Гимнастика в системе физического воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гимнастика в системе физического воспитания



Предмет и задачи гимнастики

Гимнастика исторически сложившаяся совокупность специ­фических средств и методов гармонического физического воспита­ния людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической.

Существует несколько толкований понятия "гимнастика". Одни считают, что оно произошло от слова "гимнос" — нагой (древние греки занимались физическими упражнениями обнаженными). Другие - от греческого слова "гимназо" – упражняю, тренирую.

Предметом гимнастики является педагогический процесс формирования гармонически развитой личности, готовой к трудовой, оборонной, общественной и спортивной деятельности.

Задачи гимнастики:

А) Оздоровительные задачи: укрепление здоровья, развитие отдельных мышечных групп и всей мышечной системы; устранение и предупреждение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма; выработка правильной осанки, походки; общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечно - сосудистой системы, улучшения обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.

Б)Образовательные задачи: способствовать всестороннему гармоническому, физическому развитию, воспитанию силы, гибкости, выносливости, скорости, ловкости, координации и выразительности движений вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми в быту, трудовой и оборонной деятельности.

В) Воспитательные задачи: формирование отношения к труду и общественной собственности, воспитание патриотизма, коллективизма, дисциплинированности; воспитание моральных качеств. Смелости, решительности, целеустремлённости, настойчивости, упорства, выдержки, ориентировки, инициативности.

Гимнастика в системе физического воспитания

Гимнастика в отечественной системе физического воспитания занимает ведущее место. Широкий диапазон ее средств и методов позволяет охватить практически всех людей: детей и подростков, взрослых и пожилых, женщин и мужчин, здоровых и больных. Обеспечивая всестороннее физическое развитие и совершенствование двигательных способностей человека, гимнастика готовит его к труду и защите Родины. Особенно велика роль гимнастики в физическом совершенствовании подрастающего поколения. Регулярные занятия гимнастикой наиболее успешно решают задачи начального физического воспитания, закладывают прочные основы для развития физических качеств и способностей, формируют красивые осанку и телосложение, способствуют, слаженной деятельности органов сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем человеческого организма. Особая ценность гимнастики заключена в ее образовательных возможностях. Овладение анализом и синтезом движений тела человека позволяют занимающимся гимнастикой наглядно расширять представления о двигательных возможностях организма.

Техника гимнастических упражнений

Техника гимнастического упражнения — это объективная как по содержанию, так и по форме модель структуры движений (образец, эталон).

Выделяют следующие виды техники исполнения упражнения:

а) образцовая – обеспечивающая безукоризненное, близкое к технике выполнение упражнений в условиях спортивной борьбы;

б) индивидуальная – отражает (учитывает) конституциональные, двигательные, функциональные, психологические особенности гимнаста и его опыт.

В основе техники гимнастических упражнений лежат законы механики, анатомо-физиологические и психологические свойства личности гимнаста.

Гимнастическая терминология

Гимнастическая терминология - это система специальных наименований (терминов), применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря, а также правила образования и применения терминов, условных (установленных) сокращений и формы записи упражнений.Под термином принято понимать краткое условное название какого-либо двигательного действия или понятия (подъем, спад, поворот, оборот и т.д.).К терминам предъявляются определенные требования:

доступность: терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка и заимствованных из других языков слов, а также из интернациональных слов-терминов, полностью соответствовать законам словообразования и грамматике языка; нарушение норм родного языка приводит к тому, что терминология становится непонятной;

точность: термин должен давать ясное представление о сущности определяемого действия (упражнения) или понятия; точность термина имеет большое значение для создания правильного представления об упражнении, что способствует более быстрому овладению им;

краткость: наиболее целесообразны краткие термины, удобные для произношения; этому же служат и правила сокращений, облегчающие наименование и записи упражнений.

15.Способы образования терминов. Правила сокращения

Термины образуются:

—путем словосложения (например: разновысокие брусья, далеко-высокие прыжки);

—путем переосмысления известных понятий (например: мост, вход, переход, шпагат, выход);

—от корней отдельных слов (например: вис, сед, кач, мах, упор);

—от названий статических положений с учетом условий опоры и положения тела (например: стойка на лопатках, стойка на голове, стойка на

руках, упор на предплечьях, упор на руках, вис углом, вис прогнувшись, вис согнувшись, вис сзади, горизонтальный вис);[1]

—от названий маховых упражнений с учётом особенностей того или иного двигательного действия (например: подъём разгибом, подъём двумя или одной ногой);

—от названий прыжков и соскоков в зависимости от формы движения в фазе полета (например: прыжок ноги врозь, согнув ноги, переворот, лёт).

