Как воспользоваться во благо временем Великого сокрытия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как воспользоваться во благо временем Великого сокрытия



 

 

Хотя Повелитель эпохи и скрыт от взоров, это сокрытие порождает то, что умма лишена части той благодати, которая кроется в его присутствии, и которая прервалась вместе с исчезновением. Но какая-то часть от этой пользы не связана с его присутствием.

Ведь он подобен солнцу, воздействие лучей которого на чистые сердца не способна затмить туча, и которые в глубоких недрах под землёй взращивают самоцветы, для которы плотная завеса камней и почвы не помеха для получения солнечного тепла.

Так как же воспользоваться особыми Божьими милостями? Есть два возможных пути:

1. Усилия, джихад на пути Аллаха для очищения души от помутнений, мешающих отражению света Господней милости.

2. Нужда, устраняющая завесу между творением и источником Божьей милости: (أَمَّنْ يُجِيبُ الْمُضْطَرَّ إِذَا دَعَاهُ وَيَكْشِفُ السُّوءَ)3, так же как и прибегание к помощи посредника перед Богом для получения Господних милостей. И Его Великие Имена и возвышенные примеры также можно использовать двумя путями:

1 Аль Гайба. Шейх Туси. С. 281.

2 Кашф Аль Гамма. Т. 2. С. 493

3 Коран, 27: 62

(Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло).

1. Очищений мыслей, нрава и поступков, согласно тому, как сказано: «Разве ты не знаешь, что, поистине, что эта цель наша будет достигнута лишь при помощи благочестия?»1.

2. Удаление материальных уз и нужды. Этим способом многие из тех, что попали в безысходное положение и стали возносить мольбы через Последнего Имама, получили хороший результат.

В заключении признаем наши ошибки и погрешности по отношению к святости этого Имама: именно на нём Господь завершил Свой свет и Своё слово. Религия достигнет своего совершенства при его правлении, и правление станет совершенным при нём. Вот мольба к Всевышнему в ночь его рождения на свет:

«Боже, клянусь истиной этой ночи, и тем, кого она породила, и Твоим доводом, обещанным Тобой: это ещё одна милость Твоя, что Ты даровал; завершилось Слово Твоё правдой и справедливостью. Не изменятся Слова Твои, и нет продолжения Знамениям Твоим; Свет Твой неотделим от Тебя, а Сияние Твоё - лучезарный восход, и светочи знаний сокрыты в густоте мрака. Велик Порождающий его и щедр Тот, кто гневается посредством его. Ангелы призовут его в свидетели, и придут на помощь, а Аллах защитит его и поддержит, когда придёт его срок. Он меч Аллаха, который не выскочит из рук, и свет Его, который не потухнет, и кротость, которая не иссякнет...»2

 

 

1 Бихар Аль Анвар. Т. 47. С. 71

2 Мисбах Аль Мутахаджжид. С. 842

 

 

14.Второстепенные вопросы религии

 

В данном кратком изложении нет возможности обсудить премудрости и тайны второстепенных религиозных вопросов, так как эти вопросы являются положениями, связанными с личностными и социальными аспектами человека, и относящимися к Создателю и Его творениям, и из всего этого одним только вопросы фикха занимают сорок восемь томов. Но из всего этого комплекса выделим вкратце положения о намазе и закяте.

А. Намаз

 

В намаз входят составные части, условия и сущность, на значение которых мы укажем далее:

Условие дозволенности места для намаза заключается в том, что оно не должно быть объектом нарушения прав других. Намаз требует ритуальной чистоты, отсутсвия загрязнений и осквернения. Испражнения, которые удаляются с помощью воды, или половое осквернение вольно невольно становятся причиной недействительности намаза, и непринятие его Всевышним, Преславен Он и Милостив. Осквернение, нарушение ритуальной чистоты является постыдным действием, подобно лжи, измене, несправедливости, преступлению и нравственным порокам, и под его влиянием человек лишается истины, что содержит намаз, то есть вознесения верующего к Богу.

