Компетентностный подход и его сущность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компетентностный подход и его сущность.



Понятийный аппарат, который характеризует компетентностный подход в образовании, еще не до конца устоялся. Но, тем не менее, уже есть возможность для того, чтобы выделить некоторые характерные его черты. Компетентностный подход – это комплекс общих принципов, которые необходимы для того чтобы определить цели образования, организовать образовательный процесс и оценить его результаты.

Весь смысл образования состоит в том, чтобы развить у обучаемых способности к самостоятельному решению проблем в разных видах и сферах деятельности, используя социальный опыт, в который включен и собственный опыт учеников. Содержанием образования является адаптированный дидактически социальный опыт решения мировоззренческих, познавательных, политических, нравственных и других проблем. Смысл организации процесса обучения состоит в создании необходимых условий для формирования у учеников опыта, необходимого для самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, нравственных, организационных и прочих проблем, которые и составляют содержание образования. При оценке образовательных результатов нужен анализ уровней образованности, которые достигнуты учениками на определенном этапе обучения.

Традиционный подход в образовании стремится к тому, чтобы ученик получил как можно больше знаний. Однако уровень образованности, а тем более в современных условиях, нельзя определить через объем знаний. Компетентностный подход в образовании требует от учеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Этот подход ценит не сами знания, а способность использовать их.

16. Понятие, принципы и характеристики формирования содержания образования

Под содержание образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Содержание образования должно строиться на строго научной основе, включать только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения, учебный материал должен соответствовать современному состоянию науки, способствовать формированию жизненной позиции.

Общие принципы формирования содержания образования

1. Гуманистичности, обеспечивающей приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности.

2. Научности, проявляющейся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса.

3. Последовательности, заключающейся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него.

4. Историзма, означающего воспроизведение в школьных курсах истории развития той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых.

5. Систематичности, предполагающей рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры.

6. Связи с жизнью как способа проверки действенности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления образования реальной практикой.

7. Соответствия возрастным возможностям и уровню подготовленности учащихся, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения.

8. Доступности, определяемой структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.

Общее образование в школе должно сочетаться с техническим и трудовым обучением, способствовать профессиональной ориентации учащихся. Общее образование имеет своей целью овладение основами важнейших наук о природе и обществе, развитие мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Техническое образование знакомит учащихся в теории и на практике с основными отраслями промышленного производства.

17. Основные документы, определяющие цели и содержание образования.

Существует государственный образовательный стандарт и образовательные программы, которые определяют цели, содержание образовательного процесса, устанавливают критерии. Стандарты образования имеют федеральный и региональный компоннент, а также компонент конкретного образовательного учреждения, и хорошо, когда они воплащаются в квалификационной характеристики его выпускника. Педагогическое значение последней в том, что она помогает: уточнить учебный план и входящий в него набор учебных дисциплин; правильно распределить часы по учебным дисциплинам; разобрать комплексный план личностно-формирующей работы, включающей меры по обеспечению достижения положительного результата к концу срока образования; оценить достигаемые результаты и вклады в них ответственных субъектов образовательного процесса. При выпуске из образовательного учреждения выпускник должен обладать социальными, профессиональными, деловыми качествами: цивилизованного человека, гражданина, профессионала, сппециалиста. ПЕДАГОГИческие характеристики выпускника должны отличаться: образованностью, обученностью, развитостью..... Образовательные программы воплощают в содержании требования ГОСТов, достижения наук, уроки успешного опыта. В структуре современного образования определены три основных цикла учебных дисциплин: 1) общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины.; 2) общие математические и естественно-научные; 3) общепрофессиональные.
Документы, определяющие содержание образования.
Содержание образования отражено в учебных планах, программах, учебных пособиях и учебниках. УЧЕБНЫЙ ПЛАН – нормативный документ, регламентирующий общее направление и основное содержание подготовки учащегося или специалиста. В учебном плане содержание обучения раскрыто в виде перечня учебных предметов и оссновных видов производственной практики. Учебный план составляется в соответствии с учетом формы обучения (дневн, заочн.,вечерн), уровня базовой подготовки. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА – нормативный документ, определяющий требования к знаниям и умениям в области конкретного учебного предмета, содержание и последовательноссть изучения учебного материала. Программа содержит пояснительную записку – методическое руководство для преподавателя. В ней раскрываются(место назначения предмета в системе подготовки учащегося, образовательные и воспитательные задачи, связь учебного предмета с другими, приводится примерный тематический план. Учебные программы содержат списки литературы, тематикии курсовых проектов и работ). В соответствии с учебными программами составляются учебники и учебные пособия. ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ: 1) систематизация академических предметов 2) пересмотр содержания образования с учетом международных стандартов 3) усиление дифференциации содержания образовани, ориентированной на насстоящий уровень развития умственных возможностей учащихся. 4) включение в содержание образования материала, актуального для повседневной жизни и развития учащихся 5) подготовка новых учебников, отвечающих современным требованиям, на конкурсной основе

18. дидактика как наука о теориях образования и технологиях обучения.

