Модуль 2 Управление финансами предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 2 Управление финансами предприятия



ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Учебное пособие

 

 

г. Екатеринбург 2016

 

 

Трофимова О. А.

Финансовый менеджмент: учебное пособие / ГОУ ВПО "УрГПУ". - Екатеринбург, 2016 - с.

 

Учебное пособие предназначено для студентов-заочников, обучающихся по программам высшего профессионального образования направления «Менеджмент» и слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, осваивающих программы дополнительного профессионального образования: "Менеджмент организации" и "Маркетинг", «Управление персоналом» включает в себя учебные тексты, тесты для самопроверки, контрольные и самостоятельные задания, задачи и список рекомендуемой литературы.

 

 

· ГОУ ВПО "УрГПУ", 2016

· О. А. Трофимова, 2016

 

МОДУЛЬ 1. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТАТема 1. Функции и задачи финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности.Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата. Дадим определение финансов: это система денежных от­ношений, выражающихся в образовании доходов (денежных фондов, финансовых ресурсов), осуществлении расходов (распределении и пе­рераспределении фондов, финансовых ресурсов), контроле эффек­тивности названных процессовФинансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлена на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем:1) управляемая подсистема (объект управления)2) управляющая подсистема (субъект управления).Финансовый менеджмент реализует сложную систему управления совокупно-стоимостной величиной всех средств, участвующих в воспроизводственном процессе, и капиталом, обеспечивающим финансирование предпринимательской деятельности.Объектом управления является совокупность условий осуществления денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления включаются следующие элементы:1) Денежный оборот;2) Финансовые ресурсы;3) Кругооборот капитала;4) Финансовые отношения.Субъект управления – совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления являются:1) Кадры (подготовленный персонал);2) Финансовые инструменты и методы;3) Технические средства управления;4) Информационное обеспечение.Целью финансового менеджмента является выработка определенных решений для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении.Главной целью финансового менеджмента является обеспечение роста благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде.Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости бизнеса (предприятия) и реализует конечные финансовые интересы его владельца. Основные задачи финансового менеджмента: 1) Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с потребностями предприятия и его стратегией развития.2) Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия.3) Оптимизация денежного оборота и расчетной политики предприятия.4) Максимизация прибыли при допустимом уровне финансового риска и благоприятной политике налогообложения.5) Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития, т. е. обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности.Существует 2 основных типа функций финансового менеджмента: 1) Функции объекта управления- воспроизводственная, обеспечивает воспроизводство авансированного капитала на расширенной основе;- производственная – обеспечение непрерывного функционирования предприятия и кругооборота капитала;- контрольная (контроль управления капиталом, предприятием).2) Функции субъекта управления- прогнозирование финансовых ситуаций и состояний;- планирование финансовой деятельности;- регулирование;- координация деятельности всех финансовых подразделений с основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениями предприятия;- анализ и оценка состояния предприятия;- функция стимулирования;- функция контроля за денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов. Принципы финансового менеджмента: · «Время – деньги» реализуется в двух аспектах: - со временем деньги теряют (или увеличивают) свою ценность из-за инфляции (дефляции), изменения рыночной конъюнктуры и др. факторов. Учитывается в процессе дисконтирования и индексации доходов и расходов;- чем быстрее товарный и денежный оборот, тем больше экономия денег.· Соотношение доходности и риска. (Чем выше доходность, тем выше риск потери доходов.· «Финансового рычага» (Чем больше доля заемных средств, тем выше эффект финансового рычага, но тем меньше надежность и финансовая устойчивость предприятия).· «Операционного рычага»· Страхование рисков путем резервирования.· «Цены капитала» или «Финансового магнита».· «Перманентного балансирования доходов и расходов» Тема 2. Понятие финансовой деятельности и финансового механизма предприятия. Финансовая деятельность предприятия связана с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов, финансовыми и денежными отношениями, возникающими во внутренней и внешней среде предприятия. Финансовая деятельность включает следующие виды:· отношения, связанные с формированием уставного капитала и его распределением между собственниками;· отношения, связанные с авансированием уставного капитала во внеоборотные и оборотные активы;· деятельность, связанная с формированием валовых доходов предприятия и их распределением в целях покрытия воспроизводственных затрат, то есть обеспечением финансовыми ресурсами воспроизводственного процесса;· деятельность, связанная с выполнением обязательств перед бюджетной системой;· деятельность, связанная с выполнением обязательств перед собственниками предприятия по выплате им доходов;· деятельность, связанная с реинвестированием прибыли в целях приращения активов;· деятельность, связанная с формированием различных резервов предприятия;· отношения, связанные с формированием фондов стимулирования и социальной защиты работников;· деятельность, связанная с размещением свободных финансовых ресурсов предприятия и привлечением дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке;· деятельность, связанная с перераспределением финансовых ресурсов внутриотраслевого или межотраслевого характера в случае вхождения предприятия в различные ассоциации, концерны, синдикаты, холдинги, финансово-промышленные группы;· деятельность, связанная с получением субсидий и субвенций из бюджетов разных уровней. Финансовый механизм предприятия представляет собой совокупность финансовых методов, рычагов, инструментов, а также правового, нормативного и информационного обеспечения, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Финансовая деятельность предприятия реализуется посредством финансового механизма.

