Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системные библиотеки Windows 10
Вообще говоря, неизвестно, сколько человеку всего нужно. Наверное, больше того, чем сколько ему нужно, и не менее того, чем сколько он хочет. М. Зощенко
Немногие новички знают, что помимо Персональных Па-пок в Windows 10 есть ещё одна «виртуальная кладовая», рас-считанная на обладателей больших коллекций медиафайлов. Речь идёт о Библиотеках, которые, к слову, появились ещё
в Windows 7, а в «десятке» тихо ушли в тень и даже не ото-бражаются по умолчанию в Проводнике! Но они по-прежнему присутствуют в системе — а как их включить, вы видите на кар-тинке.
Поначалу кажется, что Библиотека — это просто оболочка для тех же Персональных папок, если не их двойник. Однако на самом деле в Windows все устроено гораздо хитрее: в любую из Библиотек можно включить не только «штатные» Персональные папки, но и другие — в том числе и расположенные в совершенно 258 Мир развлечений: домашняя медиатека разных местах, на внешних жестких дисках или даже в локаль-ной сети.
Вот вам простой пример. Документы, как мы уже говорили, нужно хранить в папке Документы, но лично мне это не слиш-ком удобно. Документов у меня много: часть из них просто валя-ется на Рабочем столе, а часть хранится в отдельных папках на дополнительных винчестерах. И перенести свои тексты в папку Документы я не готов — хотя бы потому, что она и так заполненанакопившимися за почти пятнадцать лет статьями, черновиками
и прочими огрызками. Не говорю уже о музыке, коллекция кото-рой разбросана аж по трём винчестерам!
Как быть? Windows XP или даже Vista были бы неумолимы: хочешь порядка — изволь переносить все свои файлы в одну пап-ку. А вот Windows 10 с её Библиотеками относятся к пользова-тельским причудам куда более либерально: «физически» ваши файлы-папки могут находиться где угодно, но на логическом уровне их легко объединить в Библиотеку — с помощью одной-единственной команды Контекстного Меню.
Поначалу каждая из Библиотек настроена лишь на одну папку — Персональную. А чтобы включить в неё другие папки, щёлкните по названию библиотеки правой кнопкой мышки, вы-берите меню Свойства, а затем нажмите в открывшемся окошке кнопку Добавить Папки. Системные библиотеки Windows 10 259 После того, как вы добавили файлы в Библиотеку, Windows индексирует все хранящиеся в них документы и файлы — теперь любой текст, видео или, скажем, MP3-файл можно легко найти через поиск.
Добавив всю вашу коллекцию фильмов в Библиотеку, вы сможете воспроизводить их на любом компьютере, подключённом к вашей «домашней группе», а также на «умных» телевизорах и смартбоксах в потоковом режиме. Этого можно добиться и другим способом — через уста-новку на компьютер отдельной программы для потоково-го вещания, например, Домашний Медиасервер (/www. homemediaserver.ru). Но об организации домашнего меди-ацентра на базе Windows разговор пойдёт в одной из сле-дующих глав.
Домашний фотоальбом
После спектакля в знаменитом Санкт-Петербургском Алексан-дринском театре к знаменитому актёру Николаю Симонову по-дошел здоровенный парнюга и вежливо обратился:
— Николай Константинович, разрешите с вами побеседовать… Симонов ответил решительным отказом. Тогда расстроившийся парень укоризненно отвечал:
— Эх, Николай Константинович, а ведь вы меня в задницу цело-вали!
Милиция. Протокол. Представители закона, естественно, встали на защиту великого артиста. Тогда обвиняемый вытащил из карма-на и предъявил фото из фильма «Петр 1», выпущенного в 32-ом го-ду… Царь, которого блистательно играл Симонов, подымает только что родившегося наследника высоко над головой и смачно целует… в ту самую часть. Прошло тридцать лет… Симонов был человеком с подлинным юмором — мир был восстановлен.
Начнём с картинок, благо с ними работать проще всего —
и нам, и компьютеру. Картинки — существа не шибко прихот-ливые: излишней мощности от компьютера не требуют, места много не занимают… А как при этом скрашивают жизнь! Лет 260 Мир развлечений: домашняя медиатека двадцать только благодаря картинкам в жизнь обладателя мало-мощной «персоналки» просачивалась хоть толика прекрасного. Уставший от однотонных текстов монитор расцветал похлеще цветика-семицветика, демонстрируя восхищенной публике фан-тастические формы красоток Бориса Вальехо, пасторальные пей-зажи или… впрочем, вкус у каждого разный.