—путем заимствования иностранных слов (например: рондат, фляк, сальто, курбет).

—аутотермины, то есть название новых оригинальных упражнений по фамилии первых исполнителей данного элемента (например: «петля Корбут», «перелёт Ткачёва», «вертушка Диомидова», «сальто Дельчева»).

Правила сокращений

Для краткости принято не указывать целый ряд общепринятых положений, движений или их деталей.

Обычно опускаются следующие слова:

вперед — при указании направления движения, если оно выполняется кратчайшим, единственно возможным путем;

—обозначающие положение рук, ног, носков, ладоней, если оно соответствует установленному стилю;

туловище — при наклонах;

нога — при перемахах, движениях ногой в ОРУ, постановкой ее на носок;

поднять, опустить — при движении руками или ногами;

продольно, поперек — в обычных положениях, наиболее свойственных тому или иному снаряду;[2]

хват сверху, как наиболее распространенный;

соскок или прыжок, если по названию снаряда это очевидно;

прогнувшись, если техника выполнения предопределяет это положение;

ладони внутрь — в положении руки вниз, вперед, назад, вверх;

ладони книзу — в положении руки в стороны или влево (вправо);

дугами вперед, если руки поднимаются или опускаются движением вперед.

Исходное положение указывается только в начале упражнения.

Способы обучения ОРУ

1. По показу. Учитель показывает упражнение ученикам «зеркальным способом». Вначале указывает на исходное положение, затем на технику самого движения и его конечное положение. Затем подает команду ученикам для начала выполнения упражнения.

2. По рассказу. Этим способом пользуются при обучении более простым упражнениям или с целью активизации внимания занимающихся. Преподаватель объясняет упражнение, указывая исходное положение, и рассказывает, какие движения следует выполнять на счет «раз»; «два» и т.д. Рекомендуется по ходу подсказывать основные действия вместо подсчета, но в ритме и темпе упражнений. Например: вместо подсчета «раз-два-три-четыре» сказать: «Наклон-выпрямиться-присесть-встать».

3. При комбинированном способе, соединяющем рассказ и показ, преподаватель вначале показывает упражнение, а затем подсказывает по ходу его выполнения.

4. Способ обучения по разделениям (расчлененный). Э тот способ применяется при обучении более сложным по координации ОРУ, так как позволяет делать паузы между отдельными движениями для их уточнения и исправления ошибок. После команды: «Исходное положение - принять!» преподаватель подает команды, разделяя каждый счет паузами.

Существуют три основных способа проведения комплекса ОРУ: раздельный, поточный и проходной.

Раздельный способ. Внешним признаком раздельного способа является пауза для объяснения между отдельными упражнениями комплекса. Способ наиболее доступен для проведения ОРУ с учащимися младших классов, а также освоения упражнений комплекса при проведении урока поточным способом. Этот способ представляет наибольшие возможности для обучения и достижения высокого качества выполнения каждого упражнения.

Для проведения комплекса ОРУ раздельным способом предварительно ведется обучение каждому упражнению одним из описанных выше приемов (по показу, рассказу и т. д.). Далее подаются команды «Исходное положение - принять!» и «Упражнение начи - най!». Для окончания упражнения подается команда «Стой!». После учащиеся должны принять положение стойки «Вольно»

Поточный способ. Поточный способ предусматривает непрерывность выполнения комплекса упражнений, т.е. без пауз и остановок, что значительно повышает плотность занятий, активизирует деятельность центральной нервной системы и внимание учащихся. Способ рекомендуется учащимся среднего и старшего возраста (V-IX и X-XI классы).

Проходной способ. Проходной способ отличается тем, что упражнения выполняются в движении или со значительным перемещением учащихся через центр зала. В первом случае упражнения выполняются в колонне по одному во время движения в обход или по кругу (в основном на уроках спортивных игр и легкой атлетики). Во втором случае упражнения выполняются при поочередном передвижении шеренг в 2, 4, 6 человек и более в каждой. Такой способ позволяет включать в занятие не только типичные ОРУ, но и различные виды танцевальных движений и прыжков с продвижением, а также простые акробатические упражнения (равновесия, кувырки и перевороты). Способ очень эмоционален, так как проводится под музыкальное сопровождение, но требует от учителя умения хорошо владеть классом, соблюдения строгого порядка и дисциплины.