Дидактика как наука имеет свой предмет. Предмет дидактики ¾ закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения.
Различают общую и частную дидактики. Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Она изучает закономерности, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач.

Частные дидактики изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Частные дидактики называют методиками преподавания (соответствующего учебного предмета).

 

 

19. Закономерности и принципы обучения.
цели и содержание обучения зависят от требований общества к уровню образования личности. Большая же часть закономерностей проявляется как тенденция, то есть не в каждом отдельном случае, а в статистическом ряду, в некотором множестве случаев. Это характерно для всех общественных процессов, также и для процесса обучения, поскольку он зависит от множества факторов: сознательной деятельности учителя и учеников, культурных, материальных условий и пр.
Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования.

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, это зависимость между преподаванием, учением и изучаемым материалом.
Существует закономерная связь между обучением и воспитанием: обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер.

Другая закономерность говорит о том, что есть зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения.
Частным, более конкретным проявлением этой закономерности является связь между активностью ученика и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения.
Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и в новый материал.

Развитие умственных умений и навыков учащихся зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения и других активизирующих интеллектуальную деятельность приемов и средств.

Указанные закономерности подчеркивают одну важную педагогическую истину, суть которой заключается в том, что результаты обучения и воспитание личности зависят от характера деятельности, в которую включается учащийся.
В сути своей эта концепция сводится к следующим идеям:

нацеленность обучения и воспитания на формирование личности, индивидуальности, обладающей духовным богатством, общечеловеческими ценностями и моралью, всесторонне и гармонически развитой, способной к плодотворной и продуктивной деятельности;

единство организации учебно-познавательной, поисковой, творческой деятельности учащегося как условие формирования личности;

оптимизация содержания, методов, средств, установка на отбор методов, приносящих максимальный эффект при относительно небольших затратах времени и труда.

Принцип обучения — это, в конечном счете, указание по использованию на практике законов и закономерностей, а правила — технология реализации принципов 2.
Принцип взаимообусловленности обучения и воспитания.

Принцип целостности и единства дидактического процесса.

Принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения.

Принцип научности содержания и методов обучения.

Принцип систематичности и последовательности в овладении учащимися достижениями науки, культуры, опытом деятельности.

Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя.

Принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода.

Принцип доступности обучения.

Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.

Принцип связи обучения с жизнью, с практикой строительства демократического общества.

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

 

 

20. развивающее обучение.
Развивающее обучение – это целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения.

Обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие, и есть развивающее обучение.

Педагогическая технология, направленная на:

более эффективное общее развитие личности ученика;

развитие духовных (эмоциональных) сил, коммуникативных умений, творческого склада мышления, интеллектуальных способностей, лежащих в зоне ближайшего развития личности ученика;

на формирование у школьников не только знаний, умений и навыков, но и способов мышления и деятельности;

развитие у учащихся способностей к самообразованию;

формирование у школьников умений к самостоятельной учебно-исследовательской работе.

В концепции развивающего обучения ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения. Свой развернутый вид эта концепция приобрела в итоге ряда исследований, осуществленных в 60-80-е г.г. под общим руководством Д.Б. Эльконина и В.В Давыдова.

Конечная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения.

Результаты развивающего обучения состоят не столько в каких-то феноменальных показателях умственного развития учащихся, сколько в общей направленности этого развития. Важнейшим специфическим результатом развивающего обучения следует считать свободное развитие каждого ученика как субъекта учения, как личности.

Суть развивающего обучения состоит в том, что ученик не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью.

Первое и важнейшее условие достижения конечной цели развивающего обучения – кардинальное изменение его содержания, основу которого составляет система научных понятий, определяющая принципы построения тех действий, способами осуществления которых предстоит овладеть ученику, а не набор правил, регламентирующих каждый из этих способов.

Включаясь в совместную с учеником учебно-поисковую деятельность, учитель направляет ее, опираясь на прогностическую оценку возможностей учащегося, в соответствии с которой он перестраивает условия учебной задачи на каждом очередном этапе ее решения. Роль ученика в учебно-поисковой деятельности состоит не в точном исполнении указаний учителя, а в возможно более полной реализации создаваемых им предпосылок для осуществления поиска. Такое распределение обязанностей между учителем и учеником обуславливает и характер отношений между ними, которые строятся по типу делового партнерства, сотрудничества.

Оптимальной формой учебного процесса, позволяющей организовать поисковую деятельность учащихся и тем самым реализовать цели развивающего обучения, является коллективный диалог, в ходе которого определяется содержание очередной учебной задачи и намечаются пути ее разрешения.

Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребность овладеть специальными знаниями и умениями, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов действий. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и сформировавшихся уже способов действия, но и выдвижение гипотезы, формирование принципа (идеи) и разработка оригинального плана решения задачи, отыскания способа проверки решения путем использования самостоятельно выявленных новых связей и зависимостей.

В развивающем обучении учитель учит учащихся:

анализировать;

выделять главное;

сравнивать;

строить аналогии;

обобщать и систематизировать;

доказывать и опровергать;

определять и объяснять понятия;

ставить и разрешать проблемы;

Овладеть этими умениями – значит научиться мыслить.