Время призыва к намазу, азан, это объявление о предстании перед Богом. А икамат, поднятие на молитву, это предшествие готовности души к намазу, готовности приблизиться к Богу. Достаточно лишь поразмыслить о начинающем молитву азане, икамате и, завершающем его прославлении Господа (словами «Аллах Велик»), для уяснения обучения и воспитания в исламе. В начлаьной исламской школе учат, что прославление Господа начинается словом «Аллах», и им же заканчивается: (هُوَ الْأَوَّلُ وَالْآخِرُ)1.

В начале и в конце азана и икамата произносят слово «Аллах»; одобрительным действием также является прочтение азана в правое ухо новорождённому, а икамата – в левое, а молитва, читаемая человеку на смертном одре, начинается со слов единобожия, так как и начало, и конец человеческой жизни должны проходить вместе с Именем Господа.

1 Коран, 57: 3

(Он – Первый и Последний).

Два раза после прославления Господа приносится свидетельство, что нет Бога, кроме Аллаха. Эта же фраза произносится и в конце. Это раскрывает ту важную роль, какую играет эта благословенная фраза в совершенстве разума и действий человека.

С точки зрения произношения и смысла данная фраза обладает особыми свойствами:

В ней те же буквы, что и в слове «Аллах». Так как язык может произнести её и про себя, здесь нет места притворству и ханжеству; она включает в себя и отрицание лжи, и утверждение истины, и твёрдую уверенность, и заканчивается верой, нравственностью и действиями. Становится ясным значение хадиса о золотой цепи: «Слова (لا اله الا الله)1 это Моя крепость, и кто вошёл в Мою крепость, тот находится в безопасности от Моего наказания»2.

Человечество постигает всю глубину разъяснения Благородного Посланника Аллаха, который сказал: «Говорите: (لا اله الا الله) (Нет Бога, кроме Аллаха)1, и вы будете спасены»3. Это и отрицание, и утверждение, так как эта фраза «подключает» душу человека к «электростанции бытия», и освещает её светом радости и спасения.

Вместе с очищением души молящегося, он начинает размышлять над фразой «Нет Бога, кроме Аллаха», как сказано в Коране: (إنِّي وَجَّهْتُ وَجْهِيَ لِلَّذِي فَطَرَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ حَنِيفًا وَمَا أَنَا مِنَ الْمُشْرِكِينَ)4. И, обращая внимание на «Того, Кто сотворил небеса и землю», он проходит через небеса и землю; семь раз повторяя «الله اکبر»5, он проходит сквозь семь завес; а поднимая ладони рук к ушам, он оставляет позади себя всё, кроме Бога, и прославляя Его всеми способами: (الله اكبر من أن يوصف)6, он разрывает завесу иллюзий и мыслей, чтобы предстать пред Его величием, и готовится к разговору с Господом. Намаз и есть этот разговор человека с Богом, а Коран это разговор Бога с человеком. Но в намазе разговор человека с Господом начинается со слов Господа, так как восхваление Господа возможно только тем, чему Он Сам научил человека. Он становится достойным чести, чтобы Господь прислушался к его словам: (سمع الله لمن حمده)7.

1 Нет Бога, кроме Аллаха (араб.) (прим.пер.)

2 Бихар Аль Анвар. Т. 49. С. 123

3 Бихар Аль Анвар. Т. 18. С. 202

4 Коран, 6: 79

(Я искренне обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, и Я не принадлежу к многобожникам!).

5 Аллах Велик

6 Аллах превыше того, как Его описывают

7 Аллах слышит того, кто хвалит Его

 

Согласно тому, что: (لا صلاة له الا ان يقرأ بها)1, намаз должен также включать в себя чтение суры «Аль Фатиха»2, ибо поскольку Коран есть разговор Творца со Своим творением, и началом тому служит данная сура, также и намаз, то есть разговор творения со своим Творцом, начинается с неё.

