Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды индукции и их характеристикаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Индукция – это такое умозаключение, где вывод делается от частного (или отдельного) к общему. В самом общем виде структура индуктивного вывода такова: – «a1, a2, …, an» – означают отдельные наблюдаемые предметы; «S(ai)» и «P(ai)» означают, соответственно: «ai обладает признаком S, то есть принадлежит к классу S» и «ai обладает признаком P, то есть принадлежит к классу P»; «&» – означает союз «и» естественного языка. В зависимости от того, перечислены ли в посылках все или не все предметы некоторого класса различается полная и неполная индукция.
1. В случае полной индукции к указанной выше общей схеме индуктивного вывода должны быть добавлена еще одна посылка: «Перечисленные предметы a1, a2, …, an исчерпывают класс предметов S». Особо следует отметить, что умозаключения полной индукции являются достоверными и, следовательно, они могут быть представлены в явно дедуктивной форме как усложненная форма «рассуждения по случаям»: – первая посылка в данной схеме представляет собой объединенное знание о том, что все рассмотренные предметы «a1, a2, …, an» относятся к классу «S» и исчерпывают его. В указанной схеме полной индукции заключение является общим знанием, которое, безусловно, является новым знанием по сравнению с тем, что дается в посылках, однако оно, как и во всяком дедуктивном умозаключении, не содержит никакой информации кроме той, что заключена в совокупности посылок. Ценность такого рода общего знания состоит в том, что оно по сравнению с совокупностью разрозненных знаний об отдельных предметах исследуемых классов позволяет выявлять наличие некоторой связи между признаками этих классов («S», «P») и таким образом стимулировать дальнейшее развитие знания. Наконец, следует отметить, что теоретически полная индукция осуществима лишь в том случае, когда некоторый класс предметов, подвергающийся рассмотрению, является конечным, то есть, фактически, для осуществления выводов по полной индукции необходимо иметь практическую возможность просмотра и перебора всех предметов данного класса. 2. Неполная индукция – это такое вероятностное умозаключение, в котором заключение о принадлежности признака целому классу предметов делается на основании принадлежности этого признака части предметов данного класса. Основное отличие неполной индукции от полной состоит в том, что неполная индукция позволяет получать общее знание, относящееся не только к конечным и практически перечислимым классам, но и к бесконечным, открытым, а также конечным, но практически не перечислимым в силу большого числа их элементов. Другое отличие состоит в характере знании получаемого в результате вывода по методу неполной индукции – эти выводы не являются достоверными, заключения такого рода выводов приемлемы в принципе лишь как гипотезы. Логическая структура неполной индукции может быть выражена следующим образом: Для того чтобы использовать данный метод индуктивного обобщения более надежным и эффективным способом, необходимо знать некоторые условия повышающие степень правдоподобия получаемых утверждений. · Первое из такого рода условий состоит в том, что для перехода к заключению необходимо рассматривать по возможности наибольшее число случаев, поскольку в ситуации, когда вывод осуществляется на основании недостаточно большого числа случаев, можно допустить ошибку «поспешного обобщения». · Вторым и более существенным условием повышения степени правдоподобия заключений неполной индукции является специальный отбор перечисляемых в посылках случаев. Так, степень правдоподобия заключения повышается, если рассматриваются максимально разнородные предметы некоторого класса или выбираются предметы из разных подклассов этого класса, то есть учитываются предметы различных видов этого рода. При выполнении этого условия возникает основание предполагать, что некоторый признак каким-то неслучайным образом связан с некоторым классом, то есть детерминирует данный класс. К разным видам неполной индукции относятся: индукция через простое перечисление; статистические выводы; индукция, основанная на установлении причинной связи. · Индукция через простое перечисление (популярная индукция) – это такаяразновидность неполной индукции, в которой заключение о целом классе однородных предметов делается на том основании, что среди наблюдаемых случаев не встречалось случая, противоречащего производимому заключению. · Индукция на основе установления причинной связи (научная) – это такая разновидность неполной индукции, в которой заключение о целом классе однородных предметов делается на основании знания необходимых, то есть существенных признаков части предметов данного класса. · Статистические выводы – это такая разновидность неполной индукции, заключения которой представляют собой утверждение о частоте наступления некоторого явления или о частоте, с которой встречается некоторый признак в пределах какого-то множества предметов или явлений. Такое множество или класс предметов в статистике называется популяцией, а любое подмножество или подкласс этой популяции – выборкой. При этом степень вероятности заключения статистического вывода зависит от того, насколько квалифицированно сделана выборка. Аналогия Выводы по аналогии – являются одной из самых распространенных форм правдоподобных умозаключений. Умозаключения по аналогии играют очень важную роль в познании, в частности, являясь одним из основных способов формирования научных гипотез, поскольку на первых этапах исследования новых, незнакомых явлений исследователь обычно ищет какие-то их аналоги и использует таким образом уже имеющееся знание. Основу выводов по аналогии составляет сходство (аналогия) предметов в некоторых признаках, то есть два предмета α и β сходны (аналогичны) в некоторых признаках «P1, …, Pn» в том случае, если оба эти предмета обладают данными признаками. Исходя из данного основания, делается заключение о вероятной принадлежности предмету также еще некоторого признака «Q», которым обладает один из сходных (аналогичных) предметов. Таким образом, умозаключение по аналогии в самой общей форме имеет следующую структуру: Из данной схемы видно, что посылки указывают на сходство предметов α и β в некоторых признаках «P1, …, Pn» и на наличие, кроме того, некоторого признака «Q» у предмета α, а заключение указывает на вероятное наличие этого же признака («Q») у предмета β. Особо следует отметить необходимость различения реальных сходств предметов от метафорических сходств (реальные аналогии иногда также называют «объяснительными», а метафорические – «экспрессивными»). Метафорическое сходство (метафора) является результатом отождествления заведомо не тождественных предметов, относящихся обычно к различным областям действительности, на основе некоторого их реального сходства. Такого рода отождествление выражается в перенесении названий с одних предметов на другие и осуществляется это для того, чтобы подчеркнуть особую значимость некоторых одинаковых характеристик предметов. Так, например, «нефть» называют «черным золотом» для того, чтобы подчеркнуть ее ценность в экономическом плане, а «систему транспортных коммуникаций» страны называют иногда ее «кровеносной системой», подчеркивая таким образом сходство роли этой системы для экономики страны с той ролью, которую играет кровеносная система в организме человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 848; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.166 (0.012 с.) |