Преодоление мышечных зажимов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преодоление мышечных зажимов



Известно, что на ответственных соревно­ваниях спортсмены часто не достигают тех рекордных результатов, которые зафиксированы в нормальных условиях их тренировки. Им мешает излишнее волнение, возникающее от сознания ответственности, от торжест­венной и нервной обстановки. В этих необычных усло­виях у спортсмена повышается кровяное давление, учащается биение пульса, нарушается ритм дыхания и возникают непроизвольные мышечные напряжения, пре­пятствующие выполнению заранее отработанных физи­ческих действий: бега, прыжков, бросков, гребли и т. п. Появляется и психическое торможение, нарушающее быстроту и точность ориентировки, остроту восприятия. Дополнительная затрата физических и душевных сил приводит к быстрой утомляемости.

Все сказанное еще в большей степени относится к актеру, который должен творить на глазах у тысячной толпы. Существует мнение, что мышечные зажимы, с которыми так упорно боролся Станиславский, не пред­ставляют в наше время особой опасности. Современная молодежь не столь застенчива и робка, чтобы бояться зрительного зала, и потому освобождение от излишних напряжений перестало быть актуальной проблемой ар­тистической техники. Но как бы ни изменилась за по­следние десятилетия психология молодежи, природа человека так быстро не меняется, а его нервная система не стала теперь более устойчивой. Неизменными оста­лись и неблагоприятные условия сценического высту­пления. Кто совершенно не волнуется перед выходом на сцену, тот не художник. А где волнение, там и непроиз­вольные напряжения, мешающие органическому процес­су творчества. У нервных людей мышечные зажимы появляются и в моменты относительного покоя и даже во время сна. Их нельзя устранить в полной мере, но при помощи регулярной тренировки можно научиться бо­роться с мышечной анархией и достигать на сцене фи­зического состояния, близкого к нормальному.

Мышечную свободу актера Станиславский считал важнейшим условием создания творческого самочувст­вия. Поэтому «освобождение мышц» он включил в раз­дел внутренней техники актера, подчеркивая тем самым особую роль этого элемента не только для телесной, но и для духовной стороны творчества.

Настоящее место этого раздела «там, где будет го­вориться о внешней технике, то есть о работе над телом,— замечает он.— Но факты настойчиво говорят, что правильнее обратиться к этому вопросу теперь же, в начале программы, когда речь идет о внутренней технике» (т. 2, стр. 132). Поэтому упражнения, направленные на борьбу с непроизвольными мышечными на­пряжениями, возникают на первых же занятиях по тех­нике актера. С них начинается каждый урок и впослед­ствии каждая репетиция, пока привычка контролировать и снимать мышечные зажимы не будет доведена до автоматизма.

Очень важно, чтобы педагог умел подмечать малей­шие мышечные зажимы, которые будут возникать по ходу любого упражнения, и точно указывать, у кого на­пряжение в мимике, у кого в походке, а у кого зажаты пальцы рук, приподняты плечи, напряжено дыхание и т. п. Наряду с устранением индивидуальных недостатков проводятся и общие для всех упражнения по освобожде­нию от непроизвольных мышечных напряжений.

Чтобы устранить мышечные зажимы, можно сперва довести напряжение во всем теле до возможного пре­дела, после чего сразу ослабить мышцы и, наконец, вернуться к нормальному физическому состоянию. Уче­никам предлагается для этого встать, вытянуть руки вверх, сжать кулаки, набрать дыхание и, поднимаясь на носки, напрячь все тело так, словно удерживаешь тяже­лый груз, который нужно забросить на полку или заце­пить за воображаемый крюк. После этого вместе с вы­дохом полностью ослабить мышцы и, чтобы не упасть, опуститься на стул, откинувшись на спинку. Затем снова, набирая дыхание, восстановить необходимую меру мышечных напряжений, чтобы не свалиться со стула, а сидеть в свободной, но подобранной позе, с нормально поднятой головой и прямой спиной, оторвав ее от спинки стула, с собранными ногами и руками. Наконец, принять такую позу, чтобы по сигналу тотчас же вскочить со стула и снова поднимать воображаемый груз, повторяя весь цикл движений.

Ритм упражнений должен быть строго согласован с ритмом дыхания, что особенно важно для достижения нужного результата. Конечно, полное освобождение мышц — это крайность, которая может быть допущена лишь в упражнении. Но на сцене актер никогда не дол­жен доводить тело до полного мышечного освобожде­ния, то есть до состояния расслабленности, а лишь освобождаться от излишков напряжения, сохраняя его настолько, насколько это необходимо для совершения данного действия. (Исключением могут быть случаи изображения сна, обмороков, смерти, когда актер дол­жен полностью ослабить мышцы.)

Предупреждая об этом, Станиславский предлагал каждому актеру изучить свойственную ему в жизни и на сцене норму физического напряжения, то состояние, когда он ничем не взволнован и в то же время не соби­рается уснуть на глазах у публики.

Подобно тому как в природе существует нулевое состояние между положительной и отрицательной тем­пературой, так и у человека можно обнаружить проме­жуточную, нулевую точку, отделяющую положительные эмоции от отрицательных, напряжение — от расслаб­ления.

Чтобы найти такое «нулевое состояние», полезно про­делать следующее: стоя и сидя проверить сверху вниз, от головы до пят, напряжение мышц, добиваясь спокойно­го, нейтрального состояния всего тела.

