Основные тенденции развития Российской экономики на рубеже XX–XXI вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные тенденции развития Российской экономики на рубеже XX–XXI вв.



25 декабря 1991 – распад СССР.

«Шоковая терапия». К 1992 г. в России переход к рыночной экономике считался неизбежным. Частичные меры по «вживле­нию» элементов рынка в экономику лишь усугубляли кризис в стране. Повседневными явлениями стали пустые прилавки ма­газинов, бесконечные очереди. Социальная напряженность на­растала.
Идеологом и основным проводником «шоковой терапии» стал Е.Т.Гайдар, получивший пост вице-премьера в правительстве. Реформаторы полагали, что рынок сам создаст оптимальную структуру экономического развития. Правительство рассчитывало на получение крупных кредитов от Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и разви­тия (МБРР). В общественном сознании преобладало представление о недо­пустимости государственного вмешательства в экономику, но специалисты были не согласны. Программа состояла во введении свободной торговли, отпуске цен, приватизации государствен­ной собственности. С января 1992 г. цены на большинство това­ров были отпущены. Они должны были возрасти в 3 — 5 раз, но на деле увеличились в 100 раз и продолжали расти. Правительство пошло на резкое сокра­щение важнейших государственных расходов – упа­ло финансирование армии, снизился до опасной черты государ­ственный оборонный заказ, упали со­циальные расходы. Это заставило весной 1992 г. пойти на повышение зарплат. Началась безудержная инфляция. Инфля́ция — повышение уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг.

Программный документ “Стратегия России в переходный период” определил принципиальный курс на экономическую независимость при “мягком” политическом союзе, который был принят президентом Ельциным и затем реализовывался на практике правительствами Гайдара и Черномырдина. Суть – проведение жизненно необходимых экономических реформ на основе маркетизации, либерализации, приватизации и финансовой стабилизации, но и создание российского национального государства со всеми его необходимыми атрибутами, прежде всего устойчивой и конвертируемой национальной валютой, налоговой системой, бюджетом, пограничными и таможенными службами, эффективной денежной системой, национальным банком. Второй документ – “Ближайшие экономические перспективы России”, определял философию стабилизационной и реформистской политики в условиях формирования институтов национальной государственности в России. Вывод – экономическую политику ближайшей перспективы определяет не идеальный замысел реформаторов, а сочетание трех кризисов, оставленных России в наследство рухнувшей экономикой Советского Союза:

- инфляционного кризиса (крупные макроэкономические диспропорции проявляются в ускоряющейся открытой инфляции и остром дефиците на всех товарных рынках),

- платежного кризиса (острый дефицит золотовалютных ресурсов и подрыв кредитоспособности страны ведут к вынужденному резкому падению импорта) и, наконец,

- системного кризиса (утрата органами государственной власти на всех уровнях способности регулировать ресурсопотоки).

На первом этапе предполагалось осуществить не либерализацию в полном смысле этого слова, а упорядочение, реструктуризацию и существенное повышение общего уровня цен. При этом в течение некоторого времени должна была сохраняться ситуация подавленно-открытой инфляции. Затем предполагалось осуществить полномасштабную либерализацию цен с одновременным включением мощного механизма макроэкономической стабилизации, основным элементом которого и стало бы введение российской национальной валюты.

Однако уже в конце ноября 1991 года от этой идеи пришлось отказаться, поскольку практика работы в правительстве показала, что еще полгода ситуации подавленно-открытой инфляции страна просто не выдержит, пришлось пойти на вариант немедленной либерализации цен. Введение новой валюты оказалось невозможным по причинам технологическим - требовалось значительное время для разделения счетов банков бывших союзных республик. Это крайне затруднило достижение финансовой стабилизации. Первый реальный шаг к ликвидации рублевой зоны и утверждению российской национальной денежной и валютной системы - разделение безналично-денежного оборота посредством введения корреспондентских счетов центральных банков бывших союзных республик в ЦБ России - удалось осуществить в июле 1992 года, но остальные меры вводились еще долго. Только в апреле 1993 года удалось прекратить практику предоставления странам СНГ так называемых технических кредитов для торговли с Россией.

Концепция проведения приватизации госу­дарственной собственности в Российской Фе­дерации предусматривала два этапа ее реализа­ции: чековый (ваучерный) и денежный.

Этап чековой приватиза­ции — с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г.; этап денежной приватизации — с 1 июля 1994 г. по настоящее время.

Основными целями первого (чекового) этапа приватизации были: 1) мас­совое разгосударствление российской экономи­ки, перераспределение и закрепление прав част­ной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов; 2) форми­рование слоя частных собственников, содей­ствие созданию социально ориентированной рыночной экономики; 3) обеспечение условий для повышения эффективности функциониро­вания российских предприятий; 4) создание не­обходимых законодательных и организацион­ных условий и механизмов для перехода прав собственности от одних лиц к другим; 5) содей­ствие процессу стабилизации финансового по­ложения в Российской Федерации; 6) создание конкурентной среды и обеспечение условий для демонополизации народного хозяйства; 7) рас­ширение инвестиционной базы российских предприятий и привлечение иностранных ин­вестиций в российскую экономику.

