Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модуль 2 Управление финансами предприятия↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Учебное пособие
г. Екатеринбург 2016
Трофимова О. А. Финансовый менеджмент: учебное пособие / ГОУ ВПО "УрГПУ". - Екатеринбург, 2016 - с.
Учебное пособие предназначено для студентов-заочников, обучающихся по программам высшего профессионального образования направления «Менеджмент» и слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, осваивающих программы дополнительного профессионального образования: "Менеджмент организации" и "Маркетинг", «Управление персоналом» включает в себя учебные тексты, тесты для самопроверки, контрольные и самостоятельные задания, задачи и список рекомендуемой литературы.
· ГОУ ВПО "УрГПУ", 2016 · О. А. Трофимова, 2016 МОДУЛЬ 1. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТАТема 1. Функции и задачи финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности.Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата. Дадим определение финансов: это система денежных отношений, выражающихся в образовании доходов (денежных фондов, финансовых ресурсов), осуществлении расходов (распределении и перераспределении фондов, финансовых ресурсов), контроле эффективности названных процессовФинансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлена на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем:1) управляемая подсистема (объект управления)2) управляющая подсистема (субъект управления).Финансовый менеджмент реализует сложную систему управления совокупно-стоимостной величиной всех средств, участвующих в воспроизводственном процессе, и капиталом, обеспечивающим финансирование предпринимательской деятельности.Объектом управления является совокупность условий осуществления денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления включаются следующие элементы:1) Денежный оборот;2) Финансовые ресурсы;3) Кругооборот капитала;4) Финансовые отношения.Субъект управления – совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления являются:1) Кадры (подготовленный персонал);2) Финансовые инструменты и методы;3) Технические средства управления;4) Информационное обеспечение.Целью финансового менеджмента является выработка определенных решений для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении.Главной целью финансового менеджмента является обеспечение роста благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде.Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости бизнеса (предприятия) и реализует конечные финансовые интересы его владельца. Основные задачи финансового менеджмента: 1) Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с потребностями предприятия и его стратегией развития.2) Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия.3) Оптимизация денежного оборота и расчетной политики предприятия.4) Максимизация прибыли при допустимом уровне финансового риска и благоприятной политике налогообложения.5) Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития, т. е. обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности.Существует 2 основных типа функций финансового менеджмента: 1) Функции объекта управления- воспроизводственная, обеспечивает воспроизводство авансированного капитала на расширенной основе;- производственная – обеспечение непрерывного функционирования предприятия и кругооборота капитала;- контрольная (контроль управления капиталом, предприятием).2) Функции субъекта управления- прогнозирование финансовых ситуаций и состояний;- планирование финансовой деятельности;- регулирование;- координация деятельности всех финансовых подразделений с основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениями предприятия;- анализ и оценка состояния предприятия;- функция стимулирования;- функция контроля за денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов. Принципы финансового менеджмента: · «Время – деньги» реализуется в двух аспектах: - со временем деньги теряют (или увеличивают) свою ценность из-за инфляции (дефляции), изменения рыночной конъюнктуры и др. факторов. Учитывается в процессе дисконтирования и индексации доходов и расходов;- чем быстрее товарный и денежный оборот, тем больше экономия денег.· Соотношение доходности и риска. (Чем выше доходность, тем выше риск потери доходов.· «Финансового рычага» (Чем больше доля заемных средств, тем выше эффект финансового рычага, но тем меньше надежность и финансовая устойчивость предприятия).· «Операционного рычага»· Страхование рисков путем резервирования.· «Цены капитала» или «Финансового магнита».