установления с различными категориями граждан. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

установления с различными категориями граждан.



А.В.Дулов установление психологического контакта понимает как целенаправленную планируемую деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижение его целей. Психологический контакт достигает своих целей только в том случае, если учитываются психологические процессы, которые закономерно развиваются у человека перед вступлением в общение. Здесь А. В. Дулов указывает прежде всего на процесс психологической адаптации, в которой в свою очередь выделяет социальную адаптацию (осознание и привыкание к новой социальной роли в общении), личностную адаптацию (познание и привыкание к личности субъекта общения), ситуативную адаптацию (привыкание к условиям, предмету, целям общения).

Процесс адаптации связан с опытом выполнения субъектом сходной социальной роли, его знанием предмета, цели и главное собеседника в общении. Люди порой инстинктивно, а зачастую сознательно стремятся облегчить предстоящее общение и поэтому стремятся прогнозировать его - собрать сведения о его цели, о личностных качествах партнера по общению. Поэтому судья, следователь, прокурор всегда являются объектом пристального изучения со стороны свидетелей, потерпевших и особенно обвиняемых. С обостренным вниманием воспринимается вся информация, исходящая от юристов. Значимость этой информации может весьма сильно усиливаться данным субъектом, а это в свою очередь способно привести к изменению направленности общения, к изменению его активности. Отсюда вывод, что вся информация, передаваемая в стадии установления психологического контакта (словесная, личностная), должна помогать облегчению психологической адаптации. Основа установления такого контакта - актуализация эмоционально значимого предмета общения, вызывающего психическую активность общающихся лиц. Его установление во многом обеспечивается правильно выбранной тактикой самого следственного действия, основанного на изучении индивидуальных особенностей личности, материалов уголовного дела, а также коммуникативными способностями юриста.

Не существует и не может существовать готовых схем установления психологического контакта со всеми участниками судебного процесса. В каждом случае необходимо учитывать индивидуальность личности.

Итак, можно сделать вывод, что основой процесса установления контакта является обмен информацией. То есть контакт - это общение, взаимосвязь между лицами, вовлеченными в дело. При формировании контакта идет борьба за психологическую инициативу во взаимодействии. При этом каждый из партнеров (участников следственного действия) стремится мыслить за второго и предпринимает комплекс действий, чтобы иметь тактический выигрыш в данном взаимодействии. поэтому формирование психологического контакта по обоснованному мнению А. Р. Ратинова содержит элементы психологической борьбы, которая является одной из сторон индивидуального психологического подхода предполагающего гуманность, чуткость и корректность в отношении с гражданами.

Предпосылкой для формирования психологического контакта с участниками судебного процесса являются профессионально-важные качества юриста. Они в свою очередь обусловлены особенностями юридической профессии, а именно: государственный и политический характер, ее правовая регламентация, противодействие заинтересованных лиц, наличие властных полномочий, сохранение служебной тайны, своеобразие общественно-психологической атмосферы расследования и др.

 

55. Понятие социальной перцепции, ее место в невербальной коммуникации.

 

 

Социальная перцепция – процесс восприятия социальных объектов в социальном контексте.

Социальная перцепция – процесс, возникающий при человеческом взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания человека человеком.

Социальная перцепция зависит от эмоций, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.

Проблемы:

  1. особенности социальной перцепции. Зависит от возраста: мл.школьники - перечисление одежды, внешнего вида - рост, волосы, цвет глаз; подростки – анатомические особенности (недооценка тона, мимики, жестикуляции); взрослые – особенности поведения
  2. факторы, влияющие на соц.перцепцию – эффекты восприятия (эффект ореола, гала-эффект
  3. закономерности формирования первого впечатления
  4. влияние на соц.перцепцию прошлого опыта, личностных свойств.

Восприятие и оценка партнера по общению представляет важную сторону данного процесса. Воспринимая качества собеседника, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения о внутренних психологических свойствах человека. Данные умозаключения основаны на наблюдении внешнего облика собеседника (физические качества и оформление внешности) и поведения (то есть совершаемых действий и экспрессивных реакций). Это дает возможность сформировать определенное к нему отношение. Перечисленные феномены принято относить к социальной перцепции.

Термин “социальная перцепция” был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.

 

 

56. Механизмы перцепции. Стереотипизация. Идеализация. Проекция. Эмпатия. Рефлексия. Идентификация. Каузальная атрибуция.

 

Социальная перцепция - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.д. Социальное восприятие включает в себя восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое.

