Индия времени эпохи Маурьев. Кушанское и Гуптское государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индия времени эпохи Маурьев. Кушанское и Гуптское государства.



Создание Маурийской империи правителем Чандрагупта около 321 г. до н.э. явилось важной вехой в жизни страны. Впервые столь огромная территория вошла в состав объединенного государства. В напряженной обстановке военных столкновений Маурийское царство просуществовало до 261 г до н.э., когда молодой царь Ашока - внук Чандрагупты - завершил объединение почти всей Индии в пределах одного большого государства.

Воспоминания о могущественном Ашоке сохранились в многочисленных преданиях и хрониках, а также в памятниках религиозных культов. Известно, что Ашока усовершенствовал систему правления, разделив государство на большие области, возглавляемые членами царской семьи. Большое развитие получила торговля и военное дело. Был основан новый город Шрингар, в котором строились красивые каменные монастыри, дворцы и многочисленные больницы. Ашока был упасакой – мирянином, последователем учения Будды. Он признал буддизм государственной религией и способствовал ее распространению по всей Индии.

Однако после смерти благородного Ашоки огромная империя распалась на части. Наиболее сильными государствами этого периода стали Кушанское и Гуптское государства. В IV веке н.э. племена гуннов-эфталитов захватили Индию. Так пала одна из крупнейших империй древности.

Большую популярность среди санскритских сочинений приобрела «Панчатантра» - сборник притч, основанных на фольклорном материале. Существовала также богатая литература, связанная с буддистской традицией. Заслуженной славой пользуется имя поэта Ашвагхоша, который сочинил поэму «Жизнеописание Будды», а также написал несколько драматургических произведений. Отметим, что уровень индийской драматургии был очень высок, а индийская театральная традиция считается древнее античной!

В индо-буддистской литературе значительное место заняла тема любви и секса. Поэзия воспевала чувственные наслаждения, любовную негу и страсть. В V веке н.э. индийский поэт Махараши Вациаяна создал стихотворное произведение «Кама-Сутра». В поэтичной и изящной форме «Кама-Сутра» повествует о культуре отношений между мужчиной и женщиной, о способах чувственных наслаждений, о радостях любви.

Высокого развития достигла и древнеиндийская философия. Наиболее известной философской школой материалистов являлась локаята. Локаятики выступали против всесилия богов и идеи религиозного «освобождения». Учение школы вайшешика являлось атомистическим, в какой-то степени предвосхитив Демокрита. Школа йоги занималась разработкой вопросов человеческой психологии.

Древние индийцы были также сведущи в астрономии, математике, медицине. Наука врачевания называлась Аюрведа (наука о долгой жизни). Искусные хирурги делали даже пластические операции, а в лечении змеиных укусов не знали себе равных!

Древнеиндийская культура богата архитектурными памятниками буддизма. Оригинальные буддийские святилища - ступы, - выложенные из кирпича и облицованные красным песчаником, имеют вид полусферы, возведенной на барабане. Ступы обносились оградами с четырьмя воротами. Внутри ступы находилась камера для хранения религиозных реликвий, связанных с Буддой. Верх сооружения венчала квадратная терраса «хармика» («дворец богов»), из центра которой устремлялся вверх шпиль с семью нанизанными зонтами «амалака», символизирующими семь ступеней от земли до неба.

Наиболее известна ступа в Санчи, сооруженная в III - I вв. до н.э. На ее знаменитых четырех воротах «торана» представлена вся Индия, ее природа, животный мир, мифология, религия, люди. Ворота можно «читать», как увлекательную книгу.

Еще одним видом индийской архитектуры являются стамбхи - монолитные столбы, завершающиеся скульптурной фигурой животного. Так, стамбха царя Ашоки имеет капитель в форме перевернутого лотоса, на котором покоится лев. Стамбхи испещрены религиозными надписями, проповедующими основные принципы буддизма.

Третьим типом культовых сооружений буддизма являются скальные храмы, символизирующие жизнь отшельника в пещере. Некоторые пещеры изумляют своими великолепными росписями. Например, фресковая живопись Аджанты передает разнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические легенды и сказания. Поражает глубокий психологизм и эмоциональность этих сцен. Для архитектурных сооружений характерно их тесное слияние со скульптурой.

В первые века нашей эры возник особый стиль - искусство Гандхары, где нормы античной скульптуры были применены к буддистским темам. Образ Будды в скульптуре полон величавого спокойствия и светлой гармонии. Руки его сложены, мягко струятся складки одежды, правилен овал лица, полуприкрыты миндалевидные глаза, удлинены мочки ушей. Такое изображение Будды стало традиционным.

С ХIII века стенопись уступает место миниатюре, первые произведения которой появлялись на пальмовых листьях. Широко использовались акварель и золото. Высочайшего мастерства достигли народные умельцы в обработке металла (чеканка, филигрань, инкрустация), ткачестве, обработке слоновой кости, технике эмали и лаковой миниатюре.

Больших высот достигла система представлений о языке, что было связано с исключительной ролью в индийской культуре устной традиции. Считалось, что речь лежит в основе всех наук и искусств. В грамматике «Аштадхьян» («Восьмикнижие») анализ языкового материала столь глубок, что современная наука находит сходство между древнеиндийской и современной европейской лингвистикой.

