Культурные практики в Древнем Риме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурные практики в Древнем Риме



Население Древней Италии состояло из разноязычных народов (этруски, италики, греки), которые постепенно подчинялись власти Рима. Город Рим был основан в Средней Италии, в области Лаций (Latium), на берегу р. Тибр в сер. VIII в. до н.э. небольшим племенем латинов.

На протяжении всей своей истории Рим вел постоянные завоевательные войны. Присоединяя к своим владениям новые территории и народы, он не упускал ничего из того, что казалось ему ценным. На каждом этапе истории Рима в его культуре выявлялась возможность и способность органично вбирать в себя новое. Все, что не противоречило исконному мировосприятию, включалось в латиноязычную культуру: сначала – наследие этрусков, затем – греков и, наконец, – цветистое разнообразие Востока. Другое дело, что в этой культуре был некий исконный пласт (субстрат), на который постепенно наслаивалась в переработанном и трансформированном виде культура других народов.

Способность усваивать, вбирать в себя – открытость древнеримской культуры – обеспечила ей невероятную способность к выживанию. «Стартовав» почти одновременно с Грецией (греки началом своей истории считали 776 г. до н.э. – первые Олимпийские игры; римляне – 751 / 753 г. до н.э. – легендарная дата основания Рима), Рим как политическая реальность пережил ее на семь веков, а в культурной памяти народов жил еще целое тысячелетие уже как юридическая фикция.

Древнеримскую культуру принято подразделять на следующие периоды:

1. Ранний, или царский Рим, период этрусского владычества – VIII – VI вв. до н.э.

2. Период римской республики: V – I вв. до н.э.

3. Период римской империи: I – IV вв. н.э.

Свой бурный расцвет римская цивилизация пережила на рубеже двух исторических периодов – периода республики и периода империи, точнее, в конце I в. до н.э. – начале I в. н.э. Это время вошло в историю как «век Августа» и по праву считается «золотым веком» римской культуры.

 

В начальный период своей 12-вековой истории Рим пережил значительное влияние этрусков – народа неведомого происхождения, жившего на севере Италии и создавшего развитую цивилизацию, предшествовавшую римской. Именно они выступили зачинателями того, что впоследствии развили римляне: создали первые инженерные сооружения, стенную монументальную живопись, реалистический скульптурный портрет.

Считается, что этруски появились в Риме в начале I тыс. до н.э. в результате миграции из Малой Азии. С их приходом на территории Средней Италии складывается культура городского типа: этруски строят города, окружая их мощными оборонительными стенами, городские ворота, храмы, дома с водопроводом и канализацией, соединяют города мощеными дорогами.

VII – V вв. – период наивысшего расцвета Этрурии, представлявшей собой союз из 12 городов, каждый из которых имел статус самостоятельного государственного образования. В основе этого союза лежала, видимо, религиозная общность, поскольку, как утверждают древние авторы, представители городов собирались вместе именно для совершения религиозных церемоний. Городские общины возглавляли цари-жрецы.

С изгнанием из Рима последнего царя Тарквиния Гордого (510 г. до н.э.) в Риме установилась республика (букв. res publica означает «общее дело»), т.е. общенародное правление. В 396 г. до н.э. римляне захватили г. Вейи, расположенный на правом берегу Тибра, а в 265 г. до н.э. был покорен последний свободный этрусский город. Сами же этруски, у которых римляне переняли не только религиозные обряды, некоторые политические установления, но также музыку и цифровую графику, были подвержены, в свою очередь, греческому влиянию, что нашло отражение в дошедших до нас произведениях искусства. Так была подготовлена почва для «встречи» древнеримской и древнегреческой культур.

Римляне были равны в своей ответственности перед законом, но правового равенства в политической и социальной сфере не было. Обладатели богатства и более высокой степени общественного признания (героические предки, собственные подвиги, возможность которых также в немалой степени определялась богатством) имели монополию на права, но зато они же несли больше обязанностей, поставив на службу обществу в военное и мирное время свои состояния и дарования. Да, народное собрание было высшим избирательным и законодательным органом, но простые люди не могли рассчитывать на высокие должности (как это было возможно у греков времени афинской демократии). Для того, чтобы добиться первой должности, дававшей доступ в Сенат, надо было участвовать не менее чем в десяти военных кампаниях на коне, а значит принадлежать высокому имущественному разряду «всадников». Непоколебимое уважение к знатному происхождению пронизывает всю жизнь римлянина.

Особая черта римского характера – гордость за принадлежность римскому гражданству, укреплявшаяся тем, что только римский гражданин имел право на владение земельным участком, а в войне – на свою долю добычи. Важным следствием этих представлений стала невозможность эксплуатировать собственных граждан, а также усиление и обострение противоречия между свободой и рабством. На этой почве сложилось понимание свободы как экономической независимости. В итоге самым «трудовым» слоем оказалась римская аристократия, бесплатно участвующая в политике. Крестьяне же по мере обезземеливания превращались в пролетариев, которые за свое римское гражданство получали государственные «дотации» в виде «хлеба и зрелищ».

