Элементы органического действия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элементы органического действия



Настройка к действию

Практические занятия с учениками целесо­образно начать с воспитания элементарных навыков, не­обходимых для коллективной творческой работы. К ним относятся: внутренняя собранность, организованность, чувство локтя партнера, готовность активно включиться в процесс сценического действия.

В театральной педагогике созданы для этой цели со­ответствующие упражнения. Материалом для них может служить процесс самого урока. Например, при появлении педагога в классе ученики встанут, чтобы его приветст­вовать. Как правило, они это сделают шумно и неоргани­зованно. Педагог должен заставить студентов повторять приветствие до тех пор, пока не добьется от них одновре­менности, быстроты, бесшумности, легкости и изящества в выполнении этого простейшего действия.

Затем можно предложить учащимся бесшумно перей­ти с места на место, переставить мебель в комнате, сесть в полукруг или в два ряда, поменяться местами вместе со своими стульями и, наконец, проделать то же самое с закрытыми глазами.

Эти упражнения можно постепенно усложнять. Педа­гог устанавливает определенный порядок совершаемого действия. Все ученики должны одновременно встать, под­нять стулья, составить их в правильный круг, одновре­менно сесть. Вначале это делается по команде или хлоп­ку, а затем молча, следя друг за другом. То же самое можно проделать в различных темпах, ритмах и под му­зыку, которая не только подсказывает темп и ритм, но и характер движения.

В дальнейшем всякая перестановка мебели в классе, подготовка различного рода планировок, сценических выгородок должны осуществляться как упражнения на четкость, организованность, легкость, бесшумность и быстроту действия.

Полезно, чтобы ученики первого курса принимали участие в проведении учебных спектаклей на старших курсах в качестве рабочих сцены, добиваясь тех же ре­зультатов, что и на уроках. Причем осложняющим мо­ментом в этой работе может быть перестановка мебели и декораций в темноте, при открытом занавесе и в при­сутствии публики. Такая производственная практика по­лезна не только в профессиональном отношении, но и для воспитания необходимых этических и дисциплинар­ных качеств: уважения к труду технических работников сцены, умения не гнушаться самой черновой работой в искусстве, четко ее выполнять.

Можно предложить и другие коллективные упражне­ния на развитие собранности и внутренней мобилизо­ванности к действию. Надо научиться произвольно сосредоточивать внимание на заданных объектах в при­сутствии зрителей. В театральных школах широко поль­зуются упражнением, называемым «печатная машин­ка». За каждым участником упражнения закрепляется какая-нибудь определенная буква, цифра или знак пре­пинания, которые отмечаются им хлопком в ладоши или каким-либо иным условленным способом при чте­нии заданного текста.

То же упражнение можно проделать в разных вари­антах. Например, по ходу упражнения меняется ритм или каждая пятая или седьмая буква произносится вслух и т. п. Студентам предлагается сесть в круг и по очереди произносить цифры по порядку в определенном ритме. Некоторые цифры или комбинации их объявля­ются запретными и заменяются каким-либо условным знаком. Кто по ошибке произнесет эту цифру — выбы­вает из игры.

Приведем другое упражнение. Каждому предлагает­ся мысленно петь песню по собственному выбору. По одному сигналу петь ее вслух, по другому — продолжать ее петь про себя. Задача этого упражнения — не сбиться со своей мелодии в тот момент когда другие участники упражнения поют другие песни. Вариант: одна и та же песня поется хором, а затем по сигналу поется мысленно, по другому сигналу выделяются отдельные голоса.

Можно придумать множество других упражнений, которые по своему характеру напоминают детские игры: «жмурки», «моргалки», «третий лишний», «тише едешь —дальше будешь», «море волнуется и др. Полез­ны также некоторые спортивные комнатные игры, тре­бующие ловкости, стремительности, сообразительности и точного взаимодействия с партнерами.

Эти игры и упражнения развивают внимание, сооб­разительность, находчивость, ощущение партнера, чув­ство коллективности, то есть все те качества, которые небходимы и на сцене. Вместе с тем они помогают преодолеть в студенте тормозящие факторы — смуще­ние, застенчивость, скованность, напряженность — и вы­работать в нем быстроту реакции, внутреннюю готов­ность к свершению действия, включению себя в общий процесс борьбы.

К типу таких подготовительных упражнений следует отнести и ряд простейших действий, выполняемых уче­никами по заданию педагога. В порядке соревнования на быстроту ученики по сигналу должны проделать комплекс определенных движений, коснуться десяти различных предметов, мысленно произвести арифмети­ческое действие, перечислить в течение одной минуты наибольшее количество предметов, находящихся в ком­нате, названий городов, имен выдающихся ученых, художников, артистов, подметить то новое, что появилось сегодня во внешнем облике товарищей, с наибольшей точностью и подробностью восстановить в памяти тот или иной эпизод из своей жизни, провести минуту пол­ной тишины и неподвижности при соответствующей мы­шечной и психической свободе и т. д.

Много полезных упражнений можно позаимствовать также из опыта «Клуба веселых и находчивых» (КВН) — этих своеобразных игровых соревнований мо­лодежи, которые демонстрируются по телевидению.

Все эти упражнения помогают на первых порах до­биться организованности в работе студентов, дисципли­нировать их волю, научить их быстро откликаться на поставленную задачу, подготовить себя психически и физически к активным, целесообразным действиям.

В дальнейшем такого рода игры и упражнения поте­ряют свое самостоятельное значение и будут использо­ваться в тренировочной работе по мере надобности как настройка к выполнению более сложных творческих задач.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.004 с.)