Физическое действие — основа словесного действия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическое действие — основа словесного действия



Как мы выяснили, умение действовать словом приобретается в процессе живого общения, при котором слова становятся необходимым средством воздействий на партнёров. В этом случае словесные дейст­вия не отрываются от физических; они вытекают из них и сливаются с ними.

С первых шагов работы над словом важно, чтобы ученики почувствовали неразрывную связь словесного действия с физическим, а для этого надо дать им такие упражнения, где эта связь обнаруживалась бы особен­но наглядно. Пусть, например, ученик, исполняя роль командира, подаст своим товарищам команду «Встать, смирно!» и попробует при этом развалиться в кресле и ослабить мышцы; а подавая команду «Вперед!», чтобы бросить взвод в атаку, — сам будет пятиться назад. При таком несоответствии физических действий со словом команда не достигнет цели. В этих противоестественных условиях можно добиться, скорее, отрицательного, ко­мического эффекта. Подобный прием был использован когда-то при постановке «Вампуки», известной в свое время пародии на оперное представление. Ансамбль пел: «Бежим-спешим, скорей-скорей!», оставаясь в неподвиж­ных позах, что вызывало смех зрительного зала.

Чтобы слово стало орудием действия, необходима настройка всего физического аппарата на выполнение этого действия, а не только мускулов языка. Когда кава­лер приглашает даму на танец, то все его тело в этот момент уже готовится к танцу. Если же при произнесе­нии слов «разрешите пригласить вас» спина его будет опущена, а ноги расслаблены, то можно усомниться в искренности его намерения. Когда человек на словах декларирует что-то, принимает различные словесные ре­шения, но логика его физического поведения противоре­чит этому, можно с уверенностью сказать, что его слова останутся лишь декларациями, не претворятся в дейст­вие.

Тонко ощущавший органическую связь слова с дей­ствием Гоголь создал великолепный пример такого про­тиворечия в образе Подколесина. Пьеса начинается с того, что Подколесин принимает решение жениться и бранит себя за проволочку и медлительность. Из текста пьесы мы узнаем, что он ждет сегодня сваху, заказал себе свадебный фрак, распорядился, чтобы были начи­щены сапоги, одним словом, готовится, казалось бы, к решительным действиям. Но, по ремарке автора, Под­колесин почти весь первый акт лежит на диване в хала­те и курит трубку, и эта пассивная поза ставит под сом­нение его решение. Мы начинаем понимать, что Подколесин только на словах собирается жениться, на деле же он вовсе не намерен менять привычный образ жизни. Если слова противоречат поступкам человека, пове­дение будет всегда определяющим для понимания его истинных намерений и душевного состояния. В обычных же случаях словесное действие сливается с физическим и полностью опирается на него. Более того, физическое действие не только сопутствует, но всегда предшествует произнесению слов. Нельзя сказать даже «здравствуйте», если перед этим не увидеть или не ощутить того, кому адресовано приветствие, то есть не совершить предвари­тельно элементарного физического действия. Когда же на сцене слова опережают действия, происходит гру­бое нарушение закона органической природы и словес­ное действие уступает место механическому словоговорению.

Казалось бы, не так уж трудно выйти на сцену и, об­ратившись к партнеру, произнести слова: «Одолжите мне рубль». Но если поставить себя в реальную жизнен­ную ситуацию, которая заставляет обратиться с такой просьбой, все окажется гораздо сложнее. Допустим, по­сле отпуска я возвращаюсь домой и за несколько минут до отхода поезда неожиданно выясняется, что у меня не хватает рубля на билет и я вынужден обратиться за помощью к незнакомым людям. Прежде чем открыть рот и произнести первое слово, мне придется проделать мно­жество очень активных физических действий: выбрать среди окружающих наиболее подходящего человека, к которому можно было бы обратиться с такой щекотли­вой просьбой, найти момент для разговора, пристроить­ся к нему, обратить на себя его внимание, попытаться расположить к себе, вызвать его доверие и т. п. Но когда после всех этих обязательных подготовительных физи­ческих действий я перейду к словам, то не только слова, но и все мое тело, глаза, мимика, поза, жесты будут вы­ражать просьбу.