Выделяют механизмы социальной перцепции - способы, посредством которых люди понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются следующие: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.

эмпатия -постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Во многих психологических источниках эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией. Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием. Хорошо понимая взгляды и связанные с ними чувства других людей, которые ему не нравятся, человек нередко поступает вопреки им. Ученик на уроке, досаждая нелюбимому учителю, может прекрасно разбираться в эмоциональном состоянии последнего и использовать возможности своей эмпатии против учителя. Люди, которых мы называем манипуляторами, очень часто обладают хорошо развитой эмпатией и используют ее в своих, часто корыстных целях.

Субъект способен понимать смысл переживаний другого потому, что он сам когда-то переживал те же эмоциональные состояния. Однако если человек никогда не испытывал подобных чувств, то ему значительно труднее постигать их смысл.

Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения. У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. Приписывая другому те или иные причины поведения, наблюдатель делает это либо на основе сходства его поведения с каким-либо знакомым ему лицом или известным образом человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации. Здесь действует принцип аналогии, подобия с уже знакомым или таким же. Любопытно, что каузальная атрибуция может «сработать» даже тогда, когда аналогия проводится с лицом несуществующим и никогда не существовавшим реально, но имеющимся в представлениях наблюдателя, например с художественным образом (образом героя из книги или фильма). Каждый человек имеет громадное количество представлений о других людях и образах, которые сформировались не только в результате встреч с конкретными людьми, но также и под влиянием разнообразных художественных источников. На подсознательном уровне данные образы занимают «равные позиции» с образами людей, реально существующих или реально существовавших.

Механизм каузальной атрибуции связан с некоторыми аспектами самоощущения индивида, который воспринимает и оценивает другого. Так, если субъект приписал другому негативные черты и причины их проявления, то он скорее всего будет оценивать себя по контрасту как носителя положительных черт.

Восприятие человека зависит также от его способности поставить себя на место другого, отождествить себя с ним. В этом случае процесс познания другого пойдет более успешно (в том случае, если есть существенные основания для соответствующего отождествления). Процесс и результат такого отождествления называется идентификацией. Идентификация как социально-психологическое явление рассматривается современной наукой весьма часто и в таких различных контекстах, что следует специально оговорить особенности данного феномена как механизма социальной перцепции. В этом аспекте идентификация подобна эмпатии, однако эмпатию можно рассматривать как эмоциональное отождествление субъекта наблюдения, которое возможно на основе прошлого или настоящего опыта подобных переживаний. Что же касается идентификации, то здесь в большей степени происходит интеллектуальное отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает.

Профессиональная деятельность некоторых специалистов связана с необходимостью идентификации, как, например, работа следователя или преподавателя, о чем многократно описано в юридической и педагогической психологии. Ошибка идентификации при неверной оценке интеллектуального уровня другого человека может привести к негативным профессиональным результатам. Так, учитель, который переоценивает либо недооценивает интеллектуальный уровень своих учеников, не сможет в процессе обучения верно оценить связь реальных и потенциальных возможностей обучающихся.

В широком смысле идентификация как механизм социальной перцепции, сочетаясь с эмпатией, представляет собой процесс понимания, видения другого, постижения личностных смыслов деятельности другого, осуществляемый путем прямого отождествления или попытки поставить себя на место другого.

Воспринимая и интерпретируя окружающий мир и других людей, человек также воспринимает и интерпретирует себя, свои собственные действия и побуждения. Процесс и результат самовосприятия человека в социальном контексте называется социальной рефлексией. Как механизм социальной перцепции социальная рефлексия означает понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми. Не следует думать, что люди способны воспринимать самих себя более адекватно, чем окружающих. Так. в ситуации, когда есть возможность посмотреть на себя со стороны - на фотографии или кинопленке, многие остаются весьма недовольны впечатлением, произведенным собственным образом. Это происходит потому, что люди имеют несколько искаженный образ самого себя. Искаженные представления касаются даже внешности воспринимающего человека, не говоря уже о социальных проявлениях внутреннего состояния.

Стереотипизация - это процесс формирования устойчивого представления или образа каких-либо людей, событий, явлений. Она характерна для представителей той или другой социальной общности. Рассмотрим далее подробнее, как происходит стереотипизация восприятия.

 

Прое́кция (лат. projectio — бросание вперед) — психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне[1]. Человек приписывает кому-то или чему-то собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри самого себя.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ - 1) процесс идеализации, мысленное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (напр., «точка», «абсолютно твердое тело», «идеальный газ»). Идеализация позволяет формулировать законы, строить абстрактные схемы реальных процессов; используется в моделировании.

