Способ обретения веры в Господа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способ обретения веры в Господа



Способов обретения веры во Всевышнего Господа множество. Для верующих причиной и способом познания Его является само Его существование: (أَوَلَمْ يَكْفِ بِرَبِّكَ أَنَّهُ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ شَهِيدٌ)4 .

Для всех же остальных, в виду сжатости данного исследования, укажем на несколько путей.

1. Всякий раз, когда человек взирает на себя и на то, что лежит в пределах его познания, и замечает каждую деталь, он находит невозможным, чтобы эта мельчайшая частица не существовала, её бытиё или небытиё одинаково возможно, и её сущность не нуждается в бытии или небытии. Всякая вещь, бытиё или небытиё которой не исключается, должна иметь причину, обуславливающую её. Это подобно двум чашам весов, одинаковых по весу, одна из которых не может перевесить другую без внешнего фактора, то есть груза;

 

1 Коран, 29: 69

(А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями).

2 Коран, 2:269

(Он дарует мудрость, кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом).

3 Коран, 14:29

(А беззаконников Аллах вводит в заблуждение – Аллах вершит то, что пожелает.).

4 Коран, 41: 53

(Неужели не достаточно того, что твой Господь является Свидетелем всякой вещи?)

С той разницей, что бытиё связано, возможно, со своей причиной, а его отсутствию причина не нужна; и посколько любая часть мира нуждается в Творце бытия, то этот Творец бытия либо Он Сам, либо некто, подобный Ему среди остальных творений. Однако Он Сам, при том, что не является Творцом всего сущего, как же может дать то, чем Сам не владеет? Или подобный Ему, - который, как и Он, если тоже не может создать себя, то как же он создаст всё остальное? Это закон, имеющий силу над каждой частицей этого мира, и правящий также и над всем миром.

Как и существование прозрачной, светлой атмосферы, свет которой не сам по себе имеется, а имеет причину, то есть источник света для данной атмосферы, и что будет, если такого источника не было бы? Атмосфера не могла бы быть светлой, ведь то, что само по себе тёмное, не может себя осветить, не говоря уже об освещении других предметов.

В виду указанного, существование вселенной и совершенство бытия, подобно жизни и науке, является истинной причиной существования, не связанной больше ни с чем и ни с кем: (أَم خُلِقُوا مِنْ غَيْرِ شَيْءٍ أَمْ هُمُ الْخَالِقُونَ)1, «Передают от Абу Аль-Хасана Али ибн Мусы Ар-Рида, что один человек пришёл к Имаму Али ибн Муса Ар-Рида и спросил его: «О, сын Посланника Аллаха, что является признаком возникновения мира? Имам ответил: «Тебя не было, и вот ты возник, и узнал, что не сам ты создал себя, и не создал тебя некто, подобный тебе» 2 , «Абу Шакер Дайсани спросил Шестого Имама: «Каково доказательство существования твоего Творца и Создателя?» Имам ответил: «Я обнаружил, что у меня есть обе стороны, и если так, то либо создал себя я сам, либо меня создал некто иной. И если я сам создал себя, то либо из того, что уже было, либо из того, чего не было. Если из того материала, что уже существовал, то в его существовании я не нуждался, чтобы создавать заново. Если же его не было ранее, то известно тебе, что то, что не существует само, создать не может. Таким образом, доказано, что у меня есть Создатель, и это Аллах, Господь обоих миров» 3.

 

 

1 Коран, 52: 35

(Неужели они были сотворены сами по себе (или просто так)? Или же они сами являются творцами?).

2 Бихар Аль-Анвар, том 3, с.36.

3 Ат-Таухид, с. 290.

 

 

То, чего не существовало и появилось, либо само себя создало, либо кто-то ещё его создал. Если этот предмет сам себя сотворил, то или из того, что уже имелось, или из того, чего ещё не было. В первом случае сотворение уже существующего невозможно, а во втором случае несуществующее должно породить живое, что тоже невозможно. В случае же если кто-то иной его породил, то этот кто-то либо также не существовал и появился, либо уже был, то есть всё таким же образом.

