средства:

Слова-заместители – местоимения (девушка -она), наречия (в лесу – там), синонимы (быстро, стремительно), метафоры, различные оценочные обозначения (храбрец – богатырь),

 

· родовые слова (деревья – берёзы), имя собственное – имя нарицательное (Соболевский – офицер);

· Отношения и связи, существующие между словами и зафиксированные словарями и грамматиками (здания – окна, перекрытия, двери, квартиры);

· Лексические повторы;

· Соответствие видовременных глагольных форм;

· Предлоги;

· Анафора (единоначатие) и эпифора: вдали слышался страшный шум; вдали грохотали пушки; вдали медленно двигались армейские колонны;

· Параллелизм: … Что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь…, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь (М.Цветаева);

· Противопоставление;

· Вопросительные предложения (Да разве найдутся на свете такие силы?);

· Союзы;

· Порядок слов в предложениях (прямой, обратный);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.232 с.)