Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создан памят ник мной. Он вековечнее

Поиск

Меди и пирамид выше он царственных…

(Пер. А.П. Семенова-Тян-Шанского)

27 ноября 8 г. н.э. Гораций умер, всего на два месяца пережив своего друга и покровителя Мецената…

В оппозиции официальному литературному направлению находилась группа поэтов, культивировавших, вслед за неотериками, любовную элегию: Тибулл, Проперций и Овидий. Героем элегической поэзии является «служащий Амуру» поэт, пребывающий в состоянии любовной тоски и неразделенного чувства. Только испытав на себе все перипетии любовных страстей, он становится наконец «наставником в любви», делясь с читателем своим поучительным опытом. Но этот образ – всего лишь жанровая маска, не имеющая ничего общего с биографическими реалиями. Надевая ее, поэт перемещается в особую реальность, далекую от политической «злобы дня» и свободную от официальных притязаний.

Публий Овидий Назон (43 г. до н.э. – 19 г. н.э.) – младший современник Вергилия и Горация – стал известен как автор легких и изящных «Любовных элегий», псевдодидактической поэмы «Наука любви», мифологических поэм «Метаморфозы» и «Фасты».

Прибегая в своих «Элегиях» к литературизации любовного чувства, Овидий предстает как эрудированный и остроумный поэт, мастер чувственно-эротического стиха. В «Науке любви» он умело пародирует моду на назидательность и риторичность, распространенную в период августовского правления; эффект иронии достигается благодаря контрасту между фривольностью содержания и мнимой научностью изложения:

Первое дело твое, новобранец Венериной рати,

Встретить желанный предмет, выбрать, кого полюбить.

Дело второе – добиться любви у той, кого выбрал;

Третье – надолго суметь эту любовь уберечь.

(Пер. М. Гаспарова)

Несмотря на внешнюю непритязательность, произведения Овидия маскируют весьма пренебрежительное отношение их автора к августовской идеологии и пропаганде, таят насмешку над реформаторской деятельностью самого принцепса. Отчасти это стало причиной высылки поэта на побережье Черного моря в небольшое селение Томы (г. Констанца в Румынии). Здесь, в изгнании, пятидесятилетний Овидий пишет свои последние сочинения – «Скорбные элегии» и «Письма с Понта», переполненные чувством тоски и жалобами на несправедливость выпавшего ему на долю жребия.

Мастерами малых форм в поздней римской империи были римские поэты Марк Валерий Марциал (ок. 42 – 101/104 гг. н.э.), автор эпиграмм, и Децим Юний Ювенал (50-60 гг. – не ранее 127 г. н.э.), мастер негодующей сатиры.

Важную роль в античной римской культуре играет искусство говорить, а также фигура оратора. В Римской державе, особенно периода поздней республики, как грибы, росли риторские школы, где обучали искусству слова; цель же обучения была государственная. В отличие от афинских софистов, обучавших красноречию демос, римский ритор – учитель государственных чиновников (именно они несли «свет» и «блага» римской цивилизации в самые отдаленные уголки империи).

Римская риторика достигла особенных успехов как искусство политического и судебного красноречия. Прекрасными ораторами конца II в. до н.э. были братья Гай и Тиберий Гракхи – политические деятели, трибуны. Они выступали в темпераментной манере, называемой греческой. Ей были свойственны бурная патетика и обильная жестикуляция.

Особый вид публичной речи представляло собой «погребальное восхваление», в котором выступавший (родственник покойного или специально назначенное властями лицо) перечислял заслуги умершего и его предков.

Блестящим теоретиком и практиком риторики был Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.), чье имя стало синонимом мастера красноречия. Его трактаты «О наилучшем виде ораторов», «О нахождении материала», «Об ораторе» не утратили актуальности и до нашего времени, а за свои четыре речи против Катилины и подавление «заговора Катилины» Цицерон удостоился прозвания «отца отечества». Его диалог «Брут» повествует об истории римского красноречия.

Будучи крупным политическим деятелем и активным участником межпартийной борьбы, Цицерон создал большое количество публицистических сочинений («О государстве»); будучи одним из образованнейших людей своего времени, он не остался в стороне от проблем этики, философии, теории познания («Тускуланские беседы», «Об обязанностях», «О природе богов» и др.). Велико эпистолярное наследие Цицерона. Он создал не только стиль латинской прозы, но и норму «классической» латыни.

Четырнадцать речей Цицерона, направленных против Антония, оспаривавшего право на власть своего тогдашнего противника Октавиана, получили название «Филиппики» по примеру речей греческого оратора Демосфена против Филиппа Македонского. Но когда бывшие политические враги примирились и вступили в союз, Антоний потребовал расправы с сенатором. 7 декабря 43 г. Цицерон был схвачен и убит, а его голова, по распоряжению Антония, была выставлена на ораторской трибуне римского форума.