Итак, по закону разума, всё, чего не было и что появилось, должно иметь своего создателя и творца, которому не свойственно небытиё.

Поэтому у всех явлений и эволюций на земле есть первопричина, которая сама не имеет начала, и у всех созданий и творений есть не сотворённый и не порождённый Творец

2) Если в пустыне найдут листок бумаги, на котором записаны все буквы алфавита в правильном порядке, от А до Я, душа человеческая признает, что только при понимании и разумности можно написать буквы и расположить их по порядку, а если взглянуть на слова, составленные из этих букв, и на речь из слов, на точность слово- и фразосложения, то уверует в знания и разум написавшего это, что только доказывает учёность и мудрость данного оратора или писателя. А разве сотворение растения начиная с самого корня не легче связи слов в предложения в книге, что является неоспоримым аргументом в пользу учёности написавшего её?

Каковы же тогда должны быть это знание и эта мудрость, чтобы сотворить живое из воды и истлевшей безжизненной земли, оживить её зеленью? Корню придают сил, чтобы он мог расколоть землю и всосать питательные вещества и энергию во мраке земли; в каждом лоскутке почвы есть энергия, готовая принять и напитать различные деревья, растения нужными им особыми веществами. Каждому дереву, которое даёт присущие только ему плоды, дан такой корень, чтобы помимо своей особой энергии, другую энергию не поглощал бы, сопротивлялся земному притяжению, доставлял воду и питание стеблю и ветвям. Одновременно с корнем, ищущем в глубинах земли воду и питание, стебель над её поверхностью поглощает свет и воздух: (كل ميسّر لما خلق له)1 . Несмотря на попытки сделать всё наоборот, чтобы корень, созданный для внедрения в почву, рос в сторону неба, а стебель вместо устремления ввысь над землёй, ушёл под неё, оба они разумно от этого удерживаются, сопротивляясь нарушению законов природы и следуют

 

 

1 Бихар Аль-Анвар. Т. 4, С. 282

(Успех сопутствует тому, кто имеет к этому данные).

 

Своим естественным путём: (وَلَنْ تَجِدَ لِسُنَّةِ اللَّهِ تَبْدِيلًا)1 . Однако размышления над сотворением о дерева и его корней, протянувшихся к тысяче листьев самым изумительным образом, и над энергией, которая дана каждой клетке для извлечения воды и питательных веществ из недр земли с помощью корней, уже достаточно, чтобы человек уверовал в необъятные мудрость и разум: (مَّنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَأَنْزَلَ لَكُمْ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَنْبَتْنَا بِهِ حَدَائِقَ ذَاتَ بَهْجَةٍ مَا كَانَ لَكُمْ أَنْ تُنْبِتُوا شَجَرَهَا أَإِلَٰهٌ مَعَ اللَّهِ بَلْ هُمْ قَوْمٌ يَعْدِلُونَ)2, (أَأَنْتُمْ أَنْشَأْتُمْ شَجَرَتَهَا أَمْ نَحْنُ الْمُنْشِئُونَ)3, (وَأَنْبَتْنَا فِيهَا مِنْ كُلِّ شَيْءٍ مَوْزُونٍ)4.

Посмотрите на каждое растение и дерево, от самого его корня до плодов, и вы найдёте в них знак мудрости, силы и знания истины, и, согласно установленному порядку, предписанную заботу о нём: (وَالنَّجْمُ وَالشَّجَرُ يَسْجُدَانِ)5. Таким же образом размышление о жизни каждого животного есть указатель пути для человека к его Господу.

