Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понравилась ли сказка. Все ли слова тебе понятны.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Литературное Краеведение. Рабочая тетрадь учени____ 3 класса _________школы №___ _______________________
Автор: учитель начальных классов МОУ СОШ №8 Л. И. Гудзь
Гудзь Л. И. Литературное краеведение. 3 класс г. Новый Уренгой 2009 г. Тетрадь содержит задания, направленные на формирование знаний об особенностях фольклора северных народов Ямальского края; о первоначальных исторических сведениях родного края, развитие основ литературной речи, кругозора, наблюдательности, интереса к творческой, поисковой деятельности. Тетрадь предназначена для учащихся третьего класса и учителей начальных классов. Дорогой друг! Меня зовут Нядма. Я твой помощник, именно так переводится мое имя с ненецкого языка. Вместе со мной ты заглянешь в историю моего края, в истоки Северного устного народного творчества, продолжишь дальше знакомиться с народными и литературными сказками Ямальского народа, узнаешь о первых ученых-просветителях, об исторических датах 1941-1945г.г, которые пишут знакомые тебе авторы Л. Лапцуй, Р. Ругин, П.Явтысый, а также произведения, в котором писатели и поэты с большой любовью и уважением пишут о красоте и прелестях нашей тундры. Перед тобой тетрадь, в которой много различных, интересных заданий к каждому уроку. Есть творческие самостоятельные задания, которые требуют от тебя настойчивой работоспособности, умения и желания самому добывать знания, любознательности. Работая в тетради, ты научишься точно отвечать на заданные вопросы, сравнивать, давать оценку поступкам героев, доказывать свое мнение, собирать и отбирать необходимый материал к уроку, самостоятельно и творчески мыслить, работать с удовольствием. Научишься искренне любить свой суровый северный край, бережно и трепетно относиться к людям и всему живому, что находится в нашем удивительном крае под именем ЯМАЛ.
Я приглашаю тебя, мой друг! Северный фольклор. Урок 1. Умная сова (мансийская сказка). Понравилась ли сказка? Все ли слова тебе понятны? 2. Раздели сказку на части и составь план. Озаглавь каждую часть. План. 1._______________________________________________________ 2.______________________________________________________ 3._____________________________________________________ 4._____________________________________________________
Выпиши главных героев сказки. ______________________________________________________ 4.Как убедила Умная сова Верхнего Духа Топала-Ойка? Выбери правильный ответ: а) перехитрила б) мудрый совет дала в) пристыдила
Вспомни пословицы. Какую пословицу можно подобрать к этой сказке? Запиши ее. ________________________________________________________ _______________________________________________________ Что знаешь о сове? Какой город и каким образом связан с изображением совы? Урок 2. Комполэн - Болотный Дух (мансийская). Понятны ли тебе слова и выражения, которые встречаются в этой сказке? Попробуй объяснить сам или используй словарь, спроси у взрослых. Выцеживал из сердца мужество- ___________________________ ________________________________________________________ Потеряв рассудок-________________________________________ ________________________________________________________ Затаенная кровожадность зверя-____________________________ ________________________________________________________ Трясина-________________________________________________ ________________________________________________________ С расплющенным копытом-________________________________ ________________________________________________________ Таймень-________________________________________________ Чувал-__________________________________________________ Урман-__________________________________________________ Юрта-__________________________________________________ Прочитай внимательно начало сказки. Знакомы ли тебе понятия: Тьма, Страх, Зло, Понимание? Объясни устно. В сказке много образных выражений – эпитетов, сравнений, метафор. Выпиши образные выражения, относящиеся к Страху. Метафоры:______________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________ Эпитеты:_______________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ Сравнения:_____________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ Начало лось Средний рода Младший журавль кедр человеческого лебедь
сестры, мама, бабушка чайки и гагары береза 3.Раздели на части сказку. Продолжи составление плана сказки. Озаглавь каждую часть. План.