· «Перманентного балансирования доходов и расходов» Тема 2. Понятие финансовой деятельности и финансового механизма предприятия. Финансовая деятельность предприятия связана с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов, финансовыми и денежными отношениями, возникающими во внутренней и внешней среде предприятия. Финансовая деятельность включает следующие виды:· отношения, связанные с формированием уставного капитала и его распределением между собственниками;· отношения, связанные с авансированием уставного капитала во внеоборотные и оборотные активы;· деятельность, связанная с формированием валовых доходов предприятия и их распределением в целях покрытия воспроизводственных затрат, то есть обеспечением финансовыми ресурсами воспроизводственного процесса;· деятельность, связанная с выполнением обязательств перед бюджетной системой;· деятельность, связанная с выполнением обязательств перед собственниками предприятия по выплате им доходов;· деятельность, связанная с реинвестированием прибыли в целях приращения активов;· деятельность, связанная с формированием различных резервов предприятия;· отношения, связанные с формированием фондов стимулирования и социальной защиты работников;· деятельность, связанная с размещением свободных финансовых ресурсов предприятия и привлечением дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке;· деятельность, связанная с перераспределением финансовых ресурсов внутриотраслевого или межотраслевого характера в случае вхождения предприятия в различные ассоциации, концерны, синдикаты, холдинги, финансово-промышленные группы;· деятельность, связанная с получением субсидий и субвенций из бюджетов разных уровней. Финансовый механизм предприятия представляет собой совокупность финансовых методов, рычагов, инструментов, а также правового, нормативного и информационного обеспечения, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Финансовая деятельность предприятия реализуется посредством финансового механизма. Состав показателей информационной базы Эффективность финансового менеджмента на предприятии в значительной мере определяется используемой информационной базой и зависит от нее. В свою очередь формирование информационной базы финансового менеджмента на предприятии представляет собой процесс целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, ориентированных как на принятие стратегических решений, так и на эффективное текущее управление финансовой деятельностью. Формирование системы информативных показателей финансового менеджмента для конкретного предприятия связано с его отраслевыми особенностями, организационно-правовой формой, объемом, степенью диверсификации хозяйственной деятельности и другими условиями. Поэтому вся совокупность показателей, включаемых в информационную базу финансового менеджмента, может быть сгруппирована по видам источников информации и требует процедурного уточнения по каждой группе применительно к практической деятельности конкретного предприятия. • К первой группе относятся показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Система информативных показателей этой группы служит для прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности. К этой группе относятся следующие показатели: - объем доходов государственного бюджета; - объем расходов государственного бюджета; - объем размера бюджетного дефицита; - объем эмиссии денег; - денежные доходы населения; - вклады населения в банках; - индекс инфляции; - учетная ставка ЦБ России. Формирование показателей этой группы основывается на публикации данных государственной статистики. • Ко второй группе относятся основные информативные показатели, характеризующие отраслевую принадлежность предприятия. Система показателей данной группы служит для принятия управленческих решений по вопросам оперативной финансовой деятельности. К этой группе относятся следующие показатели: - индекс цен на продукцию; - ставка налогообложения прибыли по основной деятельности; - общая стоимость активов, в том числе оборотных; - общая сумма используемого капитала, в том числе собственного; - объем произведенной (реализованной) продукции и др. К данной группе целесообразно отнести показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов. Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в прессе, соответствующие рейтинги, платные бизнес-справки, предоставляемые на рынке информационных услуг. • К третьей группе относятся показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. Система информативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления краткосрочных финансовых вложений и других операций. К этой группе относятся следующие показатели: -виды основных котируемых фондовых инструментов (акции, облигации и т.д.), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке; - котируемые цены спроса и предложения основных видов фондовых инструментов; - цены и объемы сделок по основным видам фондовых инструментов; - сводный индекс динамики цен на фондовом рынке; - депозитные и кредитные ставки коммерческих банков; - официальные курсы отдельных валют; - курсы покупки-продажи отдельных валют на межбанковской валютной бирже и в коммерческих банках и т.д. Источником формирования системы показателей этой группы при необходимости ежедневного использования служат публикации коммерческих изданий, представленных на соответствующих электронных источниках или получаемых по технологиям сетевых каналов связи. • К четвертой группе относятся показатели, формируемые из внутренних источников информации предприятия по данным управленческого и финансового учета. Система показателей данной группы составляет информационный базис финансового менеджмента. На основе этой системы показателей проводятся анализ, прогнозирование, планирование и принятие оперативных управленческих решений по всем направлениям финансовой деятельности предприятия. Преимуществом показателей этой группы являются их унифицированность, регулярность формирования, высокая степень достоверности