Потом мода на компьютерные картинки потихоньку сошла на нет… Лишь для того, чтобы вновь вернуться быстрокрылым бумерангом в конце 90-х, когда в руках у представителей наро-донаселения весело защёлками первые «цифровики». Ах, как это было ново и необычно!
Ну а потом началась лихорадка… Словосочетание «цифро-вой фотоаппарат» мгновенно пополнило словарь тавтологий, ибо не цифровые «генераторы птичек» уже казались таким же мифическими существами, как единороги или честные полити-ки. Стали выходить из моды фотовыставки: количество «оста-новленных мгновений» на среднестатистический человекофото-аппарат превысило число нулей на денежных знаках Зимбабве.
А семейные альбомы, где каждый снимочек, каждая потертинка были на вес золота, вытеснили гигабайты счастливых лиц и за-горелых спин на фоне турецких пляжей и тайских слоников. За-каты и восходы, детские улыбки и пузатые щенки — все вышло в тираж и обрушилось на наши глаза в самых невероятных коли-чествах. И фотография перестала быть искусством — точно так же, как выродилась высокая кухня в эпоху «шведских столов» и фастфудов.
Сегодня в каждой «персоналке», не говоря уже о мобильных гаджетах, хранятся гигабайты фотографий… В которых (что гре-ха таить) мы копаемся крайне редко. Убрать дубликаты и просто неудачные снимки, рассортировать весь массив хотя бы по ме-сту съёмки и времени, а в идеале — ещё и по объектам (включая физиономии ваших домашних и вашу собственную)… До всего этого у большинства просто руки не доходят. А коли уж вы и ре-шитесь на разгребание агвиевых фотоконюшен — не забудьте об-завестись дополнительным софтом.
Напомню, что для синхронизации фото между компьюте-ром и мобильными гаджетами очень удобно использовать «облачные накопители вроде DropBox, OneDrive и так да- Домашний фотоальбом 261 лее: практически в каждом из них есть функция автома-тической закачки в «облако» всех новых фото, сделанных камерой мобильного гаджета. А потом, как вы догадывае-тесь, при подключении оного к WiFi все ваши снимки логич-ным образом оказываются в особой папке соответствую-щего облачного сервиса. И никакой тебе возни с кабелями
и меееедленной скачкой через USB! Единственный ми-нус — крохотный объем хранилища того же DropBox: хра-нить там весь свой фотоархив при всем желании не полу-чится, дабы не забивать память, снимка надо будет куда-то переносить.
Лучшее место для хранения ваших фото — запущенная ле-том 2015 года облачная копилка Google Photos (https://photos. google.com).
От старого фотоальбома Google Plus она отличается безли-митным хранилищем не только для фото (с размером картинки 16 Мпикс), но и видеороликов FullHD-качества. Синхронизи-ровать ваши фотоколлекции с Google Photos вы сможете с по-мощью специальной программы-качальщика (https://photos. google.com/apps) — выпущены версии как для компьютера, так и для гаджетов на Android и iOS.
Установить и настроить программу нужно всего один раз, после чего все новые фото будут отправляться в копилку Google автоматически. Такой же возможностью автозагрузки 262 Мир развлечений: домашняя медиатека обладают и другие «облачные» клиенты — от Dropbox до Об-лака Mail.Ru, но только в случае Google вы можете закачивать фото без ограничений, не уменьшая объем своей основной ко-пилки.
После закачки вы можете спокойно удалить оригиналы фото
с компьютера или телефона — при необходимости вы всегда смо-жете загрузить нужный снимок обратно на компьютер из Сети, причём в полноразмерном качестве (лимит в 16 Мпикс, конечно, не подходит для профессиональных снимков, но для любитель-ских фото, снятых на смартфон, планшет или даже цифровую «мыльницу», он более чем достаточен). Можно, конечно, пере-ключить Google Photos в режим загрузки полноразмерных изо-бражений, в том числе и в RAW-формате, однако в этом случае вы ограничены стандартным объёмом облачной копилки Google (до 15 Гб).