1. Силы Тьмы – Страх. 2._______________________________________________________ 3._______________________________________________________ 4.______________________________________________________ 5._____________________________________________________
Выпиши из текста. __________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ____________________________________________________________ Расскажи соседу по парте. Где она оказалась? Почему? Что завещал отец детям? ___________________________________________________________ Запиши названия стихов. __________________________________________________________ 5. Какие чувства испытываешь при чтении этих произведений? Подчеркни нужные ответы. Радость, грусть, гордость, сочувствие, скорбь, сожаление, уважение. Допиши свои варианты ответов. __________________________________________________________ Прочитай выражения. Вьюга зарычит страшна, словно моря Карского волна Не пугайся, словно горностай Сядешь в нарты, что летят стрелой Пляшут, как истошные шаманы С их красивым бегом, как полетом. Подумай, это метафоры, сравнения или эпитеты? Подчеркни нужное слово. Прочитай строчки. Я тяжести тебе ненужной не прибавлю, И гордости твоей вовек не умалю. Я глупой воркотней тебя не обесславлю И окриком пустым тебя не оскорблю. Подчеркни ответ. План. Кончается лето. 2._________________________________________________________ 3._________________________________________________________ 4._________________________________________________________ Р. Ругин «Мелодии леса». Прочитай строки. Мне весь век хотелось быть Если тундре нанесешь Верным древнему завету: Ты обиду или рану, - Оставляя жизни мету, Или порчу океану,- Ты природы не обидь. Сам в себя ты всадишь нож. Что поэт решил сделать? ___________________________________________________________ Что для человека Природа? Где искал своего питомца? Где обнаружился кот? Урок 30. Итоговый тест. Сведения об авторах. Сусой Елена Григорьевна Елена Григорьевна Сусой… В любой школе Ямало – Ненецкого автономного округа, и в окружном центре, и в самых отдаленных поселках, ее знают и любят. Заслуженный учитель школы Российской Федерации, кандидат педагогических наук, сотрудник Научно – исследовательского института национальных школ, старший методист Окружного института усовершенствования учителей, автор учебников для национальных школ, по которым учатся дети не только на Ямале, но и в школах Ненецкого и Таймырского округов, ученый – языковед – и все это Е.Г.Сусой. Необъятен круг ее интересов, безгранична ее деятельность: она успевает писать прекрасные рассказы для детей, солирует в национальном хоре «Сеетэй Ямал» («Поющий Ямал»), собирает фольклор родного края, сотрудничает в журналах «Стерх», «Югра», «Северные просторы», «Ямальский меридиан». Жизнь Елены Григорьевны – пример для подражания молодым, пример, каким может стать жизнь человека, для которого труд – главная цель, труд бескорыстный, труд для других. Родина Е. Г. Сусой – Ямальская тундра. В «Рассказах для детей» она вспоминает детские годы: «Вчера была тихая, теплая погода. Что с ней случилось сегодня? По долам и холмам тундры разбушевалась пурга. В такую погоду, кажется, вот – вот развалятся шесты нашего чума. Ветер волком воет в каждом углу и плачет… Мама у входной части чума занята выделкой большой шкуры оленя. А мы, детвора, сидим около бабушки, которая готовит жилы – нитки из оленьих сухожилий. Бабушка нам рассказывает сказки и легенды – плачи». Училась Елена Григорьевна в Ново – Портовской школе, отсюда уехала она учиться в Салехардское педагогическое училище. Затем годы учебы в Ленинградском педагогическом институте имени А.И. Герцена, на факультете народов Крайнего Севера, в аспирантуре… Краткие, скупые строки, а за ними большая судьба.
Елена Григорьевна автор книг «Из глубины веков» и «Леонид Лапцуй. Страницы жизни и творчества», а также учебников для школ Севера.
Тарханов Андрей Семенович. Поэта манси Андрея Тарханова называют поэтом милосердия: он проповедует самые высокие человеческие качества – доброту, сострадание, душевную щедрость. Андрей Семенович говорит: - Стихи рождаются, а не выдумываются. Поэзия – это отклик души на позывы жизни, на ее боль, радость, тревогу... Это тропы моей жизни, движения моей души. Что волнует, о том и пишется. Например, я испытал в свое время настоящее потрясение, узнав о полете американских астронавтов на Луну. И я написал об этом в своей поэме «Оранжевый остров спасения». Разве я, манси, не имею права на такой творческий шаг? Поэт родился в деревне Аманья Ханты – Мансийского округа. Учился в Ленинградском педагогическом институте имени А. И. Герцена, затем на высших литературных курсах в Москве. Пишет на русском языке. Живет в городе Ханты – Мансийске. Вот названия его книг: «Первая завязь», «Зеленый дождь», «Утренний лыжник», «Праздник грома», «Морошковое лето»…
Словарь. Ай- Ас-Торум (хант.) – «Бог Малой Земли», Бог – покровитель. Анки (хант.) – мать. Аргиш – обоз оленьих упряжек. Ас – река Обь. Ас – ях (хант.) – «обской народ», ханты. Балаган – летнее временное жилище, шалаш. Бокари – меховые сапоги из оленьих шкур. Борщевик – растение. Вандако – ненецкая грузовая нарта для перевозки имущества. Васюган – левый приток Оби. Вельбот – большая лодка для морского промысла. Веретено – приспособление для ручного прядения. Вор – Кум – леший. Ворне – лесная богиня, покровительница охотников. Вуй – сказочный зверь. Гимга – метательное приспособление на бечевке для ловли рыбы; плетенная ловушка для рыбы в форме цилиндра. Гольцы – сопки без растительности, скалы. Гусь,совик (соок, по ненец.) – верхняя мужская одежда, одевается на малицу. Доха – шуба из шкур мехом и внутрь, и наружу. Еви (хант.) – девочка, девушка. Жирник – светильник, заправленный нерпичьим жиром. Заимка – отдаленное поселение типа хутора, отдельная усадьба.
