Общая характеристика процесса воспитания, его характерологические особенности. Закономерности и принципы воспитания.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика процесса воспитания, его характерологические особенности. Закономерности и принципы воспитания.



Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной среды, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Для воспитания характерны следующие особенности:

· Целенаправленность и планомерность процесса воспитания.

· Двусторонность.

· Целостность.

· Противоречивость.

· Скачкообразность.

· Многофакторность.

· Длительность.

· Связь индивидуализации и социализации личности.

· Системность.

К основным принципам воспитания относят:

· Принцип общественной направленности воспитания, заключающийся в соответствии воспитания социальным потребностям, интересам народа, страны, традициям, нормам.

· Принцип субъектности, заключающийся в развитии способности воспитанника сознавать своё «Я», оценивать себя, отстаивать свою позицию, сопротивляться негативному влиянию среды, проявлять личные качества и способности.

· Принцип взаимодействия воспитания с общественными процессами.

· Принцип целостности воспитательного процесса.

· Принцип непрерывности воспитания.

· Принцип опоры на положительное в воспитаннике, формирование жизненного оптимизма.

· Принцип взаимосвязи уважения и требовательности к личности воспитанника.

· Принцип дифференцированного подхода к воспитанию.

· Принцип сотрудничества педагогов и воспитанников.

· Принцип активизации нравственно-волевых сил воспитанников с возбуждением непосредственного интереса к делу и профессиональному росту.

 

37. сущность и приоритетные стратегии воспитания студентов.

Психолого-педагогические основания стратегии воспитания студентов

учитывают отечественный опыт организации воспитательной деятельности и

опираются на современные концепции воспитания детей и молодежи, интегрируя

новые непротиворечивые позиции различных научных школ и учитывают результаты

исследования отечественных и зарубежных ученых, в основе которых лежат культурно-

исторический и личностно-деятельностный подходы, опора на активную позицию

самого воспитуемого, его ценностно-смысловые ориентиры, мотивацию

самосовершенствования.

Основными приоритетами государственной политики развития воспитания

являются:

– защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, подростка,

молодого человека, включая право каждого на ценностное самоопределение;

– интеграция программ воспитания в основные виды деятельности обучающихся

в общем и дополнительном образовании, обращение каждой из базовых национальных

ценностей в воспитательную задачу в содержании образования;

– сбережение и укрепление физического, психического, социального и

духовного здоровья ребенка, подростка, молодого человека;

– сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия,

овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа

Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка;

– создание условий для достижения профессионализма, высокой квалификации

и нравственности в воспитании каждого ребенка, подростка, молодого человека и

социально-педагогической поддержки их семей;

– развитие социально-педагогического партнерства субъектов воспитательно-

образовательного процесса (государства, образования, науки, семьи, традиционных

религиозных и общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ,

бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания

подрастающего поколения граждан России.

38. сущность и современная система воспитания студентов в вузе.

Новое социальное время, новая социальная среда, новые социальные реалии, новая идеология общества ставят перед высшим образованием новые задачи в подготовке специалистов. Образование не является рыночным благом. В основе российского образования лежат принципы преемственности, системности, фундаментальности, доступности и др. Основными составляющими его элементами являются обучение и воспитание.

Эффективность и качество образования зависят от взаимодействия процессов обучения и воспитания и, в свою очередь, от их эффективности и качества. Процесс воспитания в вузе идет по двум направлениям:

через учебный процесс – во время аудиторных занятий;

через внеучебную работу – в свободное от учебных занятий время студента и преподавателя.

Цель этих направлений должна быть единой – воспитание современного высококвалифицированного специалиста. Для этого необходимо иметь представление о том, каким должен быть современный специалист. Как должны соотноситься его личностные и профессиональные качества, как их формировать и кто их должен формировать, т.е. нужна новая современная система воспитания студента, новая концепция. Опираясь на фундаментальные ценности, вузовский коллектив формирует воспитательную среду и становится для будущих специалистов культурным, учебным, научным, профессиональным, молодежным центром. Центральным направлением здесь является не деидеологизация, а новая идеология – на какие ценности ориентировать молодежь, на каких достижениях своей страны их воспитывать.

Под воспитанием студентов следует понимать целенаправленную деятельность преподавателей, ориентированную на создание условий для развития духовности студентов на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

Наиболее актуальными являются следующие задачи воспитания:

1) формирование у студентов высокой нравственной культуры;

2) формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;

3) формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;

4) привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления;

5) сохранение и приумножение историко-культурных традиций университета, преемственность в воспитании студенческой молодежи;

6) укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к табакокурению, наркотикам, алкоголизму, антиобщественному поведению.

Решить эти задачи возможно, руководствуясь в работе принципами:

- гуманизма к субъектам воспитания;

- демократизма, предполагающего реализацию системы воспитания, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества преподавателя и студента;

- уважения к общечеловеческим отечественным ценностям, правам и свободам граждан, корректности, толерантности, соблюдения этических норм;

- преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитания уважительного отношения, любви к России, родной природе, чувства сопричастности и ответственности за дела в родном университете.

 

39. Методы, формы, средства воспитания студентов.

Методы воспитания
основные вспомогательные
Методы формирования сознания Методы формирования поведения Методы педагогического стимулирования Методы педагогической коррекции
- убеждение; - внушение; - метод проблемных ситуаций - инструктаж; - упражнение; - метод примера - перспектива; - поощрение; - требование - замены интереса (доминанты); - критика; - наказание

Формы воспитания студентов по количеству участников:

• индивидуальные — беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;

• групповые — несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;

• массовые — несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия.

Формы воспитания по методу воспитательного воздействия:

• словесные — собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;

• практические — походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники, тимуровская работа и др.;

• наглядные — музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и пр.

Формы воспитания по воспитательной задаче:

· формы управления и самоуправления школьной жизнью — собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления и др.;

· познавательные формы — экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.;

· развлекательные формы — утренники и вечера, «капустники»и др.

 

40. воспитание патриотизма и гражданственности студентов.

Основная цель гражданского воспитания - «воспитание в человеке
нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества. Сознание человека, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба ближайших людей, народа и государства, определяет его социальное поведение и является существенным условием развития общества

41.воспитание студента как конкурентоспособной и творчески саморазвивающейся личности.



Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.220.231.235 (0.009 с.)