Работа со страницами доступа к данным. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа со страницами доступа к данным.



Страницы (страницы доступа к данным) как и формы, служат для обес­печения доступа к данным, содержащимся в базе, но здесь речь идет об удаленном доступе, например о доступе через Интернет или через корпоративную сеть Intranet.

С помощью страниц доступа к данным решается вопрос передачи данных из базы удаленному потребителю. Обычно базы данных имеют очень большие размеры, и напрямую передавать их через медленные каналы связи непрактично. В то же время, большинство современных Web-браузеров пока не имеют функций для работы с базами данных, размещенными на серверах. Таким образом, страницы доступа выполняют как бы посредническую функцию. Они имеют небольшой размер, содержат удобные элементы управления для навигации в базе данных, могут быть запи­саны в формате кода НТМL, переданы по медленным каналам связи и воспроизве­дены в стандартном браузере. В связи с тем, что по формату они являются Web-документами, их нетрудно встроить в любой Web-документ, например, разместить на Web-странице. От прочих объектов БД страницы доступа отличаются тем, что имеют двойную природу. Прочие объекты базы являются внутренними. Так, например, мы не можем выделить ни таблицу, ни запрос, ни форму в виде самостоятельного файла. Эти объекты размещаются где-то внутри файла базы данных, но операцион­ная система компьютера работать с ними не может, поскольку это не файлы. С ними работает лишь сама СУБД. Страница же представлена двумя объектами - внутренним объектом базы (его можно редактировать) и внешним объектом - файлом в формате HТМL. Запись этого файла происходит при сохране­нии спроектированной страницы доступа.

 

5. СПРАВОЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ[1]

 

История развития справочных правовых систем (СПС) в нашей стране берет свое начало с 1975 года, когда руководством Советского Союза было принято решение о развитии правовой информатизации - 25 июня 1975 года вышло Постановление Совета министров СССР № 558 «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства». Пункт 7 этого документа звучал так:

«Признать необходимым ввести государственный учет нормативных актов СССР и союзных республик, а также организовать централизованную информацию о таких актах. В этих целях создать при Всесоюзном научно-исследовательском институте советского законодательства Министерства юстиции СССР научно-информационный центр, оснащенный современными техническими средствами для поиска и выдачи информации».

В результате в 1976 году при Министерстве юстиции СССР был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ), который стал первой в стране организацией, предпринявшей попытку решить на современном научно-техническом уровне проблему поиска правовой информации. Однако пользоваться информационной базой НЦПИ могли только государственные органы.

С началом реформ спрос на электронные базы данных стал активно расти, и государственные организации оказались не в состоянии удовлетворить этот спрос ни количественно, ни качественно. Поэтому именно на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века одновременно с появлением в стране персональных компьютеров появились негосударственные, коммерческие СПС.

Среди российских справочных информационно-правовых систем широко известны такие как «Гарант», «Кодекс», «Консультант Плюс».

Информационная правовая система «Гарант» разработана в 1991 г., представляет собой набор тематических баз данных по отдельным областям права. Большое количество комментариев и расставленные между документами ссылки делают правовую информацию, имеющуюся в базах, «готовой к применению».

В 1992 г. НПО «Вычислительная математика и информатика» предложило систему, способную удовлетворить запросы значительной части потребителей правовых систем. Ориентируясь на широкий круг пользователей, разработчиком была создана программная оболочка, освоение которой не составляет труда даже неподготовленному пользователю. На сегодняшний день НПО «ВМИ» имеет мощную сеть представительств по России. Каждому пользователю системы, независимо от его местонахождения, гарантируется оперативное поступление информации. Кроме того, в большинстве крупных городов на основе технологий «Консультант Плюс» созданы региональные правовые базы данных.

«Центр компьютерных разработок» из С.-Петербурга в 1992 г. создал первую версию информационно-правовой системы «Кодекс». Основная концепция развития – предоставление исчерпывающей информации как по Российскому законодательству в целом, так и по отдельным (специализированным) отраслям права. В базу данных включены информационные материалы, такие, как электронные версии печатных изданий, юридические комментарии, формы договоров и справочная информация.

Превзойдя в последние годы по тиражам печатные издания юридической и бухгалтерской направленности, справочные правовые системы предоставляют своим пользователям максимум удобств при поиске и работе с информацией.

Сегодня использование справочных правовых систем (СПС) стало стандартом работы с правовой информацией, привычным инструментом специалистов различных областей.

