Прочитайте текст. Укажите сложносочиненные предложения, сложноподчиненные предложения, бессоюзные предложения. Аргументируйте свою точку зрения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прочитайте текст. Укажите сложносочиненные предложения, сложноподчиненные предложения, бессоюзные предложения. Аргументируйте свою точку зрения.



Еще несколько ступеней, и они все вышли на первую площадку колокольни. Здесь было уже довольно высоко, но отверстие в стене вело еще более неудобным проходом выше. С последней площадки вид открылся широкий и восхитительный. Солнце склонилось на запад к горизонту, по низине легла длинная тень, на востоке лежала тяжелая туча, даль терялась в вечерней дымке, и только кое-где косые лучи выхватывали у синих теней то белую стену мазаной хатки, то загоревшееся рубином оконце, то живую искорку "а кресте дальней колокольни.

Высокий ветер, чистый и свободный от испарений земли, тянулся в пролеты, шевеля веревки, и, заходя в самые колокола, вызывал по временам протяжные отголоски. Они тихо шумели глубоким металлическим шумом, за которым ухо ловило что-то еще, точно отдаленную невнятную музыку или глубокие вздохи меди. От всей расстилавшейся внизу картины веяло тихим спокойствием и глубоким миром.

Слепые подошли к углам пролетов и стали, опершись на них обеими руками, повернув

лица навстречу тихому вечернему ветру.

 

Теперь ни от кого уже не ускользнуло странное сходство. Звонарь был несколько

старше; широкая ряса висела складками на тощем теле, черты лица были грубее и резче. При внимательном взгляде в них проступали и различия: звонарь был блондин, нос у него был несколько горбатый, губы тоньше, чем у Петра. Над губами пробивались усы, и кудрявая бородка окаймляла подбородок. Но в жестах, в нервных складках губ, в постоянном движении бровей было то удивительное, как бы родственное сходство.

Молодые люди двинулись к выходу, звонарь остался наверху. Петр, шагнувший было вслед за матерью, круто остановился.

… Петр стоял сумрачный и потемневший, точно на лицо его надвинулась туча. Брови звонаря тоже вдруг поднялись высоко над глазами, в которых виднелось так знакомое Эвелине выражение слепого страдания.

(По В.Г.Короленко «Слепой музыкант»)

Как вы думаете, что имел в виду писатель, говоря о сходстве между звонарем и Петром? Какую роль в эпизоде играет место действия, время суток, пейзаж, описание звуков, вызванных ветром?

По какому признаку вы отличили сложные предложения от сложносочиненных и сложноподчиненных? Чем связаны части бессоюзного предложения?

Какие знаки препинания могут стоять между частями сложного бессоюзного предложения?

Упражнение 47. Речевой практикум.

Т.Н.Толстая.

1. Прочитайте текст изучающим чтением. Запишите, какие вопросы к автору у вас возникли по ходу чтения.

Когда знак зодиака менялся на Скорпиона, становилось совсем уж ветрено, темно и дождливо. Мокрый, струящийся, бьющий ветром в стекла город за беззащитным, незанавешенным, холостяцким окном, за припрятанными в межоконном холоду плавлеными сырками казался тогда злым петровским умыслом, местью огромного, пучеглазого, с разинутой пастью, зубастого царя-плотника, все догоняющего в ночных кошмарах, с корабельным топориком в занесенной длани, своих слабых, перепуганных подданных. Реки, добежав до вздутого, устрашающего моря, бросались вспять, шипящим напором отщелкивали чугунные люки и быстро поднимали водяные спины в музейных подвалах, облизывая хрупкие, разваливающиеся сырым песком коллекции, шаманские маски из петушиных перьев, кривые заморские мечи, шитые бисером халаты, жилистые ноги злых, разбуженных среди ночи сотрудников. В такие-то дни, когда из дождя, мрака, прогибающего стекла ветра вырисовывался белый творожистый лик одиночества, Симеонов, чувствуя себя особенно носатым, лысеющим, особенно ощущая свои нестарые года вокруг лица и дешевые носки далеко внизу, на

границе существования, ставил чайник, стирал рукавом пыль со стола, расчищал от книг, высунувших белые язычки закладок, пространство, устанавливал граммофон, подбирая нужную по толщине книгу, чтобы подсунуть под хромой его уголок, и заранее, авансом блаженствуя, извлекал из рваного, пятнами желтизны пошедшего конверта Веру Васильевну - старый, тяжелый, антрацитом отливающий круг, не расщепленный гладкими концентрическими окружностями – с каждой стороны по одному романсу. - Нет, не тебя! так пылко! я! люблю! - подскакивая, потрескивая и шипя, быстро вертелась под иглой Вера Васильевна; шипение, треск и кружение завивались черной воронкой, расширялись граммофонной трубой, и, торжествуя победу над Симеоновым, несся из фестончатой орхидеи божественный, темный, низкий, сначала кружевной и пыльный, потом набухающий подводным напором, восстающий из глубин, преображающийся, огнями на воде колыхающийся, - пщ-пщ-пщ, пщ-пщ-пщ, - парусом надувающийся голос, - все громче, - обрывающий канаты, неудержимо несущийся, пщ-пщ-пщ, каравеллой по брызжущей огнями ночной воде - все сильней, - расправляющий крылья, набирающий скорость, плавно отрывающийся от отставшей толщи породившего его потока, от маленького, оставшегося на берегу Симеонова, задравшего лысеющую, босую голову к гигантски выросшему, сияющему, затмевающему полнеба, исходящему в победоносном кличе голосу, - нет, не его так пылко любила Вера Васильевна, а все-таки, в сущности, только его одного, и это у них было взаимно.

(Т.Н.Толстая «Река Оккервиль»)

2. После чтения ответьте на следующие вопросы. Ответы обоснуйте (устно или письменно).

- В какое время года происходит действие?

-О каком городе идет речь?

-Что можно сказать о герое и его образе жизни?

- Кто такая Вера Васильевна?

 

Сформулируйте содержание текста одним простым предложением. Проверьте себя. (см. «Приложение»)

3. Сколько всего предложений в 1-3 абзацах (до начала прямой речи)? Определите, какие из них простые, какие - сложные. Составьте схемы всех предложении 1-3 абзацев (до прямой речи).

4. Какую особенность авторского синтаксиса вы увидели, анализируя структуру предложений 1-3 абзацев?

Проведите стилистический эксперимент: переконструируйте сложное предложение 3-го абзаца в несколько простых. Какие способы и средства связи предложений вы при этом использовали? Сравните свой вариант с авторским. Уточните свой вывод об особенностях авторского синтаксиса.

5. Назовите пунктограммы в предложениях, с которыми вы работали. Систематизируйте их, сгруппировав по функциям знаков препинания. Какие выводы вы можете сделать по итогам этой работы?

6. Проанализируйте структуру предложения, составляющего последний абзац. Какие сложности при этом у вас возникли? Как вы объясните авторский выбор сложной синтаксической конструкции с разными видами связи?

7. Проанализируйте пунктуацию последнего предложения текста. Приведите примеры использования нормативной и авторской пунктуации.

8. Напишите небольшой текст в жанре эссе на одну из тем: «Драгоценные минуты одиночества», «Когда за окном ветрено, темно и дождливо…», «В такие-то дни, когда…».

 

Резюме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.005 с.)