и надежности, что определяется соответствующим статусом финансовой отчетности и обобщенными финансовыми показателями, рассчитанными на ее основе. Показатели финансового учета агрегируются в финансовую отчетность и финансовые показатели, рассчитанные на ее основе. Финансовая отчетность по назначению должна способствовать формированию цивилизованной рыночной финансовой инфраструктуры, выполнять функции инструмента взаимодействия предприятия и рынка с тем, чтобы рынок стал эффективным источником финансовых ресурсов предприятия. Финансовая отчетность предприятия Информационное обеспечение управления финансами предприятия осуществляется системой бухгалтерского учета. Денежные потоки, соответствующие расчетным и долговым взаимоотношениям предприятия с внешним миром, составляют предмет основных забот финансового менеджмента. Посредством регулярного подведения итогов все хозяйственные операции в стоимостном выражении обобщаются в сводной финансовой отчетности предприятия. Именно она служит для внутренних и внешних пользователей главным поставщиком обобщенной ин формации, необходимой для контроля за предприятием и планирования своих действий. Составление финансовой отчетности сопряжено с существенными затратами, в связи с чем далеко не все руководители предприятий заинтересованы в ее раскрытии и предоставлении для анализа внешним пользователям. Поэтому государство обязывает предприятия формировать финансовую отчетность, а ее состав и периодичность представления нормируются соответствующими документами Минфина России [Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) Выполнение их требований должно обеспечить независимость отчетной информации, т.е. исключить предпочтение интересов одних пользователей отчетности в ущерб другим. Финансовую отчетность формируют таким образом, чтобы удовлетворять информационные потребности многих пользователей, каждый из которых имеет свои собственные интересы, в соответствии с которыми стремится понять и оценить касающиеся его аспекты финансового состояния предприятия. Финансовая отчетность предприятия включает в себя пять обязательных форм: баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о движении капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и пояснительную записку. Последняя служит для раскрытия сведений, относящихся к учетной политике предприятия. Фиксируя все хозяйственные операции, бухгалтерский учет обеспечивает удовлетворение информационных потребностей финансовых менеджеров. При этом следует отметить, что вопросы управления финансами, т.е. принятие решений, обычно не входят в сферу компетенции бухгалтерии, первоочередная обязанность которой — учет и обеспечение управления необходимой информацией о ходе и результатах деятельности предприятия. Поэтому бухгалтерский учет не рассматривает такие вопросы управления финансами, как: - обоснованность размера средств, участвующих в обороте, и соответствие их структуры поставленным целям; - необходимость увеличения их размера и, если — да, то какие использовать способы и инструменты финансирования; - целесообразность изменения структуры активов и выбор наиболее подходящей; - эффективность инвестиций, распределение прибыли и т.д. Решение этих вопросов входит в сферу управления финансами, в процессе которого должны учитываться интересы всех заинтересованных в деятельности предприятия лиц. На небольших предприятиях текущее управление финансами может быть возложено на главного бухгалтера, а за вопросы, касающиеся инвестирования, отвечает непосредственно руководитель предприятия. Анализ бухгалтерского баланса позволяет получить представление об изменениях имущественных и финансовых характеристик предприятия, произошедших за рассматриваемый период в результате его производственно-хозяйственной деятельности. Эта деятельность вызывает оттоки (затраты) и притоки (доходы) денежных средств между предприятием и внешней средой. Информация о величине доходов и затрат предприятия и их структуре содержит отчет о прибыли и убытках предприятия за анализируемый период. Эти два отчета, дополненные информацией, содержащейся главным образом в приложении к балансу (форма № 5), где дается расшифровка отдельных показателей, служат основой для анализа финансового состояния предприятия, т.е. результатов его взаимоотношений с внешней средой и составляющими ее контрагентами. Основные пользователи финансовой отчетности Любое рыночно-ориентированное предприятие учреждается и функционирует не ради достижения неких абстрактных целей, а для реализации преимущественно финансовых целей его участников. Последние, однако, не во всем совпадают, а часто и противоречат друг другу. В этих условиях все участники предприятия нуждаются в информации, позволяющей им принимать решения для достижения как индивидуальных, так и общих целей. Больше всего заинтересованы в изучении финансовой отчетности внешние пользователи: не участвующие в непосредственном управлении предприятием владельцы (акционеры); потенциальные инвесторы и кредиторы, включая поставщиков, предоставляющих товарный кредит; заказчики, желающие приобрести производимую предприятием продукцию, и потенциальные поставщики; государство, прежде всего его налоговые и статистические органы; работники предприятия и представляющие их интересы профессиональные союзы, а