Русская культура в XIV–XV вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская культура в XIV–XV вв.



Основная идея культуры – преодоление катастрофических последствий монголо-татарского нашествия.

Школы при церквях. Монастыри – центры книжности. Бумага с 14 века. С 15 века скоропись.

Фольклор: сказания (о битвах), былины, песни, пословицы и поговорки, сказки и заговоры, обрядовая и иная поэзия – отражение людей о своем прошлом. В эти столетия окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, В былинах кроме фактов древнерусской истории отражаются и более поздние события, связанные с ордынским нашествием и игом: битва на Калке, победа на поле Куликовом, освобождение от ига Орды. Фольклорные черты имеют многие сказания - о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и Евпатии Коловрате, защитнике Смоленска Меркурии, «Задонщина» (Софоний Рязанец) – рассматривает событие 1380 г. как прямое продолжение борьбы Киевской Руси со степными хищниками – кочевниками; и «Сказание о Мамаевом побоище». Историческая песня о Щелкане Дудентьевиче рассказывает о восстании тверичей против Чолхана и его отряда.

Литература: летописи, воинские повести («Сказание о Мамаевом побоище» (Куликовская битва)). В литературе большое место заняли героическая и «житийная», или биографическая, темы. В ряде воинских повестей рассказано о нашествии татаро-монгол, борьбе с ними храбрых русичей. Защита родной земли, бесстрашие в борьбе с её врагами, захватчиками. Возвышенную и патриотическую повесть об Александре Невском написал его дружинник. Он воспевает «мужество и житие» своего героя, описывает битвы, выигранные полководцем, его поездку в Орду и кончину. Позднее на основе этой повести создано «Житие святого Александра Невского». Другие повести посвящены князьям, погибшим в Орде. Все они представлены как неустрашимые защитники христианской веры, своей земли, народа. В житиях митрополитов Петра и Алексея прославляется деятельность этих сторонников Москвы. Они полны описаний подвигов и чудес, связанных с их именами. Ведущее место в литературе и исторической мысли занимали летописи.

Архитектура: Московский кремль при Иване 3 (конец 15 века), Успенский собор (конец 15 века).

Зодчество. Живопись: иконопись. Возведение деревянных построек - изб и хором, часовен и церквей - возобновилось после монголо-татарского нашествия довольно быстро - жизнь требовала жилья и храма, хотя бы и самого скромного. Каменные здания появляются в конце XIII в. В XIV - XV в. в. их число намного увеличивается. В городах и монастырях строят каменные стены, другие крепостные сооружения. В Новгороде Великом в XV в. построили комплекс зданий Софийского дома - резиденции архиепископа, боярские палаты. Церкви и соборы обычно расписывались фресками, в алтарях и на стенах развешивали иконы. Высшей степени выразительности, совершенства русская фресковая живопись и иконопись достигли в творчестве гениального Андрея Рублёва – монах Троице - Сергиева, затем московского Спаса - Андроникова монастыря. Вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал степы Благовещенского собора Московского Кремля; затем, на этот раз в сотрудничестве с другом Даниилом Чёрным, - Успенский собор во Владимире. Позднее они же работают над фресками и иконами для Троицкого собора Троице - Сергиева монастыря. Самая известная его работа - «Троица» из иконостаса, упомянутого Троицкого собора. Написанная в античной традиции, она глубоко национальна по мягкости и гармоничности, благородной простоте изображённых фигур и прозрачности, нежности красок. Они присущи и другим иконам и фрескам - «Спасу», апостолам, ангелам. Среди мастеров, работавших в Новгороде, особенно прославился Феофан Грек, или Гречин, приехавший из Византии. Его фрески в церквах Спаса на Ильине, Фёдора Стратилата поражают величественностью, монументальностью и большой экспрессией в изображении библейских сюжетов. Работал он и в Москве. В XV в. на иконах, помимо традиционных сюжетов из Библии, житий святых, всё чаще появляются пейзажи (леса и горы, города и монастыри), портреты (например, на иконе «Молящиеся новгородцы» - портрет боярской семьи), батальные сцены (например, победа новгородцев над суздальцами на одной из новгородских икон). Диони́сий (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва. Самая ранняя из известных работ — росписи собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре (1467—1477). В 1481 году артель, возглавляемая Дионисием, расписывает Успенскую церковь в Москве (вероятнее всего, Успенский собор, построенный Аристотелем Фиораванти). Работает в Иосифо-Волоколамском монастыре: там он пишет иконы для соборной церкви Успения Богоматери, возглавляя живописную артель. Наиболее известные работы Дионисия — стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные мастером вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром; также житийные иконы митрополитов Петра и Алексея (1462—1472 гг.), «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.), «Крещение Господне» (1500 г.), «Спас в силах» и «Распятие» (1500 г.), «Сошествие в ад».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.004 с.)