Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русская культура в XIV–XV вв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основная идея культуры – преодоление катастрофических последствий монголо-татарского нашествия. Школы при церквях. Монастыри – центры книжности. Бумага с 14 века. С 15 века скоропись. Фольклор: сказания (о битвах), былины, песни, пословицы и поговорки, сказки и заговоры, обрядовая и иная поэзия – отражение людей о своем прошлом. В эти столетия окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, В былинах кроме фактов древнерусской истории отражаются и более поздние события, связанные с ордынским нашествием и игом: битва на Калке, победа на поле Куликовом, освобождение от ига Орды. Фольклорные черты имеют многие сказания - о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и Евпатии Коловрате, защитнике Смоленска Меркурии, «Задонщина» (Софоний Рязанец) – рассматривает событие 1380 г. как прямое продолжение борьбы Киевской Руси со степными хищниками – кочевниками; и «Сказание о Мамаевом побоище». Историческая песня о Щелкане Дудентьевиче рассказывает о восстании тверичей против Чолхана и его отряда. Литература: летописи, воинские повести («Сказание о Мамаевом побоище» (Куликовская битва)). В литературе большое место заняли героическая и «житийная», или биографическая, темы. В ряде воинских повестей рассказано о нашествии татаро-монгол, борьбе с ними храбрых русичей. Защита родной земли, бесстрашие в борьбе с её врагами, захватчиками. Возвышенную и патриотическую повесть об Александре Невском написал его дружинник. Он воспевает «мужество и житие» своего героя, описывает битвы, выигранные полководцем, его поездку в Орду и кончину. Позднее на основе этой повести создано «Житие святого Александра Невского». Другие повести посвящены князьям, погибшим в Орде. Все они представлены как неустрашимые защитники христианской веры, своей земли, народа. В житиях митрополитов Петра и Алексея прославляется деятельность этих сторонников Москвы. Они полны описаний подвигов и чудес, связанных с их именами. Ведущее место в литературе и исторической мысли занимали летописи. Архитектура: Московский кремль при Иване 3 (конец 15 века), Успенский собор (конец 15 века). Зодчество. Живопись: иконопись. Возведение деревянных построек - изб и хором, часовен и церквей - возобновилось после монголо-татарского нашествия довольно быстро - жизнь требовала жилья и храма, хотя бы и самого скромного. Каменные здания появляются в конце XIII в. В XIV - XV в. в. их число намного увеличивается. В городах и монастырях строят каменные стены, другие крепостные сооружения. В Новгороде Великом в XV в. построили комплекс зданий Софийского дома - резиденции архиепископа, боярские палаты. Церкви и соборы обычно расписывались фресками, в алтарях и на стенах развешивали иконы. Высшей степени выразительности, совершенства русская фресковая живопись и иконопись достигли в творчестве гениального Андрея Рублёва – монах Троице - Сергиева, затем московского Спаса - Андроникова монастыря. Вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал степы Благовещенского собора Московского Кремля; затем, на этот раз в сотрудничестве с другом Даниилом Чёрным, - Успенский собор во Владимире. Позднее они же работают над фресками и иконами для Троицкого собора Троице - Сергиева монастыря. Самая известная его работа - «Троица» из иконостаса, упомянутого Троицкого собора. Написанная в античной традиции, она глубоко национальна по мягкости и гармоничности, благородной простоте изображённых фигур и прозрачности, нежности красок. Они присущи и другим иконам и фрескам - «Спасу», апостолам, ангелам. Среди мастеров, работавших в Новгороде, особенно прославился Феофан Грек, или Гречин, приехавший из Византии. Его фрески в церквах Спаса на Ильине, Фёдора Стратилата поражают величественностью, монументальностью и большой экспрессией в изображении библейских сюжетов. Работал он и в Москве. В XV в. на иконах, помимо традиционных сюжетов из Библии, житий святых, всё чаще появляются пейзажи (леса и горы, города и монастыри), портреты (например, на иконе «Молящиеся новгородцы» - портрет боярской семьи), батальные сцены (например, победа новгородцев над суздальцами на одной из новгородских икон). Диони́сий (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва. Самая ранняя из известных работ — росписи собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре (1467—1477). В 1481 году артель, возглавляемая Дионисием, расписывает Успенскую церковь в Москве (вероятнее всего, Успенский собор, построенный Аристотелем Фиораванти). Работает в Иосифо-Волоколамском монастыре: там он пишет иконы для соборной церкви Успения Богоматери, возглавляя живописную артель. Наиболее известные работы Дионисия — стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные мастером вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром; также житийные иконы митрополитов Петра и Алексея (1462—1472 гг.), «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.), «Крещение Господне» (1500 г.), «Спас в силах» и «Распятие» (1500 г.), «Сошествие в ад».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.98.91 (0.009 с.) |