Глава 1. Проблема интеграции детей с нарушениями в развитии в психолого- педагогической литературе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Проблема интеграции детей с нарушениями в развитии в психолого- педагогической литературе.



Содержание

Введение

Глава 1. Проблема интеграции детей с нарушениями в развитии в психолого- педагогической литературе.

1.1. Понятие интеграции. Модели интеграционного обучения.

1.2. Основные условия социально-педагогической интеграции детей с отклонениями вразви­тии

1.3.Проблемы интеграции детей с особыми образовательными потребностями

1.4.Интеграционные процессы в отношении детей с интеллектуальной недостаточностью.

Выводы.

Глава 2. Экспериментальное изучение процесса интеграционного обучения детей с нарушениями в развитии.

2.1. Организация исследования, описание экспериментальных методик

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента.

Выводы.

Глава 3. Организация формирующего эксперимента по обеспечению интеграционных процессов детей с интеллектуальными нарушениями в дошкольном учреждении.

3.1. Организация формирующего эксперимента.

3.2. Система интеграционных мероприятий в специальном дошкольном учреждении.

Выводы.

Заключение

Список литературы.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение

 

Интеграция – это закономерный этап развития системы специального образования, связанный с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.

В системе образования интеграция означает возможность минимально ограничивающей альтернативы (т.е. выбора) для лиц с особыми образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего назначения (дошкольное образовательное учреждение, школа и пр.)

Интеграция основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.

Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Впоследствии его идея материализовалась в практике работы школ Западной Европы и США и только в последние годы все активнее начинает воплощаться в России [2].

В работах современных российских дефектологов, в частности, в исследованиях Н.Н.Малофеева, можно выделить два возможных пути развития интеграции: революционный и эволюционный. Революционный путь представляет собой разрушение дифференцированной системы как традиционной формы специального обучения и искусственное внедрение западных моделей интеграционного обучения; эволюционный путь предполагает постепенное развитие интегрированных процессов внутри системы специального образования.

Н.Д. Шматко указывает, что происходящие процессы интеграции в обучении детей с ограниченными возможностями в России имеет свою специфику, то есть развиваются в условиях особого социокультурного статуса.

Л.М. Шипицина отмечает, что нельзя насильственно запретить дифференциацию в обучении и воспитании, так как она является в настоящее время почти единственной основой индивидуального подхода обучению ребенка [2, 8, 11, 15, 17].

Итак, проблема интегрированного обучения является в настоящее время дискуссионной, так как интеграция имеет свои положительные и отрицательные стороны, что обусловливает актуальность дальнейших исследований по данной проблеме.

Цель исследования: изучение проблемы интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования: особенности интеграционных процессов в специальном дошкольном учреждении.

Предмет исследования: психолого - педагогические условия, необходимые для успешной интеграции детей с интеллектуальными нарушениями.

Гипотеза: мы предполагаем, что в качестве психолого-педагогических условий, необходимых для успешной интеграции детей с интеллектуальными нарушениями, выступают следующие:

- Системность мероприятий, проводимых в дошкольных учреждениях в рамках интеграционного процесса.

- Подготовленность педагогов и родителей к участию в интеграционных мероприятиях.

 

 

Задачи:

- теоретический анализ литературы по проблеме интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья.

- пилотажное исследование, направленное на изучение отношения к проблемам интеграции студентов, обучающихся по специальности 050717 – специальная дошкольная педагогика и психология, педагогов общеобразовательных и специальных дошкольных учреждений, а так же специалистов и рабочих ОАО «Северсталь».

- изучение интеграционных процессов в специальных дошкольных учреждениях.

- оценка эффективности работы, направленной на обеспечение интеграционных процессов в специальном дошкольном учреждении.

Методы: беседа, опрос, анкетирование, анализ анамнестических данных, экспериментальный метод, количественный и качественный анализ полученных данных.

Организационная база исследования: МДОУ «Детский сад № 85 компенсирующего вида» г. Череповца Вологодской области, а так же ГОУ для детей – сирот, оставшихся без попечения родителей «Коряжемский детский дом - школа» г. Коряжмы Архангельской области. Количество детей, участвующих в нашем исследовании - 28.

В пилотажном исследовании был проведен опрос 111 человек: студентов, обучающихся по специальности 050717 – специальная дошкольная педагогика и психология, педагогов общеобразовательных и специальных дошкольных учреждений, а также специалистов и рабочих ОАО «Северсталь».

Практическая значимость: подбор комплекса диагностических методик, направленных на изучение интеграционных процессов в специализированных дошкольных учреждениях, и определение наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для их осуществления.

Апробация исследования: результаты работы докладывались на конференции молодых ученых ЧГУ (30.03 2007г.) и на студенческой научной конференции (18.04 2007г.).

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Выводы по 1 главе

Таким образом, в конце ХХ века наиболее развитые страны переходят на путь интеграции в обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии. Для нашей страны задача интегрированного обучения требует своего решения на государственном уровне, чтобы обеспечить детям с проблемами в развитии равные с их здоровыми сверстниками возможности в получении образования необходимого для максимальной адаптации и полноценной интеграции в обществе. В последнее десятилетие в институте коррекционной педагогики РАО была создана оригинальная концепция интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии, учитывающая «российский» фактор. Наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии располагают образовательные учреждения комбинированного типа. В этих условиях, возможно, эффективно осуществлять интеграцию проблемных детей с учетом развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него «долю» интеграции, т.е. одну из моделей: комбинированную, частичную или временную. Важно подчеркнуть, что если полная и комбинированная модели интеграции могут быть эффективны лишь для части детей с высоким уровнем психофизического и речевого развития, то частичная и особенно временная формы интеграции целесообразны для большинства детей с отклонениями в развитии. Такое объединение способствует гуманистическому воспитанию здоровых детей и ранней социализации детей с отклонениями.

Интеграция ребенка с нарушенным интеллектом – это многоплановый, сложный и необходимый процесс, который должен присутствовать в системе современного специального образования. Важен системный подход для решения этой проблемы. Для этого весь процесс следует поделить на два блока: интеграция как процесс, сопровождающий развитие ребенка, и интеграция как последующая реабилитация ребенка в общество. В отношении ребенка процесс интеграции (первый блок) должен проходить следующие этапы: ранняя диагностика нарушения, выбор учреждения, выбор модели интеграции для оптимизации помощи ребенку, отслеживание результатов и корректировка последующей помощи. Второй блок подразумевает сопровождение жизни выпускника социальными и психологическими структурами общества.

Содержание

Введение

Глава 1. Проблема интеграции детей с нарушениями в развитии в психолого- педагогической литературе.

1.1. Понятие интеграции. Модели интеграционного обучения.

1.2. Основные условия социально-педагогической интеграции детей с отклонениями вразви­тии

1.3.Проблемы интеграции детей с особыми образовательными потребностями

1.4.Интеграционные процессы в отношении детей с интеллектуальной недостаточностью.

Выводы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 1039; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.009 с.)