Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Единица количества информации (Unit of information quantity)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Единица количества информации - величина информации, которой по определению присвоено значение, равное единице. Качество информации является одним из важнейших параметров для потребителя информации. Оно определяется следующими характеристиками: 1. Репрезентативность – правильность отбора информации в целях адекватного отражения источника информации. Например, в целях большей репрезентативности данных о себе абитуриенты стремятся представить в приемную комиссию как можно больше свидетельств, дипломов, удостоверений и другой информации, подтверждающей их высокий уровень подготовки, что учитывается при зачислении в ВУЗ. 2. Содержательность – семантическая емкость информации. Рассчитывается как отношение количества семантической информации к ее количеству в геометрической мере. Это характеристика сигнала, про который говорят, что «мыслям в нем тесно, а словам просторно». В целях увеличения содержательности сигнала, например, используют для характеристики успеваемости абитуриента не полный перечень его аттестационных оценок, а средний балл по аттестату. 3. Достаточность (полнота) – минимальный, но достаточный состав данных для достижения целей, которые преследует потребитель информации. Эта характеристика похожа на репрезентативность, однако разница состоит в том, что в данном случае учитывается минимальный состав информации, который не мешает принятию решения. Например, абитуриент – золотой медалист может не представлять в приемную комиссию свой аттестат: диплом, подтверждающий получение золотой медали, свидетельствует о полном наборе отличных оценок в аттестате. 4. Доступность – простота (или возможность) выполнения процедур получения и преобразования информации. Эта характеристика применима не ко всей информации, а лишь к той, которая не является закрытой. Для обеспечения доступности бумажных документов используются различные средства оргтехники для их хранения, а для облегчения их обработки используются средства вычислительной техники. 5. Актуальность – зависит от динамики изменения характеристик информации и определяется сохранением ценности информации для пользователя в момент ее использования. Очевидно, что касается информации, которая используется при зачислении, она актуальна, так как само обучение уже закончилось, и его результаты изменены быть не могут, а, значит, остаются актуальными. 6. Своевременность – поступление не позже заранее назначенного срока. Этот параметр также очевиден недавним абитуриентам - опоздание с представлением позитивной информации о себе при поступлении может быть чревато незачислением. 7. Точность – степень близости информации к реальному состоянию источника информации. Например, неточной информацией является медицинская справка, в которой отсутствуют данные о перенесенных абитуриентом заболеваниях. 8. Достоверность – свойство информации отражать источник информации с необходимой точностью. Эта характеристика вторична относительно точности. В предыдущем примере получаемая информация недостоверна. 9. Устойчивость – способность информации реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности. Экономическая информация – это совокупность сведений, отражающих общественно-экономические процессы и служащих для управления этими процессами, а также коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере. Характеристики экономической информации: - большие объемы; - многократное повторение циклов ее получения и преобразования в установленные временные периоды (месяц, квартал, год и т.д.); - многообразие источников и потребителей; - значительный удельный вес рутинных процедур при ее обработке. Экономическая информация (англ. economic information) – сведения, уменьшающие неопределенность, недостаток знаний, дополняющие представление о социально-экономических процессах как в сфере производства, так и в непроизводственной сфере на всех уровнях и во всех органах. Экономическая информация отображает факты производственно-хозяйственной деятельности с помощью системы натуральных и стоимостных показателей. Экономическая информация, как правило, передается и обрабатывается в форме знаков, фиксируемых на различных вещественных носителях. Совокупность знаков, используемых для обмена экономической информации в определенной экономической системе, образует язык экономической информации. Понятие экономическая информация следует отличать от понятия «экономические данные», которые представляют собой отображение экономических явлений, записанных на определенном языке на конкретных материальных носителях (показатели, записанные в документах, текстах или таблицах), но не связанных с определенной задачей или потребителем. Экономические данные только тогда становятся экономической информацией, когда заключенные в них сведения используются для решения определенные задачи и уменьшают неопределенность условий этой задачи. Как и любая информация, экономическая информация исследуется в трех аспектах: - синтаксическом; - семантическом; - прагматическом. Синтаксический анализ исследует отношения между знаками, представляющими экономическую информацию, отвлекаясь от их содержания и ценности для получателя. Он устанавливает важнейшие параметры информационных потоков, включая количественные характеристики, необходимые для выбора технических средств, осуществляющих сбор, регистрацию, передачу, хранение и переработку экономической информации. Семантический анализ рассматривает содержание экономической информации и способы его языкового представления (язык человека, компьютерные языки), но также не учитывает ее ценность (т.е. фактически рассматривает экономические данные). Прагматический анализ осуществляется для определения полезности экономической информации в процессе ее использования получателем для различных целей и принятия решений, т.е. именно прагматический анализ применяется в тех условиях, когда экономические данные превращаются в экономическую информацию. Для каждого вида анализа существуют свои количественные оценки и критерии. Наиболее существенными для практического применения являются оценки полезности экономической информации, поскольку они позволяют определить потребительскую ценность поступившей информации с точки зрения возможности ее использования в процессах прогнозирования и управления экономикой. Ценность экономической информации определяется такой совокупностью ее свойств, как своевременность, достоверность, содержательность, удобство восприятия и т.п.