 

Основные понятия справочных правовых систем

Компьютерная справочная правовая система (СПС) – это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие пользователю производить поиск конкретных документов или их фрагментов, формировать подборки необходимых документов и выводить их на бумажные носители.

Правовая информация - массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Классификация правовой информации в зависимости от источника и направленности информации представлена на рисунке 5.1.

 

Рисунок 5.1. Классификация правовой информации

 

В зависимости от источника и направленности информации выделяют:

  1. Официальная правовая информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений. Она подразделяется на нормативную правовую информацию (законы РФ и законы субъектов РФ, подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры) и иную официальную правовую информацию (ненормативные акты общего характера, акты официального разъяснения, правоприменительные акты).
  2. Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, - граждан, организаций. Выделяют следующие группы в этом виде информации: договоры (сделки); жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

3. Неофициальная правовая информация (материалы и сведения о законодательстве и практике его применения) не влечет правовых последствий. К этому виду информации относят материалы подготовки, обсуждения и принятия законов, материалы статистики по правовым вопросам, образцы деловых бумаг и т.д.

Важное значение, с точки зрения организации информационных процессов, играет классификация информации по уровню доступа. Под доступом к информации понимается возможность ее получения и использования (ст. 2 Федерального закона об информации, информационных технологиях и защите информации). Вся информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа) (ч. 2 ст. 5 Закона об информации). Классификация информации в зависимости от уровня доступа представлена на рисунке 5.2.

 

Рисунок 5.2. Классификация информации по уровню доступа

 

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации (ст. 7 Закона об информации).

Не может быть ограничен доступ:

- к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

- информации о состоянии окружающей среды;

- информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

- информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

- иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами (ч. 4 ст. 8 Закона об информации).

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В законодательстве и юридической науке рассматриваются следующие виды информации ограниченного доступа: государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, профессиональные тайны и личная (семейная) тайна.

В настоящее время СПС представляют собой значительный массив правовых документов, иногда не имеющих аналогов в печатной форме и существенно дополняющих фонд традиционных печатных источников. СПС является удобным и эффективным средством организации труда, связанного с анализом правовой информации и формированием решений по исследуемым правовым проблемам.

Как правило, правовые системы состоят из комплекса обязательных универсальных (или политематических) и дополнительных тематических информационных банков правовых актов:

- российское (федеральное) законодательство (примерно с 1991 г.) – включает все нормативные акты РФ и законы СССР, действующие на территории России, правовые акты разъяснительного характера, правоприменительные акты персонального характера, законопроекты, комментарии специалистов к основополагающим документам;

- региональное законодательство – содержит документы органов государственной власти и местного самоуправления конкретного субъекта РФ;

- международное право – включает двусторонние и многосторонние международные договоры РФ, документы международных организаций, документы о ратификации;

- судебная и арбитражная практика – включает документы, освещающие деятельность судебной системы РФ, судебные акты, материалы по вопросам правоприменительной практики, судебные акты по делам, рассмотренным в федеральных арбитражных судах округов в порядке кассации;

- информационные модули по отдельным отраслям права различных видов деятельности (например, медицина, налогообложение, бухучет, аудит, строительство, торговля и т.п.). Особую подгруппу профессиональных систем составляют так называемые специализированные справочные системы. Их содержание строго привязано к специфике определенных отраслей экономики. Главная специфика специализированных систем – наличие в базах данных наряду с общеправовыми документами, раздела нормативов и стандартов. Стандарты – особый класс нормативных документов, формулирующих и устанавливающих технические нормы в различных областях человеческой деятельности. Несмотря на узкоспециализированный технический характер, стандарты зачастую важны и для широкого круга потребителей – например, нормативы безопасности, стандарты потребительского качества товаров и услуг, экологические стандарты и другие. Профессиональные справочные системы обеспечивают специалистов, работающих в разных областях, всей необходимой информацией;

- проекты законов, неопубликованные документы, которые представляют большую сложность в разыскании традиционным библиографическим путем;

- электронные правовые справочники, содержащие правовую информацию для широкого круга потребителей, ориентированные для использования непрофессионалами с целью предварительного электронного юридического консультирования. Справочники содержат тексты основных правовых актов, необходимых в той или иной области применения, но самое главное, они содержат комментарии специалистов, разъясняющие применение законодательства, типовые вопросы-ответы, типовые формы документов с комментариями по их применению, электронные версии печатных изданий. Все материалы содержат ссылки на нормативные акты к текстам, к которым при желании пользователь может обратиться по ссылке.