также общественность в лице органов местного самоуправления, экологических и социальных организаций, действующих на постоянной или временной основе. Все организации, за исключением бюджетных, предоставляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия предоставляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Конкретные информационные интересы перечисленных выше заинтересованных лиц (далее — участники предприятия) кратко можно охарактеризовать следующим образом. Очевидно, что для руководства предприятия, обладающего неограниченным доступом к данным управленческого учета и к текущей обобщенной информации, сводная бухгалтерская отчетность имеет вспомогательное значение. Для него финансовая отчетность в первую очередь — отчет о результатах работы перед назначившими его лицами, т.е. собственниками капитала предприятия (инвесторами) или их представителями. Очень важна финансовая информация, содержащаяся в отчетности предприятия, для потенциальных инвесторов, занятых поиском объектов для вложения средств. Это одна из наиболее заинтересованных групп пользователей финансовой отчетности, старающаяся наиболее полно охватить анализом финансовое состояние предприятия, правильно предсказать его динамику и на этой основе сделать надежный выбор. Задача руководителей предприятия — обеспечить высокую вероятность выживания предприятия при условии соблюдения выгодного для основных его участников уровня их частных финансовых интересов. Предприятие должно обеспечить: - владельцам предприятия — удовлетворяющий их уровень доходности на вложенный капитал; - кредиторам — не только выплату процентов, но и максимально высокую вероятность своевременного и полного возврата предоставленного предприятию капитала; - работникам — удовлетворенность оплатой труда и долей в доходах предприятия; - заказчикам — уверенность в полном и своевременном выполнении переданного предприятию заказа; - поставщикам — высокую надежность исполнения обязательств по своевременной оплате поставленных сырья, топлива, материалов; - государству в лице налоговых органов — своевременную и полную уплату причитающихся налоговых сумм. О степени выполнения выдвигаемых участниками предприятия требований можно судить только по отношению к определенному моменту времени. Финансовое состояние предприятия, признаваемое удовлетворительным сегодня, может из-за несоответствия принятых решений изменившимся внешним условиям оказаться неудовлетворительным завтра. Таким образом, для грамотного управления финансовым состоянием предприятия необходимо иметь: - представление о нем на момент принятия решения; - возможность оценивать последствия принимаемых решений; - набор приемов и финансовых инструментов, способных повлиять на финансовое состояние предприятия, и умение их использовать. Необходимые для оценки финансового состояния предприятия данные содержатся в регулярно составляемых бухгалтерских отчетах, в которых подводятся финансовые итоги деятельности предприятия. Наиболее важными и информационно насыщенными отчетами о финансовом состоянии предприятия являются баланс предприятия и его отчет о прибылях и убытках. Принципы построения финансовой отчетности Группа концептуальных принципов определяет требования к показателям, составляющим экономическое содержание финансовой отчетности. Они формулируются исходя из совокупности базовых понятий, используемых в бухгалтерской практике, и регламентируются в соответствии с теоретической базой бухгалтерского учета. Эта группа принципов определяется методологией бухгалтерского учета. 1. Принцип двойной записи, в соответствии с которым строятся отражение и взаимосвязь как первичных, так и всех последующих стадий обобщения информации при формировании статей баланса и других форм отчетности. В соответствии с основными положениями теории учета техника двойной записи заключается в том, что каждая хозяйственная операция регистрируется в равной сумме в дебете одного и кредите другого счета или наоборот (простая счетная формула). 2. Принцип периодичности, определяющий и закрепляющий временные периоды в хозяйственной деятельности предприятия для регулярного составления и предоставления пользователям финансовой отчетности. 3. Принцип денежной оценки, обусловливающий регламент использования стоимостного измерителя как универсального общего измерителя хозяйственных операций и статей финансовой отчетности. В «рыночном» учете могут быть использованы следующие приемы и способы оценки показателей финансовой отчетности: • по фактической себестоимости, т.е. по сумме, эквивалентной первоначальной стоимости средств, уплаченных, начисленных или полученных при приобретении или производстве этих средств, либо при учете обязательств; • по текущей восстановительной стоимости, т.е. эквивалентной сумме средств, которая должна быть уплачена в случае необходимости замены действующих средств; • по текущей рыночной стоимости, т.е. искомая сумма средств может быть получена как результат продажи средств на рынке или при наступлении срока их ликвидности; • по чистой стоимости реализации, т.е. на основе расчета, при котором из суммы средств, полученных при реализации соответствующей статьи, вычитаются расходы по реализации; • по текущей стойкости, т.