Основной чертой науки в римской культуре было рассмотрение знания не как отвлеченной теории, а как практической дисциплины. Науки, получившие статус государственных, определялись соответствующими целями и были приспособлены именно к политико-правовой, военной и строительной деятельности.

Поражает обилием великих имен римская историография: Тит Ливий («Римская история»), Полибий («Всемирная история»), Дионисий Галикарнасский («Римские древности»), Тацит («История», «Анналы», «Агрикола»), Светоний («Жизнь двенадцати цезарей») и др. Юлий Цезарь, знаменитый военачальник и политик, описал свои деяния в книгах «Записки о Галльской войне» и «Записки о гражданской войне».

 

Среди «технических» искусств наиболее важным у римлян признавалось зодчество: они были не только народом солдат, но и народом строителей и устроителей. Огромный слой архитекторов и инженеров, поток открытий и новых технологий вошел в культуру диких дотоле народов Западной Европы.

Римляне, будучи добросовестными учениками у первоклассных учителей, переработали и приспособили к своим собственным условиям достижения этрусских, греческих и вавилонских строителей.

Особенность римского зодчества – стремление к грандиозности и пышности. Масштаб сооружений олицетворяет силу и мощь огромного государства. Во имя его могущества осуществлялась в строительстве и идея практической пользы архитектуры. Ключом к пониманию этих особенностей служат слова писателя Юлия Фронтина, сказанные по поводу девяти грандиозных римских акведуков: «нельзя сравнить их каменные громады с бесполезными пирамидами Египта или самыми прославленными, но праздными сооружениями греков».

Столица блистала роскошью и великолепием. В Риме было около двух тысяч дворцов, величественные форумы, храмы, большие судебные и торговые здания (базилики), ипподромы, амфитеатры, памятники в честь побед римской армии.

К крупным достижениям древнеримской архитектуры следует отнести арочные (триумфальные арки) и купольные (Пантеон) конструкции, использование в качестве строительного материала бетона.

Хронологические рамки римского изобразительного искусства охватывают целое тысячелетие: от его зарождения в VI в. до н.э. до V в. н.э. – времени падения Рима. Наиболее ценным его достоянием является скульптура. В ней, как и во всей культуре Древнего Рима, отразилось единство исконно романского и инокультурного начал.

Сильное воздействие на раннюю римскую скульптуру оказали уже упоминавшиеся этруски. Этрусские мастера украшали храмы своих богов статуарной декоративной скульптурой, которую умели передать в движении, выразительности мимической и телесной пластики. Широкое распространение у них имели произведения, связанные с погребальным культом. Восходящие к восковым слепкам изображения покойных выполнялись с соблюдением точных портретных характеристик. В манере скульптурного изображения, свойственной этрускам, можно увидеть своеобразную остроту, экспрессивность и яркость образов, внимание к деталям и любовь к обобщению.

В поздних памятниках этрусского ваяния получают отражение латинские идеи и темы. Напряженностью «римского духа» веет уже от изваяния капитолийской волчицы, вскормившей, по преданию, братьев Ромула и Рема, основателей Рима. С провозглашением республики начинается период самостоятельного развития римской пластики, вершиной которой стало появление знаменитого скульптурного портрета. Римский портрет – это сама история Великого Рима, рассказанная «бровями, лбами, губами» (А. Герцен).

Издавна был у римских граждан обычай хранить дома восковые маски умерших членов рода, передававшие все внешние особенности лица человека. Впоследствии, когда маски уступили место бронзовым и мраморным портретам-бюстам, скульпторы продолжали изображать лица весьма достоверно. Человек в портретах республиканского времени изображен в манере, часто называемой документальным реализмом (портрет «Брута»). Появляются не только одиночные, но и групповые изображения, где фигура заказчика (обычно состоятельного человека) объединялась с портретными бюстами умерших предков. Такова, например, статуя римлянина, совершающего жертвенное возлияние (музей Ватикана), где выражен идеал добропорядочного республиканца, свято соблюдающего обряды старины.

В период республиканских завоеваний в Рим свозится колоссальное количество произведений искусства покоренных народов. Так попали сюда сокровища древнегреческой культуры. Древний историк Плутарх рассказывает, что полководец Павел Эмилий вывез из Македонии 250 повозок (!) с картинами и статуями. Римляне познакомились с произведениями Скопаса, Праксителя, Лисиппа, Апеллеса и других известных мастеров. Римский писатель Плиний сообщает, что Рим был переполнен греческой скульптурой. Появляется мода на все греческое: рождается спрос на копии с наиболее знаменитых работ, входит в обиход греческий язык, наблюдается увлечение греческой философией.