Запор – сооружение для ловли рыбы, перегораживающее водоем. Заструга – сугроб с козырьком. Зельдь – деликатесная рыба. Зырянин – коми. Ижемцы – коми, живущие по берегам реки Ижмы, говорящие на ижемском наречии. Ики (хант.) – название месяца; муж, старик; классификационный термин для обозначения старших мужчин. Имя (хант.) – классификационный термин родства старших женщин; жена, старуха. Ими – хиты – бабушкин внук, тетин племянник. Калдан – рыболовная снасть у манси. Камус – шкура с ног оленя. Карбас – большая лодка с высокими бортами. Каслание – перегон оленей. Каюр – человек, управляющий собачьей упряжкой, хорошо знающий местность. Комполэн – «Болотный дух», полузверь, получеловек, персонаж мансийских сказаний. Коч – парусно – гребное судно. Лабаз – амбар (домик) на сваях. Майна – прорубь. Макодан – отверстие вверху чума. Малица – мужская верхняя одежда с капюшоном и рукавицами из оленьих шкур. Марь – выжженное во время лесного пожара место. Мездра – изнанка шкуры. Менкв, Менк-ики – мифическое лесное существо, великан – людоед. Мережа – рыболовная снасть из сетки, натянутой на обручи. Месяц Большой Темноты (ненец.) – декабрь. Месяц Малой Темноты (ненец.) – ноябрь. Морда – ловушка для рыбы, сплетенная из прутьев в форме цилиндра и сужающаяся на одном конце. Неблюй – молодой олень, шкура молодого оленя. Нум – верховное божество, дух неба. Нюк – меховое покрытие чума. Ойка – мужчина, богатырь, дух – покровитель. Острога – рыболовное орудие в виде вил с несколькими зубьями. Остяки – старое название народности ханты. Отыр (манс.) – богатырь, дух, герой. Паница, ягушка – верхняя женская одежда. Парка – ненецкая шуба из оленьих шкур. Паул (манс.) – деревня, дом. Пимы, кисы – меховая обувь из оленьих лап. Подволоки – лыжи, подклеенные снизу шкурой с коротким мехом. Полум-ойка, Полум - Торум, Топал-ойка – бог, дух. Пыжик – новорожденный олененок, шкура новорожденного олененка. Распадок – узкая долина в горах. Ровдуга – выделанная оленья шкура. Ронжа – птица-кедровка. Ропак – льдина, стоящая ребром на ровной поверхности. Сакуй – верхняя одежда из оленьего меха. Самоеды – старое название ненцев. Санквалтап – мансийский струнный музыкальный инструмент. Сивуч – вид тюленя. Скребок – инструмент для выделки шкур. Слопец – давящая ловушка для птиц, зверей. Сохатый – лось. Стойбище – поселение кочевых народов Севера. Стрежень – глубокое место на реке с быстрым течением. Сядаи – деревянные фигурки божков у ненцев. Тала – кушанье из сырой рыбы. Тамга – знак собственности. Тобоки – ненецкие меховые чулки. Тоня(тонь) –место, где ловят рыбу. Торум – верховное божество; дух; бог; небо; вселенная; эпоха. Туесок – ведерко из бересты. Тынзян – аркан. Унты – меховые сапоги. Урман – лес, тайга. Ушкан – заяц. Фактория – торговый поселок в отдаленных промысловых районах. Хаби (ненец.) – батрачка. Хабторки (ненец.) – бесплодные важенки, которых используют для езды.