Акробатические упражнения

Акробатические упражнения в школьной программе представлены с 1 класса. Они - развивают силу, ловкость, быстроту, реакцию, ориентировку в пространстве, совершенствуют вестибулярный аппарат. Акробатические упражнения способствуют развитию волевых качеств учащихся, а также содействуют и облегчают обучение упражнениям на гимнастических снарядах.

В состав акробатических упражнений входят: группировки, перекат, кувырки, стойки, "мост", переворот боком.

Группировка является основным упражнением при обучении перекатам и кувыркам. Выполнять группировку можно из положения, стоя, сидя и лежа. В группировке колени должны быть прижаты к груди, спина округлена, голова наклонена вперед, хват за верхнюю часть голени, локти прижаты к бедрам. При выполнении кувырков в сторону возможна "широкая" группировка, при которой согнутые ноги разведены в стороны. Проверить качество группировки можно следующим образом: выполнившего группировку ученика в по­ложении лежа на спине приподнять, взяв за голеностопы. Если уче­ник удерживает ноги, плотно прижимая их к груди, значит, ошибок нет. Ноги выпрямляются если - голова откинута назад, локти отве­дены в стороны, спина прямая. Обучение группировке проводится в сочетании с упражнениями в перекатах.

Перекаты - это вращательные движения с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову. Перекаты выполняются вперед, назад и в сторону, на спине и животе, в группировке согнувшись и прогнувшись.

Перекаты прогнувшись, выполняются из положения, лежа на животе, из упора лежа, из стойки на коленях. Из положения, сидя, в группировке и согнувшись после выполнения наклона.

Обучение перекатам следует начинать из положения, лежа на спине; в группировке, в положении согнувшись, а также выпрям­ленным телом (в "лодочке"), затем выполняется из упора присев перекат назад - перекатом вперед, упор присев.

При выполнении перекатов назад не следует поднимать плечи, прогибаться, а также подставлять руки и откидывать голову назад. При перекате вперед плечи должны как бы догонять ноги, голову следует держать на груди сохраняя при этом положение группировки.

Кувырки - это вращательные движения с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову. Кувырки выполняются вперед, назад, в сторону, в группировке согнувшись и прогнув­шись из различных исходных положений в различные конечные положения. Выполнять кувырки вперед можно из приседа, полуприседа, из положения, стоя, с разбега и через препятствие. Кувырок назад из упора присев, из седа, из положения стоя. Кувырок в сторону - из упора присев, из упора присев на правой, левая влево на носок. Обучение кувыркам начинают после овладения группировкой и перекатом.

Стойки.

Стойки в школьной программе представлены: стойкой на лопатках, стойка на руках и голове, стойкой на руках.

Стойка на лопатках. Данный элемент выполняется из следующих положений - из положения, лежа на спине в группировке и согнувшись, после переката назад, из упора присев и седа, а также из упора стоя ноги врозь, кувырком вперед. Стойку можно выполнять с опорой руками о поясницу и с опорой о пол прямыми руками. Начинать обучение следуют в парах. В И.п. - лежа на спине подняв таз вверх, руки вдоль тела, ладонями вниз, - страхующий поднимает за носки прямое тело партнера до стойки, затем выполняющий подставляет руки под поясницу большими пальцами вперед, локти при этом широко не разводить. После того, как занимающийся "прочувствовал" прямое положение тела в стойке, можно приступать к самостоятельному выполнению из различных исходных положений. При выполнении стойки на лопатках из упора стоя ноги врозь кувырком вперед, руки следует ставить несколько вперед, так, чтобы основная нагрузка была на руки. После сгибания рук и опускания на лопатки, руки следуют быстро перевести вперед и подставить под поясницу, ноги при этом касаются носками пола за головой. Затем, разгибаясь тазобедренных суставах, выполнить стойку на лопатках.

Мост. Данное упражнение выполняется из положения, лежа на спине и из положения стоя при выполнении моста из любого положения плечи должны находится над кистями, руки и ноги полностью выпрямлены. Обучение моста, из положения стоя, следует начинать у стены или гимнастической стенки выполнив максимальный наклон назад, поставить руки на опору, поочередно переставляя прямые руки, опуститься до положения моста, а затем вновь подняться и выпрямиться. Из стойки руки вверх максимально прогнуться, подавая таз вперед, не опуская при этом рук, опуститься в мост (руки при этом необходимо видеть). Для того чтобы встать с моста, необходимо сделать толчок руками так, чтобы, основная, масса тела приходилась на ноги подавая таз вперёд выпрямиться.