Несмотря на сильное эллинское влияние, искусство великой державы, однако, сохраняет собственную оригинальность. Римские портретные бюсты отличаются суровой простотой и отточенной правдивостью образов. Скульптор, создавший портрет Помпея (Глиптотека Копенгагена), был, очевидно, знаком с приемами эллинистического портрета (выразительная передача воли, мужественности, крутого характера), однако в лице отсутствует дух романтической приподнятости, благодаря чему образ приобретает вполне приземленную трактовку. В области документального портрета римляне, опиравшиеся на этрусские и эллинские традиции, пошли дальше своих учителей. Ими был создан также и тип статуи «тогатус», изображавший в полный рост фигуру оратора, облаченную в тогу. В последующей истории скульптурный портрет сохраняет точность, окрыленную мастерством и творческим вдохновением.

«Век Августа» выявил в развитии скульптуры новые тенденции.

На Марсовом поле был возведен Алтарь Мира, воздвигнутый в честь Октавиана как миротворца, принесшего обществу долгожданное спокойствие. По верху Алтаря изображена в рельефе торжественная процессия, где представлен Август и его ближайшие родственники. На первый план выходят свойственные римлянам протокольность и портретная точность, хотя холодноватость, однообразность приемов и изысканная утонченность выдают бóльшую рассудочность и прозаичность скульпторов.

И все же ведущее место по-прежнему принадлежит портрету, который теперь выполняется в традициях «августовского классицизма». Появляются парадные придворные портреты в рост, исполненные величия и значимости. Знамениты статуя стоящего Августа, показывающая его в апофеозе воинской славы (статуя из Прима-Порта, Рим, Ватикан), а также его изображение сидящим в позе самого Юпитера (Эрмитаж). Это идеализированные портреты, приравнивающие земного владыку к небожителям. Но даже и в них просматриваются уравновешенность и заслуженно высокая оценка личности императора.

В искусстве преемников Августа уже заметна утрата художественного чутья и вкуса, а ясность августовской идеализации сменяется тяжеловесной пышностью, отразившей противоречивую сущность императорского Рима. Зловеще в своей двусмысленности низколобое лицо Нерона, в котором скульптор уловил и передал нечто звериное, скрывающееся под густой шапкой волос, прячущееся в уголках плотно сжатых губ, в глубоко запавших бесстрастно-холодных глазах (Рим, Национальный музей). Известно, что Калигула распорядился отнять голову у привезенной из Греции статуи Зевса Олимпийского и приставить изображение своей.

Таким образом, стиль римского портрета менялся вместе с общим мироощущением эпохи. Правдивость, острый реализм, психологический анализ, парадность, доходящая до обожествления, поочередно преобладали в нем, дополняя друг друга.

С кризисом античного мировоззрения возрастают тенденции к индивидуализму, утонченности, самоуглублению. Изменилась и сама техника работы с камнем. Тончайшая светотень и блестящая полировка поверхности лица заставляли мрамор светиться изнутри, а живописные массы льющихся волос оттеняли своей матовой фактурой прозрачность черт (портрет «Сириянки»).

В римской скульптуре II в. н.э. просматриваются настроения неуверенности, сомнений, безверия, поднимаются вопросы о бренности земного бытия. «Время человеческой жизни – миг, - пишет в своей книге «Наедине с собой» Марк Аврелий, - ее сущность – вечное течение; ощущение смутно, строение всего тела бренно, душа неустойчива, судьба загадочна, слава недостоверна…» В портретах времени Марка Аврелия особенно выделяются глаза: углубленный зрачок слегка прикрывается верхним веком. Люди будто не замечают окружающего их реального мира, погрузившись в собственные переживания. Да и сам император в сохранившейся конной статуе, где он представлен как полководец, лишен воинственности и силы. Он показан ссутулившимся, словно придавленным тяжестью неразрешимого вопроса. Это образ философа, безразличного к славе и богатству, но преисполненного гражданских идеалов и гуманности.

В III в. н.э. Рим делает попытку огнем и мечом, железом и кровью восстановить ускользающую власть, противостоять силе наступающих варварских полчищ. Грусть и задумчивость образов предыдущего периода сменяется выражением решительности и воли. Характерным скульптурным памятником этого времени является портрет императора Филиппа Аравитянина, в котором подчеркнуты сила и храбрость воина, подозрительность правителя, настороженность бывалого человека. Через упрощение скульптурных форм достигается передача тончайших нюансов настроения образа.

К IV в. н.э. эта тенденция доведена до предела – схематизация внешних форм становится главной чертой портрета. На нем лежит отпечаток мистических культов и восточного деспотизма со свойственным ему обожествлением императора. Колоссальные размеры статуй-монументов, использование нетрадиционных материалов (красный порфир, позолота) делают скульптуру поистине «окаменевшей».