В онлайн-режиме, на сайте photos.google.com, вы можете спокойно удалять ненужные снимки, улучшать отдельные кадры
с помощью простых инструментов коррекции (обрезка, цветовые фильтры, яркость, контрастность, насыщенность), объединять их в альбомы. Благодаря инструменту Ассистент вы можете созда-вать прикольные анимашки из серии однотипных фотографий. А есть ещё Фотоистории: автоматические подборки ваших фото из путешествий, которые сервис генерирует автоматически на основе геотегов ваших фото и карт Google. Получается приколь-ная мини-презентация-календарь, которой так удобно делиться в соцсетях и отправлять по почте друзьям.
Кстати, весь ваш архив по умолчанию будет доступен толь-ко вам и связан с вашим аккаунтом Google, однако вы всег-да можете поделиться ссылкой на любой альбом или от-дельную фотографию, а также публиковать их в социальных сетях.
Если же вы не доверяете облачным ресурсам и предпочи-таете хранить весь свой фотоархив на домашнем компью-тере, могу подсказать еще несколько полезных программ, которые сделают возню со снимками куда более увлека-тельным, и, главное — гораздо менее обременительным занятием.
Домашний фотоальбом 263 Фотоменеджеры и вьюверы ххх: Я ваще не понимаю, зачем изобрели фотографию.
ххх: И уж совсем не понимаю, зачем нужно во всех позах фоткать свое собственное хлебало, которое и так каждое утро видишь в зеркале?
ууу: это ещё с тех самых пор изобрели, когда молодым прин-цам портрет возлюбленной привозили — вся такая пыш-ная, прекрасная, румяная, без изъяна. А как он жениться поехал — выходит косая тощая швабра прыщавая. ххх: Ну то есть фотошоп изобрели раньше фотографии?
С одной из программ-«кладовщиков» мы уже хорошо зна-комы: стандартная программа Фотографии Windows 10. Но она умеет только просматривать снимки, а обычно нам нужно что-то большее: комплексный фотоменеджер и каталогизатор в одном флаконе. Желательно компактный, удобный, всегда под рукой
и ни на одном компьютере не «тормозил». Чтобы и фотки с мо-бильника вытащил, и по папкам их рассортировал, и «красные глаза» убрал…
Понятно, что стандартные Фотографии в этом деле — ин-станция не последняя и не самая токовая: существуют и более удачные программки. Например, та же Picasa от Google, в адрес которой я тоже бросил пару тёплых слов. И обещал рассказать поподробнее. Рассказываю.
Большая часть графического софта — штука специфиче-ская, далеко не из разряда предметов первой необходимости. Тот же Photoshop далеко не каждому нужен, даже в своей «до-машней» модификации, поскольку потребности обладателей «мыльниц» исчерпываются двумя-тремя простыми трюками: там осветлить, здесь подрезать, тут «красные глазки» с пред-экзаменационных фото убрать… А для таких фокусов и других программ хватает — бесплатных. Но есть и вопросы, с кото-рыми даже умелый Photoshop справиться не может — напри-мер, каталогизация и поиск. Ведь когда в вашей фототеке со-берётся несколько тысяч фотографий (а их порой за две-три поездки отщёлкать можно), что нам с вами требуется в первую очередь? Правильно: чтобы нужный снимок было легко найти,
и свой фотоальбом составить, и отдельные снимки друзьям от-править. 264 Мир развлечений: домашняя медиатека И вот тут-то начинаются проблемы. Как сделать так, чтобы любую фотографию было просто найти, как понять, когда и где она была снята? А то ведь как бывает — щёлкнул разок, а потом всю жизнь гадаешь, чья ехидная физиономия выглядывает из-за твоего плеча…
Эту задачку и решают программы-фотоменеджеры, кладов-щики для фотографий.
Профессионалы-фотографы, например, просто не представ-ляют себе жизнь без Adobe Lightroom: она фотографии и по да-там рассортирует, и фотоальбомы-подборки позволит создать как по географии съёмки, так и по времени (а начиная с версии 6, здесь появилась ещё и система распознавания лиц). Lightroom отлично справляется как с низкокачественными мобильными снимками в формате JPG, так и с фото формата RAW, сделанны-ми профессиональными камерами.
Вы, конечно, знаете, что этот формат — по сути, необработан-ная копия изображения с матрицы фотоаппарата, не подвергну-тая действиям программных «улучшайзеров» — даёт нам огром-ные возможности корректировки экспозиции (именно для этого Lightroom в своё время и был создан).
Словом — идеал… Увы, только для профи: для обычного фо-точайника Lightroom слишком уж сложноват, да и денег стоит. Поэтому же при всех талантах этой программы я рекомендую вам установить в качестве штатного вьювера совершенно иной продукт: Google Picasa (http://picasa.google.com). Эта програм-ма так часто в нашей книжке упоминается, что настало время Домашний фотоальбом 265 выделить для неё собственный «дом» в виде этой маленькой главы.
