Понравилась ли сказка. Все ли слова тебе понятны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понравилась ли сказка. Все ли слова тебе понятны.



Литературное

Краеведение.

Рабочая тетрадь

учени____ 3 класса

_________школы №___

_______________________

 

 

 

Автор: учитель начальных классов

МОУ СОШ №8 Л. И. Гудзь

 

Гудзь Л. И.

Литературное краеведение. 3 класс

г. Новый Уренгой 2009 г.

Тетрадь содержит задания, направленные на формирование знаний об особенностях фольклора северных народов Ямальского края; о первоначальных исторических сведениях родного края, развитие основ литературной речи, кругозора, наблюдательности, интереса к творческой, поисковой деятельности.

Тетрадь предназначена для учащихся третьего класса и учителей начальных классов.

Дорогой друг!

Меня зовут Нядма. Я твой помощник, именно так переводится мое имя с ненецкого языка. Вместе со мной ты заглянешь в историю моего края, в истоки Северного устного народного творчества, продолжишь дальше знакомиться с народными и литературными сказками Ямальского народа, узнаешь о первых ученых-просветителях, об исторических датах 1941-1945г.г, которые пишут знакомые тебе авторы Л. Лапцуй, Р. Ругин, П.Явтысый, а также произведения, в котором писатели и поэты с большой любовью и уважением пишут о красоте и прелестях нашей тундры.

Перед тобой тетрадь, в которой много различных, интересных заданий к каждому уроку. Есть творческие самостоятельные задания, которые требуют от тебя настойчивой работоспособности, умения и желания самому добывать знания, любознательности. Работая в тетради, ты научишься точно отвечать на заданные вопросы, сравнивать, давать оценку поступкам героев, доказывать свое мнение, собирать и отбирать необходимый материал к уроку, самостоятельно и творчески мыслить, работать с удовольствием. Научишься искренне любить свой суровый северный край, бережно и трепетно относиться к людям и всему живому, что находится в нашем удивительном крае под именем ЯМАЛ.

 

 

Я приглашаю тебя, мой друг!


Северный фольклор.

Урок 1. Умная сова (мансийская сказка).

Понравилась ли сказка? Все ли слова тебе понятны?

2. Раздели сказку на части и составь план. Озаглавь каждую часть.

План.

1._______________________________________________________

2.______________________________________________________

3._____________________________________________________

4._____________________________________________________

Выпиши главных героев сказки.

______________________________________________________

4.Как убедила Умная сова Верхнего Духа Топала-Ойка? Выбери правильный ответ:

а) перехитрила

б) мудрый совет дала

в) пристыдила

 

Вспомни пословицы. Какую пословицу можно подобрать к этой сказке? Запиши ее.

________________________________________________________

_______________________________________________________

Что знаешь о сове? Какой город и каким образом связан с изображением совы?

Урок 2. Комполэн - Болотный Дух (мансийская).

Понятны ли тебе слова и выражения, которые встречаются в этой сказке? Попробуй объяснить сам или используй словарь, спроси у взрослых.

Выцеживал из сердца мужество- ___________________________

________________________________________________________

Потеряв рассудок-________________________________________

________________________________________________________

Затаенная кровожадность зверя-____________________________

________________________________________________________

Трясина-________________________________________________

________________________________________________________

С расплющенным копытом-________________________________

________________________________________________________

Таймень-________________________________________________

Чувал-__________________________________________________

Урман-__________________________________________________

Юрта-__________________________________________________

Прочитай внимательно начало сказки. Знакомы ли тебе понятия: Тьма, Страх, Зло, Понимание? Объясни устно. В сказке много образных выражений – эпитетов, сравнений, метафор. Выпиши образные выражения, относящиеся к Страху.

Метафоры:______________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

Эпитеты:_______________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

Сравнения:_____________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

Начало

лось Средний рода Младший журавль

кедр человеческого лебедь

 

сестры,

мама,

бабушка

чайки и гагары

береза

3.Раздели на части сказку. Продолжи составление плана сказки. Озаглавь каждую часть.

План.

 

1. Силы Тьмы – Страх.

2._______________________________________________________

3._______________________________________________________

4.______________________________________________________

5._____________________________________________________

Выпиши из текста.

__________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

____________________________________________________________

Расскажи соседу по парте.

Где она оказалась? Почему?

Что завещал отец детям?

___________________________________________________________

Запиши названия стихов.

__________________________________________________________

5. Какие чувства испытываешь при чтении этих произведений? Подчеркни нужные ответы.

Радость, грусть, гордость, сочувствие, скорбь, сожаление, уважение. Допиши свои варианты ответов.

__________________________________________________________

Прочитай выражения.

