Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские направления в культуре Древнего Китая.
Специфическими чертами древнекитайской философии являются ее демифологизация, препарировавшая мифологическую картину представлений о мире; ее тесная связь с этикой и политикой; ее целостный взгляд на природу, общество и человека на основе традиционных представлений. В эпоху Чжанью, по праву считающейся «золотым веком» китайской философии, возникают важнейшие философические учения Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, моизм и легизм. Конфуцианство - религиозно-философская школа в узком смысле слова и национальная культурная традиция, жизненный уклад китайцев в более широкой трактовке. Основателем этой системы является легендарный Кун-Цзы (551-479 гг. до н.э.) - странствующий проповедник из царства Лу, обожествленный впоследствии. Его учение записано в форме диалога с учениками в трактате «Луньюй» («Беседы и суждение»). Мировоззренческой основой учения Конфуция являются и традиционные взгляды на устройство мира, который вечен и неизменен, а человек занимает в нем срединное положение между Небом и Землей, составляя с ним единое целое. По мнению Конфуция, небо предопределило разделение людей на «благородных мужей» («управляющих») и «презренный люд» («управляемых»). Деление людей по классовому признаку приводит Конфуция к анализу общественного устройства и принципов управления государством. Созданные им идеи рассматриваются как теория управления на основе добродетели. Идеальный правитель, по мнению Конфуция, гуманен, человеколюбив, обладает высоким чувством долга, следует традиционным нормам. В следовании старине Конфуций видел панацею от всех бед и катаклизмов. Постепенно из «религиозно-окрашенного, но преимущественно политико-социально-этического учения оно (конфуцианство)... превратилось в философско-теологическую систему и даже заявило свои притязания на роль мировой религии, хотя им и не суждено было сбыться»[4]. Возникновение даосизма связывают с именем мудреца из царства Чу-Лао-Цзы - автора философского трактата «Даодэцзин» («Книга о дао и дэ», IV-III вв. до н.э.). Идея даосизма отлична от принципов конфуцианства и ближе к стихийно-диалектическому мышлению, нежели к метафизическому. Главная категория данного учения - Дао – «Великий Путь», или «Мать всего сущего», который естественно-природным образом ведет людей к социальной справедливости, всеобщему равенству, гармонии существования. Лао-Цзы выдвинул теорию недеяния, ограничивающую произвол правителей и провозглашавшую пассивность как естественный ход вещей. Даосы признавали объективность мира, который в их представлениях состоял из мелких частиц (ци), находился в вечном движении и изменении, переходя из одного качества в диаметрально противоположное. Даосы отрицали культ предков и неизменность нормы. Они обращались к естественным наукам, пытаясь познать Дао.
Среди замечательных китайских философов немало последователей даосизма. Известен мудрец Чжуанцзы (ок 369-286 гг. до н.э.), философия которого содержит и идеалистические и материалистические положения. Дао в его трактовке выступает как сущность бытия, основа мира, абсолютное начало, дающее жизнь всему сущему. Чжуанцзы утверждал природное равенство людей, осуждал эксплуатацию и социальный гнет, что явилось причиной безусловной популярности этого учения у народных масс. Постепенно даосизм превратился в религиозное течение, центральной идеей которого являлся поиск бессмертия (система йоги, развитие алхимии, астрологии, геомантии), что позволило совершить некоторые ценные открытия, такие, как изобретение пороха и компаса. Название философской школы моизма идет от имени ее основателя Мо Ди (ок 468-376 гг. до н.э.). Его учение было направлено против родовой аристократии и содержало утопическую идею переустройства общества на принципах «всеобщей любви и взаимной пользы». Особую оценку в учении Мо Ди получил труд, понимаемый как активное начало любого созидания, что противоречило конфуцианскому презрению к физическому труду и даосистской теории недеяния. Моисты внесли свой вклад в развитие стихийно-научного мировоззрения. Большой интерес для культурологов представляет изучение и других древнекитайских философских течений: легизма (политано-философского направления) и наивно-материалистического учения - Ян Чжу. Философская мысль стремилась преодолеть архаические формы общественного сознания, критически переосмысливая мифологию, что явилось причиной формирования нового типа личности. Однако в глубине массового сознания еще долго господствовали архаично-мифологическое мышление и вера в общинных богов.
Оригинальная картина мира, созданная китайцами, поражает своей гармоничностью и совершенством. Мир вокруг мудр, а природа прекрасна, и ей присущи пять совершенств: человечность (жень), чувство долга (и), благопристойность (ли), искренность (синь), мудрость (чжи). Изначальное совершенство мира и природы ориентирует человека на приобщение, а не на изменение сущего. Отсюда исходит удивительная поэтизация природы в различных видах искусства - литературе, живописи (пейзажи), вышивании по шелку. Смысл жизни древних китайцев заключался не в переустройстве мира, а в поддержании данного порядка вещей через соединение с Природой и Космосом. Глава 3
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.005 с.) |