Чтобы студент крепко усвоил логику физических дей­ствий, подготавливающую и сопровождающую произне­сение заданных слов, чтобы заставить его действовать не по-театральному условно, а по-жизненному верно, нужно хотя бы изредка сталкивать его с самой жизнью. Пусть и товарищи понаблюдают со стороны, как он бу­дет действовать, чтобы получить взаймы рубль у незна­комого человека. И если незнакомый человек действи­тельно поверит ему и примет участие в его судьбе, то это верный признак того, что он действовал правильно и убедительно.

Можно придумать много аналогичных примеров, ког­да заданный текст, например «разрешите с вами позна­комиться» или «позвольте получить ваш автограф» и т. п., должен вызвать всю сложность органического процесса и убедить ученика в том, что нельзя его произнести в ус­ловиях жизни, не проделав предварительно ряд подгото­вительных, обязательных физических действий.

Такого рода упражнения, перенесенные из школьной аудитории в реальную жизненную обстановку, произво­дят большое впечатление и крепко врезаются в память. Они заставляют глубоко осознать логику физических действий, предшествующую произнесению слов. В ней непременно обнаружатся уже знакомые нам стадии ор­ганического процесса взаимодействия: выбор объекта, привлечение его внимания, пристройка к нему, воздейст­вие на него, восприятие, оценка и т. п. В жизни этот ор­ганический процесс складывается непроизвольно, но он легко ускользает от нас на сцене. Чтобы слова не опере­жали мыслей и тех импульсов, от которых они рожда­ются, логика действий должна всякий раз заново осу­ществляться.

Еще выдающийся русский физиолог И. М. Сеченов утверждал, что не может быть мысли, которой не пред­шествовало бы то или иное «внешнее чувственное воз­буждение». Эти чувственные возбуждения, импульсы для произнесения слов и дают нам физические действия. Они связаны с работой нашей первой сигнальной систе­мы, на которую опирается вторая сигнальная система, имеющая дело со словом. Под первой сигнальной систе­мой подразумевается весь комплекс внешних раздраже­ний, которые воспринимаются нашими органами чувств (кроме слов). Раздражения эти не только воспринима­ются нами, но и хранятся в нашей памяти как впечатле­ния, ощущения и представления об окружающей среде. Физиологи называют это первой сигнальной системой действительности, общей у человека и животного. Но в отличие от животного человек изобрел еще словесные сигналы, создал речь, образующую вторую сигнальную систему действительности.

«Многочисленные раздражения словом,— говорит И. П. Павлов,— с одной стороны, удалили нас от дейст­вительности, и поэтому мы должны постоянно помнить это, чтобы не исказить наши отношения к действитель­ности. С другой стороны, именно слово сделало нас людьми...

Однако не подлежит сомнению, что основные законы, установленные в работе первой сигнальной системы, должны также управлять и второй, потому что это рабо­та все той же нервной ткани».

Утверждая как важнейшую основу нашего искусства органичность поведения актера на сцене, мы, следуя со­вету великого ученого, должны постоянно помнить, что словесное действие всегда опирается на физическое. Без этого условия люди легко могут превратиться, по выра­жению Павлова, «в пустословов, болтунов».

Ценность метода физического и словесного действия Станиславского заключается именно в том, что он от­крывает доступные нам практические пути овладения словом на сцене со стороны первой сигнальной системы. Иначе говоря, установление связи с объектами окружаю­щей нас жизни, которые являются источником наших ощущений, и есть тот первичный физический процесс, с которого Станиславский рекомендует начинать твор­чество.