Вьюга зарычит страшна, словно моря Карского волна

Не пугайся, словно горностай

Сядешь в нарты, что летят стрелой

Пляшут, как истошные шаманы

С их красивым бегом, как полетом.

Подумай, это метафоры, сравнения или эпитеты? Подчеркни нужное слово.

Прочитай строчки.

Я тяжести тебе ненужной не прибавлю,

И гордости твоей вовек не умалю.

Я глупой воркотней тебя не обесславлю

И окриком пустым тебя не оскорблю.

Подчеркни ответ.

План.

Кончается лето.

2._________________________________________________________

3._________________________________________________________

4._________________________________________________________

Р. Ругин «Мелодии леса».

Прочитай строки.

Мне весь век хотелось быть Если тундре нанесешь

Верным древнему завету: Ты обиду или рану,

- Оставляя жизни мету, Или порчу океану,-

Ты природы не обидь. Сам в себя ты всадишь нож.

Что поэт решил сделать?

___________________________________________________________

Что для человека Природа?

Где искал своего питомца?

Где обнаружился кот?

Урок 30. Итоговый тест.

Сведения об авторах.

Сусой Елена Григорьевна

Елена Григорьевна Сусой… В любой школе Ямало – Ненецкого автономного округа, и в окружном центре, и в самых отдаленных поселках, ее знают и любят.

Заслуженный учитель школы Российской Федерации, кандидат педагогических наук, сотрудник Научно – исследовательского института национальных школ, старший методист Окружного института усовершенствования учителей, автор учебников для национальных школ, по которым учатся дети не только на Ямале, но и в школах Ненецкого и Таймырского округов, ученый – языковед – и все это Е.Г.Сусой. Необъятен круг ее интересов, безгранична ее деятельность: она успевает писать прекрасные рассказы для детей, солирует в национальном хоре «Сеетэй Ямал» («Поющий Ямал»), собирает фольклор родного края, сотрудничает в журналах «Стерх», «Югра», «Северные просторы», «Ямальский меридиан».

Жизнь Елены Григорьевны – пример для подражания молодым, пример, каким может стать жизнь человека, для которого труд – главная цель, труд бескорыстный, труд для других.

Родина Е. Г. Сусой – Ямальская тундра. В «Рассказах для детей» она вспоминает детские годы: «Вчера была тихая, теплая погода. Что с ней случилось сегодня? По долам и холмам тундры разбушевалась пурга. В такую погоду, кажется, вот – вот развалятся шесты нашего чума. Ветер волком воет в каждом углу и плачет… Мама у входной части чума занята выделкой большой шкуры оленя. А мы, детвора, сидим около бабушки, которая готовит жилы – нитки из оленьих сухожилий. Бабушка нам рассказывает сказки и легенды – плачи».

Училась Елена Григорьевна в Ново – Портовской школе, отсюда уехала она учиться в Салехардское педагогическое училище. Затем годы учебы в Ленинградском педагогическом институте имени А.И. Герцена, на факультете народов Крайнего Севера, в аспирантуре… Краткие, скупые строки, а за ними большая судьба.

Елена Григорьевна автор книг «Из глубины веков» и «Леонид Лапцуй. Страницы жизни и творчества», а также учебников для школ Севера.

 

 

Тарханов Андрей Семенович.

Поэта манси Андрея Тарханова называют поэтом милосердия: он проповедует самые высокие человеческие качества – доброту, сострадание, душевную щедрость. Андрей Семенович говорит:

- Стихи рождаются, а не выдумываются. Поэзия – это отклик души на позывы жизни, на ее боль, радость, тревогу... Это тропы моей жизни, движения моей души. Что волнует, о том и пишется. Например, я испытал в свое время настоящее потрясение, узнав о полете американских астронавтов на Луну. И я написал об этом в своей поэме «Оранжевый остров спасения». Разве я, манси, не имею права на такой творческий шаг?

Поэт родился в деревне Аманья Ханты – Мансийского округа. Учился в Ленинградском педагогическом институте имени А. И. Герцена, затем на высших литературных курсах в Москве. Пишет на русском языке. Живет в городе Ханты – Мансийске. Вот названия его книг: «Первая завязь», «Зеленый дождь», «Утренний лыжник», «Праздник грома», «Морошковое лето»…

 

 

Словарь.

Ай- Ас-Торум (хант.) – «Бог Малой Земли», Бог – покровитель.

Анки (хант.) – мать.

Аргиш – обоз оленьих упряжек.

Ас – река Обь.

Ас – ях (хант.) – «обской народ», ханты.

Балаган – летнее временное жилище, шалаш.

