К занятию по рассказу Т. Н. Толстой «река оккервиль» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К занятию по рассказу Т. Н. Толстой «река оккервиль»



 

В один из дней холодной, дождливой петербургской осени Симеонов, одинокий, ещё не старый человек, слушает любимую грампластинку с записью романса в исполнении певицы по имени Вера Васильевна.

Памятка 1.

1. Прочитайте пояснения к тексту (если они есть); постарайтесь вспомнить, что вы ещё знаете в дополнение к тому, о чем говорится в пояснении к тексту.

2. Прочитайте текст; поймите его.

3. Спишите текст, оставляя между строк свободную (для надписей, графических обозначений и т.п.).

4. Помните: анализ текста – это краткая характеристика тех категорий (признаков) текста, совокупность которых и составляет понятие текст: заглавие, тема, идея, делимость (начало текста, основная часть, конец), смысловая и структурная связность, композиционная завершенность, стиль. Так как каждый текст неповторимо своеобразен, единого, «жесткого» порядка анализа текста нет. Постарайтесь провести анализ самостоятельно.

5. Прозаический текст перескажите устно или письменно, стихотворный текст выучите наизусть и напишите по памяти.

Если текст большой, прочитайте его по книге.

 

Памятка 2.

1. Выразительно прочитайте текст, определите его тему, отметьте языковые средства, позволяющие это сделать (ключевые слова и предложения). Какими языковыми средствами автор даёт возможность читателю увидеть, услышать и почувствовать, как ранний летний вечер сменяется ночью?

2. Укажите тип текста и его жанрово-стилевую принадлежность.

3. Укажите синтаксические особенности текста (количество предложений и преобладающие типы; способ связи предложений и средства связи частей текста, способствующие созданию его смысловой и грамматической цельности).

Связь предложений в тексте осуществляют следующие средства:

Слова-заместители – местоимения (девушка -она), наречия (в лесу – там), синонимы (быстро, стремительно), метафоры, различные оценочные обозначения (храбрец – богатырь),

 

· родовые слова (деревья – берёзы), имя собственное – имя нарицательное (Соболевский – офицер);

· Отношения и связи, существующие между словами и зафиксированные словарями и грамматиками (здания – окна, перекрытия, двери, квартиры);

· Лексические повторы;

· Соответствие видовременных глагольных форм;

· Предлоги;

· Анафора (единоначатие) и эпифора: вдали слышался страшный шум; вдали грохотали пушки; вдали медленно двигались армейские колонны;

· Параллелизм: … Что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь…, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь (М.Цветаева);

· Противопоставление;

· Вопросительные предложения (Да разве найдутся на свете такие силы?);

· Союзы;

· Порядок слов в предложениях (прямой, обратный);

· Последовательность в изложении мыслей (встал, умылся, позавтракал);

· Слова-организаторы логических связей: вот почему, из этого следует;

· Вводные слова, организующие порядок высказывания: итак, наконец, в заключении разговора.

(Напоминаю, что предложение в тексте может быть связано не только с предшествующим предложением или последующим, а и с несколькими, стоящими в некотором отдалении)

4. Укажите стиль текста, охарактеризуйте влияние речевой ситуации на стиль. Отметьте стилистические средства: лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические.

5. Дайте орфографический и пунктуационный комментарий.

 

Памятка 3.

Приемы создания портретной характеристики:

1) Внешние черты (собственно портрет).

2) Психологичекий анализ.

3) Прямая авторская характеристика.

4) Характеристика героя другими действующими лицами.

5) Сопоставление героя с другими персонажами.

6) Интерьер (условия, в которых живет и действует персонаж).

7) Изображение природы, с помощью которой можно лучше понять мысли и чувства героя.

8) Художественная деталь.

Схема 1. Модель «лестница ценностей».

 

Самое важное
………….
…………..
Наименее важное

 


Схема 2. Анализ характера героя (анализ характера человека). Лист досье:

 

Картина к факту (рисунок или словесное описание) Каким изображен герой в картине? (увидеть, услышать, почувствовать)  
Факт: <КТО?> герой <КТО ДЕЛАЕТ?> действие <КАК?> характеристика Цитата автора. Цитата автора

 


Схема 3.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.41.106 (0.005 с.)