Это принципиальное положение определяет и после­довательность работы по овладению сценической речью. Она начинается с изучения тех словесных действий, ко­торые, не возбуждая сложного мыслительного процесса, обращены непосредственно к воле и эмоции партнера. К ним относятся словесные сигналы, рефлекторно воз­действующие на поведение человека подобно тем строе­вым командам, о которых шла речь в начале главы. Эти действия находятся больше в плоскости первой, чем вто­рой сигнальной системы. Лучшее тому доказательство — дрессированные животные, которые выполняют словес­ные команды, хотя мышление им недоступно. Принци­пиальное отличие такого словесного сигнала от автома­тического звукового или светового сигнала лишь в том, что приказ дрессировщика — это не только привычное звукосочетание, вызывающее рефлекторную реакцию; звукосочетание это подкрепляется физическим действи­ем, окрашивается той или иной интонацией, от ласковой до угрожающей, дополнительно воздействующими на жи­вотное.

На первых порах и следует пользоваться в упражне­ниях несложными словесными образованиями, рассчитан­ными на немедленное изменение в поведении партнера. Такую форму словесных действий мы называем про­стейшей.

В самой жизни подобного рода словесные сигналы встречаются на каждом шагу. Так, протискиваясь через толпу в переполненном автобусе, мы обращаемся к стоя­щему впереди нас со словами «разрешите» или «извини­те», с тем чтобы он посторонился и уступил дорогу. Мы пользуемся простейшими словесными сигналами для при­влечения внимания объекта, от которого намерены чего-либо добиться.

Чтобы заставить остановиться пешехода — нарушите­ля порядка, милиционер свистит и тем самым вызывает соответствующий условный рефлекс. Но такой сигнал не имеет точного адреса. Иное дело окрик орудовца, сидя­щего с микрофоном в милицейской машине; из толпы людей он должен выбрать и привлечь внимание наруши­теля правил уличного движения и заставить его изменить маршрут. «Гражданка с красной сумочкой»,— обраща­ется он. Или: «Гражданин в зеленой шляпе». И т. п. Ра­бота орудовца — пример простейшего словесного воздей­ствия, которое включает в себя и выбор объекта, и привлечение внимания, и воздействие на него с целью заставить нарушителя немедленно изменить свое пове­дение.

Привлечение внимания объекта зовом, окриком, шут­кой, угрозой и т. п. нередко становится первоначальной стадией словесного общения. На примере различных уп­ражнений важно уловить, как это простое словесное действие видоизменяется в зависимости от внешних со­путствующих ему обстоятельств и взаимоотношений с объектом. Действие это станет тем активнее, чем боль­ше вызовет сопротивления; но и активность будет выра­жаться по-разному.

Упражнения целесообразно строить на противопо­ставлениях. Важно ощутить различие в том, как я стану привлекать внимание человека старшего или младшего по возрасту или положению, незнакомого или, напротив, близкого человека, который либо стремится к общению со мной, либо противится ему. Пусть ученики понаблю­дают в жизни и воспроизведут в классе, как обращает на себя внимание проситель, зависимый от партнера, или, напротив, независимый, когда он обращается к человеку, ему чем-то обязанному. Как привлекает покупателя улич­ный продавец? А как ведет себя актер после успешно сыгранной роли или студент, удачно показавшийся на экзамене, жаждущий услышать от вас похвалу; или влюбленный, ожидающий решительного ответа либо же­лающий преодолеть холодное к нему отношение? Как привлечь внимание партнера, чтобы сообщить ему секрет, отвлекая при этом окружающих? И т. п. В зависимости от обстоятельств наше обращение к лицам, внимание которых мы хотим привлечь, будет бесконечно разнооб­разным.

Перейдем теперь к более сложным упражнениям. Молодой человек делает попытку примириться с девуш­кой, которую он оскорбил. (Причины и подробности ссоры должны быть точно оговорены.) В начале упраж­нение выполняется без слов, по физическим действиям. Для оправдания такого мимического диалога можно предположить, что в комнате находятся третьи лица, за­нятые своими делами, и надо объясниться друг с другом так, чтобы не привлекать их внимания. В этих условиях он может, например, подойти к девушке, коснуться ее руки или плеча, обращая на себя внимание, и пристро­иться к ней, чтобы добиться примирения. Она может отвергнуть его попытку, отстраниться или отвернуться от него, показывая всем своим видом, что на примирение не согласна. Он будет настаивать на своем, пытаясь с помощью все новых пристроек, мимики, жестов смягчить ее, заставить посмотреть на себя, улыбнуться и т. п.