Молящийся обязан прочитать суру «Аль Фатиха» и любую другую суру с намерением прочитать слова Божьи. Достичь необходимого для молитвы состояния души можно с помощью того смысла, милостей и указаний, которые содержат в себе слова и действия намаза. Поэтому укажем на некоторые особенности суры «Аль Фатиха»:

1. В этой суре есть описание этой жизни и загробной, Имён Аллаха и Его качеств, соглаение Бога с человеком, и человека с Богом, и, как говорится, в некоторых хадисах, Величайшее Имя Аллаха разделено в этой суре на несколько частей. Преимущество суры в том, что одна её половина, до слов «Властитель Дня Суда» - для Господа, а другая половина, до слов «Веди на Прямым Путём» и до концк - для человека. А айат, находящийся между этими двумя, - посредник между Богом и человеком: поклонение для Бога, а просьба о помощи – для человека.

Начало суры – слова «Во имя Аллаха» (بِسْمِ اللَّهِ), такие же, какие были ниспосланы Пророку утром на рассвете: (اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ)3.

Особенность имени «Аллах» в том, что это имя - квинтэссенция всех Прекрасных Имён Господа: (وَلِلَّهِ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَىٰ فَادْعُوهُ بِهَا)4.

Смысл этого в том, что Он Один является объектом поклонения, перед Ним творения теряются от замешательства и у Него же ищут покровительства: «Передаётся от Имама Али, который сказал: «Смысл имени «Аллах» в том, что Ему Одному поклоняются и у Него ищут убежища творения»»5. Если совершенство познания для людей по отношению к их Всевышнему Создателю возможно, то постичь Его знания людям не дано.

 

1 (Нет молитвы у того, кто начинает её не с «Аль Фатихи»)

2 Или ещё её называют«Аль Хамд», то есть «Хвала», так как сура 1 Корана начинается с этого слова (прим.пер.)

3 Коран, 96: 1

(Читай во имя твоего Господа).

4 Коран, 7: 180

(У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их).

5 Бихар Аль Анвар. Т. 3. С. 221

 

Имя «Аллах» изображается с помощью двух Имён, «Милостивый» и «Милосердный». Однако истолковать полностью значение этих Имён в данном кратком изложении не представляется возможным. Но необходимо обратить внимание на то, что Всевышний Господь начал Свою речь с человеком, и разговор человека с Собой со слов: (بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ)1, и этой божественной фразой предписал мусульманам предварять все свои слова и дела, и весь день в течение 5 раз произносить её во время обязательной молитвы, и научил их тому, что вся схема творения мира построена на Его милости, и с милости же начинается Книга Его закона.

Словно дождь, посылает Он Свои благодетели на верующих и неверных, прведных и грешников, подобно милосердным лучам, что сияют в каждом чистом сердце: (كَتَبَ رَبُّكُمْ عَلَىٰ نَفْسِهِ الرَّحْمَةَ)2.

Его религия это религия милосердия, и Посланник Его это милость к мирам: (رَحْمَةً لِلْعَالَمِينَ)3, и границы наказания, установленные религией, это также милосердие. Это обстоятельство объясняется призывом к одобряемому и запретом предосудительного и дурного. Если кто-то (подобно больному органу на теле), отвернётся от интересов одного человека и всего общества, или склонится к разврату, нужно сначала постараться излечить его мягко, подобно Мусе Ибн Имрану, посланному, чтобы сотворить девять чудес перед фараоном, притеснителем. Они были призваны к фараону, и им было велено говорить с ним мягко, ибо цель их миссии была не в том, чтобы показать мощь и силу, а в том, чтобы предупредить Фараона и внушить ему страх перед Богом, направить на Истинный Путь: (فَقُولَا لَهُ قَوْلًا لَيِّنًا لَعَلَّهُ يَتَذَكَّرُ أَوْ يَخْشَىٰ)4. До тех пор, пока излечение возможно с помощью врачевания, скальпель не должен резать, но если лекарства и лечение не помогли, то следует извлечь то, что подверглось порче. И пока возможно, сохранять данный орган, а если ислечить его нельзя, то необходимо отделить от организма, обеспечить нормальную жизнь всему обществу.