Состав показателей информационной базы

Эффективность финансового менеджмента на предприятии в значительной мере определяется используемой информационной базой и зависит от нее. В свою очередь формирование информаци­онной базы финансового менеджмента на предприятии представля­ет собой процесс целенаправленного подбора соответствующих ин­формативных показателей, ориентированных как на принятие стра­тегических решений, так и на эффективное текущее управление финансовой деятельностью.

Формирование системы информативных показателей финансо­вого менеджмента для конкретного предприятия связано с его от­раслевыми особенностями, организационно-правовой формой, объ­емом, степенью диверсификации хозяйственной деятельности и другими условиями. Поэтому вся совокупность показателей, вклю­чаемых в информационную базу финансового менеджмента, может быть сгруппирована по видам источников информации и требует процедурного уточнения по каждой группе применительно к прак­тической деятельности конкретного предприятия.

• К первой группе относятся показатели, характеризующие об­щеэкономическое развитие страны. Система информативных показателей этой группы служит для прогнозирования усло­вий внешней среды функционирования предприятия при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности.

К этой группе относятся следующие показатели:

- объем доходов государственного бюджета;

- объем расходов государственного бюджета;

- объем размера бюджетного дефицита;

- объем эмиссии денег;

- денежные доходы населения;

- вклады населения в банках;

- индекс инфляции;

- учетная ставка ЦБ России.

Формирование показателей этой группы основывается на пуб­ликации данных государственной статистики.

• Ко второй группе относятся основные информативные показате­ли, характеризующие отраслевую принадлежность предприятия.

Система показателей данной группы служит для принятия управленческих решений по вопросам оперативной финансовой деятельности.

К этой группе относятся следующие показатели:

- индекс цен на продукцию;

- ставка налогообложения прибыли по основной деятельности;

- общая стоимость активов, в том числе оборотных;

- общая сумма используемого капитала, в том числе собственного;

- объем произведенной (реализованной) продукции и др.

К данной группе целесообразно отнести показатели, характери­зующие деятельность контрагентов и конкурентов.

Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в прессе, соответствующие рей­тинги, платные бизнес-справки, предоставляемые на рынке инфор­мационных услуг.

• К третьей группе относятся показатели, характеризующие конъ­юнктуру финансового рынка.

Система информативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений в области формирования порт­феля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления крат­косрочных финансовых вложений и других операций.

К этой группе относятся следующие показатели:

-виды основных котируемых фондовых инструментов (акции, облигации и т.д.), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке;

- котируемые цены спроса и предложения основных видов фондовых инструментов;

- цены и объемы сделок по основным видам фондовых инструментов;

- сводный индекс динамики цен на фондовом рынке;

- депозитные и кредитные ставки коммерческих банков;

- официальные курсы отдельных валют;

- курсы покупки-продажи отдельных валют на межбанковской валютной бирже и в коммерческих банках и т.д.

Источником формирования системы показателей этой группы при необходимости ежедневного использования служат публикации коммерческих изданий, представленных на соответствующих электронных источниках или получаемых по технологиям сетевых каналов связи.

• К четвертой группе относятся показатели, формируемые из внутренних источников информации предприятия по данным управлен­ческого и финансового учета.

Система показателей данной группы составляет информационный базис финансового менеджмента.

На основе этой системы показателей проводятся анализ, про­гнозирование, планирование и принятие оперативных управленче­ских решений по всем направлениям финансовой деятельности предприятия.

Преимуществом показателей этой группы являются их унифи­цированность, регулярность формирования, высокая степень досто­верности и надежности, что определяется соответствующим стату­сом финансовой отчетности и обобщенными финансовыми показа­телями, рассчитанными на ее основе.