СПС должны обладать такими характеристиками, как полнота и достоверность правовой информации, качество ее обработки, оперативность поставки.

Основные возможности СПС:

1. Хранение и обработка больших объемов правовой информации – основное требование, предъявляемое к СПС. Таким образом, конкурентоспособные СПС реализуют как сложные СУБД с развитым полнотекстовым поиском, гипертекстом, ориентированные на работу с текстовыми полями большого размера.

2. Возможность быстрого поиска по различным основаниям: по реквизитам документов, полнотекстовый поиск, поиск по специализированным классификаторам, а также одновременное использование нескольких видов поиска. Поиск по реквизитам документа предполагает поиск по номеру, виду документа, принявшему органу, дате принятия и т.д. Его возможно применить, если точно известны реквизиты конкретного документа. Полнотекстовый поиск (автоматический поиск по словам из текста документа) основан на быстрых алгоритмах поиска, которые предполагают существование общего словаря, содержащего все слова из включенных документов со ссылками на источники. Недостатком такого метода поиска может быть появление множества документов, где искомое слово содержится не в нужном контексте. Поиск по специализированным классификаторам, которые разделяют на иерархические и алфавитные, предполагает разделение документов и их фрагментов по рубрикам (темам) и юридическим понятиям, расположенным в алфавитном порядке.Рубрики могут быть достаточно сложными: состоять из некоторого набора терминов и представлять собой описание определенной ситуации.

Отметим еще ряд дополнительных сервисных возможностей, закладываемых в СПС высокого уровня:

- Создание собственных постоянных подборок документов по какой-либо проблеме (папок документов).

- Расстановка закладок в тексте.

- Наличие гипертекстовых связей между документами.

- Экспорт документов в текстовый редактор Microsoft Word.

3. Возможность регулярного и оперативного обновления позволяет специалистам своевременно получать свежую информацию, что для правовой информации является решающим фактором.

Правовые базы также могут быть доступны через сеть Интернет, так как все наиболее известные СПС представлены в этой сети своими специальными онлайновыми версиями. Также здесь можно найти серверы государственных органов с правовой информацией в открытом доступе, содержащие ограниченные наборы документов отдельных ведомств.

Работа с СПС в общем случае состоит из следующей последовательности действий:

- формирование запроса на поиск интересующего пользователя набора документов;

- работа со списком документов, выбор из списка и активизация нужного элемента;

- работа с текстом выбранного документа.

 

5.2. Инструменты работы СПС КонсультантПлюс - практические примеры

Рассмотрим примеры поиска информации в системе «КонсультантПлюс» (Версия «КонсультантПлюс: технология ПРОФ», 2011 г.).

Быстрый поиск

Быстрый поиск доступен из стартового окна, позволяет найти конкретный документ – достаточно заполнить одну строку. В поисковой строке можно использовать общепринятые сокращения и аббревиатуры.

Пример 5.1: Необходимо найти Приказ Минюста № 161 «Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации».

Решение. В поисковой строке задайте: Приказ Минюста 161. Получен список документов. Вверху списка: Приказ Минюста № 161 «Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации».

Пример 5.2: Необходимо найти Федеральный закон «Об Обществах с ограниченной ответственностью».

Решение. В поисковой строке задайте: Закон об ООО. Получен список документов. Вверху списка: Федеральный закон «Об Обществах с ограниченной ответственностью»

Пример 5.3: Необходимо найти статью 185 Гражданского Кодекса РФ.

Решение. В поисковой строке задайте: Статья 185 Гражданский Кодекс. Получен список документов. Первый документ в списке: Гражданский Кодекс. Документ отроется сразу на нужной статье.

Карточка поиска

Пример 5.4: Найдите документы ЦБ РФ, регулирующие вопросы предоставления информации по кредитным историям.

Решение. Карточка поиска «Законодательство». В поле «Принявший орган» выберите: ЦБ РФ. В поле «Название документа» задайте: кредитная история. Изучите список документов.

Пример 5.5: Найдите документы Информационного банка «Пермский край» по теме «Тарифы и льготы по оплате коммунальных услуг», в которых говорится о льготах для пенсионеров. Какие из документов были изменены в текущем году?

Решение. Карточка поиска «Законодательство». В поле «Тематика» выберите: Тарифы и льготы по оплате коммунальных услуг. Откройте список документов информационного банка «Пермский край». Уточните список по полю «Название Документа»: пенсионер. Выберите сортировку списка «По дате изменения».