Для работы с Picasa вам понадобится регистрация в социаль-ной сети Google+: в этом случае вы сможете публиковать фото
в вашем онлайновом фотоальбоме в неограниченном количестве. Хотелось бы ещё и поддержку Facebook (в старых версиях она имелась) — но, увы, Google её безжалостно «выпилила» для рас-крутки собственного недозрелого детища. Так что для постинга фото, боюсь, Picasa вам не поможет, хотя как вьювер, редактор и каталогизатор она по-прежнему выше всяких похвал.
266 Мир развлечений: домашняя медиатека После установки программа начнёт тщательно обыскивать жёсткий диск вашего компьютера, занося в свой каталог все фо-тографии — в том числе те, о которых вы сами уже успели поза-быть!
Здесь я рекомендую программе помочь и указать, на каких дисках и в каких папках стоит искать фото.
По умолчанию Picasa индексирует и обшаривает все «персо-нальные» папки на вашем компьютере (Фото, Видео, Докумен-ты, Изображения) — она на это уже настроена. Но как быть, если ваш фотоальбом лежит не в папке Изображения, а в другой пап-ке, возможно, даже на отдельном жёстком диске? Так что сразу настройте Picasa на «мониторинг» всех нужных вам папок (меню Инструменты ⇒ Менеджер папок).
Обратите внимание, что здесь вам предлагается несколько вариантов: помимо стандартного «включить-выключить», вы можете настроить Picasa как на постоянную проверку нужных вам папок, при каждой загрузке, так и на одноразовое сканирова-ние — в случае, если вы твердо уверены, что никаких изменений в этой папке вы делать не будете.
Проверяет Picasa и внешние носители, и это очень удобно: стоит вам подключить к компьютеру цифровой фотоаппарат, те-лефон или планшет, Picasa тут же обнаружит хранящиеся на нём фотки и предложит вам скопировать их на жёсткий диск. Кста-ти, помните, что Picasa может индексировать не только фото, но
и видеоролики и даже целые фильмы — правда, это серьёзно за-медляет работу программы.
После того как Picasa найдёт все фотографии, начнётся са-мое интересное: программа разложит их в своём собственном по-рядке, в зависимости от даты съёмки. Сами фотографии, кстати, физически никуда не перемещаются: они по-прежнему остаются в своих папках на жёстком диске.
Кроме «хронологических» подборок, которые составляет Picasa, вы можете создать и сой собственный фотоальбом — до-статочно просто перетащить нужные снимки мышкой на специ-альную площадку в нижнем левом углу.
Впрочем, удобнее отбирать фотографии так: щёлкать мыш-кой по нужным снимкам при нажатой клавише Ctrl. Ну а когда подборка будет готова, щёлк нуть по кнопке «Добавить выбран-ные элементы в альбом» (она находится внизу в левой части па-нели). Домашний фотоальбом 267
К любой фотографии в Picasa можно добавить специальные метки-теги — они помогут нам быстро найти снимок по простому текстовому запросу. Первый и главный «тег» — имя изображён-ного на снимке человека.
При первом запуске программа составить вам «портретную галерею» всех лиц, встречающихся на ваших фото, и предложит присвоить каждому именной тег — при этом она самостоятельно пытается группировать похожие снимки. Конечно, ошибки неиз-бежны: недели вы солнцезащитные очки, улыбнулись слишком широко — и все, для Picasa это совершенно новое лицо. Поэто-му миниатюр в портретной галерее будет значительно больше, чем собственно персон — ничего страшного, просто придётся указать один и тот же тег для нескольких десятков вариантов одного и того же лица. Чем больше выражений лиц вы пометите одним и тем же тегом, тем легче Picasa распознает вас на новых снимках.
После этого на навигационной панели Picasa слева появятся не только виртуальные папки, но и отдельные «именные» аль-бомы для каждого распознанного программой (и помеченного вами) лица. Кстати, если на фотографии вы не один, а в большой компании — ничего страшного: благодаря тэгам снимок может жить в нескольких виртуальных альбомах одновременно. 268 Мир развлечений: домашняя медиатека Если вас не устраивает то, в каком порядке разложены фо-тографии в папках, ты можешь составить свой «виртуальный фотоальбом». Достаточно просто перетащить нужные снимки мышкой на специальную площадку в нижнем левом углу, а за-тем — сохранить их в виде альбома, нажав на кнопку «Ярлык». Кстати, текстовые пометки-ярлыки можно добавлять к любым снимкам — с их помощью вы можете сортировать и искать нуж-ные кадры.