Показатели финансового учета агрегируются в финансовую от­четность и финансовые показатели, рассчитанные на ее основе. Финансовая отчетность по назначению должна способствовать формированию цивилизованной рыночной финансовой инфра­структуры, выполнять функции инструмента взаимодействия пред­приятия и рынка с тем, чтобы рынок стал эффективным источни­ком финансовых ресурсов предприятия.

Финансовая отчетность предприятия

Информационное обеспечение управления финансами пред­приятия осуществляется системой бухгалтерского учета.

Денежные потоки, соответствующие расчетным и долговым взаимоотношениям предприятия с внешним миром, составля­ют предмет основных забот финансового менеджмента. Посред­ством регулярного подведения итогов все хозяйственные опера­ции в стоимостном выражении обобщаются в сводной финансо­вой отчетности предприятия. Именно она служит для внутренних и внешних пользователей главным поставщиком обобщенной ин формации, необходимой для контроля за предприятием и плани­рования своих действий.

Составление финансовой отчетности сопряжено с существен­ными затратами, в связи с чем далеко не все руководители пред­приятий заинтересованы в ее раскрытии и предоставлении для анализа внешним пользователям. Поэтому государство обязывает предприятия формировать финансовую отчетность, а ее состав и периодичность представления нормируются соответствующими документами Минфина России [Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) Выполнение их требований должно обеспе­чить независимость отчетной информации, т.е. исключить пред­почтение интересов одних пользователей отчетности в ущерб дру­гим.

Финансовую отчетность формируют таким образом, чтобы удов­летворять информационные потребности многих пользователей, каждый из которых имеет свои собственные интересы, в соответ­ствии с которыми стремится понять и оценить касающиеся его ас­пекты финансового состояния предприятия.

Финансовая отчетность предприятия включает в себя пять обя­зательных форм: баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убыт­ках (форма № 2), отчет о движении капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бух­галтерскому балансу (форма № 5) и пояснительную записку. По­следняя служит для раскрытия сведений, относящихся к учетной политике предприятия.

Фиксируя все хозяйственные операции, бухгалтерский учет обеспечивает удовлетворение информационных потребностей фи­нансовых менеджеров. При этом следует отметить, что вопросы управления финансами, т.е. принятие решений, обычно не входят в сферу компетенции бухгалтерии, первоочередная обязанность которой — учет и обеспечение управления необходимой инфор­мацией о ходе и результатах деятельности предприятия. Поэтому бухгалтерский учет не рассматривает такие вопросы управления финансами, как:

- обоснованность размера средств, участвующих в обороте, и со­ответствие их структуры поставленным целям;

- необходимость увеличения их размера и, если — да, то какие использовать способы и инструменты финансирования;

- целесообразность изменения структуры активов и выбор наибо­лее подходящей;

- эффективность инвестиций, распределение прибыли и т.д.

Решение этих вопросов входит в сферу управления финанса­ми, в процессе которого должны учитываться интересы всех за­интересованных в деятельности предприятия лиц. На небольших предприятиях текущее управление финансами может быть воз­ложено на главного бухгалтера, а за вопросы, касающиеся инве­стирования, отвечает непосредственно руководитель предпри­ятия.

Анализ бухгалтерского баланса позволяет получить представле­ние об изменениях имущественных и финансовых характеристик предприятия, произошедших за рассматриваемый период в резуль­тате его производственно-хозяйственной деятельности. Эта дея­тельность вызывает оттоки (затраты) и притоки (доходы) денеж­ных средств между предприятием и внешней средой. Информация о величине доходов и затрат предприятия и их структуре содержит отчет о прибыли и убытках предприятия за анализируемый пери­од. Эти два отчета, дополненные информацией, содержащейся главным образом в приложении к балансу (форма № 5), где дает­ся расшифровка отдельных показателей, служат основой для ана­лиза финансового состояния предприятия, т.е. результатов его вза­имоотношений с внешней средой и составляющими ее контраген­тами.

Основные пользователи финансовой отчетности

Любое рыночно-ориентированное предприятие учреждается и функционирует не ради достижения неких абстрактных целей, а для реализации преимущественно финансовых целей его участни­ков. Последние, однако, не во всем совпадают, а часто и проти­воречат друг другу. В этих условиях все участники предприятия нуждаются в информации, позволяющей им принимать решения для достижения как индивидуальных, так и общих целей.