Абу Шакер Дайсани пришёл к Шестому Имаму и сказал ему: «О Джафар ибн Мухаммад! Докажи мне существование моего Господа». В это время маленький ребёнок играл с куриным яйцом. Имам взял то яйцо и ответил: «О Дайсани! Вот это ограждение скрывает тайну, у него твёрдая оболочка. А под ней находится тонкая оболочка. Под той тонкой оболочкой жидкое золото и текучее серебро, и ни одно из них с другим не смешивается. Из недр этого прочного ограждения наружу не вышел ни творящий добро, чтобы сообщить об улучшении, ни подстрекающий ко злу проник в него, чтобы рассказать о порче, и никто не знает, создано ли оно для того, чтобы вылупился из него самец или самка 6.

1 Коран, 33: 62

(И ты не найдешь изменения в установлении Аллаха).

2 Коран, 27: 60

(Кто создал небеса и землю и ниспослал вам с неба воду? Посредством нее Мы взрастили прекрасные сады. Вы не смогли бы взрастить деревья в них. Так есть ли бог, кроме Аллаха? Нет, но они являются людьми, которые уклоняются от истины).

3 Коран, 56: 72

(Вы ли создаете деревья для него или Мы создаем?).

4 Коран, 15: 19

(И взрастили на ней в меру всякие вещи).

5 Коран, 55: 6

(Звёзды и деревья совершают поклоны).

6 Бихар Аль-Анвар. Том 3, с. 31

 

 

Каким образом создан этот прочный очищенный барьер из известкового вещества, в котором скрыта тайна; как он отделён от зёрен, которыми питается курица; как в яичниках её создан приют для выращивания птенца; и как помещён он в зародыш подобно жемчужине в раковину? Поскольку птенец отделился от матери, и у эмбриона нет матки, из которой он получил бы пищу, его еда заключена в этом барьере из скорлупы, рядом с ним. Между грубой известковой оболочкой, не поранившей ни птенца, ни его пищу, расположена тонкая кожа. И в этих тьме и мраке созданы – каждый на своём месте - органы и силы птенца из костей, мышц, вен, нервов, ощущений. Одно только изучение строения глаза этого живого существа просто поражает! Поскольку для пропитания ему необходимо извлечь зёрна меж камней и почвы, то рот его создан в виде клюва из рогового вещества, чтобы камни ему не повредили. А чтобы его питание не было потеряно, ему дан зоб, куда он складывает каждое найденное зерно, и постепенно переваривает его. На его коже пух и перья, предохраняющие от холода, жары, повреждений и столкновений с другими животными. Животное внимательно относится в своей жизни не только к потребностями предписаниям, но ещё и ко всему разрешённому, к внешнему украшению. Для своего оперения подбирает приятные оттенки. Имам сказал: ((تنفلق عن مثل الوان الطواویس1.

И посколько для этой эволюции необходима соответствующая температура в груди у курицы, то эта птица, которая лишь при наступлении ночи подавляет свою активность и прекращает беготню, спит на яйце, пока ему необходима определённая температура.

Какая же мудрость заставляет курицу успокоиться? И какой мудрец учит её круглые сутки поворачивать яйцо, чтобы не нарушалось равновесие в органах птенца, а затем, когда завершается его выхаживание, показывает ему, как нужно пробить прочную скорлупу клювом и выбраться наружу, чтобы жить с помощью тех органов и сил, которые ему даны? С курицей, на которую помимо животного инстинкта для привлечения удобств и защиты от жизненных невзгод никакой другой фактор воздействия не оказывал, неожиданно происходит революционная перемена, и чтобы сберечь птенца, заслоняет его своей грудью. Пока он нуждается в защите, она ласкает его.

Недостаточно ли изучить одно яйцо, чтобы оно указало нам путь к Тому, Который: (الَّذِي خَلَقَ فَسَوَّىٰ وَالَّذِي قَدَّرَ فَهَدَىٰ)2.