Борьба патрициев и плебеев стоила огромного напряжения сил с обеих сторон. В ее ходе первостепенное значение приобрели различные законы, что обусловило особую роль права в жизни римского общества. Обе стороны использовали в своих интересах религию, в древности очень близкую к праву.

Первоначальная римская религия была, в отличие от религии древних греков, анимистической. Двуликий бог Янус почитался как творец мира из хаоса, создатель небесного свода; Веста была богиней домашнего очага и очага римской общины; Лары и Пенаты опекали жилище. Древнейшими богами римлян были также Юпитер, Юнона, Минерва, Марс, Диана, Венера. По мере сближения с греческим миром римские боги отждествлялись с греческими и приобретали антропоморфные черты. Позднее в Рим проникают многочисленные восточные культы – Исиды, Кибелы, Осириса и т.д. Все это потребовало формирования довольно многочисленного жреческого сословия, хорошо знающего обрядность и функции божеств. Тесная связь с правом и политической борьбой делала религию необычайно терпимой к другим культам и религиям.

Древнеримская словесность и литература усвоила и продолжила традиции античной греческой культуры, хотя и здесь заметны как римская подражательность, так и оригинальность.

Если поэзия в Риме долгое время сохраняла свой устный характер и оставалась главным образом в лоне фольклора, то благодаря широкому распространению письменности на первое место вышла деловая и художественная проза. Уже с сер. V в. до н.э. римляне имели писаное законодательство («Законы 12 таблиц»), магистраты и жрецы вели регулярные записи, в том числе и погодные («анналы»), которые легли затем в основу произведений римской историографии. Проза сохраняла лидирующее положение вплоть до конца республиканского периода, особенно в аристократической среде. «Поэзия была не в чести, - писал о старых временах консерватор II в. до н.э. Катон, - кто ею увлекался или обнаруживал склонность к пирушкам, того называли бездельником»[20]

В то время как в области поэзии работали профессиональные литераторы, искусство прозы оставалось уделом знати и не переходило в собственно литературу. Одним из первых римских прозаиков, писавших самостоятельные литературные труды, стал цитированный выше Марк Порций Катон Старший (234-149 гг. до н.э.), происходивший из незнатного рода и выдвинувшийся в ряды аристократов благодаря личным заслугам. В своих произведениях «О земледелии», «К сыну Марку» и других он выступает против греческого влияния, отстаивает древнеримский уклад жизни и практически ориентированную систему образования.

Свое самостоятельное литературное значение проза обретает уже в период римской империи, с утверждением жанра романа.

Провозвестником его можно считать Петрония (I в. н.э.), написавшего «Сатирикон» – сатирический роман низменно-бытового содержания, где проза чередуется со стихами.

Во II в. н.э. заметным является творчество Апулея (род. ок. 124 г. н.э.), родом из африканской провинции. Многообразен спектр его увлечений: философия, риторика, оккультные науки. До наших дней сохранился лишь его роман «Метаморфозы, или Золотой осел». «Внимай, читатель: позабавишься» - так определил сам автор замысел романа. Однако развлекательная форма и нехитрый сюжет путешествия-приключения скрывают определенную идейную глубину и сатиричность произведения, которое начинает трактоваться как аллегория. К «Метаморфозам» восходит один из древнейших сюжетов мировой литературы – миф об Амуре и Психее, - впоследствии много раз обрабатывавшийся в европейской и русской литературе.

Римская литературная поэзия первоначально утверждалась в основном за счет переводов и переработки греческих эпических и драматических образцов.

Первым осуществил такой опыт Ливий Андроник (ум. ок.204 г. до н.э.), грек по происхождению, создавший вольный перевод «Одиссеи» - «Латинскую Одиссею». Из сюжетов греческих трагедий его особенно привлекали те, что были связаны с троянским циклом - мифологической «предысторией» Рима («Аякс» Софокла). Римская комедия была представлена в двух разновидностях: паллиаты («комедия плаща», pallium – греческий плащ), когда актеры были одеты в греческие костюмы, и тогаты («комедия тоги»), когда в действии фигурировали римские персонажи.

Первым собственно римским автором драм (комедий) стал Тит Макк (Макций), по прозвищу Плавт («плосконогий»), оставивший не менее 21 произведения и работавший в области паллиаты (ум. ок. 184 г. до н.э.). Зрителем комедий Плавта был преимущественно городской плебс, консервативный и непритязательный в своих эстетических запросах. Поэтому, перерабатывая греческие сюжеты, драматург ослаблял их серьезные стороны, одновременно усиливая эффект буффонады и народного юмора. Многие образы, темы и сюжетные ходы, созданные Плавтом, вдохновляли мастеров новоевропейской драмы, например, У. Шекспира, Ж.-Б. Мольера, Г. Клейста, А. Островского.