Готовый фотоальбом можно отправить его по электронной по-чте (Picasa сама уменьшит снимки до нужного размера и вставит их в бланк письма), сохранить на компакт-диск, который можно будет просматривать не только на компьютере, но и на обычном DVD-проигрывателе. С помощью Picasa можно «прокрутить» на мониторе любую папку или альбом в виде эффектного слайдшоу, превратить выбранные фотографии в изящный коллаж, экран-ные «обои» для Windows или заставку-скринсейвер… Наконец, выбранные снимки можно распечатать или сохранить в виде веб-странички.
А теперь — самое главное: с помощью Picasa вы можете отправить свои снимки в один из интернет-фотоальбомов. В первую очередь, естественно, на Google — при регистрации Домашний фотоальбом 269 на этом портале вы получаете 15 Гб под ваши снимки, файлы, документы и письма. Если у вас уже есть аккаунт Google (вы наверняка получили его, когда регистрировались в гугловской почте Gmail), щёлкните по ссылке «Войти в веб-альбомы»
в правом верхнем углу программы и введите свой логин и па-роль.
…Пока что мы изучили лишь одну из ипостасей Picasa — ме-неджера, «кладовщика» фотографий. Но кроме этого, программа поможет вам и отредактировать снимки. Конечно, Picasa — дале-ко не Photoshop, но правильно кадрировать снимок, выровнять яркость, контрастность, убрать «красные глаза» она может. Для этого достаточно просто щёлкнуть по нужному снимку и перей-ти в режим редактирования.
Все операции редактирования (а их немного — всего 9) вы-полняются в режиме «мастера», для каждого предусмотрена специальная кнопка. В их числе есть и волшебная «Мне пове-зёт!», которая умеет автоматически доводить снимок до самого лучшего состояния! Цвет, яркость и контрастность можно от-регулировать и вручную — с помощью инструментов во вклад-ке Редактирование. Наконец, на вкладке Эффекты вы найдёте несколько простеньких «масок»: эффект сепии, насыщенность и так далее. Все эти изменения никак не отразятся на оригиналь-ных фотографиях, они будут видны только при просмотре сним-ков в Picasa.
270 Мир развлечений: домашняя медиатека Если вам не слишком интересны интернетовские примочки Picasa, а в роли сортировщика вас устраивает Фотоальбом Live… Что ж, в этом случае могу порекомендовать ещё одну интересную
и бесплатную программу, которая подарит вам ещё энное количе-ство инструментов для работы с цифровыми фотографиями.
Французская «смотрелка» XNView (http://wwww.xnview. com) — моя давняя любимица: информация о ней кочует из книж-ки в книжку вот уже десять лет. Хотя сама программа намного старше — её первая версия появилась на свет в далёком 1991 году, когда цифрового фото не было даже проекте, а Windows вообще не умела работать с картинками. Так что изначально XNView была просто «вьювером», и лишь потом обросла кучей дополни-тельных опций.
Главным козырем XNView всегда было и остаётся громадное количество поддерживаемых форматов: их более 100, причём с большинством из них Windows и даже Picasa работать не обуче-ны. Помимо обычных фоток поддерживаются «векторные» фор-маты (например, Adobe Illustrator и даже AutoCAD), профессио-нальным фотографам будет очень интересна поддержка формата RAW, приём программа умеет не только просматривать файл раз-ных форматов, но и конвертировать их друг в друга (правда, для этого нужно загружать самую полную версию XNView, в которую включён модуль NConvert). Но самое интересно, что после уста-новки XNView обычное контекстное меню картинки в Windows приобретает кучу новых талантов!
Во-первых, тут появляется «превьюшка» фотографии и её подробные характеристики. Во-вторых, теперь через контекст-ное меню можно быстро преобразовать файл из одного формата в другой (уже ради одной этой возможности тем, кто занимается компьютерной графикой всерьёз, стоит её установить). Любите-ли интернет-общения оценят возможность быстрой отправки лю-бой картинки на бесплатный «картиночных» сервер Imаgеsnack (http://www.imageshack.us). Личный фотоальбом здесь, правда, создать нельзя, но зато сразу после отправки фото или картин-ки вы тут же получите быструю ссылку для вставки фотографии в блог или в блог. Главное — это полностью анонимно и не требу-ет от вас никакой регистрации.
