Категории этики, их значение в деятельности юриста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категории этики, их значение в деятельности юриста.



Нравственная система начинается с оценки субъектом мира и самого себя. Моральная оценка распределяет объекты по категориям добра/зла. Структура оценки складывается: 1) из соотнесения некоего объекта с представленной во внутреннем мире субъекта структурой ценностей, подлинная оценка появляется на духовном уровне бытия; 2) по характеру оценки бывают хорошие/плохие, лучше/хуже, основанием оценки выступают ценности, выработанные культурой; 3) родовыми для понятия добра/зла выступают понятия положительное/отрицательное. Положительное связано с категорией быть, исходными эмоциями являются – одобрение, удовольствие. Отрицательное есть небытие, отказать в праве на существование. Эмоции – страх, гнев, неудовольствие; 4) нравственная оценка диалектична: она направлена на то, чтобы под ее влиянием объект изменился сам. Человек под влиянием одобрения или осуждения может стать лучше. Моральная оценка – это выявление степени готовности к диалогу, согласованию интересов оцениваемого человека с интересам и других людей, в том числе тех, кто производит оценку; 5) моральная оценка интегральна, т.к. включает утилитарные и эстетические моменты, чувственные и познавательные.

Категория благо – иерархическая совокупность объектов: внешних явлений и внутренних состояний, которые оцениваются положительно на том основании, что они имеют какую-либо ценность в социальном плане (мир и согласие), личностном и субстанциональном, сущностном, что является источником блага – Абсолют. Высшее благо – это конечная цель. Составляющими блага являются: истина, польза, красота, добро. В поведенческом плане благо – то, к чему следует приближаться, сохранять, создавать.

Добро/зло. Исторический процесс формирования этих понятий был процессом развития самой морали: добро/зло осознаются как ценности, соотносятся с идеалом. Добро – то, что приближает человека к идеалу, зло – то, что отдаляет от него. Добро – единение, любовь, взаимопомощь, преодоление обособления и установление взаимопонимания. Зло в содержательном плане – вражда, ненависть, обособление страдание, ложь, безобразие, безответственность и т.п. В поведенческом плане зло – то, от чего необходимо удалиться, с ним нужно бороться, ему необходимо противодействовать.

Существует две ипостаси добра: филантроп – отношение к людям с любовью, вторая – аскет, человек, стремящийся к самосовершенствованию. Проявляется в сострадании и со-радовании и в чувстве собственного достоинства. Эти две ипостаси едины, т.к. раскрытие своей души другим людям это и есть высшая форма самосовершенствования.

Опыт зла может быть плодотворным лишь как условие пробуждения духовной силы сопротивления злу. Без готовности сопротивляться злу добро беспомощно. Дорогу в ад надо знать обязательно, чтобы попасть в рай. Деятельное добро есть деяние, т.е. добродетель.

Честь и достоинство. Понятие чести было центральным в средневековой этике, относилось к рыцарству, позднее к дворянству, благородному сословию. К остальным сословиям: крестьянству, мещанам, духовенству, купцам данное понятие не относилось. Таким образом, содержательная сторона чести имела узконаправленный социально-сословный характер. Кроме того, честь признавало достоинство за определенным кругом людей.

Достоинство – это внутренняя ценность человека, обусловленная не его принадлежностью к определенному сословию, социальной группе, а связью с человечеством вообще. Достоинство связано с:

· признанием отличительных черт человека

· возможностью братского отношения между всеми людьми

· возникновением позже, чем честь.

Долг и ответственность. Долг – это осознание принадлежности лица к какому-то более обширному целому и необходимости вести себя как элемент данного целого. Через долг мораль осуществляет интеграцию индивидов, создает и поддерживает общность разных уровней. С рождения человек застает нормы, границы которых нельзя преступать, ему приходится выбирать между «можно и нельзя», «нужно и не нужно».

Долг – особый моральный мотив, который состоит в готовности совершать действия на основе идентификации с идеальным порядком. Такая идентификация осуществляется через осознание своей сопричастности какой-то социальной группе.

Ответственность – возлагаемое на кого-либо или взятое кем-то обязательство давать себе отчет в своих действиях и принимать на себя вину за их последствия. Быть ответственным означает иметь способность отвечать. Всякая ответственность представляет собой систему из трех элементов: субъекта, несущего ответственность; объекта – того, за что он отвечает; и инстанции-лица, учреждения, перед которым держит ответ. С возложением ответственности человеку представляется свобода (И. Кант). Подчинение категорическому императиву не превращает человека в раба, а освобождает его, выводит из рабского подчинения склонностям. Ответственность за отрицательные действия – вина, за положительные – заслуга.

 

Функции морали.

Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии ее исторически сформированных функций: регулятивной, воспитательной, познавательной, оценочно-императивной, ориентирующей, мотивационной, коммуникативной (обеспечивает общение людей), прогностической и др.