Обучение повороту на 180о в "мосте" начинают стоя в наклоне назад у стенки. Для более успешного овладения поворотом следует выполнять мост опираясь одной, опорной рукой.

Урок гимнастики в школе

Основной формой организации занятий по гимнастике в школе являются уроки физической культуры с гимнастической направленностью.

На уроках гимнастики решаются многие оздоровительные, образовательные, воспитательные и прикладные задачи:

1. Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, закаливание, формирование правильной осанки.

2. Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики. Формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом. Формирование организаторских умений и навыков, обучение правилам общения с окружающими людьми.

3. Развитие способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.

4. Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств, прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма.

Урок гимнастики должен отвечать следующим дидактическим требованиям:

а) он должен иметь определенную учебную цель и частные задачи;

б) на уроке соблюдается единство в решении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач;

в) к каждому уроку подбираются специальные упражнения, методы обучения им, устанавливается дифференцированная норма нагрузки исходя из половых различий занимающихся, состояния их здоровья, уровня физической подготовленности, особенностей психических и личностных свойств;

г) в ходе урока сочетаются коллективная и индивидуальная формы учебно-воспитательной работы учителя с занимающимися, организуется взаимопомощь, обеспечивается безопасность выполнения упражнений;

д) урок должен быть хорошо продуман и организован, обеспечена постоянная руководящая роль учителя.

 

Урок гимнастики, так же как и уроки по другим видам, име­ет определенную структуру: начинается с подготовительной части, затем следует основная часть и в конце — заключитель­ная.

Подготовительная часть по продолжительности занимает 8-12 мин. в подготовительной части использу­ются различные средства: строевые упражнения, разновидно­сти передвижений, танцевальные упражнения, подвижные иг­ры, общеразвивающие и вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивно­стью выполнения в подготовительную часть включать нецелесо­образно, так как они могут снизить работоспособность учащих­ся в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития у учащихся таких двигательных качеств, как сила, выносли­вость, гибкость.

Основная часть урока занимает 30-35 мин и содержит сле­дующие задачи:

1. Формирование жизненно необходимых и специальных
(гимнастических) двигательных навыков.

2. Развитие волевых и физических качеств учащихся.

Для решения этих задач в основной части урока использует­ся значительный объем различных упражнений (прикладные, упражнения на снарядах, акробатические и вольные, общераз­вивающие упражнения повышенной интенсивности).

На заключительную часть отводится 3-5 мин. Основными ее задачами являются подготовка организма учащихся к пред­стоящей деятельности, подведение итогов данного урока, зада­ние на дом. В заключительной части урока обычно используют­ся успокаивающие упражнения (ходьба, умеренный бег, упраж­нения на расслабление и массаж), отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, задания, выполняемые с музыкальным сопровождением), упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (танцевальные, марши­ровка с песней и т. п.).

Структура урока гимнастики

Урок гимнастики, так же как и уроки по другим видам, име­ет определенную структуру: начинается с подготовительной части, затем следует основная часть и в конце — заключитель­ная.

Подготовительная часть по продолжительности занимает 8-12 мин. в подготовительной части использу­ются различные средства: строевые упражнения, разновидно­сти передвижений, танцевальные упражнения, подвижные иг­ры, общеразвивающие и вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивно­стью выполнения в подготовительную часть включать нецелесо­образно, так как они могут снизить работоспособность учащих­ся в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития у учащихся таких двигательных качеств, как сила, выносли­вость, гибкость.

Основная часть урока занимает 30-35 мин и содержит сле­дующие задачи:

1. Формирование жизненно необходимых и специальных
(гимнастических) двигательных навыков.

2. Развитие волевых и физических качеств учащихся.

Для решения этих задач в основной части урока использует­ся значительный объем различных упражнений (прикладные, упражнения на снарядах, акробатические и вольные, общераз­вивающие упражнения повышенной интенсивности).