К сожалению, в роли менеджера фотографий XNView бес-полезна, поскольку сортировать фотографии по дате съёмки она не умеет. Окно программы представляет собой несколько арха- Домашний фотоальбом 271 ичное дерево папок, совмещённое с областью предварительного просмотра. Если в директории, выбранной в дереве папок, нахо-дятся графические файлы, то они отображаются в виде неболь-ших предварительных картинок-превьюшек. При наведении указателя мыши на такую картинку появляется детальная ин-формация о файле. Отдельно стоит отметить возможность сни-мать скриншоты и создавать веб-страницы на основе директорий с графическими файлами.
Зато по сравнению с Picasa или Фотоальбомом здесь куда боль-ше инструментов по обработке фотографий. XNView даже умеет работать с плагинами Adobe Photoshop, так что наложить на фотку нужные вам эффекты можно прямо из неё, не тревожа столь пустя-ковой работой тяжёлый и вечно сонный редактор. Остальной набор операций стандартен: встроенный редактор позволяет выполнять обрезку, изменение размера изображения/холста, печать, измене-ние гаммы-контраста-яркости-баланса, удалять «красные глаза»
и так далее. Интересно, что все эти действия можно применять сра-зу к большому количеству файлов в автоматическом режиме: по-следовательность команд легко сохранить в виде сценариев.
В число многочисленных дополнительных опций входят: ра-бота со сканером, работа с листом контактов, создание скриншо-тов, работа с обоями Windows, кадрирование, захват изображе-ния (активного окна, всего экрана, пользовательской области), вставка изображения из буфера, подсчёт использованных в кар-тинке цветов. В общем, все возможности на любой вкус.
«Музыкальная шкатулка»: MP3 и другие
Наушники — в уши, но музыку не включайте. Есть шанс услышать про себя много нового и интересного…
Конечно, сегодня «закрома» музыки на компьютере выгля-дят анахронизмом: зачем нам они, когда практически все новые хиты можно бесплатно послушать на Яндекс-Музыке совершенно бесплатно? Или купить доступ к Google Музы-ке, чьи закрома в десятки раз полнее: обойдётся это всего
в 180 рублей в месяц… Наконец, никто не отменял и «ВКон-такте» с пока ещё доступными залежами пиратской музы- 272 Мир развлечений: домашняя медиатека ки? Верно, всё это есть. Но не забудем о двух моментах: «онлайновая» музыка, как правило, не слишком высокого качества (аудиофилы уж точно отличать трек из фонотеки Google от самостоятельно сделанного FLAC). Да и полно-стью зависеть от Сети все же не хочется… Так что, скорее всего, самые любимые альбомы вы предпочтёте хранить на ПК или на карте памяти для мобильного гаджета.
К музыке, как и ко всему на свете, нужно подходить грамот-но, с толком, с чувством с расстановкой. Неважно, пишете ли выеё сами, перекодируете с ископаемых CD или вытягиваете из Сети (легально, конечно, и только с официально одобренных ресурсов, либо с сайта автора). В любом случае, нам предстоит разобраться в том, что вообще происходит со звуком на компью-тер и в каком формате её лучше хранить.
К сожалению, любой оцифрованный, то есть введённый
в компьютер звук сам по себе является далеко не точной копией оригинала: привычный нам аналоговый звук представляет собой волну. В изначальном, аналоговом виде эта кривая выглядит, какнепрерывная линия — как ни увеличивай рисунок, она таковой и останется.
Но если мы захотим перевести звук в цифровую, компьютер-ную форму, перед нами моментально встанет проблема — а как её, эту непрерывную кривую, описать языком цифр? Описывать каждую её точку невозможно, поскольку число таких точек в лю-бой непрерывной линии бесконечно, и для полноценной оциф-ровки даже секунды звучания не хватило бы всей памяти вашего компьютера.
Выход один — разбить кривую на участки и подробно опи-сывать лишь максимально возможное число точек на каждом из них. А компьютеру предоставить, пользуясь математическими алгоритмами, самому восстанавливать непрерывную линию на основе этих точек. Этот процесс называется квантованием.
