Принципы и методы педагогического исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы и методы педагогического исследования.



В процессе современных педагогических исследований широко используются так называемые методологические принципы (подходы), которые, рационализируя исследовательскую деятельность, позволяют избежать методологических ошибок:

Системный подход
Личностный подход
Деятельный подход
Принцип единства исторического и логического

 

В процессе педагогического исследования большое значение играют методы, на которые опирается исследователь.

Педагогическое наблюдение

Изучение передового педагогического опыта

Педагогическое тестирование

Количественные методы в педагогике

Педагогический эксперимент

5. метапринципы развития высшего образования.

Системный – это синтез системного и одновременно многомерного подхода к исследованию проблем высшего образования, проблем педагогики высшей школы
Аксиологический - рассматривается как методологический подход к анализу приоритетных педагогических ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека

Культурогический - Одна из уникальных характеристик человека с высокой культурой – это способность к непрерывному самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию

Антропологический - это такой философско- методологический принцип, в соответствии с которым исследование осуществляется с учетом достижений комплекса наук о человеке с целью получения целостного и системного знания о человеке в условиях развития и саморазвития образовательно-воспитательных систем.
Гуманистический- это развитие образовательных систем с учетом признания одной из приоритетных ценностей личности педагога и обучающихся, гармонизация их интересов, взаимоотношений и условий для их развития и саморазвития
Синергетичесикй - это процесс взаимодействия двух сопряженных, взаимосвязанных подсистем (преподавания и учения, воспитания и самовоспитания), приводящий к новообразованиям, повышению энергетического и творческого потенциала саморазвивающихся подсистем и обеспечивающий их переход от развития к саморазвитию.
Герменевтический - Герменевтику в настоящее время рассматривают и как теорию, и как искусство истолкования текстов, перевод их культурного содержания из знаково-отвлеченных форм в реально-временные, культурные формы и смыслы.

 

6. Высшее образование как ценность. Современные тенденции развития, функции и задачи высшего образования как социального института.

Образование как ценность. Рассмотрение образования с данной точки зрения предполагает учет следующих взаимосвязанных блоков:
-- образование как ценность государственная;
-- образование как ценность общественная;
-- образование как ценность личностная.

Нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал каждого государства зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного развития. Государство должно быть заинтересовано в развитии образования, придании ему приоритетной государственной значимости. Это должно проявляться в обосновании эффективных технологий, направленных на обеспечение престижа образования в обществе, осознании его государственной значимости, подкрепленной соответствующими материальными инвестициями и моральными обязательствами со стороны государства.

Личностная ценность образования заключается в индивидуальном мотивированном отношении человека к собственному образованию, его уровню и качеству.

Образование тесно связано с понятием культуры. Культура – это воспроизводимая при смене поколений система образцов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений в жизни общества.

7. Высшее образование как система. Типы и виды высших учебных заведений. Законодательно-нормативная база.

Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус, — это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и после вузовского дополнительного образования.
« Образование — это целенаправленный процесс обучения и воспитания в инте­ресах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достиже­ния обучающимся определенных государ­ственных образователь­ных уровней — цензов».

Российский Закон «Об образовании»

Высшее образование является открытой социальной системой. В каждой стране она должна быть создана. В России система высшего профессионального образования представляет собой совокупность:
- государственных образовательных стандартов и образовательных программ ВПО;
- имеющих лицензию высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования независимо от организационно-правовых форм;

научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических предприятий, учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие ВПО;
- органы управления ВПО, а также подведомственные им предприятий, учреждений и организаций;

- общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений).

 

8. Высшее образование как результат. Уровни профессионального образования и уровни развития профессионализма.
Результат образования понимается как достигнутый гражданином определенный ценз, который удостоверяется соответствующим документом. Результат профессионального образования – это приобретенная индивидом в ходе образования способность к выполнению функциональных обязанностей; уровень мастерства и искусности в определенном профессиональном занятии, соответствующий уровню выполняемых задач, т.е. профессионализм. Ступени восхождения человека «по лестнице» профессионализма изучались Б.С. Гершунским, Э.Ф. Зеером, А.К. Марковой, Ю.П. Поваренковым, В.Д. Щадриковым и другими исследователями. На основе их подходов, а также с учетом изложенного представляется целесообразным выделить следующие этапы (ступени) развития профессиональной образованности:

Функциональная грамотность – минимальный уровень сформированности знаний, умений и навыков, необходимый для выполнения элементарных профессиональных функций репродуктивно-исполнительского характера и для последующего профессионального образования, т.е. минимальная профессиональная обученность и умелость. Функционально грамотным можно считать также работника, способного применять общеобразовательные знания и умения в своем труде (умение достаточно быстро считывать текст и помнить необходимую информацию, мысленно выполнять математические действия, грамотно заполнять документацию и др.)