Поэтому Имам (Рида, - прим. перевод.) сказал: Видишь ли ты Устроителя этому?» Он (Абу Шакер Дайсани) надолго умолк, затем ответил: «Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха Единого, и нет у Него соучастника, и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник, а ты предводитель и довод Бога перед Его творениями, и я раскаиваюсь за то, каким был прежде».

Действительно, та же мудрость, та же сила, то же знание, что растят в недрах земли

1 Бихар Аль-Анвар. Том 3, с.32

(Раскалываетсяя и показывается подобно цветам павлина).

2 Коран, 87: 2,3

(Который сотворил все сущее и всему придал соразмерность, Который предопределил судьбу творений и указал путь).

Зерно, а во тьме скорлупы яйца птенца с определённым намерением, готовит для жизни во внешнем мире, вне материнского лона, человеческий зародыш, пока ещё микроскопический, лишённый органов и чувств.

Как пример, в зародыше появляются кости разных форм и размеров, в соответствии с их функциями, и мышцы для различных движений. А также удивительным образом подключается мозг, светоч знаний, и теплится жизнь в ритмах сердца, которое бьётся и днём и ночью миллионы раз каждый год. И всё это хранится в этом средоточии жизни.

Достаточно приглядеться к простейшей структуре в человеческом организме, чтобы уверовать в предопределение Всемогущего и Всезнающего. Например, во рту имеется три вида зубов: резцы спереди, клыки после них, малые коренные позади них, и большие коренные в самом конце. Если бы коренные росли впереди, а клыки и резцы вместо низ позади, то как бы это повлияло на разрывание и разжёвывание пищи, а также на красоту и уродство лица?

А если бы брови были не на своём месте, а под глазами, или ноздри были бы устремлены не вниз, а наверх, то что было бы тогда? Освоение и благоустройство земель, начиная с сельского хозяйства, и заканчивая точнейшими областями промыленности, - всё взаимосвязано с человеком, даже с кончиками его пальцев и ногтями.

Какова же эта мудрость, что создала из пищи человека материал для его ногтей, и с помощью изумительных устройств заложила в артерии способность переваривания и поглощения, поместило их даже в кончики пальцев. Для достижения цели творения установила связь между ногтем и плотью, так что отделение их друг от друга нестерпимо больно, а после достижения этой цели она отделяет их снова друг от друга, чтобы ноготь легко было состричь.

Удивительно то, что одна и та же пища, сделавшая прочным роговое вещество ногтей, также создала прозрачный мягчайший материал для глаз, который, пройдя несколько этапов поглощения и переработки, достигнет их.

Если бы бы был наоборот, - ноготь рос из глаза, а стекловидное тело глаза – на кончиках пальцев, как бы нарушился тогда привычный жизненный порядок!

Всё это образец наиболее простого воздействия знания и мудрости, для чего даже внимательно наблюдение не требуется: (وَفِي أَنْفُسِكُمْ أَفَلَا تُبْصِرُونَ)1. Что же говорить о потаённых тайнах, для которых необходимо специальное знание анатомии, функций органов тела, рассмотрение под микроскопом и размышление: (أَوَلَمْ يَتَفَكَّرُوا فِي أَنْفُسِهِمْ)2.

1 Коран, 51: 21

(А также в вас самих. Неужели вы не видите?).

2 Коран, 30: 8

(Неужели они не размышляли о самих себе?)

Действительно, это живое существо, у которого после стольких научных изысканий даже до конца не раскрыты все тайны его кожи, должен заглянуть в себя, чтобы увидеть, какая неразбериха царит у него внутри, в его мозгу: от жажды ласки до гнева и защиты от невзгод ему дан разум для руководства им на практике, а также органы чувств: (وَإِنْ تَعُدُّوا نِعْمَةَ اللَّهِ لَا تُحْصُوهَا)1.