Поэтому порядок и регулирование исламских норм объяснены фразой: (بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ)1, и любой мусульманин должен при помощи этого знания и наставления нести весть о Божьей милости Его рабам.

 

1 «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного»

2 Коран, 6: 54

(Ваш Господь предписал себе быть Милосердным).

3 Коран, 21: 107

(В качестве милости к мирам).

4 Коран, 20: 44

(Говорите с ним мягко, быть может, он прислушается к назиданию или устрашится").

После начала намаза с именем Бога, молящийся устремляет своё внимание словам: (الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ)1, ибо любая хвала и благодарность предназначаются только ему, Господу миров. И в момент произнесения этой фразы молящийся, видя отпечатки божественности повсюду, – в своём собственном существовании, существовании мира, небес, земли, камней, растений, животных и человека, - хвалит и благодарит исключительно Его. Следы Его милости, как в целом, так и по отношению к отдельно взятым творениям, проявляются и у самых низменных, и у наиболее благородных созданий. Поэтому читающий молитву повторяет снова: (الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ)2.

Погружаясь в милость и блага Божьи, верующий, дабы не проявить невнимательность к справедливости Его, произносит следующие слова: (مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ)3, так как обвинить Господа Бога в прегрешениях означало бы оскорбить Его честь, так как у бесконечного величия есть и бесконечное достоинство, и ничто не сравнимо с оскорблением беспредельной чести и достоинства Бога. Проявляющий непокорство Тому, Кто осыпает человека Своими благами, неподдающимися исчислению, получит воздаяние по делам своим. Власть и сила, что человек употребляет во грех, связаны лишь с этим миром, также как связана с ним жизнь человеческая; и грех, творимый человеком, это предательства по отношению к плодам труда земли и небес, за который человека обязательно ждёт расплата в День Суда, согласно словам Всевышнего: (يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُوا رَبَّكُمْ ۚ إِنَّ زَلْزَلَةَ السَّاعَةِ شَيْءٌ عَظِيمٌ يَوْمَ تَرَوْنَهَا تَذْهَلُ كُلُّ مُرْضِعَةٍ عَمَّا أَرْضَعَتْ وَتَضَعُ كُلُّ ذَاتِ حَمْلٍ حَمْلَهَا وَتَرَى النَّاسَ سُكَارَىٰ وَمَا هُمْ بِسُكَارَىٰ وَلَٰكِنَّ عَذَابَ اللَّهِ شَدِيدٌ)4. Именно поэтому слова «Властелину Дня воздаяния» (مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ) вызываету дрожь у обладающих знанием. Имам Зейн Аль Абедин, когда доходил до этой фразы, столько раз повторял её, что «Почти что падал замертво»5.

Слова (الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ)2 и (مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ)3 придают читающему намаз крылья одновременно страха и надежды, знакомя человека с величием и благодатью Божьей: первая фраза сообщает ему о прощении грехов и вознаграждении за благие деяния, а вторая – о наказании и мучениях.

1 Коран, 1: 2

(Хвала Аллаху, Господу миров).

2 Коран, 1: 3

(Милостивому, Милосердному)

3 Коран, 1: 4

(Властелину Дня воздаяния!)

4 Коран, 22: 1, 2

(О люди! Бойтесь вашего Господа! Воистину, сотрясение Часа является ужасным событием. В тот день, когда вы увидите его, каждая кормящая мать забудет того, кого она кормила, а каждая беременная женщина выкинет свой плод. Ты увидишь людей пьяными, но они не будут пьяны, зато мучения от Аллаха будут тяжки).

5 Бихар Аль Анвар. Т. 46. С. 107

В этот момент им овладевает вся сила и мощь божественности, милосердия, милости и справедливости Всевышнего, переключая его внимание от сплетен к проповеди. С осознанием того, что нет никого, более достойного поклонения, верующий произносит: (إِيَّاكَ نَعْبُدُ)1, и зная, что он поклоняется силе, могуществу и наставлению Божьему на Истиннный Путь, далее говорит: (وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ)2.