На заключительную часть отводится 3-5 мин. Основными ее задачами являются подготовка организма учащихся к пред­стоящей деятельности, подведение итогов данного урока, зада­ние на дом. В заключительной части урока обычно используют­ся успокаивающие упражнения (ходьба, умеренный бег, упраж­нения на расслабление и массаж), отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, задания, выполняемые с музыкальным сопровождением), упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (танцевальные, марши­ровка с песней и т. п.).

Планирование учебной работы по гимнастике (класс по выбору)

Гимнастический раздел школьной учебной программы по физической культуре является наиболее трудоемким и сложным для школьников. Успешное овладение многообразием форм и видов гимнастических упражнений возможно лишь при условии систематического и целенаправленного их освоения на уроках с гимнастической направленностью, при методически правильном планировании учебного материала.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта выполняются три вида планирования:

- перспективное планирование – на длительный срок (как минимум на учебный год);

- текущее планирование – на отдельные этапы учебного процесса (на учебную четверть, триместр);

- оперативное планирование – на предстоящий урок физической культуры.

Многолетний опыт работы по проведению уроков физической культуры с гимнастической направленностью в школе позволяет рекомендовать следующую последовательность раз- работки плана-конспекта проведения занятий:

— вначале определяются основные дидактические задачи урока (что будет изучаться, что необходимо закрепить, усовершенствовать, на воспитании каких физических качеств акцентировать свое внимание)

— после определения основных дидактических задач урока осуществляется подбор основных и дополнительных, подготовительных и подводящих упражнений, которые последовательно распределяются по структурным частям урока (подготовительной, основной, заключительной);

— подбор основных и дополнительных (подготовительных и подводящих упражнений) завершается определением конкретной дозировки выполнения каждого упражнения (количество повторений упражнений или время, необходимое для выполнения каждого упражнения);

— завершая в целом разработку плана-конспекта урока, четко определяются организационно-методические указания по использованию различных методов обучения, последовательности освоения техники гимнастических упражнений и др.

Подготовка спортивных снарядов и инвентаря к уроку гимнастики в средних классах

Безопасность занятий зависит от правильности установки сна­рядов и другого подсобного инвентаря. Перед установкой снаря­дов проверяется технический паспорт завода-изготовителя. Раз в год испытываются на прочность установка снаряда и все его дета­ли. Это особенно важно, так как многие залы не являются специ­ализированными (особенно в школе), что приводит к более ран­нему износу и порче снарядов и другого оборудования. В зале сна­ряды располагают на достаточном расстоянии от стен и друг от друга. Их ставят так, чтобы при выполнении упражнений свет не падал в глаза занимающимся. Гимнаст должен хорошо видеть сна­ряд и место приземления при соскоках. Установка и проверка со­стояния различных снарядов имеют свою специфику.

При установке коня с ручками необходимо соблюдать следую­щие правила: он должен стоять устойчиво на полу без малейших колебаний; ручки должны быть тщательно прикреплены к телу коня и иметь гладкую, очищенную от магнезии поверхность; по­крытие коня — без порезов и различных неровностей.

При установке перекладины обеспечиваются: вертикальное по­ложение стоек и горизонтальное положение грифа, прочное при­крепление грифа к стойкам; нормальное натяжение растяжек и Удержание перекладины в устойчивом и прочном положении; на­личие запасной глубины вкручивания тандеров; надежность креп­ления пластинок в полу и его исправное состояние. Для быстрой установки перекладины на нужную высоту рекомендуется сделать постоянные разметки на стойках.

При установке брусьев необходимо: следить за параллельным расположением жердей (они поднимаются и опускаются с обеих сторон путем удержания одной рукой жерди, другой — отвинчи­вания или завинчивания винта; нельзя стоять под жердью при ее опускании или поднимании); следить за соединением жердей со стойками; проверить исправность крепящих винтов и зажимов, а также вращение стержней в стойках; передвигать брусья с помощью специальной тележки или приподнимая их над полом; про­верить устойчивость снаряда.

При установке брусьев разной высоты соблюдаются правила, установленные для брусьев и перекладины.

При подвеске колец высоту устанавливают в соответствии с ро­стом занимающихся; проверяют состояние тросов, ремней и пря­жек, а также надежность крепления цепи в металлическом стерж­не, наличие трещин на кольцах. Периодически проверяют проч­ность крепления блоков к потолку. Если установка колец состоит из специальной рамы,

При установке бревна необходимо следить, чтобы его поверх­ность была в горизонтальном положении, без царапин и других повреждений; основание стоек плотно прилегало к полу; винты и другие виды крепления были исправны и удерживали бревно на соответствующей высоте.