Каким пером знаний и могущества написана на капле воды подобная книга мудрости? (فَلْيَنْظُرِ الْإِنْسَانُ مِمَّ خُلِق)2, (خْلُقُكُمْ فِي بُطُونِ أُمَّهَاتِكُمْ خَلْقًا مِنْ بَعْدِ خَلْقٍ فِي ظُلُمَاتٍ ثَلَاث)3.

Насколько же великими должны быть эти мудрость, знание и могущество, что сотворили человека из микроскопического сгустка и поместили в презренную жидкость, чтобы светоч его разума исследовал глубины вселенной и собственной души: (قْرَأْ وَرَبُّكَ الْأَكْرَم الَّذِي عَلَّمَ بِالْقَلَمِعَلَّمَ الْإِنْسَانَ مَا لَمْ يَعْلَمْ)4. Земля и небо стали сценой человеку для размышлений и демонстрации своей силы: (أَلَمْ تَرَوْا أَنَّ اللَّهَ سَخَّرَ لَكُمْ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ وَأَسْبَغَ عَلَيْكُمْ نِعَمَهُ ظَاهِرَةً وَبَاطِنَةً وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يُجَادِلُ فِي اللَّهِ بِغَيْرِ عِلْمٍ وَلَا هُدًى وَلَا كِتَابٍ مُنِيرٍ)5.

Что может человек сказать в ответ знанию, милосердию и мудрости Всевышнего, кроме того, что Сам Господь сказал: (افَتَبَارَكَ اللَّهُ أَحْسَنُ الْخَالِقِينَ)6, и что же может он сделать, кроме как упасть на землю и прославлять Его: «Слава Всевышнему Господу моему и хвала!».

1 Коран, 16: 18

(Если вы станете считать милости Аллаха, то не пересчитаете их!).

2 Коран, 86: 5

(Пусть посмотрит человек, из чего он создан).

3 Коран, 39: 6

(Он создает вас в утробах ваших матерей: одно творение появляется вслед за другим в трех мраках).

4 Коран, 96: 3,4,5.

(Читай, ведь твой Господь – Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости – научил человека тому, чего тот не знал).

5 Коран, 31: 20

(Неужели вы не видите, что Аллах подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле, и одарил вас сполна Своими явными и незримыми благами? Но среди людей находится такой, который спорит об Аллахе, не имея ни знания, ни верного руководства, ни озаряющего Писания).

6 Коран, 23: 14

(Благословен же Аллах, Наилучший из творцов!).

 

 

В соответствии с благородным айатом: (سَنُرِيهِمْ آيَاتِنَا فِي الْآفَاقِ وَفِي أَنْفُسِهِمْ حَتَّىٰ يَتَبَيَّنَ لَهُمْ أَنَّهُ الْحَقُّ)1 необходимо обратить взгляд к вселенной, где миллионы солнц, лун и звёзд, свет которых доходит до земли через тысячи световых лет (при том, что скорость света в секунду равна примерно 300 тысяч км), а площадь некоторых из них в миллины раз превосходит площадь нашей планеты, и у каждого есть своя определённая орбита, силы притяжения и отталкивания; всё находится в равновесии, так что столкновение и скопление их невозможно: (لَا الشَّمْسُ يَنْبَغِي لَهَا أَنْ تُدْرِكَ الْقَمَرَ وَلَا اللَّيْلُ سَابِقُ النَّهَارِ ۚ وَكُلٌّ فِي فَلَكٍ يَسْبَحُونَ)2.

Землю, являющаяся источником жизни человека, водушная атмосфера предохраняет от столкновения с тысячами метеоритов, раскиданных в космическом пространстве, каждый день и каждую ночь.

Расстояние от земли до солнца таково, что с позиции света и тепла обеспечены наилучшие условия для развития минералов и растений, животных и человека.