В слове (نَعْبُد)3 видно поклонение раба Божьего, а в слове (نَسْتَعِينُ)4 – отрицание упования на кого-либо ещё; имеет форму множественного числа, так как верующий не отделяет себя от всех других мусульман, и фразой (إِيَّاكَ نَسْتَعِين و إِيَّاكَ نَعْبُد) подтверждается единство Бога.

Когда он выполнил свой долг поклонения перед Богом, он переходит к просьбе раба у своего Господина, говоря: (اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ)5.

Возвышенность рвений человечества, величие и благородство божественности требуют попросить наиболее ценное сокровище, наставление на Путь Истинный, в стороне от крайностей. У этого Пути лишь одно направление, ведь и Бог Един, и Путь Его может быть только одним единственным. Эта дорога берёт начало в недостатках человека: (وَاللَّهُ أَخْرَجَكُمْ مِنْ بُطُونِ أُمَّهَاتِكُمْ لَا تَعْلَمُونَ شَيْئًا)6, и завершается абсолютным совершенством: «Что обрёл тот, кто потерял Тебя, и что утратил тот, кто нашёл Тебя»7, (وَأَنَّ إِلَىٰ رَبِّكَ الْمُنْتَهَىٰ)8.

Слова (صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ)9 обозначают Прямой Путь тех, кого одарил Господь Своей

1 Коран, 1: 5

(Тебе одному мы поклоняемся).

2 Коран, 1: 5

(И Тебя Одного мы молим о помощи).

3 «Мы поклоняемся», (прим.пер.)

4 «Мы молим о помощи», (прим.пер.)

5 Коран, 1: 6

(Веди нас прямым путём).

6 Коран, 16: 78

(Аллах вывел вас из чрева ваших матерей, когда вы ничего не знали).

7 Бихар Аль Анвар. Т. 95. С. 226

8 Коран, 53: 42

(К твоему Господу предстоит конечный исход).

9 Коран, 1: 7

милостью: (وَمَنْ يُطِعِ اللَّهَ وَالرَّسُولَ فَأُولَٰئِكَ مَعَ الَّذِينَ أَنْعَمَ اللَّهُ عَلَيْهِمْ مِنَ النَّبِيِّينَ وَالصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَاءِ وَالصَّالِحِينَ وَحَسُنَ أُولَٰئِكَ رَفِيقًا)1.

Мусульмане просят Господа поставить их в один ряд с Посланниками и Пророками, мучениками и праведниками, и удалить их от грешников, навлёкших на себя гнев Божий, заплутавших и смущённых. Эта просьба делает необходимым, чтобы они перенимали добродетели и праведность пророков, и сторонились поступков заблудших, на ком лежит гнев Господа, как сказал Он: (اللَّهُ وَلِيُّ الَّذِينَ آمَنُوا يُخْرِجُهُمْ مِنَ الظُّلُمَاتِ إِلَى النُّورِ)2, и, устремив свои взоры к Самому Святому: (نُورُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ)3, раскрыв сердца Истинной вере, познали Его величие, и повиновались повелению: (فَسَبِّحْ بِاسْمِ رَبِّكَ الْعَظِيمِ)4. Молящиеся склоняют голову, преклоняясь перед Ним, и произносят: (سبحان ربي العظيم وبحمده)5.

Поднимая голову после коленного поклона, они готовятся приблизиться к Господу в земному поклоне, и произносят со смирением: (سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الْأَعْلَى)6, припадая к земле и прикладывая к ней лоб. Они вспоминают о той милости Божьей, которая зажгла во тьме светоч их разума, когда прикасаются головой к земле: (وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنْسَانَ مِنْ سُلَالَةٍ مِنْ طِينٍ)7, и произносят: (سبحان ربي الاعلی وبحمده)8.

 

(Путём тех, кого Ты облагодетельствовал).

1 Коран, 4: 69

(Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!).

2 Коран, 2: 257

(Аллах – Покровитель тех, которые уверовали. Он выводит их из мраков к свету)

3 Коран, 24: 35

(Свет небес и земли).