Правовой навигатор

Пример 5.6: Найдите документы, регулирующие права несовершеннолетних при сделках с недвижимостью.

Решение. Выберите: Правовой навигатор. В поисковой строке задайте: права несовершеннолетних покупка жилья. Отметьте в группе «Купля-продажа жилья» ключевое понятие: «Права несовершеннолетних». Постройте список документов.

Пример 5.7: Требуется найти информацию о порядке и возможности привлечения работников к работе в праздничные дни.

Решение. Выберите: Быстрый поиск. В поисковой строке задайте: Работа в праздники. Подучен небольшой список документов. Документы отсортированы по степени соответствия запросу. В правой части окна представлен список ключевых понятий из Правового навигатора, которые соответствуют запросу.

Пример 5.8: Требуется выяснить, вправе ли председатель совета директоров акционерного общества заключать сделки от имени общества?

Решение. Выберите: Быстрый поиск. В строке наберите: Закон об АО. Оглавление - статья 67. Дополнительная информация к статье 67 – i. Выберите информационный банк Путеводитель по корпоративным спорам.

Справочная информация

Пример 5.9: Нарушение законодательства о налогах и сборах может повлечь налоговую, административную или уголовную ответственность (предусмотрены разными кодексами). Чтобы не изучать отдельно три кодекса, можно найти сводную (справочную) информацию по этому вопросу.

Решение. В панели быстрого доступа откройте «Справочную информацию». Найдите раздел «Ответственность за нарушение налогового законодательства».

Пример 5.10: Необходимо узнать официальные источники опубликования Актов Президента.

Решение. В панели быстрого доступа откройте «Справочную информацию». Найдите раздел «Условия и порядок вступления в силу нормативных актов». Откройте документ информационного банка «Версия Проф», в оглавлении найдите «Акты Президента».

Пресса и книги

Представлены все издания, книги и статьи которых, представлены в системе КонсультантПлюс. Пользователь имеет возможность найти издания, которые представляют интерес, и просмотреть тексты всех статей или книг этого издания.

Пример 5.11: Требуется найти книги Брагинского М.И.

Решение. Откройте карточку поиска раздела «Комментарии законодательства». В поле «Автор» выберите: Брагинский М.И.

Словарь терминов

Словарь содержит толкования терминов, используемые в нормативных правовых актах и в деловом оборотефинансовой и юридической сфер деятельности. Толкования терминов делового оборота, цитируются из «Современного словаря экономических терминов». Толкования официальных терминов – из нормативных документов, кроме того дана ссылка на этот документ.

Работа с оглавлением к документу

Пример 5.12: Необходимо найти статью «Гарантии работнику при временной нетрудоспособности» Трудового Кодекса РФ.

Решение. Откройте список Кодексов через панель быстрого доступа. Найдите Трудовой Кодекс РФ. Откройте Трудовой Кодекс РФ. В правой панели откройте Оглавление: найдите статью «Гарантии работнику при временной нетрудоспособности».

Умные ссылки в документе

«Умные ссылки» - позволяют быстро получить список документов, которые имел в виду законодатель, когда они прямо не указаны. В тексте документа их можно увидеть, если поднести мышку к ссылке, но не щелкать по ней.

Пример 5.13: Необходимо найти статью «Коммерческое представительство» Гражданского Кодекса РФ и изучить возможности работы с текстом документа.

Решение. Выберите Быстрый поиск. В поисковой строке задайте: Коммерческое представительство ГР РФ. Получен список документов. Первый документ в списке: Гражданский Кодекс. Документ откроется сразу на нужной статье. Правая панель: Справка, Оглавление, Редакции, Обзор изменений документа, Дополнительная информация к документу. «Умные ссылки»: в последнем абзаце ст.184 ГК РФ: "4. Особенности…предпринимательской деятельности устанавливаются законом и иными правовыми актами.

Дополнительная информация

Пример 5.14: Налогоплательщик был привлечен к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок документов. Выясните, в каких случаях суды признают факт утраты документов обстоятельством, исключающим вину лица в совершении правонарушения.

Решение. Откройте Кодексы в панели быстрого доступа. Откройте Ч.1 Налогового Кодекса РФ. Найдите ст. 126 НК РФ. Дополнительная информация «i» к ст. 126. В списке документов выбираем информационный банк «Подборки судебных решений». Уточняем список по полю «Текст документа»: утрата документа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.067 с.)