При установке прыжковых снарядов обеспечивается: исправное состояние снаряда и его прочное крепление к полу; исправное состояние мостика, покрытого специальным синтетическим ма­териалом, и его установка на специальную синтетическую дорожку для разбега гимнаста. При отсутствии последних используют мос­тики с покрытием ребристой резиной и резиновую дорожку для разбега.

Канаты, шесты, лестницы, гимнастические скамейки и стенки должны быть крепкими, надежно прикрепленными к потолку, стене или полу. На канатах не допускается завязывания узлов. Шесты, рейки гимнастической стенки и лестницы должны иметь гладкую поверхность, прочно прикрепляться к боковым плоско­стям. Гимнастическая лестница устанавливается в наклонное по­ложение с помощью двух крюков. Гимнастическая скамейка дол­жна плотно стоять на полу, иметь гладкую поверхность. Необхо­димо следить за исправностью металлических креплений, кото­рые часто выходят из строя.

Надо постоянно следить за тем, чтобы рабочая поверхность снарядов (гриф перекладины, жерди брусьев, ручки на коне, кольца) была гладкой, очищенной от магнезии и не имела рако­вин и трещин. В гимнастическом зале обязательно должны быть (в специальных ящиках) магнезия и канифоль, а также весь не­обходимый для учебно-тренировочного процесса подсобный ин­вентарь и оборудование.

Стойка на лопатках

Техника выполнения. Из упора присев, взявшись руками за середину голени, выполнить перекат назад. В конце переката, коснувшись пола лопатками, опереться руками в поясницу и, разогнув ноги, выполнить стойку на лопатках. Туловище долж­но быть прямым, локти широко не разводить (рис. 75).

Последовательность обучения.

1. Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках согнув ноги.

2. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках со­гнув ноги — разогнув ноги стойка на лопатках — держать.

1. Из упора сидя сзади перекатом назад стойка на лопатках.

4. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках.
Типичные ошибки.

1. Сгибание в тазобедренных суставах.

2. Тело отклонено от вертикальной плоскости.

3. Широко разведены локти.

Страховка и помощь. Стоя сбоку от ученика у места опоры лопатками, одной рукой захватить за голень, предупреждая возможность опускания ног за голову. После выхода в стойку на лопатках до­полнительно (по мере необходимости) поддержи­вать сзади за бедро, добиваясь более точного верти­кального положения тела с вытянутыми носками

Стойка на голове

Техника выполнения. Из упора присев, опираясь головой (верхней частью лба) впереди рук, образуя равносторонний тре­угольник, толчком стойка на голове согнув ноги с последующим выпрямлением туловища до прямого вертикального положения (рис. 88).

Типичные ошибки.

1. Неправильная постановка головы (не на лоб, а на темя).

2. Голова поставлена близко или далеко от рук.

3. Неполное разгибание в тазобедренных суста­вах.

  1. Излишнее прогибание в пояснице.
  2. Ноги согнуты в коленях, носки не оттянуты.

Страховка и помощь. Стоя сбоку, одной рукой под­держивать за голень снизу, другой под спину. При выходе в стойку поддерживать одной рукой за бедро, а другой за голень, добиваясь точного вертикального положения (рис. 89).

Кувырок вперед

Техника выполнения. Из упора присев (с опорой руками впере­ди стоп на 30-40 см), выпрямляя ноги, перенести массу тела на ру­ки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, оттолкнуться ногами и, переворачиваясь через голову, сделать перекат на шею и лопат­ки. Опираясь лопатками о пол, резко согнуть ноги и взять группи­ровку. Заканчивая кувырок, принять упор присев (рис. 73).

Кувырок назад в группировке

Техника выполнения. Из упора присев, руки несколько впе­реди — тяжесть тела перенести на руки; затем, отталкиваясь руками, быстро перекатиться назад, увеличив вращающий мо­мент за счет плотной группировки; в момент касания опоры ло­патками поставить кисти за плечами и, опираясь на них, пере­вернуться через голову (не разгибая ног) и перейти в упор при­сев (рис. 81).

Последовательность обучения.

1. Кувырок вперед.

2. Из упора присев перекат назад в группировке с последую­щей опорой руками за головой.

3. Из упора присев кувырок назад в группировке в упор при­сев.

Типичные ошибки.

1. Неточная постановка рук (на кулаки, на тыльную сторону. кистей, непараллельная постановка кистей и локтей).