4 Коран, 56: 74

(Прославляй же имя Великого Господа твоего!).

5 «Хвала моему Господу Великому, и благодарность Ему» (прим.пер.)

6 Коран, 87: 1

(Славь имя Господа твоего Всевышнего).

7 Коран, 23: 12

(Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины).

8 «Хвала моему Господу Всевышнему и благодарность Ему» (прим.пер.)

Отрывая голову от земли, вспоминают: (ثُمَّ أَنْشَأْنَاهُ خَلْقًا آخَرَ ۚ فَتَبَارَكَ اللَّهُ أَحْسَنُ الْخَالِقِينَ)1, видя свою земную жизнь, и говорят: (الله اكبر)2, и во второй раз припадают лицом к земле, уже помня о том дне, когда сырая земля станет для них прибежищем, и они вкусят смерть. Оторвав голову от земли, они мысленно видят Последнюю жизнь, что настанет после смерти. Смысл этих двух земных поклонов заключается в том, что, как сказал Господь: (مِنْهَا خَلَقْنَاكُمْ وَفِيهَا نُعِيدُكُمْ وَمِنْهَا نُخْرِجُكُمْ تَارَةً أُخْرَىٰ)3, человек должен познать все этапы своего существования.

Всё, что описано выше, лишь небольшая частица лучей мудрости и наставления на Истинный Путь в молитве, при этом мы отказались от изложения премудростей о том, какая сура читается обычно после суры «Аль Фатиха», о зикрах, стоянии, сидении во время намаза, кунуте4, четырёхкратном прославлении Бога, принесении свидетельства (шахады), приветствия Пророку ислама и его Семейству, и этике чтения намаза.

Всё это было примером поклонения Господу в исламе, в отличие от поклонения христиан, которое заключается в следующем: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду прежде прошения вашего. Молитесь так: Отче наш, сущий на Небесах! Да святится Имя Твоё; да придёт царствие Твоё, да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукового. Ибо Твоё есть царства, и сила, и слава во веки. Амин»5.

Укажем лишь на некоторые выражения в этом виде поклонения:

1. «Отче наш» - такое обращение к Господу либо действительное, либо фигуральное. Если оно подлинное, то отношение порождения к Господу является доказанным свойством того, кто сам сотворён, и Творца представляют творением. Если же это выражение аллегорическое, то это будет уже доказанным уподоблением Творца творению. Такое поклонение будет поклонением творению, не Творцу.

В исламе же при поклонении Господу разум не должен прекращать познавать Его или уподоблять другому.

1 Коран, 23: 14

(Потом Мы вырастили его в другом творении. Благословен же Аллах, Наилучший из творцов!).

2 Аллах Велик (прим.пер.)

3 Коран, 20: 55

(Мы сотворили вас из нее (земли), в нее Мы вас вернем и из нее выведем еще раз).

4 Воздевание рук при молитве (прим.пер.).

5 Евангелие от Матфея. Глава 6. Стихи 6 – 13.

2. После такого восхваления Господа они просят о хлебе насущном, то есть христиане в своей молитве хотят пищи для насыщения своего живота, подобно траве для скота. Мусульмане же просят у Бога наставления на Путь Истинный, света познания для очей своих, и достижения конечной цели на этом Пути, то есть приближения к Господу. И нет более ценного сокровища, чем этот идеал для человечества, и нет никого, кто был бы более возвышен и могуч, чем Господь.

3. «Прости долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» это ложное представление о грешности Господа, и грешнику нельзя поклоняться. Прощают ли христиане своим должникам, чтобы говорить подобное Господу?!

Из-за краткости изложения темы, не представляется возможности для сравнения поклонения также и у других конфессий.

 

Б.Закят

Если намаз это связь человека с Творцом, то закят это связь человека с себе подобными, с творениями. Во множестве айатов Славного Корана и в хадисах закят следует как напарник вместе с намазом: «Передаётся от Абу Джафара и Абу Абдуллаха, которые сказали: «Аллах вменил в обязанность молитву вместе с закятом»»1.