Прежде всего проверяется мимика. У некоторых актеров на сцене непроизвольно сдвигаются или при­поднимаются брови, щурятся глаза, растягиваются углы губ, образуя так называемую «собачью улыбку». Все это нужно устранить с помощью подсказа со стороны или даже с помощью зеркала. Очень часто от нервозности напрягается шея и приподнимаются плечи. Надо освобо­дить и их. Затем свободно опустить или сложить руки, которые от напряжения имеют свойство «укорачивать­ся». Потом мысленно проверить спинной хребет, убирая как излишнюю вялость его, приводящую к сутулости, так и излишнюю жесткость, когда говорят, что человек «аршин проглотил». Нередко напряжение возникает в ногах, коленях и ступнях. Оно уродует походку, делает ее резкой и «деревянной». И наоборот, опора на пальцы ног придает походке плавность и законченность. В рав­ной мере уродливо, когда ступня одной ноги, перекину­тая через другую ногу, задирается кверху под прямым углом, вместо того чтобы опускаться носком вниз. Ста­ниславский в шутку говорил, что публике никогда не следует показывать свои грязные подошвы.

Для развития каждой части тела и снятия излишних напряжений выработаны специальные упражнения. Важно, чтобы сам ученик научился находить эти напря­жения и преодолевать их. Умеет ли он, например, про­извольно освободить мышцы ног? Для проверки надо предложить ему лечь на спину и расслабить мышцы. Затем приподнять ногу, перехватив ее выше колена. Если он действительно освободит мышцы, нога должна согнуться, а ступня — скользить по полу. В противном случае нетрудно убедиться, что нога осталась напря­женной. Если свободно висящая ступня остается под прямым углом к ноге, надо развивать ее, проделывая в разные стороны вращательные движения и заставляя шевелиться пальцы.

Чтобы устранить непроизвольные напряжения в ру­ках, лучше всего начинать работу с их произвольного напряжения и освобождения. Для этого нужно напрячь, а затем ослабить мышцы руки, с тем чтобы она стала совершенно мягкой, тяжелой и свободно свисала, точно плеть. Для проверки педагог или кто-либо из товарищей медленно поднимают и опускают руку ученика, взяв ее за кончики пальцев. При этом важно, чтобы рука пол­ностью подчинялась движениям, которые ей придаются, не оказывая партнеру никакой помощи и никакой по­мехи. Если поднять и внезапно отпустить руку, она должна свободно упасть, слегка согнувшись в локте. То же самое проделывается с другой, а потом и с обеими руками.

Надо научиться затем освобождать лишь определен­ную группу мышц, сохраняя напряжение в другой груп­пе. Например, освободить мышцы правой руки и левой ноги, напрягая левую руку и правую ногу.

Мышечная скованность — враг пластичности. Можно поднять и протянуть руку, как шлагбаум, говорил Ста­ниславский, а можно развернуть ее, как лебедь развора­чивает шею.

Добиваясь свободы и пластичности жеста, надо сперва медленно, а потом и быстро научиться развора­чивать и сворачивать движения, как бы пропуская мы­шечную энергию по руке постепенно, от плеча к кончи­кам пальцев и обратно. Тогда и жесты, обозначающие, например: «смотри туда!», или «вон отсюда!», или «подойди сюда!» и т. п., станут действенными и вырази­тельными.

Всякое техническое упражнение должно быть по воз­можности оправдано действием. Так, делая широкие движения всей рукой вперед и назад, вверх и вниз, можно либо притягивать, либо отталкивать от себя что-то, а производя вращательные движения от локтя, чер­тить пальцами круг на воображаемой стене.

Для развития и раскрепощения кистей рук создано множество упражнений, каждое из которых может быть оправдано. Широкий бросок кисти снизу вверх — жест приветствия, а сверху вниз— стряхивание налипшего на пальцы теста; сгибание и разгибание пальцев имеете с движением кистей вверх и вниз — замешивание теста, а энергичное выбрасывание пальцев вперед — гипноти­ческий пасс или разбрасывание водяных брызг в лицо партнера; подбрасывание поочередно кистей вверх при подтянутых к туловищу локтях напоминает жонглиро­вание мячами, а вращательные движения кисти — обмахивание большим веером и т. д.

Здесь приведены упражнения, которые проделыва­ются на занятиях по актерскому мастерству. Но это не освобождает от них преподавателей сценического дви­жения, которые совершенно обоснованно включают борьбу с непроизвольными мышечными напряжениями в программу своей работы.

Станиславский настойчиво требовал, чтобы процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения был до­веден до степени автоматизма. Для этого путем систе­матических упражнений необходимо воспитать в себе внутреннего наблюдателя, или мышечного контролера. «Конечно,— замечает он,— при выработке механической привычки вначале приходится много думать о контроле­ре и направлять его действие, а это отвлекает от творче­ства. Но впоследствии освобождение мышц или по край­ней мере стремление к нему в минуты волнения стано­вится нормальным явлением... Мышечного контролера необходимо внедрить в свою физическую природу, сде­лать его своей второй натурой. Только в таком случае мышечный контролер будет помогать нам в момент твор­чества. Если же мы будем работать над освобождением мышц лишь в отведенные для этого часы или минуты, то не добьемся желаемого результата, потому что такие, ограниченные временем, упражнения не выработают привычки, не доведут ее до пределов бессознательной, механической приученности» (т. 2, стр. 135—136). Начи­нающему актеру должны помогать в этой работе все педагоги как основных, так и вспомогательных дис­циплин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.150.247 (0.009 с.)