Функции и виды лекционных занятий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции и виды лекционных занятий.



В современных условиях не утрачивается, а возрастает роль та­ких функций вузовской лекции, как:

- мотивационная (развитие ин­тереса к науке, познавательных потребностей, убеждения в тео­ретической и практической значимости изучаемого). Чтобы лекция послужила стартовой площадкой познания и поиска, очень важно придать ей познавательную направленность, доказать объективную значимость изучаемого, раскрыть его субъек­тивный смысл, озадачить слушателей. В этом проявляется мотива­ционная функция лекции.

- организационно-ориентационная (ориентация в источниках, литературе, со­веты по организации работы). Проводя обзор источников, сравнивая и анализируя научные направления, методы, идеи, выводы, обнажая проблемы и перспективы поисков, лектор выделяет основное, направляет внима­ние слушателей на определяющие положения и важнейшие воп­росы, разъясняет порядок работы над материалом, дает советы по организации учебной деятельности, вызывает интерес к изу­чению литературы и источников, поиску, экспериментированию. Таким путем реализуется организационно-ориентационная функ­ция вузовской лекции.

- профессионально-воспитательная (воспитание профессионального призвания, профессиональной этики, развитие специальных способностей).

- методологическая (об­разцы научных методов объяснения, анализа, интерпретации, про­гноза) Анализируя научные теории, рассматривая современные на­учные проблемы, лектор выявляет, раскрывает методы иссле­дования, сравнивает и сопоставляет их, разъясняет принципы научного поиска, его общие предпосылки и подходы, т. е. осу­ществляет методологическую функцию лекционного препода­вания.

- оценочная и развивающая (формирование мыслительных уме­ний, чувств, отношений, оценок). Наконец, организуемая на основе содержания деятельность сту­дентов (вернее, содеятельность с лектором) — методика работы над содержанием, и прежде всего постановка познавательных за­дач, решаемых при живом соучастии аудитории, осознание смысла изучаемых факторов и положений, возбуждение эмоционально-оценочного отношения к предмету изучения, овладение логикой — способствует формированию гибкого, аналитического мышления, смыслообразующих мотивов, собственных подходов и оценок, раз­витию личности студента, его способностей, содействует опреде­лению гражданских позиций, становлению мировоззрения, ведет к разностороннему развитию личности студента. Так осуществля­ются оценочная, развивающая и воспитывающая функции лек­ции.

- Реализация указанных функ­ций позволяет осуществлять на лекции разностороннее воспита­ние студентов, вот почему воспитательную функцию мы считаем не рядоположенной остальным, а интегрирующей.

 

По дидактическому назначению полезно различать лекции ввод­ные, призванные пробудить или усилить интерес, развить мотивы познания, помочь сориентироваться в литературе, дать своего рода заряд для самостоятельной работы; лекции тематические, содер­жащие факты, их анализ, выводы, доказательство конкретных научных положений; лекции заключительные (по теме, разделу, курсу), обзорные (по проблеме) и лекции-консультации. Заключи­тельные и обзорные лекции нацелены на высокий уровень систе­матизации, обобщения, углубления изучаемого. В лекциях-кон­сультациях лектор дает более или менее систематическое освеще­ние ряда важных проблем, отвечая прежде всего на предваритель­но поступившие вопросы слушателей.

По месту в системе учебного процесса выделяют лекции, пред­варяющие самостоятельную работу (наиболее распространенный пока вид лекции), и лекции, завершающие определенный этап самостоятельной работы студента, когда лектор, освобождаемый от необходимости излагать весь фактический материал, получает возможность для более глубокого и разностороннего анализа рас­сматриваемой проблемы, что позволяет ему гораздо полнее осу­ществлять методологическую и развивающую функции обучения.

Современная лекция теряет свою жанровую чистоту, часто пе­реходя в диалог, диспут, разрешение спорных ситуаций, что обус­ловлено стремлением активизировать обучение. В связи с этим мож­но выделить лекции с заранее конструируемой, более или менее заданной логикой и содержанием и лекции вариативного постро­ения, в определенной степени инициируемого ситуациями обу­чения, возникшими вопросами, уровнем понимания и отноше­ния аудитории. На лекциях второго типа возрастает роль импрови­зационного момента, предварительной «сценарной» проработки нескольких вероятных логических вариантов построения лекции и ее отдельных фрагментов.

Интересен в этом плане и зарубежный опыт. В США одной из нетрадиционных форм преподавания лекции стала так назы­ваемая лекция-панель, когда в дискуссии участвуют несколько высококвалифицированных экспертов, высказывающих перед сту­денческой аудиторией свое мнение. Обсуждение какой-либо кон­кретной проблемы известными специалистами позволяет пока­зать обучающимся ее сложность, разнообразие подходов к поис­ку возможных решений. На лекциях все более широко использу­ются как материал для анализа аудиовизуальные средства обуче­ния.

Исходя из содержания и системы построения, лекции следует подразделить на информационные, проблемные и смешанные.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 727; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.005 с.)