Разумеется, жизнь человека материальна, и приобретаемому им богатству, положению, знаниям и совершенству, он обязан обществу, своим связям с ним. И посколько общество, в котором он живёт, обладает правом на его духовные и материальные резервы, то он обязан выполнить свой долг перед обществом. Поступая так, как велит ислам, раздавая закят и пожертвования, садаку, тратя свои деньги, он выполняет свой долг, так чтобы в исламском обществе не оставалось бы ни одного нуждающегося, и мир стал бы процветающей и цивилизованной колыбелью покоя и безопасности, защищённой от несправедливости и притеснения беднков и голодающих. Шестой Имам высказался таким образом: «Аллах, Велик Он и Могуч, предписал, что бедным принадлежит достаточная для них доля в имуществе богатых, а если бы Он знал, что им этой доли будет недостаточно, Он бы, поистине, увеличил её. А на то, что достанется беднякам из запрещённого для них имущества других, и что не предписал для них Аллах, у них нет прав. Если люди выполнят удовлетворят права бедных, то, поистине, в этом для них благо»2. И ещё сказано о том, как серьёзно лишение прав обездоленных:

1 Васаил Аш Шиа. Т. 9. С. 13 (Книга о закяте. Глава. 1. Хадис 8).

2 Васаил Аш Шиа. Т. 9. С. 10 (Книга о закяте. Глава 1. Хадис 2).

(وَالَّذِينَ يَكْنِزُونَ الذَّهَبَ وَالْفِضَّةَ وَلَا يُنْفِقُونَهَا فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَبَشِّرْهُمْ بِعَذَابٍ أَلِيمٍ)1.

О милосердии и великодушии ради искоренения бедности в обществе, привыкания характера человека к щедрости, о той роли, какую счастливую роль это играет в судьбе индивидуума и общества говорит поступок Посланника Аллаха, предоставившего убежище одному великодушному язычнику, и тот благодаря этому благородному поступку принял ислам2. Также повествуется о том, что Господь послал откровение Пророку Мусе не убивать Самаритянина3, ибо он был щедрым4.

Настолько важным является проявлять участие и заботу о бедных, что такие поступки, как накормить голодных, одеть их и защитить репутацию семьи лучше, чем семьдесят раз совершить паломничество к Дому Аллаха5.

О том, какой силой обладают благодения и пожертвования сказал Пятый Имам: «Поистине, Аллах, Благословен Он и Возвышен, любит, когда дарят сочувствие страдающим, и тот, кто напоит страждущего, человека или животного, тому Господь предоставит тень в Тот День, когда не будет никакой тени, кроме Его собственной»6.

При пожертвовании обычаем является сохранение сего поступка в секрете, дабы не нанести ущерба репутации другой стороны7, и как бы ни было велико это пожертвование, оно должно считаться ничтожным8, а тот, для кого оно предназначено – достойным большего9. Не следует напоминать ему об оказанном ему благодеянии10, наоборот, - нужно

 

1 Коран, 9: 34

(Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями).

2 Васаил Аш Шиа. Т. 9. С. 17 (Книга о закяте. Глава 2. Хадис 4).

3 Самаринян – представитель одного из колен Израиля, жившего в Самарии, построившего в отсутствие Пророка Мусы золотого тельца для поклонения ему, и сбившего свой народ с Прямого Пути веры в Единого Бога (прим.пер.).

4 Васаил Аш Шиа. Т. 9. С. 17 (Книга о закяте. Глава 2. Хадис 6).

5 Васаил Аш Шиа. Т. 9. С. 17 (Книга о закяте. Глава 2. Хадис 1).

6 Васаил Аш Шиа. Т. 9. С. 409 (Книга о закяте. Глава 19. Хадис 2).

7 Васаил Аш Шиа. Т. 9. С. 457 (Книга о закяте. Глава 39. Хадис 3).

8 Ман Ла Йахдурух Аль Факих. Т. 2. С. 31. Пар. 6. Абз. 12.