Конечно, при таком преобразовании неизбежны потери — не-даром знатоки говорят, что звучание компакт-диска значительно грубее, «шероховатее» саунда, скажем, виниловой пластинки. На-сколько они будут велики, зависит от двух показателей: «разряд-ности» оцифровки (измеряется в битах) и частоте дискретизации (в герцах). Первый показатель отвечает за количество условных «Музыкальная шкатулка»: MP3 и другие 273 «точек», на которые разбивается наша условная звуковая волна, а, следовательно — за точность передачи звука. А частота дис-кретизации определяет максимальный диапазон частот, который может быть сохранен в файле. Например, для CD и MP3 исполь-зуется частота дискретизации в 44 кГц, что даёт нам, по теореме Котельникова, максимальную частоту звука в 22 кГц. Собствен-но, это и есть предел для нашего уха, хотя звуки и более высокой частоты мы хоть и не слышим, но воспринимаем: они позволяют создать ту «атмосферу», о которой так любят рассуждать аудио-филы.
Однако даже оцифрованный звук чаще всего подвергает-ся ещё одной процедуре — компрессии, то есть сжатию — для уменьшения объёма. Максимальной степени сжатия позволяют добиться форматы типа MP3 — они используют специальные «психоакустические» модели, которые позволяют выбрасывать из исходного файла все звуки и частоты, которые мы не воспри-нимаем. В итоге объем звука уменьшается в 10 и более раз. Од-нако при этом звуковой файл теряет в качестве: насколько силь-но — зависит от степени сжатия. Хотя гораздо чаще о качестве звука говорит другой показатель — битрейт, то есть «скорость» получившегося в результате сжатия звукового потока, измеряе-мая в килобитах в секунду (kbps).
Минута обычного оцифрованного звука занимает около 10 Мб, что соответствует звуковому потоку примерно в 1400 кбит/с. После MP3-кодирования битрейт звукового потока составляет от 56 до 320 кбит/с, чем выше битрейт, тем больше получится наш MP3-файл. Шансон, бардовскую песню или старые записи какого-нибудь Элвиса Пресли или Гленна Миллера можно смело сжимать в 192 или даже 128 кбит/с: потеря качества здесь будет не слишком ощутима. А вот для классики, арт-рока, инструмен-тальной музыки ниже 320 кбит/с лучше не опускаться — и клас-сики не поймут, и уши недоумевать будут. Хотя разницу в звуча-нии между MP3 с самым высоким битрейтом можно услышать довольно легко — не в «затычках» для мобильника, разумеется,
а в по-настоящему хороших наушниках. На максимальном би-трейте 320 кбит/с MP3 обеспечивает почти четырёхкратное сжа-тие: час звука в этом формате займёт около 150 Мб.
Совершенно иначе работают «безпотерьные» (lossless) ал-горитмы сжатия (форматы ALAC, FLAC, APE). Степень сжа-тия они обеспечивают невысокую (30–60 %), однако при этом 274 Мир развлечений: домашняя медиатека не влияют на качество звука: превратив обычный CD в файлы FLAC или APE, вы можете в любой момент «восстановить» из него оригинальный CD, не потеряв ни единого бита и оттенка звучания! Фактически стандартом стал FLAC — особенно после того, как в нём появилась возможность сохранять музыку ау-диофильского качества. Например, вместо стандартных для CD
и MP3 16- битного звука с полосой 44 кГц (что даёт нам охват лишь 22 кГц диапазона) во FLAC доступны записи с частотой оцифровки до 192 кГц и разрядностью до 24 бит.
FLAC поддерживается и бытовыми проигрывателями, ме-диацентрами и даже некоторыми продвинутыми коммуникато-рами, хотя слушать FLAC в крохотных и не шибко качественных «ушках» мобильника — чистой воды пижонство. Что же касается ALAC, то это — очередная придумка многомудрой Apple, которая пакует им музыку в своём фирменном магазине iTunes (файлы формата m4a). От обычного FLAC он отличается, прежде всего, встроенной защитой от копирования. Само собой, все плееры, мобильники и планшеты Apple работают с ним без каких-либо проблем, однако не приобщённые к яблочному миру этот формат напрочь игнорируют.
В любом случае, все эстеты сходятся в одном: НАСТОЯ-ЩИЙ любитель музыки будет хранить свою коллекцию ТОЛЬ-КО в одном из «безпотерьных» (lossless) форматов. Широкие народные массы, как водится, на мнение эстетов благополучно плюют, выбирая старый добрый MP3. И напрасно, поскольку в мнении эстетов есть резон: превратить FLAC в MP3 можно без малейших проблем, а вот с обратным преобразованием туго. Нет, оно тоже возможно, только в итоге вы всё равно получите «об-резанное» качество, ибо восстановить то, что выбросил кодек MP3 при сжатии, не в силах человеческих. Как пела Алла Бори-совна — «фарш невозможно провернуть назад, и FLAC из MP3 не восстановишь!»