Экономическая информация имеет ряд особенностей, облегчающих применение компьютерных методов анализа: - большинство экономических показателей измеряется в количественном выражении (стоимость, объем продукции, прибыль и т.п.); - цикличность, характерная для большинства производственных и хозяйственных процессов позволяет многократно использовать созданную программу; - объемность информационных потоков (детальная информация об экономических процессах позволяет применять математические модели для прогнозирования и управления ими); - возможность контроля за достоверностью информации (передача и обработка экономической информации осуществляется лишь на юридически оформленном носителе - документе с подписью, электронном сообщении с кодом и т.п.). Документ — информационное сообщение в бумажной, звуковой или электронной форме, оформленное по определенным правилам, заверенное в установленном порядке. Документооборот — система создания, интерпретации, передачи, приема и архивирования документов, а также контроля за их исполнением и защиты от несанкционированного доступа. При компьютерной обработке информация о каждом объекте для организации в виде базы данных записывается в виде экономия, показателя (минимально возможная смысловая единица называется «реквизит»). Реквизит характеризует и качественные, и количественные свойства изучаемых объектов. Реквизит — элементы документа, которые должны обязательно в нём присутствовать, иначе документ будет считаться недействительным (также атрибут, характеристика, поле класса). В зависимости от целей экономического анализа принята следующая классификация экономической информации: 1. По признакам отображаемых объектов. 2. По фазам воспроизводства (информация о производстве, распределении, обмене, потреблении). 3. По элементам (факторам) воспроизводства (информация о средствах производства, трудовых ресурсах, природных ресурсах, продуктах и услугах). 4. По отраслям хозяйства (информация о промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве и т.д.). 5. По назначению в процессе управления: - управляющая (доведение до исполнителей подлежащих выполнению решений); - осведомляющая (реализация обратной связи в системе управления). Внутри этих классов делят информацию: 1. По признаку функции управления, результатом которой она является (учетная, отчетная, плановая, прогнозная, нормативная, финансовая и т.п.). 2. По месту возникновения (входящая; сводная; исходящая). 3. По степени соответствия (достоверная, недостоверная, своевременная, несвоевременная, полезная, ложная, избыточная). 4. По отношению к процессам обработки и хранения (исходная (необработанная), промежуточная, результатная). 5. По степени стабильности (постоянная (условно-постоянная), переменная). 6. По степени охвата полноты данных (сплошная (полная), выборочная). Основные направления современных исследований в области экономической информации: - наиболее адекватное отображение экономических объектов и процессов; - развитие экономико-математических методов и моделей обработки экономической информации; - создание системы экономической информации, удовлетворяющей потребностям управления современной экономикой. Понятия: система, информационная система (ИС), экономическая информационная система (ЭИС). Этапы развития и свойства ИС. Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям. Примеры таких систем представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1. Системы, состоящие из разных элементов и направленные на реализацию разных целей
В информатике понятие «система» широко распространено и имеет множество смысловых значений. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компьютера. Системой может также считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач, дополненных процедурами ведения документации и управления расчетами. Добавление к понятию «система» слова «информационная» отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты. Информационная система (ИС) - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Современное понимание ИС предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера. В крупных организациях наряду с ПК в состав технической базы ИС может входить мэйнфрейм или суперЭВМ. Кроме того, техническое воплощение ИС само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление. Необходимо понимать разницу между компьютерами и ИС. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для ИС. ИС немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями. Экономическая информационная система (ЭИС) - система, предназначенная для хранения, поиска и выдачи экономической информации по запросам пользователей. В связи с большим количеством функциональных особенностей для ЭИС может быть выделено множество различных классификационных признаков. Так, в соответствии с уровнем применения и административным делением можно различать ЭИС предприятия, района, области и государства. В экономике с учетом сферы применения выделяются: - банковские информационные системы; - информационные системы фондового рынка; - страховые информационные системы; - налоговые информационные системы; - информационные системы промышленных предприятий и организаций (особое место по значимости и распространенности в них занимают бухгалтерские ИС); - статистические информационные системы и др. Используя системный подход, можно сказать, что ЭИС, как и всякая другая система, состоит из элементов (или подсистем), находящихся в определенных отношениях друг с другом. Наиболее общим разделением подсистем ЭИС является выделение обеспечивающей и функциональной частей. Обеспечивающая часть ЭИС состоит из информационного, технического, программного, организационного, правового и других видов обеспечения. Функциональная часть ЭИС - фактически является моделью системы управления объектом и формируется в зависимости от таких факторов, как: уровень управления, вид управляемого ресурса, сфера применения, функции и период управления. Состав задач в ЭИС определяется следующими факторами: - важностью той или иной функции управления; - возможностью формализации управленческих процедур; - уровнем подготовки персонала управления к использованию компьютеров; - наличием информационной базы и технических средств. В своем развитии ИС прошли целый рад этапов. Этапы развития информационных систем представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2. Этапы развития ИС
Процессы в информационной системе. Процессы, обеспечивающие работу ИС любого назначения, условно можно представить следующими блоками: - ввод информации из внешних или внутренних источников; - обработка входной информации и представление ее в удобном виде; - вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему; - обратная связь - это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации. Процессы, обеспечивающие работу ИС любого назначения, в виде схемы, состоящей из условных блоков, представлены на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1. Процессы, обеспечивающие работу ИС любого назначения
ИС определяется следующими свойствами: - любая ИС может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем; - ИС является динамичной и развивающейся; - при построении ИС необходимо использовать системный подход; - выходной продукцией ИС является информация, на основе которой принимаются решения; - ИС следует воспринимать как человеко-компьютерную систему обработки информации. Внедрение ИС может способствовать: - получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.; - освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации; - обеспечению достоверности информации; - замене бумажных носителей данных на магнитные диски или ленты, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге; - совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в фирме; - уменьшению затрат на производство продуктов и услуг; - предоставлению потребителям уникальных услуг; - отысканию новых рыночных ниш; - привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставления им разных скидок и услуг.
1.2. Структура управления организацией и ИС, примеры ИС
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.153.77 (0.008 с.) |