Вращение земли вокруг себя и обращение её вокруг солнца рассчитаны так, что каждое мгновение на определённой части планеты происходит смена дня и ночи, восход и закат, и на рассвета солнца с его тепла и света начинается активная деятельность, а с его заходом землю покрывает мрак ночи, принося успокоение и отдых, необходимые для продолжения жизни и работы, для того, чтобы с постоянством солнечного света и его полным исчезновением не вышел из строя жизненный порядок: (وَهُوَ الَّذِي جَعَلَ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ خِلْفَةً لِمَنْ أَرَادَ أَنْ يَذَّكَّرَ)3, (وَمِنْ رَحْمَتِهِ جَعَلَ لَكُمُ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ لِتَسْكُنُوا فِيهِ وَلِتَبْتَغُوا مِنْ فَضْلِهِ)4, (لْ أَرَأَيْتُمْ إِنْ جَعَلَ اللَّهُ عَلَيْكُمُ اللَّيْلَ سَرْمَدًا إِلَىٰ يَوْمِ الْقِيَامَةِ مَنْ إِلَٰهٌ غَيْرُ اللَّهِ يَأْتِيكُمْ بِضِيَاءٍ أَفَلَا تَسْمَعُونَ)5.

 

1 Коран, 41: 53

(Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это есть истина).

2 Коран, 36: 40

(Солнцу не надлежит догонять луну, и ночь не опережает день. Каждый плывет по орбите).

3 Коран, 25: 62

(Он – Тот, Кто чередует ночь и день для тех, кто желает помнить).

4 Коран, 28: 73

(По Своей милости Он сотворил для вас ночь и день, чтобы вы отдыхали во время нее и искали Его милость).

5 Коран, 28: 71

(Скажи: «Как вы думаете, если Аллах продлит вам ночь до Дня воскресения, то какой бог, кроме Аллаха, сможет принести вам свет? Неужели вы не слышите?»).

 

Свет дня и мрак ночи,хотя и крайние противоположности друг другу, но служат единой цели. И днём, и ночью представляются взору человека все богатства неба и земли. Ночью и днём листают человеку книгу бытия, чтобы он читал на земле и небе знамения от своего Господа: (أَوَلَمْ يَنْظُرُوا فِي مَلَكُوتِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَمَا خَلَقَ اللَّهُ مِنْ شَيْءٍ)1, (وَكَذَٰلِكَ نُرِي إِبْرَاهِيمَ مَلَكُوتَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَلِيَكُونَ مِنَ الْمُوقِنِينَ)2.

Как может человек, знающий, что отражение законов и тайн всего сущего есть мерило знаний, полагать, что Создатель человеческого разума и мышления, Устроитель законов природы и Владыка тайн бытия не обладает умом и мудростью? Это при том, что законы природы, известные всем учёным, по сравнению со всем, что им неизвестно, подобно капле воды в море: (وَمَا أُوتِيتُمْ مِنَ الْعِلْمِ إِلَّا قَلِيلًا)3.

Как можно поверить, что переписчик Книги бытия знающий и мудрый, а сам Автор, написавший её, сотворившей копировальный аппарат и копирование, несведущий и неразумный? По этой причине врождённая натура, отвергающая Творца, Всезнающего и Всемогущего, свидельствует в пользу Его существования: (وَلَئِنْ سَأَلْتَهُمْ مَنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَسَخَّرَ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ فَأَنَّىٰ يُؤْفَكُونَ)4, (وَلَئِنْ سَأَلْتَهُمْ مَنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ لَيَقُولُنَّ خَلَقَهُنَّ الْعَزِيزُ الْعَلِيمُ)5.

Один человек, отрицающий существование Господа, пришёл к Шестому имаму, и имам сказал ему: «Если то, что ты говоришь, верно, хотя на самом деле это не так, то наш намаз, пост, закят и признание существования Господа вреда не сделали (ведь велигия требует веры, праведных деяний и оставления запретного, что приводит к спокойствию души и исправлению общества). Допустим, что всё это бесполезно, но терпение ради получения возможной награды в ином мире не требует больших усилий и эти деяния необходимы для устранения зла и привлечения большого добра, которое не имеет конца.