е. по дисконтированной стоимости будущих денежных потоков, например при оценке долгосрочных активов, обязательств и других операций. Комплексный характер использования информации менеджером позволяет ему эффективно управлять денежным оборотом, используя различные формы стоимостной оценки средств, участвующий в воспроизводственном процессе. 4. Принцип соответствия (обусловленности согласования) при регистрации хозяйственных операций и формировании статей финансовой отчетности. Суть этого принципа заключается в том, что при определении и оценке важнейших элементов финансовой отчетности (доходов, расходов, активов, обязательств, прибыли, убытков) следует использовать методы, применение которых обусловлено учетной политикой предприятия. К вопросам учетной политики, определяющим финансовый результат деятельности предприятия, в первую очередь относятся: • выбор способа начисления амортизации основных средств; • выбор метода оценки материалов, отпущенных и израсходованных на производство продукции, работ и услуг; • определение способа начисления износа по малоценным и быстроизнашивающимся предметам при их отпуске в эксплуатацию; • порядок отнесения на себестоимость реализованной продукции, включающей отдельные виды расходов (путем непосредственного их списания на себестоимость по мере совершения затрат или с помощью предварительного образования резервов предстоящих расходов и платежей); • состав затрат, относимых непосредственно на себестоимость конкретного вида продукции; • состав косвенных (накладных) расходов и способ их распределения. В конкретной практической работе финансовый менеджер всегда должен стремиться уменьшить риск принимаемых решений. При наличии альтернативных вариантов будут полезны следующие рекомендации: • использовать правило меньшей оценки, в соответствии с которым из перечисленных выше выбирается та оценка совершенной хозяйственной операции, которая ниже на данный момент; • умело и гибко использовать политику создания различных финансовых резервов; • проявлять большую готовность к учету потенциальных убытков, чем к учету прибылей, учитывая, что для отражения убытков в учете нужно меньше оснований, чем для отражения прибылей и активов. Итак, для каждого конкретного предприятия стандарты, регламенты и форматы отчетности определяются используемой моделью учета и могут отличаться. Из сказанного следует, что формирование финансовой отчетности и ее анализ — сложный и трудоемкий процесс. При этом акцент должен быть сделан на поиске эффективных путей организации всех этапов информационной технологии, от сбора и регистрации показателей, составляющих исходный информационный базис получения финансовой отчетности, до разработки алгоритмов анализа финансового положения предприятия с учетом воздействия на процесс потока инфляционных изменений и других регулирующих воздействий. Семинарские занятия и практикумы: Финансовое обоснование бизнес-плана. Финансовые факторы отбора инвестиционных сложений: объем единовременных вложений, понятие окупаемости и возврата финансовых ресурсов, этапность инвестиционного планирования.
Тема 3. Основные концепции финансового менеджмента На основных взаимосвязанных концепциях базируется финансовый менеджмент: 1) концепция денежного потока предполагает:- идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид (краткосрочный, долгосрочный, с процентами или без);- оценка факторов, определяющих величину элементов денежного потока;- выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;- оценка риска, связанного с данным потоком, и способы его учета; 2) концепция временной ценности денежных ресурсов. Временная ценность – объективно существующая характеристика денежных ресурсов. Она определяется тремя основными причинами: инфляцией, риском недополучения, или неполучением ожидаемой суммы, оборачиваемостью; 3) концепция компромисса между риском и доходностью Смысл концепции: получение любого дохода в бизнесе практически всегда сопряжено с риском, и зависимость между ними прямо пропорциональная. В то же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть сопряжена с минимизацией риска. 4) концепция цены капитала – обслуживание того или иного источника финансирования обходится для фирмы неодинаково, следовательно, цена капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимый для покрытия затрат по поддержанию каждого источника и позволяющий не оказаться в убытке.Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования предприятия. 5) концепция эффективности рынка капитала – операции на финансовом рынке (с ценными бумагами) и их объем зависит от того, на сколько текущие цены соответствуют внутренним стоимостям ценных бумаг. Рыночная цена зависит от многих факторов, и в том числе от информации. Информация рассматривается как основополагающий фактор, и насколько быстро информация отражается на ценах, настолько меняется уровень эффективности рынка.Термин «эффективность» в данном случае рассматривается не в экономическом, а в информационном плане, т. е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка.Информационное достижение эффективности рынка базируется на выполнении следующих условий:- рынку свойственна множественность покупателей и продавцов;- информация доступна всем субъектам рынка одновременно, и ее получение не связано с затратами;- отсутствуют транзакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок;- сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке;- все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду;- сверхдоходы от сделки с ценными бумагами невозможны как равновероятностное прогнозируемое событие для всех участников рынка.