 

 

57. Факторы, способствующие и препятствующие формированию невербальной коммуникации юриста.

 

58. Понятие и характеристика делового общения юриста.

 

Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Существует классическая структура общения, путем выделения в нем взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной (приложение № 4).

Определенный вид деятельности предполагает возникновение делового общения, при котором стороны выступают в формальных (официальных) статусах. Деловое общение определяет нормы и стандарты поведения людей. Основную часть делового общения составляет служебное общение, которое определяет взаимодействие людей в различных фирмах, организациях в рабочее время. На практике принято различать официальное (телефонный разговор, доклад начальнику о проделанной за отчетный период работе, выступление на совещании) и неофициальное общение (в неформальной обстановке). Особенностью официального общения является строгий, документальный деловой язык.

Общение зависит и от объективных, и от субъективных факторов. Объективные факторы – это социально-психологические условия, обстановка, в которой происходит общение. Субъективные факторы – уровень подготовленности к общению (умение слушать, понимать и задавать вопросы и т.д.).

В основе правил делового общения лежит вежливое, уважительное и доброжелательное отношение к деловому партнеру; соблюдение определенной дистанции между работниками, занимающими разное служебное положение; умение говорить «да» и «нет», не обижая партнера, не задевая его самолюбия; терпимость к чужому мнению, не совпадающему с вашим; умение признавать свои ошибки, быть самокритичным; умение использовать в споре аргументы, а не авторитеты.

Основные характеристики делового общения:

Регламентированность предполагает соблюдение делового этикета: правила приветствия и представления, нормы поведения, нормы речевого этикета; ограниченность определенными временными рамками.

Строгое соблюдение участниками общения ролевого амплуа.

В процессе общения приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и участником какого-либо мероприятия. Это необходимо учитывать и вести себя в соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретной обстановкой.

Строгое отношение к использованию языковых средств

Не допускается в деловом общении использование бранных слов и ненормативной лексики, использование просторечных слов, нежелательно использование слов ограниченной сферы употребления (архаизмов, диалектизмов, жаргонизмов).

Этапы общения:

· установление контакта с участниками общения (формируется впечатление о партнере);

· ориентация в ситуации (необходимо понять цели и мотивы поведения партнеров, их установки и ожидания, определить стратегию и тактику ведения общения);

· обсуждение вопроса и принятие решения (обоснование каждой стороной своей позиции, преодоление разногласий по какому-либо поводу, устранение конфликтной ситуации);

· выход из контакта (независимо от результатов стороны должны показать свое расположение друг к другу, желание сотрудничать в дальнейшем).

Формы общения:деловые беседы, переговоры, встречи; публичные выступления, выступления по радио, телевидению, в печати; общение в служебном коллективе с руководителем и коллегами; совещания, собрания, заседания, конференции; деловая переписка, резолюции; организационно-техническое общение (компьютер, факс, телефон) и т. д.

Юристу необходимо знать специфические особенности этих форм, владеть методикой их подготовки и поведения.

Под деловой беседойпонимают речевое общение между собеседниками для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению. Беседе свойственна теснота контактов, непосредственность общения, обязательность обратной связи.

Деловая беседа по телефону

Телефон – удобное средство для непосредственных контактов с деловыми партнерами. Прежде чем снять телефонную трубку, подумайте, какую информацию Вы хотите получить или передать. Если может возникнуть ссылка на какие-либо документы или факты, они должны быть заранее подобраны и систематизированы на вашем рабочем столе.

Выбирайте время для звонка.

Если вы говорите по телефону из кабинета, в котором работают другие сотрудники, не делайте их соучастниками разговора.

В общей комнате по телефону (и всегда) следует разговаривать вполголоса и кратко.

Рекомендуется избегать обсуждения по телефону:

любых вопросов с людьми, если у вас ранее не было контактов или не сложились отношения;

вопросов, по которым предполагается противоположное вашему мнение собеседника;

острых или деликатных вопросов, касающихся самого собеседника или организации, а также персональных (личных) проблем;

спорных вопросов взаимоотношений, координации, субординации деятельности между вами или представляемыми вами организациями;

вопросов, касающихся третьих лиц или организаций, представители которых могут оказаться в комнате вашего собеседника в момент вашего звонка.

Следует также избегать сообщения по телефону отрицательных решений по запросам.

