Вербальные и невербальные формы педагогического общения. Способы педагогического общения: сотрудничество и партнерство.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вербальные и невербальные формы педагогического общения. Способы педагогического общения: сотрудничество и партнерство.



Вербальная коммуникация– взаимодействие, построенное на лексически выделенных единицах (словах): устное (речевое) и письменное (текстовое).

Результативность вербальной коммуникации во многом определяется тем, насколько коммуникатор владеет ораторским искусством, а также его личностными характеристиками. Владение речью сегодня – важнейшая профессиональная составляющая человека.

Невербальная коммуникация– это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система.

Невербальная коммуникация выступает одним из средств репрезентации личностью своего «Я», межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Является дополнительным источником информации к собственно вербальной коммуникации.

Невербальная коммуникация не предполагает использования звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальная коммуникация – общение при помощи мимики, жестов и пантомимики (позы), через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Следует отметить, что невербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств. Невербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств. Из двух видов межличностной коммуникации – вербальной (речь) и невербальной – невербальная коммуникация является более древней, вербальная коммуникация – наиболее универсальной.

Педагогический мониторинг.

Педагогический мониторинг -это, на наш взгляд, отслеживание (сбор, хранение, обработка показателей) состояния педагогического процесса, обеспечивающее прогнозирование и коррекцию развития учащихся.
виды педагогического мониторинга.

· Мониторинг дидактический – слежение за различными сторонами учебного процесса;

· Мониторинг воспитательный – слежение за различными сторонами воспитательного процесса, которое учитывает систему связи отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса

· Мониторинг социально-психологический – слежение за системой коллективно-групповых, личностных отношений, за характером психологической атмосферы коллектива, групп

· Мониторинг управленческий - слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях в системах: руководитель - педагогический коллектив; руководитель - ученический коллектив; руководитель - коллектив родителей; руководитель - внешняя среда ОУ; учитель - учитель; учитель - учащийся; учитель – семья.

Основные функциипедагогического мониторинга в построении образовательного процесса в вузе, на наш взгляд, следующие.

1.Информационная

2.Побудительная.

3.Формирующая.

4.Коррекционная.

Включение педагогического мониторинга в работу образовательных учреждений происходит по этапам (на примере вуза):

1.Нормативно-установочный.

2.Аналитико-диагностический.

3.Деятельностно-технологический.

4.Промежуточно-диагностический.

5.Итогово-диагностический.

 

Педагогическая прогностика.

Образовательная прогностика является частью научной прогностики и изучает закономерности, принципы, методы и технологии научного прогнозирования применительно к специфическим объектам, изучаемым науками об образовании. Педагогическая прогностикаявляется частью научной образовательной прогностики и изучает закономерности, принципы, методы и технологии научного прогнозирования применительно к специфическим объектам, изучаемым исключительно педагогикой. Педагогическое прогнозирование выступает объектом педагогической прогностики и рассматривается в педагогических источниках как:

1)функция педагогической науки: наука не должна обосновывать сложившийся педагогический опыт, она должна носить опережающий характер по отношению к практике образования, выступать основанием и ориентиром ее развития

2)специальное научное исследование, которое носит системный междисциплинарный характер, осуществляется непрерывно и направлено на определение тенденций, перспектив и возможных вариантов развития.

Научные подходы к педагогическому прогнозированию:

Социально-педагогическое прогнозирование - научный подход, авторы которого разрабатывали общие теоретические и методологические вопросы социального прогнозирования, а также изучали возможности его использования в сфере образования.

Теоретико-методологическое прогнозирование-внимание ученых направлено на прогностическое обоснование отдельных компонентов педагогической системы, на исследование(ценностных) аспектов прогностических исследований.

Опытно-экспериментальное- на основе теоретических исследований конструируется модель прогнозируемого объекта (например, ОС) и осуществляется опытно-экспериментальная проверка ее качеств, либо на основе отслеживания изменений соответствующих объектов в реальной жизни определяются наиболее работоспособные и перспективные нововведения, которые должны быть реализованы в сфере образования.

Личностное прогнозирование предполагает построение личностно-индивидуальных прогнозов, возможных траекторий развития личности, конструирование обобщенных «моделей специалиста».

Педагогическая диагностика.

Педагогическая диагностика– процесс изучения изменения состояния участников педагогического процесса, педагогической деятельности, педагогического взаимодействия.

Диагностика выполняет в педагогическом процессе следующие функции:

1)констатирующую (информационную):

- получение информации об участниках педагогического процесса,

- выявление уровня развития ребенка, его индивидуальности,

- выявление уровня развития личностных качеств педагога, профессионализм его педагогической деятельности,

- выявление состояния педагогического взаимодействия,

- составление характеристики воспитанника, педагогического процесса;

2) прогностическую:

- способствование выявлению потенциальных возможностей развития участников педагогического процесса,

- прогнозирование организации педагогического взаимодействия;

3) ценностно-ориентационную (оценочную):

- представление о результативности педагогического взаимодействия,

- определение эффективности использования в педагогическом процессе различных средств;

4) самоизучения, саморазвития:

- познание себя, своих возможностей, создание условий саморазвития через различные методы диагностики;

5) развивающую (воспитательную):

- создание условий для развития личности, индивидуальности, воспитание различных свойств и качеств личности;

6) конструктивную:

- повышение эффективности педагогического процесса, педагогического взаимодействия, педагогической деятельности.

Сущность педагогического диагностирования состоит в том, чтобы:

· обнаружить изменения состояния существенных характеристик, признаков личности, индивидуальности участников педагогического взаимодействия, педагогического процесса;

· увидеть нормы или отклонения в изменении их состояния (ориентируясь на эталон);

· определить степень (уровень) развития;

· проанализировать полученные факты;

· установить закономерности, причины, вызывающие эти изменения;

· выработать обоснованный и конкретный план дальнейшего педагогического взаимодействия в целях развития участников педагогического процесса.

Педагогическая диагностика представляется нам как сложное системное явление, в котором можно выделить ряд направлений:

· диагностика развития ребенка (воспитанника, ученика);

· диагностика педагогической деятельности, личностных качеств педагога;

· диагностика педагогического взаимодействия.

Процедура педагогической диагностики предполагает следующую логику операций (действий):

· постановка целей диагностики;

· определение критериев, показателей развития личности, ее отдельного свойства, качества, индивидуальности;

· отбор методов, системы методов диагностики (составление диагностической программы);

· осуществление методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии (реализация диагностической программы);

· анализ результатов диагностики;

· выделение уровней развития учащихся;

· учет, фиксирование результатов диагностики.

55.возрастные и индивидуальные особенности развития и саморазвития студента.

56.психолого-педагогические особенности одаренных студентов.

57.идеальная модель личности студента как творчески саморазвивающейся, конкурентоспособной и самодостаточной личности.



Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.71.247 (0.007 с.)