 

 

1 Коран, 7: 185

(Неужели они не вглядываются в царствие небес и земли, а также всего, что сотворил Аллах?)

2 Коран, 7:75

(Так Мы показали Ибрахиму (Аврааму) царство небес и земли, дабы он стал одним из убежденных).

3 Коран, 17: 85

(Вам дано знать об этом очень мало»).

4 Коран, 29: 61

(Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну?» – они непременно скажут: «Аллах». До чего же они отвращены от истины!).

5 Коран, 43: 9

(Если ты спросишь их: «Кто сотворил небеса и землю?» – они непременно скажут: «Их сотворил Могущественный, Знающий»).

Тот человек сказал: «Господь, о котором ты говоришь, что представляет из себя и где находится?» Имам ответил: «Он создал и свойства, и местоположение. Описание Творца не сделает творение Творцом и определить качества Творца по качествам творения не возможно, и потому Всевышний Господь не ограничен нахождением где-либо и свойствами чего-либо и не воспринимается органами чувств». Тот человек заявил: «Раз Его нельзя почувствовать при помощи органов чувств, то Его нет». Имам ответил: «Поскольку твои чувства не в состоянии Его познать, то ты отрицаешь Его, а мы, раз уж получили такие органы, что неспособны Его познать, убедились в том, что Он наш Создатель. (Тот, кто сводит все творения исключительно к своим ощущениям, не ведает того, что само чувство сотворено, но не воспринимается. Есть зрение и есть слух, но нет видения и слышания. Человек понимает, что то, что неограничено, не имеет начала и конца, при том, что любое ощущение имеет свои границы. Сколько же есть существ, которые находятся за пределами органов чувств!» Тот человек в своём представлении о творениях был стеснён ощущениями, и потому отрицал существование Творца, создавшего чувства и того, что можно почувствовать. Имам наставил его на путь истины: «Создатель ощущений и того, что можно ощутить, воображения и того, что можно придумать, разума и всего того, что можно узнать, превыше чувства, фантазии и разума. Потому что мыслительные способности охватывают лишь то, что можно понять, а сами эти способности созданы Богом. Творец объемлет все творения, и следовательно, невозможно, чтобы Творец чувств, разума и представлений, охватываемых Им, находился в их пределах, и созданное стало Создателем. А если Всевышний Господь станет ощущаем, представляем и постигаем разумом, то станет подобием и соучастником того, что постижимо этими способностями. Соучастие требует особого предназначения, а составление это характерная черта творений, тогда, если органы чувств, разум и представления будут содержать в себе Творца, то Он творение, а не Творец». Тот человек спросил: «С каких времён существует Господь?»

Имам ответил: «А скажи-ка, с каких пор Его не было? (Господь, Властитель времени, места, и всего, что ограничено временем и местом, абстрактного и телесного, в божественном пространстве Которого невозможно само небытиё, само место и время»). У Имама спросили: «Тогда что же есть доказательство Его существования?»

Имам указал ему на божественные айаты об окружающем, внешнем мире и мире потаённом и напомнил о размышлении о строении человеческого тела, чтобы он познал мудрость и высшее знание Творца через фундамент и детали этого творения. Он понудил его присмотреться повнимательнее к облакам и ветру, движению солнца, луны и звёзд, чтобы, размышляя над чудесами могущества и мудрости в строении небесных тел он стал признателен Всемогущему и Всезнающему, и движение их по орбите побудило его уверовать1.