Бокари – меховые сапоги из оленьих шкур.

Борщевик – растение.

Вандако – ненецкая грузовая нарта для перевозки имущества.

Васюган – левый приток Оби.

Вельбот – большая лодка для морского промысла.

Веретено – приспособление для ручного прядения.

Вор – Кум – леший.

Ворне – лесная богиня, покровительница охотников.

Вуй – сказочный зверь.

Гимга – метательное приспособление на бечевке для ловли рыбы; плетенная

ловушка для рыбы в форме цилиндра.

Гольцы – сопки без растительности, скалы.

Гусь,совик (соок, по ненец.) – верхняя мужская одежда, одевается на малицу.

Доха – шуба из шкур мехом и внутрь, и наружу.

Еви (хант.) – девочка, девушка.

Жирник – светильник, заправленный нерпичьим жиром.

Заимка – отдаленное поселение типа хутора, отдельная усадьба.

Запор – сооружение для ловли рыбы, перегораживающее водоем.

Заструга – сугроб с козырьком.

Зельдь – деликатесная рыба.

Зырянин – коми.

Ижемцы – коми, живущие по берегам реки Ижмы, говорящие на ижемском

наречии.

Ики (хант.) – название месяца; муж, старик; классификационный термин для обозначения старших мужчин.

Имя (хант.) – классификационный термин родства старших женщин;

жена, старуха.

Ими – хиты – бабушкин внук, тетин племянник.

Калдан – рыболовная снасть у манси.

Камус – шкура с ног оленя.

Карбас – большая лодка с высокими бортами.

Каслание – перегон оленей.

Каюр – человек, управляющий собачьей упряжкой, хорошо знающий

местность.

Комполэн – «Болотный дух», полузверь, получеловек, персонаж

мансийских сказаний.

Коч – парусно – гребное судно.

Лабаз – амбар (домик) на сваях.

Майна – прорубь.

Макодан – отверстие вверху чума.

Малица – мужская верхняя одежда с капюшоном и рукавицами из оленьих

шкур.

Марь – выжженное во время лесного пожара место.

Мездра – изнанка шкуры.

Менкв, Менк-ики – мифическое лесное существо, великан – людоед.

Мережа – рыболовная снасть из сетки, натянутой на обручи.

Месяц Большой Темноты (ненец.) – декабрь.

Месяц Малой Темноты (ненец.) – ноябрь.

Морда – ловушка для рыбы, сплетенная из прутьев в форме цилиндра и

сужающаяся на одном конце.

Неблюй – молодой олень, шкура молодого оленя.

Нум – верховное божество, дух неба.

Нюк – меховое покрытие чума.

Ойка – мужчина, богатырь, дух – покровитель.

Острога – рыболовное орудие в виде вил с несколькими зубьями.

Остяки – старое название народности ханты.

Отыр (манс.) – богатырь, дух, герой.

Паница, ягушка – верхняя женская одежда.

Парка – ненецкая шуба из оленьих шкур.

Паул (манс.) – деревня, дом.

Пимы, кисы – меховая обувь из оленьих лап.

Подволоки – лыжи, подклеенные снизу шкурой с коротким мехом.

Полум-ойка, Полум - Торум, Топал-ойка – бог, дух.

Пыжик – новорожденный олененок, шкура новорожденного олененка.

Распадок – узкая долина в горах.

Ровдуга – выделанная оленья шкура.

Ронжа – птица-кедровка.

Ропак – льдина, стоящая ребром на ровной поверхности.

Сакуй – верхняя одежда из оленьего меха.

Самоеды – старое название ненцев.

Санквалтап – мансийский струнный музыкальный инструмент.

Сивуч – вид тюленя.

Скребок – инструмент для выделки шкур.

Слопец – давящая ловушка для птиц, зверей.

Сохатый – лось.

Стойбище – поселение кочевых народов Севера.

Стрежень – глубокое место на реке с быстрым течением.

Сядаи – деревянные фигурки божков у ненцев.

Тала – кушанье из сырой рыбы.

Тамга – знак собственности.

Тобоки – ненецкие меховые чулки.

Тоня(тонь) –место, где ловят рыбу.

Торум – верховное божество; дух; бог; небо; вселенная; эпоха.

Туесок – ведерко из бересты.

Тынзян – аркан.

Унты – меховые сапоги.

Урман – лес, тайга.

Ушкан – заяц.

Фактория – торговый поселок в отдаленных промысловых районах.

Хаби (ненец.) – батрачка.

Хабторки (ненец.) – бесплодные важенки, которых используют для езды.

Хакор – памятный знак в тундре, сделанный из камней или оленьих рогов.

Халей – крупная чайка.