Главная цель денежного этапа приватиза­ции, официальное начало которого датировано 1 июля 1994 г., — переход прав собственности на приватизируемое государственное имуще­ство в руки реально ответственных (эффектив­ных) собственников.

Три стратегических задачи денежного этапа приватизации: 1) сформировать инвесторов, владеющих зна­чительными пакетами акций, что повысит их заинтересованность в долгосрочных инвести­циях; 2) обеспечить приватизируемые пред­приятия наличными средствами, необходимы­ми для их структурной перестройки; 3) способ­ствовать решению фискальных задач, т.е. попол­нению доходной части госбюджета.

Монетари́зм — макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Современный монетаризм возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения.

Чёрный вторник (1994) — обвальное падение рубля по отношению к доллару 11 октября 1994 года. За один день на Московской межбанковской валютной бирже курс доллара вырос с 2833 до 3926 рублей за доллар. Основной причиной считали «раскоординированность, несвоевременность, а порой и некомпетентность решений и действий федеральных органов власти». В результате «чёрного вторника» были отправлены в отставку председатель ЦБ Виктор Геращенкои и. о. министра финансов Сергей Дубинин. Особенностью была кратковременность падения курса – через 3 дня все вернулось почти к 10 октября.

 

67. Социальные преобразования на рубеже XX–XXI вв., новые отношения государства, общества и человека.

Взаимоотношения России со странами СНГ: Советский Союз был федерацией 15 республик, но роль и место РСФСР в этом государственном образовании была особой – столица СССР располагалась в столице РСФСР – Москва. Советский Союз, для многих государств ассоциировался именно с Россией. В западном общественном мнении было – СССР – это продолжение Российской империи, причем республики в его составе представлялись довольно бесправными.

Развал СССР, ставший совершившимся фактом в 1991 году, привел к образованию нового интеграционного образования, которое предусматривало взаимодействие суверенных государств – СНГ. В СНГ вошли большинство бывших республик СССР, за исключением трех прибалтийских республик – Латвии, Литвы и Эстонии, а также Грузии которая присоединилась к СНГ несколько позже.

СНГ был создан 8 декабря 1991 года подписанием главами РСФСР, БССР, УССР, «Соглашения о содружестве Независимых государств» (Беловежское соглашение). Этот документ прекращал существование СССР.

В течение декабря 1991 года к документу присоединились еще 8 государств.

В первые годы отношения союзников «омрачались» разделом собственности и военного потенциала бывшего Советского Союза. Также существовали многочисленные этно-конфессиональные конфликты в ряде республик. Россия, в большинстве случаев старалась поддерживать своих «соотечественников» и в ряде случаев вводила свои войска на территории новых независимых государств (наиболее показательные примеры – Абхазия, Приднестровье). Инфраструктура Советского Союза, в целом, создавалась как некая общность, не разделенная внутриреспубликанскими границами. После развала СССР многие объекты инфраструктуры, значимые для экономического развития определенных регионов, оказались за границей. Такое положение требовало экономической интеграции бывших Советских республик, на взаимовыгодной основе. Соглашение о создании Союзного государства России-Белоруссии, заключенное в 1996 году, также соглашение о таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией заключенное несколько позже – в 2000-х годах. Отношения между этими государствами, в целом строятся на паритетной основе. Непростыми оставались отношения России с Украиной. Омрачались они спорами о территориальной принадлежности Крыма, о Черноморском флоте, о газовом вопросе. Однако эти отношения также приобрели позитивную динамику. Отношения с Азербайджаном, в целом, были ровные, с Арменией – союзнические, а с Грузией доходили до откровенно враждебных. События августа 2008 года, когда Грузия пыталась военным путем вернуть территории Южной Осетии и Абхазии, привели к военному конфликту на Северном Кавказе. После этих событий Грузия вышла из состава СНГ.

Перспективы развития России в XXI веке: Россия вступила в двадцать первый век в качестве независимого, федеративного государства с рыночной экономикой. В перспективе Россия будет занимать довольно значимую роль в мировой экономике и политике. Связано это с рядом объективных факторов. Во-первых, Россия – это самое большое государство мира, с громадным ресурсным потенциалом. Роль России как поставщика энергетических ресурсов должна будет только возрастать. Во-вторых, Россия – это значимый субъект международной политики. Она является постоянным членом Совета безопасности ООН, с правом Вето, а также членом множества влиятельных международных организаций – СНГ, АСЕАН, БРИК. Позиции России в этих организаций весьма сильны. В-третьих, Россия – это военная держава мирового значения. Военный потенциал России, атомное оружие, которое имеется у России, априори делает ее значимым игроком мировой политики. В-четвертых, высокая роль и влияние России на пространстве бывшего СССР. В-пятых, экономический потенциал России, который стал проявляться в 2000-е годы, когда экономика России признавалась одной из наиболее активно-развивающихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 1398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.19.251 (0.018 с.)