3) Эволюция вещества и природы есть ещё более верное доказательство могущества, чем само вещество и сама природа, так как для воздействия материала и всего материального нужны состояние и параллельный процесс: к примеру, огонь воздействует на температуру тела, или лампа, свет которой освещает пространство. Пока они особой связи с тем телом

1 Ат-Таухид, с. 250

или пространством не обнаружат, невозможно, чтобы тело нагрелось от огня, а пространство осветилось от света лампы. Потому как быть в каком-то положении и иметь какое-то отношение к тому, что не существует, невозможно, то и воздействие материи и природы на различные явления, которых не было в природе и веществе, и которые возникли и возникнут в будущем, невозможно. Всё несуществующее, что имеется на небесах и на земле, есть доказательство существования силы и могущества, для воздействия которых не нужно какое-то положение и параллельный процесс, и которые находятся вне материи и телесности: (إِنَّمَا أَمْرُهُ إِذَا أَرَادَ شَيْئًا أَنْ يَقُولَ لَهُ كُنْ فَيَكُونُ)1.

4) Вера в Бога заложена в саму природу человека, так как по своему характеру он расценивает себя как существо, связанное с точкой опоры, в которой нуждается. Однако привязанность к материальным вещам и увлечениям есть препятствие для познания той самой точки опоры.

Когда наступает безысходность со всех сторон и утрачивается надежда найти выход, когда любой светоч мысли гаснет и иссякает помощь извне, пробуждается сознание человека, и непроизвольно он молит о помощи Того Всемогущего и Не нуждающегося ни в чём, на которого он полагается по своей натуре: (قُلْ مَنْ يُنَجِّيكُمْ مِنْ ظُلُمَاتِ الْبَرِّ وَالْبَحْرِ تَدْعُونَهُ تَضَرُّعًا وَخُفْيَةً لَئِنْ أَنْجَانَا مِنْ هَٰذِهِ لَنَكُونَنَّ مِنَ الشَّاكِرِينَ)2, (وَإِذَا مَسَّ الْإِنْسَانَ ضُرٌّ دَعَا رَبَّهُ مُنِيبًا إِلَيْهِ ثُمَّ إِذَا خَوَّلَهُ نِعْمَةً مِنْهُ نَسِيَ مَا كَانَ يَدْعُو إِلَيْهِ مِنْ قَبْلُ وَجَعَلَ لِلَّهِ أَنْدَادًا لِيُضِلَّ عَنْ سَبِيلِهِ)3, (وَ الَّذِي يُسَيِّرُكُمْ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ ۖ حَتَّىٰ إِذَا كُنْتُمْ فِي الْفُلْكِ وَجَرَيْنَ بِهِمْ بِرِيحٍ طَيِّبَةٍ وَفَرِحُوا بِهَا جَاءَتْهَا رِيحٌ عَاصِفٌ وَجَاءَهُمُ الْمَوْجُ مِنْ كُلِّ مَكَانٍ وَظَنُّوا أَنَّهُمْ أُحِيطَ بِهِمْ دَعَوُا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ لَئِنْ أَنْجَيْتَنَا مِنْ هَٰذِهِ لَنَكُونَنَّ مِنَ الشَّاكِرِينَ)4.

1 Коран, 36: 82

(Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается).

2 Коран, 6: 63

(Скажи: «Кто спасает вас от мраков на суше и на море, когда вы взываете к Нему смиренно и тайно, говоря: «Если Он спасет нас от этого, мы непременно будем благодарны!»»).

3 Коран, 39: 8

(Когда человека коснется вред, он взывает к своему Господу, обращаясь к Нему одному. Когда же Он предоставляет ему благо от Себя, человек забывает Того, к Кому он взывал прежде (или забывает то, ради чего он взывал прежде), и равняет с Аллахом других, чтобы сбить других с Его пути).

4 Коран, 10: 22

(Он – Тот, Кто предоставил вам возможность путешествовать по суше и по морю. Вы путешествуете на кораблях, плывущих вместе с ними при благоприятном ветре, которому они рады. Но вдруг подует ураганный ветер, и волны подступят к ним со всех сторон. Они решат, что они окружены, и станут взывать к Аллаху, очищая перед Ним веру: «Если Ты спасешь нас отсюда, то мы будем одними из благодарных!»)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.160.219 (0.07 с.)