Хальмер – покойник, могила.

Хорей – шест, которым погоняют оленей при езде.

Хум (манс.) – мужчина.

Чебак – рыба из породы карповых.

Черемша – дикий лук.

Чир – рыба из семейства сиговых.

Чолчойча (нанайск.) – синичка.

Чувал – мансийский очаг, сложенный из камней, печь.

Шайтан – злой дух; деревянный божок охраняющий жилище от злых духов.

Шилохвость – птица из семейства утиных.

Эква (хант., манс.) – женщина.

Эква-пырись – «женщины сынок»; Золотой богатырь.

Ямал – полуостров на севере нашей страны, омываемый Карским морем.

 

Список использованной литературы.

Терещенко Н.М. Словарь ненецко – русский и русско – ненецкий: около 4000 слов: пособие для уч-ся начальной школы. – 2-е изд., дораб./ Н.М. Терещенко. – Ленинград: Просвещение, 1989. – 304с

 

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю Шведова. – М.: Азъ, 1994.

 

Попов Ю.И. Слово о Ямале. Документально – этнографические, публицистические и художественные произведения о жизни народов Ямала В ХХ веке: учебное пособие для ст. классов общеобразовательных учреждений./ Ю.И. Попов, Цымбалистенко Н.В.. – СПб.: Просвещение, 2004. – 222с.: ил.

 

Приходько М.С. Хомаку: картинный словарь русско – нещанского языка/ М.С. Приходько. – СПб.: Морсар АВ, 2000. – 191с.6 илл.

 

Приходько М.С. Хомани. Книга о жизни лесных ненцев: сказки, стихи, легенды; краткий русско – нещанский словарь/ М.С. Приходько,О. Приходько. – СПб.: Изд. Дом. – Светлячок, 2002. – 222с.: илл.

 

Северные родники: лит. – краевед. хрестоматия для школ ЯНАО/ авт.-сост. Л.В. Федорова. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.

 

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии/ Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256с.

 

Федорова Л.В. Литературное краеведение: программа учебного курса для начальной школы/ Л.В. Федорова. – Салехард, 1998.

 

Федорова Л.В. Родная литература: (ненецкая, хантыйская, мансийская, селькупская, коми: программно – методическое пособие с частичным хрестоматийным обеспечением. Ч.1/ Л.В. Федорова. – Тюмень: Институт проблем освоения Севера СО РАН, 1995. – 142с.

Литературное

Краеведение.

Рабочая тетрадь

учени____ 3 класса

_________школы №___

_______________________

 

 

 

Автор: учитель начальных классов

МОУ СОШ №8 Л. И. Гудзь

 

Гудзь Л. И.

Литературное краеведение. 3 класс

г. Новый Уренгой 2009 г.

Тетрадь содержит задания, направленные на формирование знаний об особенностях фольклора северных народов Ямальского края; о первоначальных исторических сведениях родного края, развитие основ литературной речи, кругозора, наблюдательности, интереса к творческой, поисковой деятельности.

Тетрадь предназначена для учащихся третьего класса и учителей начальных классов.

Дорогой друг!

Меня зовут Нядма. Я твой помощник, именно так переводится мое имя с ненецкого языка. Вместе со мной ты заглянешь в историю моего края, в истоки Северного устного народного творчества, продолжишь дальше знакомиться с народными и литературными сказками Ямальского народа, узнаешь о первых ученых-просветителях, об исторических датах 1941-1945г.г, которые пишут знакомые тебе авторы Л. Лапцуй, Р. Ругин, П.Явтысый, а также произведения, в котором писатели и поэты с большой любовью и уважением пишут о красоте и прелестях нашей тундры.

Перед тобой тетрадь, в которой много различных, интересных заданий к каждому уроку. Есть творческие самостоятельные задания, которые требуют от тебя настойчивой работоспособности, умения и желания самому добывать знания, любознательности. Работая в тетради, ты научишься точно отвечать на заданные вопросы, сравнивать, давать оценку поступкам героев, доказывать свое мнение, собирать и отбирать необходимый материал к уроку, самостоятельно и творчески мыслить, работать с удовольствием. Научишься искренне любить свой суровый северный край, бережно и трепетно относиться к людям и всему живому, что находится в нашем удивительном крае под именем ЯМАЛ.

 

 

Я приглашаю тебя, мой друг!


Северный фольклор.

Урок 1. Умная сова (мансийская сказка).

Понравилась ли сказка? Все ли слова тебе понятны?

2. Раздели сказку на части и составь план. Озаглавь каждую часть.

План.

1._______________________________________________________

2.______________________________________________________

3._____________________________________________________

4._____________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.76.51 (0.125 с.)