В отличие от Плавта, комедии другого римского поэта, Публия Теренция (ок. 190-159 гг. до н.э.), ориентировались на вкусы римской верхушки. Язык его произведений лишен грубости, это язык образованных кругов общества, легший в основу литературной латыни.

Первым собственно римским поэтическим жанром стала сатира (точнее, сатура – «смесь»), совмещавшая полудидактические- полуразвлекательные стихи. И только благодаря Гаю Луцилию, поэту конца II в. до н.э., сатира приобрела значение обличительного жанра.

Поэтическую форму избрал для своего философского сочинения эпикуреец Тит Лукреций Кар (ок. 98-55 гг. до н.э.), написавший замечательную поэму «О природе вещей». И хотя сам автор признается, что прибегает к поэзии в целях популяризации своих философских взглядов, он создал выдающееся по силе воздействия именно художественно-просветительское, а не абстрактно-теоретическое научное произведение.

С разложением республиканского уклада жизни римская литература все больше тяготеет к эллинистической александрийской поэзии. Этому способствовало усиление в обществе аполитичных настроений, уход в частную жизнь, общение в узком кругу образованных и утонченных единомышленников. Впервые поэтической темой становятся субъективные чувства. В сер. I в. до н.э. выразителем этих тенденций стал кружок неотериков (neōteroi по-греч. «новые поэты»). Поэты нового направления отказались от больших форм, таких, как эпос и драма, и принялись за разработку «малых жанров» - элегии, эпиграммы.

Самым талантливым поэтом этой школы по праву считается Гай Валерий Катулл (ум. ок. 54 г. до н.э.). Наследие его довольно пестро, но наибольший интерес массового читателя вызывают его любовная лирика и так называемые «ругательные», насмешливые стихи. Шедевром античного психологизма является знаменитое двустишие Катулла:

Да! Ненавижу и все же люблю. Как возможно, ты спросишь?

Не объясню я. Но так чувствую, смертно томясь.

(Пер. А.И. Пиотровского)

Так называемый период «римского мира» - время затишья классовой борьбы, - совпавший с правлением Октавиана Августа (27 г. до н.э. – 24 г. н.э.), стимулировал мощный подъем и расцвет искусства. В литературе вновь начинают цениться идейная глубина, классический стиль и эпичность. В этот период римская культура прославила себя именами таких поэтов, как Публий Вергилий Марон и Квинт Гораций Флакк. Их творческий талант поощрялся официальными лицами, включая самого принцепса. Друг Августа Меценат объединил в своем кружке многих поэтов, оказывая им поддержку и идеологически направляя их творчество.

Именно Октавиану и Меценату посвятил Вергилий свою дидактическую поэму «Георгики» («О земледелии»), где он воспел спокойную трудовую жизнь крестьянства, подчеркнув тем самым его роль в достижении Римом имперского могущества. Но главным трудом поэта стала эпическая «Энеида».

Уже в разгар республиканской эпохи миф об Энее получил официальное признание: Рим считался наследником Трои. Знатные римские фамилии обосновывали свое генеалогическое родство с потомками Энея. На божественное происхождение претендовал и род Юлиев, предков Августа. И хотя Вергилий так и не посвятил свое произведение собственно деяниям «первого среди равных», как тот втайне желал, общий замысел его поэмы вполне соответствовал политическим интересам новой власти.

Состоящая из 12 песен эпическая поэма распадается на две части: в первой рассказывается о скитаниях Энея на пути из Трои в Италию, во второй – о битвах, которые герою пришлось пережить на италийской земле. Поэт рисует мощную фигуру мифологического героя, поставившего свою жизнь на службу исторической необходимости – становлению Великого Рима. Т.о., поэма содержит в себе мифологическое, религиозное, историческое и этическое обоснование миссии этой огромной средиземноморской державы.

В отличие от Вергилия, Гораций был мастером малой формы – сатир, эподов и песен (од). В противоположность праздной неотерической поэзии, его лирика обладает смысловой насыщенностью; поэта интересуют гражданские, нравоучительные, религиозные темы. В стихах Горация в ясной и уравновешенной форме передаются различные состояния его души. Жизненные принципы Горация формулируются в его призыве carpe diem (букв. «лови день»), в требовании «золотой середины». «Не требуй многого, не верь обещаниям грядущего дня, пользуйся благами настоящего, источник счастья – умеренность в желаниях» – в этих словах заключена вся горациева мудрость. Представление о своей роли в поэзии Гораций выразил в знаменитом стихотворении «К Мельпомене», породившем целую серию «Памятников» в русской литературе:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.210.133 (0.017 с.)