 

21. проблемное и эвристическое обучение. модульное обучение.

В полном, развернутом виде исследовательский метод имеет ряд последовательных этапов (элементов, по Т.И. Ильиной):

- видение проблемы, т.е. выявление противоречия между реальными знаниями и возможностью на их основе объяснить то или иное явление;

- формулировка проблемы;

- принятие ее к решению как проблемной задачи;

- анализ условий, выявление известного и неизвестного;

- выдвижение гипотезы;

- разработка одного или нескольких вариантов решения проблемы;

- выполнение выбранного плана решения;

- проверка полученного результата и оценка действий. Естественно, не все названные элементы проблемного обучения всякий раз будут детально и глубоко проработаны.

Преподаватель использует разные способы создания проблемных ситуаций. На основе обобщения передового опыта М.И. Махмутов предлагает следующие.

1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений; фактов, внешнего несоответствия между ними.

2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих у учащихся при выполнении практических занятий.

3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.

4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, содержащих противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

5. Выдвижение гипотез, формулировка выводов, их опытная проверка.

6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, порождающих проблемную ситуацию.

7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению фактов.

8. Ознакомление учащихся с фактами, которые будто бы невозможно объяснить. А это приводит в истории науки к постановке научной проблемы.

9. Организация межпредметных связей.

10. Варьирование задачи, переформулировка вопроса.
Бесспорно, что проблемное обучение положительно влияет на активное отношение учащихся к учению, формирует их творческий потенциал в решении учебных задач, познавательный интерес как мотив учения, стимулирует общее интеллектуальное развитие школьников. К недостаткам можно отнести то, что проблемное обучение отнимает много времени, значительно больше, чем информационное (по сообщению готовых знаний). Проблемное обучение часто выходит за пределы одного урока. И все же его достоинства перевешивают его слабости. И оно как методическая система используется в обучении и школьников, и студентов.

Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового.

Цель эвристического обучения:

не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование будущего в сопоставлении с известными культурно- историческими аналогами.

помочь ученику сконструировать собственный смысл, цели и содержание образования, процесс его организации, диагностики и осознания.

Несмотря на солидный возраст метода, понятие эвристического обучения в педагогике стало использоваться относительно недавно. Отсюда - отсутствие единой трактовки: эвристическое обучение может подразумевать собой форму обучения (к примеру, эвристическая беседа), метод обучения (скажем, мозговой штурм) или технологию творческого развития учеников.

Эвристическое обучение сочетает в себе творческую и познавательную деятельность. Учитель не дает ученику готовые знания; он предоставляет ему объект, знаниями о котором должен овладеть ученик. Объектом может выступать историческое событие, природное явление, литературное произведения, материал для конструирования и т.п. На его основе ребенок создает продукт деятельности - гипотезу, текст, схему, изделие. Результат творческой деятельности ребенка может быть абсолютно непредсказуемым, он зависит от личности ученика. Лишь после этого ученик с помощью учителя сопоставляет результат с известными достижениями в этой области (культурно-историческими аналогами), переосмысливает его.

Конечная цель эвристического обучения — не получение конкретных знаний, а творческая самореализация ученика. Соответственно, оценивается не усвоение ребенком определенных знаний по конкретному предмету, а его творческие достижения в этой сфере.

Эвристическое обучение базируется на определенных принципах. Среди них:

личностное целеполагание ученика;

выбор индивидуальной образовательной траектории;

метапредметные основы содержание образования;

продуктивность обучения;

первичность образовательной продукции учащегося;

ситуативность обучения;

образовательная рефлексия.

Часто путают эвристическое обучение с проблемным. Но между этими методами есть различия. У познавательной задачи - проблема, которую учитель ставит перед ребенком в проблемном обучении, есть конкретное решение или хотя бы направление решения. А открытое задание в эвристическом обучении не имеет правильного решения, и результат никогда не известен заранее ни ученику, ни учителю.

Модульный урок имеет свои особенности:

 

каждый урок целесообразно начинать с процедуры мотивации — это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т.п.;

 

целенаправленное формирование и развитие приёмов учебной деятельности. Учебное содержание здесь — средство для достижения целей этого важного процесса.

Модульные программы — это программа деятельности ребёнка по изучению какой-либо темы. Алгоритм действий учителя по составлению модульной программы:

 

Определение целей обучения для учащихся и их формулирование.

 

Отбор содержания.

 

Распределение содержания по урокам с учётом принципов модульного обучения:

1. определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль);

2. блок информации (теоретический материал темы);

отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные, практические и творческие работы);

3. контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.

 

Подбор литературы для учащихся (желательно указать перечень обязательной и дополнительной литературы).

 

Написание модульной программы (желательно печатный материал).

 

Распечатка модульных программ для каждого ученика.

 

Технологическая карта — особая форма планирования учебного материала. Технологическую карту составляет учитель. Она имеет много общего с обычным планированием. В ней указывается тема, количество часов на её обучения, цель обучения, тип урока, форма контроля за качеством усвоения учебного материала и освоение способов учебной деятельности. Выделяются основные знания, общеучебные и специальные умения и навыки, формируемые при изучении темы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.169 с.)