Публичное выступление –выступление перед большой аудиторией. Чтобы преодолеть тревожные ощущения при публичном выступлении необходимо готовится. Рекомендации специалистов:

· узнайте круг слушателей;

· определите цель речи;

· определите содержание выступления;

· составьте план и распределите материал в логической последовательности;

· литературно обработайте речь;

· заучите текст речи;

· произнесите речь вслух, работайте над интонацией;

· работайте над невербальными средствами общения (мимика, жесты, взгляд).

В речи избегайте монотонности. Эмоциональность должна соответствовать его содержанию. Лаконичность и выразительность речи способствует удержанию внимания слушателей. Максимальная эффективность выступления достигается при гармонизации мысли и слова. Оратор не должен демонстрировать свое превосходство над аудиторией. В публичном выступлении используют «эффект края», т.е. лучше запоминается информация вначале и в конце выступления. Успех выступления зависит от культуры речи, ее богатства и информационной насыщенности. Используйте вовремя сказанные шутки, пословицы, поговорки. Важен имидж выступающего.

Успех делового общения зависит от приемов общения и правил убеждения

Умение слушать собеседника

Нерефлексивное слушание – умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника. Слушание с использованием невербальных средств общения: кивков, мимических реакций, контакта глазами. Речевые приемы «угу», «да-да», «да, я согласен», «да, я понимаю».

Рефлексивное слушание – это процесс расшифровки смысла сообщений и установления активной обратной связи.

Приемы рефлексивного слушания:

Выяснение – прямое обращение к говорящему при помощи фраз «Я не понял», «Пожалуйста, уточните».

Отражение чувств – внимание обращается на отражение слушающим эмоционального состояния говорящего при помощи фраз «Вы немного расстроены», «Очевидно, вы чувствуете…».

Перефразирование – собственная формулировка сообщения говорящего для проверки точности понимания. «Если я вас правильно понял…», «Другими словами вы считает…», «По вашему мнению…»

Резюмирование – подытоживание основных идей, чувств говорящего. «Итак, вы считаете, что…», «Если подвести итог сказанному…»

Приемы повышения эффективности общения (техники общения):

Прием «имя собственное» – основан на частом произнесении имени отчества партнера по общению.

Прием «золотые слова», или искусство подачи комплиментов, позволяет настроить собеседника на сотрудничество, вызвать положительные эмоции, создать атмосферу доверия и взаимоуважения.

Прием «зеркало отношений» – улыбка и доброжелательное выражение лица.

Прием «терпеливый слушатель» – терпеливое и внимательное отношение к собеседнику.

В психологии действует закон «Эффект Пигмалиона»: люди ведут себя в соответствии с тем, чего от них ожидают другие. «Говори человеку каждый день, что он свинья, он и захрюкает».

Процесс общения, как и всякий другой процесс, является управляемым. При использовании в процессе общения модели управления юрист должен придерживаться мысли и установки: если он не будет стремиться управлять этим процессом и поведением своего собеседника, то они будут управлять им. Основными целями воздействия в управлении общения являются: вербальное воздействие (мысли, слова – 7%), голосовое воздействие (громкость, интонация, ритм, темп – 38%), поведенческое воздействие (движения, жесты, мимика, позы – 55%), внушающее воздействие (имидж, стиль поведения, специальные приемы –дополнение).

Если мысли, слова, информация являются содержанием сообщения, то поведенческие и голосовые составляющие представляют собой контекст, в который помещаются сообщения, а вместе они образуют смысл общения, продвигают к достижению цели, а самое главное, с точки зрения управления, вызывают энергию обратной связи, которая позволяет предпринять нужные прямые воздействия.

Основными критериями успешно общающегося человека являются осознание цели и целенаправленность в действиях, гибкость и внимательность, экологичность взаимоотношений с общающимся объектом, (экология – забота о сохранении целостности взаимоотношений между собеседниками), а также отработанные и проверенные опытом приемы, методы, средства прямого воздействия, хорошо работающие психологические механизмы (вербальные, голосовые, поведенческие, суггестивные (суггестивность в переводе с лат. – внушение, намек).

 

 

59.Процедуры и методы делового общения (наблюдение и сбор информации, опрос, ведение беседы).

60.Понятие опроса. Виды вопросов.

61.Приёмы понимающего общения.

62.Психологические приёмы правильного реагирования на критику в свой адрес.

63.Психологические приёмы правильного реагирования на агрессивное поведение (вербальная агрессия).

64.Понятие, принципы посредничества. Этапы проведения процедуры посредничества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 858; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.072 с.)