Нетрудно заметить, что перечисленные выше функции морали взаимноперекрещиваются: регулятивная функция включает в себя оценочно- императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядочивая общение людей); воспитательная функция содержит в себе отчасти оценочно- императивную, мотивационную; познавательная – ориентирующую и прогностическую и т.д.

Поскольку функция регуляции поведения осуществляется не только с помощью требований морали, но и норм права, административных установлений, технических, социально-гигиенических правил и т.п., следует отличать нравственную регуляцию от всякой иной, и, прежде всего от правовой.

Поскольку особенностью морального регулирования поведения людей является его оценочно-императивное содержание, специфической функцией морали можно, вероятно, считать оценочно-императивную, которая отличается нравственную регуляцию от всякой иной, внеморальной. В нравственном освоении человеком действительности органически сливаются оценка и повеление (императив). В этом смысле мораль представляет собой оценочно- императивный способ освоения человеком действительности, осуществляемый с помощью членения окружающих социальных явлений на «добро» и «зло».
Повелевая, мораль оценивает, оценивая, – познает. Вот то необычное распределение функций, которое ее отличает, та особая последовательность работы психологических механизмов, которая присуща нравственному сознанию.

Познавательная функция нравственности подчинена функции регулирования поведения, точнее, оценочно-императивной функции. Мораль интересует знание не само по себе (как науку), а знание, преломленное в ценностях или освещающее условия морального выбора. Эта функция морали не тождественна научному познанию. Она дает индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.

Наконец, мораль выступает и как особая форма общения людей, заключающего в себе ценное отношение к социальной среде, обществу и миру.
Нравственный контакт людей неизмеримо обогащает опыт их жизни за счет моральных исканий других людей.

Общение людей друг с другом оказалось бы крайне неполноценным, даже ущербным, если бы оно было лишено эмоционально-нравственных моментов.

Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует нравственность, зато ясно, для чего она существует. Если для прочих земных тварей образ жизни и судьба предписаны от природы, то человек — существо историческое — составляет свою судьбу сам. Для него нет раз и навсегда написанного закона. Что есть человек, никогда не может быть решено окончательно, ибо ни история, ни наша личная судьба еще не завершены. Каждый час мы становимся другими, совершенствуемся по программе, которой еще нет, которую мы сами себе пишем. Дело не в том, чтобы придумать модель будущего и решить, как мы собираемся жить. Гораздо важнее решить, какими будем мы сами, что будет считаться человечным и подобающим человеку. Каковы будут не только наши права, но и обязанности?
Кем мы должны стать, чтобы в полной мере называться людьми? Человек всегда на пути этого поиска, такой истинно человеческий путь и есть мораль.
Суждение мудрецов о том, что человечество движется в направлении добра — это не иллюзия или благое пожелание, это сущность морали. Коль скоро она есть, мы движемся по ней неотвратимо. В поле этого стремления и реализуются функции морали.

1) Регулятивная. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям.

Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в целом.

Особенно ее значение раскрывается по методу «от противного»: общественное единство нельзя создать ни принуждением, ни даже законом.

Отсутствие нравственной перспективы губит самые прекрасные экономические планы. То же и для конкретного человека: жизнь бессмысленна без активного личного творения этого смысла; так же, как и правильный жизненный путь никто, тебе не укажет, пока ты не выберешь его сам. Так что мораль сродни мюнхгаузеновскому вытаскиванию самого себя за волосы из обывательского болота. Здесь я сам предъявляю себе требования, и сам же их выполняю. Автономия нравственного сознания позволяет нам выбирать линию поведения самостоятельно, не ссылаясь ни на авторитет, ни на закон. В критических ситуациях нравственность оказывается единственной опорой человека. Как перед смертью — когда дела уже не сделать и тело не спасти — остается спасать свое достоинство. Самые слабые и ненавязчивые регулятивы на поверку оказываются самыми главными: они отступают даже перед смертью.

2) Познавательная. Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности.

Это не объективно-научное исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла явлений. Для человека такое знание ничуть не менее важно. Главная его особенность — человекомерность. А если суть человека — в поиске своего пути в мире, то «нашего» мира еще нет, он еще должен появиться благодаря нашим усилиям. Потому на нас ложиться ответственность за себя и за других. Итак, мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно построить свою жизнь. Это — сверхзадача, это знание того, что с объективной точки зрения знать нельзя. Ведь жизнь еще не завершена, а мы умудряемся судить о ней, не имея полной и точной информации.

Достоверность наших суждений в морали обеспечена, как ни странно, их необъективностью. Чтобы понять нравственный смысл происходящего, надо изначально нравственно к нему отнестись; чтобы познать нравственную сущность человека, надо его любить. Заинтересованный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни.

3) Воспитательная. Мораль, как уже не раз повторялось, делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и «высшими» соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. самосовершенствоваться. Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно воспитанной личности, вытекают из фундаментальной ее способности поступать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом свою автономию.

 

 

13. Понятие юридической этики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.009 с.)