Существует две основных характеристики эффективного рынка:1) инвестор на этом рынке не имеет обоснованных аргументов ожидать больше, чем в среднем доход на инвестиционный капитал при заданной степени риска;2) уровень дохода на инвестируемый капитал – это функция степени риска.Эта концепция эффективности рынка на практике может быть реализована в трех формах эффективности: 1. В условиях слабой формы текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов. При этом невозможен обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистики динамики цен.2. В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имеющиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную информацию, которая, поступая на рынок, немедленно отражается на ценах.3. В условиях сильной формы текущие цены отражают как общедоступную информацию, так и ограниченную информацию, т. е. вся информация является доступной, следовательно, никто не может получить сверхдоходы по ценным бумагам.6) концепция ассиметричности информации – напрямую связана с пятой концепцией. Ее смысл заключается в следующем: отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать положительный и отрицательный эффект.7) концепция агентских отношений введена в финансовый менеджмент в связи с усложнением организационно – правовых форм бизнеса. Суть: в сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли).8) концепция альтернативных затрат: любое вложение всегда имеет альтернативу. Семинарские занятия и практикумы: Основные модели, используемые в финансовом менеджменте.Финансовый менеджмент в условиях инфляции. Тема 4. Финансовое планирование и прогнозирование. Источники средств и методы финансирования организации.
Планирование представляет собой непрерывную деятельность, в процессе которой намечаются цели, определяется комплекс мер, необходимых для их достижения, рассчитывается требующийся расход ресурсов, оцениваются возможности их получения и вносятся необходимые коррективы, анализируются возможные варианты и выбирается наиболее рациональный. В зависимости от длительности планового периода различают краткосрочное планирование, на перспективу до 1 года и долгосрочное. Краткосрочное финансовое планирование имеет целью выявление и устранение разрывов в обеспечении предприятия финансовыми ресурсами в объемах, достаточных для бесперебойного выполнения им текущих финансовых обязательств и запланированных хозяйственных мероприятий, требующих от предприятия крупных денежных расходов (инвестиции, выплата дивидендов, возврат (ссуд и т.д.). Источниками информации, необходимой для составления краткосрочного финансового плана, служат планы, составляемые другими подразделениями предприятия. Доходность предприятия в основном определяется эффективностью управления производством и продажами продукции, т.е. зависит от производственной и коммерческой служб, от их способности обеспечить максимальный объем продаж, нормальный уровень цен, соответствие продукции требованиям покупателей и т.д. Поэтому планирование объема и условий продаж и соответственно поступлений выручки входят в обязанности прежде всего коммерческой и маркетинговой служб предприятия. Расход сырья, материалов, рабочей силы и других материальных ресурсов, с одной стороны, определяется планируемыми объемами продаж, а с другой — выбранной технологией производства. Соответственно планирование потребности в ресурсах и затрат, необходимых для выпуска намеченного количества продукции, осуществляется производственными подразделениями предприятия, которые определяют необходимость капитального ремонта оборудования, его замены или приобретения нового. Снабженческие подразделения, отвечающие за обеспечение предприятия материальными ресурсами, составляют план материально-технического снабжения, предусматривающего размеры и сроки закупок сырья и материалов. Краткосрочный финансовый план имеет в качестве основной цели обеспечение стабильной платежеспособности предприятия. Он представляет собой замыкающий (контрольный) этап текущего планирования, сводящий воедино планы производства, материально-технического снабжения, реализации продукции. Финансовый план проверяет их реализуемость по критерию обеспеченности финансовыми ресурсами, т.е. деньгами и другими платежными средствами. Поэтому краткосрочный финансовый план также называют бюджетом наличности, т.е. планом поступления и расходования денежных средств в объемах, обеспечивающих выполнение задач, поставленных перед каждым подразделением. Например, запланированное в данном месяце приобретение заданного объема сырья будет осуществлено только, если предприятие сможет его профинансировать, т.е. если оно будет обладать соответствующим количеством платежных средств или сможет договориться об отсрочке платежей. Иначе получение сырья в соответствии с планом материально-технического снабжения и выпуск продукции в предусмотренном объеме окажутся невозможными. Таким образом, составление финансового плана необходимо для тог<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.194 (0.018 с.) |