9 Васаил Аш Шиа. Т. 9. С. 433 (Книга о закяте. Глава 29).

10 Васаил Аш Шиа. Т. 9. С. 451 (Книга о закяте. Глава 37).

испытывать чувство долга, ведь тот, кому дано пожертвование, является средством очищения души и имущества дающего, ведь прежде чем у него попросят о чём-то, он первым дарит. Шестой Имам сказал: «Достоинство любого, кому ты будешь вопрошать, а потом дашь пожертвование, сравнивается с тем, что ты дашь ему»1. Благодетель сможет прикрыться тем, что он дарит2; он просит помолиться за него у того, кому он даёт милостыню3, и целует руку, в которую кладёт пожертвование, ведь кажется, что он даёт его нищему, а на самом деле – Богу4: (أَلَمْ يَعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ هُوَ يَقْبَلُ التَّوْبَةَ عَنْ عِبَادِهِ وَيَأْخُذُ الصَّدَقَاتِ)5.

К потребностям нуждающихся Господь проявил благосклонность, раскрыв длань щедрости Своей, и сказал: (وَيُؤْثِرُونَ عَلَىٰ أَنْفُسِهِمْ وَلَوْ كَانَ بِهِمْ خَصَاصَةٌ)6. Так Он доводит до совершенства благодеяние, выше которого и представить нельзя: (وَيُطْعِمُونَ الطَّعَامَ عَلَىٰ حُبِّهِ مِسْكِينًا وَيَتِيمًا وَأَسِيرًا),(إنَّمَا نُطْعِمُكُمْ لِوَجْهِ اللَّهِ لَا نُرِيدُ مِنْكُمْ جَزَاءً وَلَا شُكُورًا)7.

Ислам не ограничился милостыней, но и определил помощь слабым, беззащитным и слепым как милосердие, а жертвование своим престижем и дачу средств взаймы для удовлетворения потребностей тех, кто нуждается в закяте, - благородством; он не ограничился обеспечением материальных нужд, но и повелел: (وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنْفِقُونَ)8. То, чем наделил Господь человека, достаток, данный ему, это то, что поддерживает жизнь человека со всех сторон, как сказано: «И передают то, чему Он научил их»9.

Всё это лишь небольшая часть мудрости ислама, касающейся закята и пожертвования, по велению Всевышнего очищающей души богатых от помутнения и ржавения под воздействием жадности и алчности, а их имущество - от загрязнений, для защиты прав

1 Васаил Аш Шиа. Т. 9. С. 456 (Книга о закяте. Глава 39. Хадис 1).

2 Васаил Аш Шиа. Т. 9. С. 456 (Книга о закяте. Глава 39.Хадис 2).

3 Васаил Аш Шиа. Т. 9. С. 424 (Книга о закяте. Глава 25).

4 Васаил Аш Шиа. Т. 9. С. 433 (Книга о закяте. Глава 25).

5 Коран, 9: 104

(Неужели они не знают, что Аллах принимает покаяния от Своих рабов и принимает пожертвования).

6 Коран, 59: 9

(Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются).

7 Коран, 76: 8, 9

(Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на любовь к ней. Они говорят: "Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!).

8 Коран, 2: 3

(И расходуют из того, чем Мы их наделили).

9 Бихар Аль Анвар. Т. 2. С. 17.

бедных. Таким образом ислам укрепляет связь бедных и богатых, уничтожая пропасть, разделяющую эти два слоя, образующие каркас общества, заменяя обиду на дружбу, и под благодатной сенью этих повелений и обычаев обеспечивает не только потребности обездоленных, но и величие души, чести и человеческого достоинства.

Пламя зависти бедняков угасает в воде милосердия, которое богатые расходуют ради них, считая себя в долгу перед ними. За крепостью закята и милостыни имущество богачей подобно крови в жилах общества, что должно течь по артериям, чтобы сохранить экономический строй данного общества. Это и гарантирует ислам, как сказал Повелитель правоверных: «И укрепляйте ваше имущество с помощью закята»1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.098 с.)