Последний писк моды — музыка высокого разрешения (24 бит /96 КГц) в формате FLAC, которая сохраняет всю нюансы и оттенки звука не хуже боготворимых меломанами аналоговых пластинок. Релизов такого качества совсем не-много — в основном это добрый старый рок, джаз и класси-ка, а продаются они на специальных сайтах типа HDTracks. «Музыкальная шкатулка»: MP3 и другие 275 Com… И лишь отдельные несознательные граждане утяги-вают их с богомерзких и греховных торрент-трекеров, не-щадно перегружая свои винчестеры (поскольку один аль-бом в HD FLAC занимает около гигабайта).
В любом случае, для превращения компьютера или ноутбука
в полноценную музыкальную шкатулку нам нужно будет обзаве-стись несколькими главными программами:
• Конвертором — для перекодировки из одного формата в другой.
• Риппером — для превра-щения обычных CD в лю-бой из сжатых форматов.
• Менеджером — для упо-рядочивания коллекции и заполнения информаци-онных полей — «тэгов» — в теле сжатых файлов. • Ну и, конечно же, плеером. Теоретически всю эту работу может выполнить одна-единственная программа — например, iTunes от Apple. Но це-нители, конечно же, предпочитают подбирать их поодиночке, штучно.
Нотабене: к Windows это не относится, но не стоит забывать
и про «железную» составляющую! Говорить о качественном компьютерном звуке не приходится вообще, пока у вас нет как минимум двух важных компонентов: хорошей звуковой карты (или, что ещё лучше — внешнего цифро-аналогового преобразователя DAC, подключающегося к обычному USB-порту) и качественной акустической системы или на-ушников.
Начнём с первого. На большинстве компьютеров и ноутбу-ков за звук отвечает звуковой чип Relatek, характеристики которого максимально далеки от аудиофильских. Даже если звук выводится не через аналоговый разъем, а «по оптике», через HDMI или DisplayPort, о «вкусности» и обер-тонах звучания придётся забыть. Если вы слушаете какой-нибудь «тынц-тынц» в MP3, то можете не париться вовсе, 276 Мир развлечений: домашняя медиатека а вот когда дело дойдёт до классического рока, джаза или просто классики во FLAC высокого разрешения (24 бит — 96/192 кГц)… Умоляю, не насилуйте ваши уши встроенным звуком! Внешний DAC не только бережно переведёт цифро-вой сигнал в аналог, но ещё и усилит его, позволив «раска-чать» даже мощные наушники. Это сможет сделать и каче-ственная звуковая карта для обычного десктопа (например, от Asus), но внешний модуль всё-таки лучше, ибо его можно подключить даже к ноутбуку.
Стоимость более-менее качественного DAC (например, от FiiO) начинается от 50 долларов, но я бы порекомендо-вал вам поднять планку до 200 долларов — в конце концов, ровно столько и стоит качественная звуковая плата. Если нужны более конкретные рекомендации — добро пожало-вать в раздел «Цифровой звук» форума IXBT (http://forum. ixbt.com), где вас ждут 300 страниц обсуждений в соответ-ствующей ветке.
Там же, к слову, можно найти темы по наушникам и компью-терной акустике (лично я давно уже отдал предпочтения продукции Edifier — и это не оплаченная реклама), и по гра-мотной настройке программ… О них речь как раз и пойдет ниже.
Плееры и менеджеры
Еду в автобусе. Зажали со всех сторон. Слушаю плеер. Один наушник выпал. На ощупь нашла шнур, тяну — за-стрял. Дёргаю сильнее и вставляю обратно в ухо… Пони-маю, что в наушниках играет разная музыка… А рядом стоит парень, в шоке!
Мало просто создать на вашем компьютере MP3-коллекцию — ею необходимо ещё грамотно управлять! Особенно в том случае, когда ваши альбомы разбросаны по разным папкам и даже дис-кам (что, увы, встречается чаще всего). Нужен — жизненно необ-ходим! — некий единый центр управления, благодаря которому вы в любой момент сможете увидеть всю вашу коллекцию цели-ком. Где бы ни находились ваши фа
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.240 (0.159 с.) |