 

Осевая» культура Китая

 

После распада царства Чжоу Древний Китай входит в новую историческую эпоху. Время с 722 по 481 гг. до н.э. было названо порой «Весны» и «Осени».

В VII в. до н.э. семь наиболее сильных уделов образуют союз, который должен был подготовить страну к созданию централизованного государства. Объединение семи правителей не стало достаточно прочным, и в V в. до н.э., между ними вспыхивает острая борьба за верховную власть, названная эпохой «Воюющих царств», продолжавшаяся почти два века. В борьбе сильнейших государств Цинь, Янь, Чу, Вей, Чжао, Хань и Ци, побеждает царство Цинь. Его победам над соседями способствовала новая организация войска: в атакующих отрядах ставили молодежь, а в обороняющих - пожилых воинов.

Покорив шесть царств соперников, и учинив там резню, правитель Цинь, по имени Чжен-Ван, объявил себя «хуанди» (императором), и стал именоваться Цинь Шихуанди. В подвластных ему землях он покончил с властью удельных правителей, разделил всю страну на области и уезды. По воле Хуанди назначались управляющие административно-территориальными делениями. Были введены единые письменные знаки, упорядочены меры веса и длины, утверждены единые законы. Строгое следование законам Цинь Шихуанди считал главным условием порядка в стране. Бунтовщики подлежали казни. Семья отвечала за поведение каждого своего члена. Поддерживалась крепость патриархальной семьи и родственных уз.

Кардинальные сдвиги происходят и в развитии производительных сил. Осваивается плавка железа, и распространяются железные орудия труда, позволяющие ускорить процесс подъема ремесла и производства. Ведется активная деятельность по созданию гидротехнических сооружений в бассейнах крупных рек. С ирригацией был связан переход к интенсивной системе земледелия. С этого времени развитие культуры поливного земледелия становится залогом прогресса китайской цивилизации. Растут торгово-ремесленные города с многочисленным населением до 500 тыс. человек. Строятся дороги и каналы, появляется единая денежная система. Циньская армия становится одной из самых боеспособных, а государство принимает черты военно-бюрократической деспотии.

Цинь Шихуанди положил начало строительству Великой китайской стены - Вань ли Чан Чэн («стены длиной в десять тысяч ли»). Возводились великолепные дворцы, а усыпальница самого Цинь Шиуханди может потягаться с пирамидами Древнего Египта. В течение 37 лет около миллиона человек строили ее на горе Ли. Дно усыпальницы и ее стены были выложены лакированными камнями и яшмой. Там же находились модели священных гор и наполненные ртутью копии морей и рек с плавающими рыбами и птицами. Поэтому потолку придали вид звездного неба с моделями известных планет. Известно, что после смерти государя вместе с ним захоронили несколько сот девушек, в их числе и десять его сестер.

Государство Цинь вошло в историю древнекитайской цивилизации как классический период ее духовно-интеллектуальной культуры. Огромное количество философских учений, развитие гуманитарных знаний, математики, физики, астрологии, письменности явилось важнейшим этапом китайского культурного строительства. Напомним, что именно тогда сложились основные направления философской мысли Древнего Китая: конфуцианство и даосизм.

Новая империя Хань (206-220 гг. до н.э.) стала одной из сильнейших держав древнего мира. Для национальной истории Китая это был этап, в течение которого произошло объединение древнекитайской народности. История Ханьской империи обычно подразделяется на два периода: 1) Ранняя Хань (206 г. до н.э. - 8 г. н.э.); 2) Поздняя Хань (25-220 гг. н.э.).

В это время Китай не только вел беспрерывные захватнические войны, присоединяя к своей империи северо-западные земли, но и устанавливал связи со многими государствами на Великом шелковом пути, протянувшемся на 7 тыс. км от Чаньани до стран Средиземноморья. Из империи Хань на Запад везли драгоценные металлы, железо, художественные изделия из бронзы, кости, глины, ну и, конечно, шелк. Вывозили же пестрые ковры, ткани, стекло, драгоценности, кораллы, лошадей и верблюдов. Благодаря внешней торговле китайцы заимствовали из Средней Азии многие сельскохозяйственные культуры: фасоль, виноград, ореховые и гранатовые деревья.

Период поздней династии Хань при императоре Туан Уди (25-57 гг. до н.э.) являлся доминантой культурных достижений Древнего Китая. Был усовершенствован лунно-солнечный календарь, изобретен компас, сконструирован прототип сейсмографа, сооружен небесный глобус. Математики изобрели отрицательные числа и уточнили значение числа «π». Потрясающего мастерства достигли шелкоделы и производители лаковых изделий. Великим достижением Древнего Китая явилось изобретение бумаги из древесного волокна и туши. В литературе наибольшего подъема достигает песенно-поэтический жанр, тесно связанный с воспеванием природы, ее поэтизацией. В Цинь-Ханьскую эпоху складываются основные особенности традиционной китайской архитектуры, появляются зачатки портретной живописи и монументальной скульптуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.151.214 (0.026 с.)