Профессиональная квалификация – это достижение определенного уровня профессионального образования работника, обладающего знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения конкретной работы. Профессиональная квалификация определяет успешную деятельность по специальности и присуща специалисту, т.е. работнику, обладающему необходимыми для данной квалификации знаниями, умениями и навыками.

Профессиональная компетентность – интегральное свойство личности, характеризующее ее стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ее социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования (Ю.Г. Татур).

Отличие данной ступени профессионализма заключается в том, что, во-первых, согласно определению, профессиональная квалификация как результат образования, потенциальна, т.е. она является основой для деятельности, компетентность же характеризует способность человека использовать эту базу для успешной деятельности. Во-вторых, компетентный человек (профессионал) знает не только как сделать (умение), но и то, почему надо делать именно так, способен осуществить выбор из арсенала своих умений, которые наилучшим образом отвечают условиям данной ситуации. В-третьих, компетентность - это сумма умений, умноженная на морально-волевые качества человека, его мотивацию и стремление. В-четвертых, от профессионала требуется не просто готовность к успешной деятельности, а готовность к деятельности в современных условиях динамичных изменений как в мире технологий, так и в общественной жизни, проявляющей его творческое, созидательное мышление. В-пятых, компетентным работник может быть назван только тогда, когда он полностью отдает себе отчет как в социальной значимости своей профессиональной деятельности, так и в возможных ее негативных последствиях для природы, общества, мира на земле. В-шестых, профессионал осознает необходимость самосовершенствования, т.е. соразмеряет свою деятельность с перспективой развития той сферы, где он трудится, строит ее в соответствии с ожиданиями, чаяниями общества, а не ее насущными (минимальными) требованиями.

Традиционная образовательная деятельность в вузе ориентированна на выпуск специалистов со второй ступенью профессионализма. Согласно стратегии развития российского высшего образования в рамках единого европейского образовательного пространства результатом подготовки в вузе должна стать профессиональная компетентность.

 

9. современные стратегии модернизации высшего образования в России.

В настоящее время разворачивается сложный процесс формирования новой стратегии развития российского образования на основе сочетания его традиционных преимуществ и вместе с тем обеспечения конкурентоспособности в современном мире. При признании универсальных критериев и целей глобального развития мировой цивилизации в российском обществе приоритетной становится национально-традиционная основа дальнейшего развития российской цивилизации. Особенность и неоднозначность современной образовательной ситуации заключаются в одновременном существовании двух образовательных парадигм. Парадигма, носящая либеральный, вестернизаторский и инновационный характер, сейчас определяет процессы, происходящие в российском образовании (ЕГЭ, образовательные стандарты, двухуровневая система высшего образования). Однако представляется, что эта парадигма идеологически уже исчерпана и не она будет определять перспективы образовательной политики. У высшего руководства страны после избрания в 2012 г. Президентом РФ В.В. Путина, начиная с Указов Президента от 7 мая 2012 г. и на протяжении последующего времени в явном виде и по нарастающей, формируется установка на изменение стратегии развития российского образования, построения его на традиционно-консервативной основе. Вместо либерализма будет доминировать консерватизм, на смену западнической (вестернизаторской) образовательной модели приходит ориентация на традиционализм и традиционные ценности отечественного образования, а перспективные инновации заменят ретроинновации. В политологии такой тип реформ характеризуется как «возвратная модернизация».

В проекции на современное развитие российского образования такая возвратная модернизация на протяжении второй половины 2012–2014 гг. воплощается в следующих направлениях реализации государственной политики в сфере образования:

– значительное усиление законодательной, нормативной и регулятивной роли государства;

– регламентация профессиональной деятельности и поведения участников образовательного процесса;

– уменьшение количества субъектов образовательного пространства;

– сужение пространства вариативности;

– усложнение квалификационных процедур;

– акцент на том, что поведение всех субъектов образовательной деятельности должно соответствовать социальным нормам.

10. современные тенденции развития высшего образования за рубежом.

11. Болонский процесс и другие интеграционные процессы в развитии высшего образования.

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация.

Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 48 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. Реформы системы образования, проводимые в постсоветской РФ в рамках «болонского процесса», в своей концептуальной основе направлены на то, чтобы построить в РФ систему образования, аналогичную системам образования стран Запада.

Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени — наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано с введением в вузах системы перезачёта кредитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому. Это также находится в тесной связи с реформированием учебных планов.

 

 

12. Сущность гуманистической парадигмы образования.

Таким образом, гуманизация образования – это:

1) взгляд на образование как на самопроектирование и обретение человеком своего «Я» (главная миссия школы –создание максимально благоприятных условий для само -образования);

2)личностно – ориентированное обучение (акцент на развитие личностно – смысловой сферы учащихся, их рефлексивной культуры, на вовлеченность ученика в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания обучения);

3) признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его образовательной траектории (признание ценности совместного опыта,роли учителя как организатора образовательной среды,в которой ученик обучается, опираясь на личностный потенциал и испльзуя соответствующую технологию обучения).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.02 с.)