Велик был Рим в своей славе и свершениях, но мрачным и мучительным был его закат. Что-то надламывается к этому времени во всем искусстве античного мира: увеличивается число откровенно ремесленных работ, скудеет мастерство. Идет подспудный поиск новых художественных ценностей. В художественных формах позднего Рима возникает средневековое искусство, полное глубоких и трагических противоречий.

 

Библиографический список

 

Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии: Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации / Ю.В. Андреев. – СПб., 1999

Античная цивилизация / Отв. ред. В.Д. Блаватский. - М., 1973

Античность как тип культуры / Отв. ред. А.Ф. Лосев. – М., 1978

Боннар А. Греческая цивилизация. В 3-х т. / А. Боннар. - М., 1992

Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук. - М., 1983

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре / М.Л. Гаспаров. – М., 1996

Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. - М., 1989

Зелинский Ф.Ф. История античной культуры / Ред. и прим. С.П. Заикина / Ф.Ф. Зелинский. – С.-Петербург, 1995

Культура Древнего Рима: В 2-х т./ Отв. ред. Е.С. Голубцева - М., 1985

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / Пер. с польского В.К. Ронина / К. Куманецкий. - М., 1990

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: В 2-х книгах / А.Ф. Лосев. - М., 1992

Мирецкая Н.В. Уроки античной культуры / Н.В.Мирецкая, Е.В. Мирецкая. – Обнинск, 1996

Соколов Г.И. Искусство Древней Греции / Г.И. Соколов. - М., 1980

Тахо-Годи А.А. Греческая мифология / А.А. Тахо-Годи. – М., 1989

Тронский А.М. История античной литературы / А.М. Тронский. - М., 1988

Чистякова Н.А. История античной литературы / Н.А. Чистякова, Н.В Вулих. –Л., 1993


[1] К Ясперс. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1994. – С.58-59

[2] А.Ф. Лосев. История античной эстетики. Итоги тысячелетнеого развития / А.Ф. Лосев. – М., 1992. – С.338

[3] Т.П. Григорева. Образы мира в культуре: встреча Запада с Востоком // Культура, человек и картина мира: Сб. статей / Отв. ред. А.И. Арнольдов, В.А. Кругликов. – М., 1987. – С. 262-297

[4] Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М., 1988. – С 261

[5] А.И. Липкин. Духовный кризис и национальное возрождение (Попытка культурно-исторического анализа): Философский очерк / А.И. Липкин. – Н. Новгород, 1993. – С.14

[6] А. Боннар. Греческая цивилизация: От Илиады до Парфенона / А. Боннар. – М., 1992. – 36-37

[7] С.С. Аверинцев. Порядок космоса и порядок истории / С.С. Аверинцев // Поэтика ранневизантийской литературы. – М., 1997. – С.88

[8] Г.С. Кнабе. Цицерон, античная классика и рождение классицизма // Цицерон. Эстетика: трактаты, речи, пистма / Отв. ред. Г.С. Кнабе. – М., 1994. – С.39

[9] А.Ф. Лосев. Двенадцать тезисов об античной культуре / А.Ф. Лосев // История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: В 2 книгах. – М., 1992. – Книга 1. – С.316

[10] Цит. По: Н.В. Мирецкая. Уроки античной культуры / Н.В. Мирецкая, Е.В. Мирецкая. – Обнинск, 1996. – С.63

[11] М.Л. Гаспаров. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре / М.Л. Гаспаров. – М., 1996. – С.16

[12] А.Ф. Лосев. Указ. соч. – С.317

[13] Алкей. К митиленянам // Поэты-лирики Древней Эллады и Рима / Пер. Я. Голосовкера. – М., 1963. – С.33

[14] М.Л. Гаспаров. Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой цивилизации / М.Л. Гаспаров // Наука и религия. – 1991. - №2

[15] Ф.Ф. Зелинский. История античной культуры / Ф.Ф. Зелинский / Ред. и прим. С.П. Заикина. – СПб,. 1995

[16] А.М. Тронский. История античной литературы / А.М. Тронский. – М., 1988. – С.85

[17] А.Ф. Лосев. Мифология. Философия. Культура / А.Ф. Лосев. – М., 1991. – С.368

[18] Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления / Марк Аврелий. – М., 1941. – С.19, 102

[19] С.С. Аверинцев. Античный риторический идеал и культура Возрождения // Античное наследие в культуре Возрождения. – М., 1984. – С.145

[20] Цит. по: А.М. Тронский. Указ.соч. - М., 1988. – С.274



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.233.198 (0.015 с.)