Хакор – памятный знак в тундре, сделанный из камней или оленьих рогов. Халей – крупная чайка. Хальмер – покойник, могила. Хорей – шест, которым погоняют оленей при езде. Хум (манс.) – мужчина. Чебак – рыба из породы карповых. Черемша – дикий лук. Чир – рыба из семейства сиговых. Чолчойча (нанайск.) – синичка. Чувал – мансийский очаг, сложенный из камней, печь. Шайтан – злой дух; деревянный божок охраняющий жилище от злых духов. Шилохвость – птица из семейства утиных. Эква (хант., манс.) – женщина. Эква-пырись – «женщины сынок»; Золотой богатырь. Ямал – полуостров на севере нашей страны, омываемый Карским морем.
Список использованной литературы. Терещенко Н.М. Словарь ненецко – русский и русско – ненецкий: около 4000 слов: пособие для уч-ся начальной школы. – 2-е изд., дораб./ Н.М. Терещенко. – Ленинград: Просвещение, 1989. – 304с
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю Шведова. – М.: Азъ, 1994.
Попов Ю.И. Слово о Ямале. Документально – этнографические, публицистические и художественные произведения о жизни народов Ямала В ХХ веке: учебное пособие для ст. классов общеобразовательных учреждений./ Ю.И. Попов, Цымбалистенко Н.В.. – СПб.: Просвещение, 2004. – 222с.: ил.
Приходько М.С. Хомаку: картинный словарь русско – нещанского языка/ М.С. Приходько. – СПб.: Морсар АВ, 2000. – 191с.6 илл.
Приходько М.С. Хомани. Книга о жизни лесных ненцев: сказки, стихи, легенды; краткий русско – нещанский словарь/ М.С. Приходько,О. Приходько. – СПб.: Изд. Дом. – Светлячок, 2002. – 222с.: илл.
Северные родники: лит. – краевед. хрестоматия для школ ЯНАО/ авт.-сост. Л.В. Федорова. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии/ Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256с.
Федорова Л.В. Литературное краеведение: программа учебного курса для начальной школы/ Л.В. Федорова. – Салехард, 1998.
Федорова Л.В. Родная литература: (ненецкая, хантыйская, мансийская, селькупская, коми: программно – методическое пособие с частичным хрестоматийным обеспечением. Ч.1/ Л.В. Федорова. – Тюмень: Институт проблем освоения Севера СО РАН, 1995. – 142с. Литературное Краеведение. Рабочая тетрадь учени____ 3 класса _________школы №___ _______________________
Автор: учитель начальных классов МОУ СОШ №8 Л. И. Гудзь
Гудзь Л. И. Литературное краеведение. 3 класс г. Новый Уренгой 2009 г. Тетрадь содержит задания, направленные на формирование знаний об особенностях фольклора северных народов Ямальского края; о первоначальных исторических сведениях родного края, развитие основ литературной речи, кругозора, наблюдательности, интереса к творческой, поисковой деятельности. Тетрадь предназначена для учащихся третьего класса и учителей начальных классов. Дорогой друг! Меня зовут Нядма. Я твой помощник, именно так переводится мое имя с ненецкого языка. Вместе со мной ты заглянешь в историю моего края, в истоки Северного устного народного творчества, продолжишь дальше знакомиться с народными и литературными сказками Ямальского народа, узнаешь о первых ученых-просветителях, об исторических датах 1941-1945г.г, которые пишут знакомые тебе авторы Л. Лапцуй, Р. Ругин, П.Явтысый, а также произведения, в котором писатели и поэты с большой любовью и уважением пишут о красоте и прелестях нашей тундры. Перед тобой тетрадь, в которой много различных, интересных заданий к каждому уроку. Есть творческие самостоятельные задания, которые требуют от тебя настойчивой работоспособности, умения и желания самому добывать знания, любознательности. Работая в тетради, ты научишься точно отвечать на заданные вопросы, сравнивать, давать оценку поступкам героев, доказывать свое мнение, собирать и отбирать необходимый материал к уроку, самостоятельно и творчески мыслить, работать с удовольствием. Научишься искренне любить свой суровый северный край, бережно и трепетно относиться к людям и всему живому, что находится в нашем удивительном крае под именем ЯМАЛ.
Я приглашаю тебя, мой друг! Северный фольклор. Урок 1. Умная сова (мансийская сказка). Понравилась ли сказка? Все ли слова тебе понятны? 2. Раздели сказку на части и составь план. Озаглавь каждую часть. План. 1._______________________________________________________ 2.______________________________________________________ 3._____________________________________________________ 4._____________________________________________________
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.76.51 (0.125 с.) |