Принципы и правила творческого саморазвития личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы и правила творческого саморазвития личности.



Законы творческого саморазвития:

  1. Закон неравномерности творческого саморазвития личности. Неравномерность творческого саморазвития отдельных способностей и качеств личности порождает противоречия, разрешение которых и создает внутренние условия для становления творческой личности.
  2. Закон целостного творческого саморазвития личности. Прогрессивные изменения в одном из компонентов «самости» (самопознании, творческом самоопределении, самоуправлении, творческой самореализации, самосовершенствовании) с неизбежностью ускоряют процесс творческого саморазвития личности в целом.
  3. Закон свободы творчества. Чем большей свободы добивается личность в творчестве, тем большей эффективности она достигает в творческом саморазвитии.
  4. Закон самоусложнения творческих задач и проблем. Процесс творческого саморазвития личности осуществляется тем эффективнее, чем более сложные, трудные и вместе с тем посильные для себя творческие задачи личность выбирает и решает.
  5. Закон периодической мобилизации и релаксации. Этот закон известен в психологии давно. Еще в работах В.М.Бехтерева, болгарского ученого Георга Лозанова и многих других было доказано, что для успеха в любом виде деятельности, в том число и творческой, необходима не только мобилизация, но и периодическая релаксация (расслабление, снятие напряжения). Периодическая мобилизация и релаксация создают благоприятные условия и для творческого саморазвития личности.
  6. Закон ускорения творческого саморазвития в условиях конкуренции и стремления к лидерству. Процесс творческого саморазвития существенно ускоряется, если личность достаточно мотивирована к лидерству в конкурентной борьбе с сильным и достойным соперником.
  7. Закон сотворчества. Творческое саморазвитие личности осуществляется тем эффективнее, чем большей продуктивности она достигает в процессе сотворчества и кооперации в решении творческих задач.

Творческое саморазвитие включает в себя следующие принципы:

  1. Принцип всестороннего и гармонического саморазвития личности.
  2. Принцип проблемности. Для его практического воплощения в деятельности ученика могут быть рекомендованы следующие правила:
  • Творческая деятельность противоречива в своей основе. Она реконструируется всякий раз в зависимости от возникновения нового противоречия, в зависимости от творческой задачи (учебной проблемы).
  • Прежде чем найти принцип, метод, средство решения творческой задачи, разрешения ее основного противоречия, попытайтесь не только снять это противоречие, но и обострить его.
  • В решении творческой задачи периодически, а также с учетом складывающейся ситуации используйте: логические приемы, правила (анализа, сравнения, описания, объяснения, доказательства, классификации); эвристические методы, приемы и правила (мозгового штурма, инверсии, свободных ассоциаций, различного типа аналогий)
  1. Принцип периодической мобилизации и релаксации базируется на следующих закономерностях: эффективность творческой деятельности и саморазвития творческих способностей личности при прочих равных условиях тем выше, чем последовательнее достигается периодическая мобилизация творческих сил и способностей личности, их последующая релаксация, то есть снятие интеллектуальных и эмоциональных напряжений. При реализации этого принципа следует придерживаться следующих правил:
  • Если творческую задачу решить не удается, то после этапа мобилизации творческих способностей необходимо отдохнуть, расслабиться. Вспомните наиболее привлекательный для вас пейзаж, послушайте музыку, которая вас успокаивает, совершите прогулку, которая вас отвлечет от решения задачи..
  • После отдыха вновь мобилизуйте все свои творческие способности на решение задачи.
  1. Принцип опоры на сильные и учета слабых сторон творческих способностей личности.
  2. Принцип рефлексии (самопознания) базируется на развивающейся способности человека к рефлексирующему мышлению. При ориентации учащихся на самоанализ педагог должен побуждать их к тому, чтобы предметом самоанализа стали их возможности логического и интуитивного мышления, особенности памяти (моторной, зрительной, слуховой), наиболее или, наоборот, наименее благоприятная обстановка, условия для решения творческих задач и т.д. В процессе самоанализа учащемуся важно показать актуальные и потенциальные способности личности.

59.Специфика социальной адаптации студентов в ВУЗе: формальная, профессиональная, социально-психологическая, общественная, дидактическая.

В процессе адаптации студенты испытывают следующие основные трудности:

· отрицательные переживания, связанные с уходом бывших учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой;

· неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;

· неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов;

· поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

· налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условиях в общежитие;

· отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др.

Формальная адаптация - это познавательно-информационное приспособление студентов к новому окружению, к структуре образовательного учреждения, к содержанию обучения в нём, к предъявляемым требованиям и своим обязанностям.

Профессиональная адаптация - это приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебно-воспитательного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе.

Социально-психологическая адаптация - это приспособление индивида к группе и взаимоотношениям к ней, выработка собственного стиля поведения.

Общественная адаптация - это процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом.

Дидактическая адаптация - это подготовка студентов к новым формам и методам учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.

Педагогическая инноватика.

Педагогическая инноватика — раздел педагогики, в котором изучается природа, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.

Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании и воспитании учащихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их воспитания и развития.

 

Предмет педагогической инноватики – совокупность педагогических условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой,обоснованием эффективности и освоением педагогических новшеств в педагогическую деятельность. Педагогическая инноватика основывается на учете личностных характеристик обучающихся с применением модернизированного педагогического инструментария педагогов. Вопросы педагогической инноватики исследуются в Институте педагогических инноваций РАО, в научной школе А. В. Хуторского.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.008 с.)