Если при повторении упражнения «устранить посто­ронних лиц» и столкнуть партнеров лицом к лицу, то возникнет соответствующий их взаимоотношениям текст, созданный импровизационным путем. В результате мо­жет сложиться примерно такой диалог:

Он (входя в комнату). Слушай, Таня, можно мне с тобой поговорить?

Она. Нет, это бесполезно.

Он. Почему?

Она. Разговор ни к чему не приведет.

Он. Ну полно тебе сердиться из-за пустяков.

Она. Оставь меня в покое. Уходи.

Исполнение диалога будет в первую очередь зависеть от степени обиды, которую он ей нанес. Тут выгоднее при каждом повторении варьировать обстоятельства, чтобы исход разговора не был заранее предрешен и от­ношения определялись бы по ходу самого диалога. В за­висимости от предыстории их взаимоотношений, от то­го, как он войдет в комнату, как пристроится к ней, при­ступит к разговору и какой смысл вложит в первую реплику, будет во многом зависеть и ее ответ, который не должен быть заранее подготовлен с точки зрения ин­тонации. Возможно, что последняя ее реплика «уходи», если партнеру удастся своим поведением смягчить ее и задобрить, прозвучит как «останься».

В упражнениях такого рода фиксируется только текст, все остальное — импровизация. Это помогает выполнить главную педагогическую задачу: научиться с помощью поступков и слов управлять поведением партнера.

На том же примере можно поставить перед исполни­телями ряд новых задач, помогающих овладевать сло­весным воздействием на партнера. Так, например, де­вушке дается втайне от партнера задание — остановить его у двери и не подпускать к себе до конца диалога, или, наоборот, заставить его приблизиться на два-три шага, или подойти к себе совсем близко. Можно и ему втайне от нее дать противоположное задание, например поцело­вать партнершу в конце диалога, что еще больше обост­рит их словесную и физическую борьбу.

Можно создать и другие простые, лаконичные диало­ги, которые давали бы возможность тренироваться в простом воздействии на партнера с целью приблизить его или отдалить от себя, заставить посмотреть в глаза, принудить улыбнуться, засмеяться, вывести из себя или успокоить, уговорить сесть, подняться, броситься бежать, ободрить или охладить его и т. п., всякий раз добиваясь изменения поведения партнера.

Ошибочно понимать «метод физических действий» как исключительную заботу о своих действиях,— лишь бы я действовал правильно, а партнеры пусть сами отве­чают за себя. Если следовать Станиславскому, то перво­степенная забота актера — следить за поведением парт­нера с целью наилучшего воздействия на него в соответ­ствии с моими интересами.

Когда слова бьют мимо цели, не удовлетворяют чув­ства правды, нужно временно отказаться от слов и вер­нуться к физическому взаимодействию. Если реплики насыщены глаголами в повелительном наклонении, на­пример: «подойди сюда», «сядь на этот стул», «успокой­ся» и т.п.,— их всегда можно перевести на язык взглядов, мимики, жестов. Когда же с помощью физических действий общение между партнерами будет восстанов­лено, нетрудно снова вернуться к тексту, который станет на этот раз выразителем действия.

Простейшие словесные действия легко переходят в физические действия и наоборот. Только при обращении к более сложным формам словесного взаимодействия, когда речь опирается на активную деятельность вообра­жения и направлена преимущественно на перестройку сознания партнера, слова уже не могут быть полностью заменены действиями бессловесными. Однако, забегая вперед, подчеркнем, что укрепление процесса физическо­го взаимодействия необходимо при всех видах и на всех стадиях словесного общения. Речь не может быть орга­ничной, если она оторвется от породившей ее почвы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.220.131.93 (0.021 с.)