2. Разгибание ног в момент постановки рук и переворачива­ния через голову.

3. Неплотная группировка.

4. Отсутствие опоры и отжимания на руках в момент перево­рачивания через голову.

5. Медленное переворачивание.

Страховка и помощь. Стоя сбоку, одной рукой поддерживать под плечо, другой, при необходимости, подтолкнуть под спину.

Примерные упражнения в равновесии в начальных классах

Класс

Учащиеся должны освоить стойку на носках, на одной ноге (на полу и гимнастической скамейке), ходьбу по гимнастической скамейке, перешагивание через мячи, повороты на 90о, ходьбу по рейке гимнастической скамейки.

Для разучивания этих упражнений можно давать следующие задания:

1. Ходьба на носках, руки в стороны – стойка на носках, руки вверх - ходьба на носках, руки за голову. Задание выполнять на полу по начерченным линиям.

2. Ходьба по гимнастической скамейке с носка – шаг правой, левую согнуть вперед – шаг левой, правую согнуть вперед, руки на пояс. Выполнять одновременно на нескольких параллельно поставленных скамейках фронтально-потомным способом.

3. Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через набивные мячи, равномерно разложенными на ней, с различными положениями рук.

4. Ходьба по скамейке – поворот переступанием налево – поворот переступанием направо – ходьба на носках до конца скамейки и соскок в глубину толчком двумя.


2 класс
Предусматривается освоение таких упражнений: стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами, ходьба по рейке гимнастической скамейки и бревну, повороты кругом стоя и при ходьбе на носках на рейке гимнастической скамейки.

Обучающие задания:

1. Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами, стоя на гимнастической скамейке.

2. Ходьба с мячом на голове.

3. Стойка на одной ноге поперек рейки гимнастической скамейки другую ногу вперед (назад, в сторону).

4. Ходьба по гимнастической скамейке с высоким подниманием бедра с одновременным хлопком под ногой – из стойки на носках поворот кругом переступанием с различными положениями рук.

Прикладные упражнения(перелезание, переползание, лазание). Примеры. Методика обучения

Учащиеся I класса осваивают лазанье по наклонно поставлен­ной скамейке, по гимнастической стенке, подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке, перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку. Лазанье и перелезание свя­заны с преодолением препятствий и имеют прикладное значе­ние. Упражнения в лазанье и перелезаний — это активные дви­гательные действия, при выполнении которых в работу включа­ются все звенья двигательного аппарата. Кроме того, обеспечи­вается общее физическое воздействие на большое количество мышечных групп, что важно для развития силы, скоростной си­лы и ловкости, а также воспитания смелости и уверенности в своих действиях. Наличие большого разнообразия приемов в лазанье по различным гимнастическим снарядам (наклонно по­ставленным гимнастическим скамейкам, гимнастической стен­ке, канатам, шестам), перелезание через гимнастическое брев­но, коня, горку матов делают эти упражнения доступными для Учащихся всех возрастных групп. На занятиях основной гимна­стикой в младших классах упражнения в лазанье проводятся в смешанных упорах и висах. Лазанье в смешанных упорах и ви­сах гораздо легче, нежели на одних руках, так как при выпол­нении лазанья в смешанных висах в работе принимают участие руки, ноги и мышцы туловища. Учитывая трудность упражне­ний в лазании, необходимо проводить их, начиная с простых приемов, таких как лазание по наклонно поставленным гимна­стическим скамейкам, гимнастической стенке, наклонно и го­ризонтально подвешенным канатам, а затем уже переходить к изучению приемов лазания по вертикальному канату.

Комбинация для мальчиков

1. Из стойки ноги врозь, руки вверх, наклоном

назад «мост» с помощью

2. Лечь и, поднимая туловище, упор сидя сзади, перекатом назад стойка на лопатках (держать)

3. Перекатом вперед упор присев

4. Кувырок назад в упор присев

5. Кувырок вперед и прыжок вверх прогибаясь

Комбинация для девочек

1. Два кувырка вперед и, выпрямляясь, руки вверх

2. Опуститься в «мост»

3. Лечь и стойка на лопатках

4. Перекат вперед в упор присев и прыжок

прогибаясь ноги врозь

Предмет и задачи гимнастики

Гимнастика исторически сложившаяся совокупность специ­фических средств и методов гармонического физического воспита­ния людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 816; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.18.66 (0.118 с.)