Больше всего заинтересованы в изучении финансовой отчет­ности внешние пользователи: не участвующие в непосредственном управлении предприятием владельцы (акционеры); потенциаль­ные инвесторы и кредиторы, включая поставщиков, предоставля­ющих товарный кредит; заказчики, желающие приобрести произ­водимую предприятием продукцию, и потенциальные поставщи­ки; государство, прежде всего его налоговые и статистические ор­ганы; работники предприятия и представляющие их интересы профессиональные союзы, а также общественность в лице органов местного самоуправления, экологических и социальных организа­ций, действующих на постоянной или временной основе. Все ор­ганизации, за исключением бюджетных, предоставляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными доку­ментами учредителям, участникам организации или собственни­кам ее имущества, а также территориальным органам государ­ственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия предоставляют бухгалтер­скую отчетность органам, уполномоченным управлять государ­ственным имуществом.

Конкретные информационные интересы перечисленных выше заинтересованных лиц (далее — участники предприятия) кратко можно охарактеризовать следующим образом.

Очевидно, что для руководства предприятия, обладающего не­ограниченным доступом к данным управленческого учета и к те­кущей обобщенной информации, сводная бухгалтерская отчетность имеет вспомогательное значение. Для него финансовая отчетность в первую очередь — отчет о результатах работы перед назначив­шими его лицами, т.е. собственниками капитала предприятия (ин­весторами) или их представителями.

Очень важна финансовая информация, содержащаяся в отчет­ности предприятия, для потенциальных инвесторов, занятых по­иском объектов для вложения средств. Это одна из наиболее за­интересованных групп пользователей финансовой отчетности, ста­рающаяся наиболее полно охватить анализом финансовое состо­яние предприятия, правильно предсказать его динамику и на этой основе сделать надежный выбор.

Задача руководителей предприятия — обеспечить высокую ве­роятность выживания предприятия при условии соблюдения вы­годного для основных его участников уровня их частных финан­совых интересов. Предприятие должно обеспечить:

- владельцам предприятия — удовлетворяющий их уровень до­ходности на вложенный капитал;

- кредиторам — не только выплату процентов, но и максималь­но высокую вероятность своевременного и полного возврата пре­доставленного предприятию капитала;

- работникам — удовлетворенность оплатой труда и долей в до­ходах предприятия;

- заказчикам — уверенность в полном и своевременном выпол­нении переданного предприятию заказа;

- поставщикам — высокую надежность исполнения обязательств по своевременной оплате поставленных сырья, топлива, материа­лов;

- государству в лице налоговых органов — своевременную и пол­ную уплату причитающихся налоговых сумм.

О степени выполнения выдвигаемых участниками предприятия требований можно судить только по отношению к определенному моменту времени. Финансовое состояние предприятия, признава­емое удовлетворительным сегодня, может из-за несоответствия принятых решений изменившимся внешним условиям оказаться неудовлетворительным завтра.

Таким образом, для грамотного управления финансовым состо­янием предприятия необходимо иметь:

- представление о нем на момент принятия решения;

- возможность оценивать последствия принимаемых решений;

- набор приемов и финансовых инструментов, способных повли­ять на финансовое состояние предприятия, и умение их исполь­зовать.

Необходимые для оценки финансового состояния предприятия данные содержатся в регулярно составляемых бухгалтерских отче­тах, в которых подводятся финансовые итоги деятельности пред­приятия.

Наиболее важными и информационно насыщенными отчетами о финансовом состоянии предприятия являются баланс предпри­ятия и его отчет о прибылях и убытках.

Принципы построения финансовой отчетности

Группа концептуальных принципов определяет тре­бования к показателям, составляющим экономическое содержание финансовой отчетности. Они формулируются исходя из совокупно­сти базовых понятий, используемых в бухгалтерской практике, и регламентируются в соответствии с теоретической базой бухгалтер­ского учета.

Эта группа принципов определяется методологией бухгалтер­ского учета.

1. Принцип двойной записи, в соответствии с которым строятся отражение и взаимосвязь как первичных, так и всех последующих стадий обобщения информации при формировании статей баланса и других форм отчетности.

В соответствии с основными положениями теории учета техни­ка двойной записи заключается в том, что каждая хозяйственная операция регистрируется в равной сумме в дебете одного и кредите другого счета или наоборот (простая счетная формула).

2. Принцип периодичности, определяющий и закрепляющий вре­менные периоды в хозяйственной деятельности предприятия для регулярного составления и предоставления пользователям финансо­вой отчетности.

3. Принцип денежной оценки, обусловливающий регламент ис­пользования стоимостного измерителя как универсального общего измерителя хозяйственных операций и статей финансовой отчетно­сти. В «рыночном» учете могут быть использованы следующие приемы и способы оценки показателей финансовой отчетности:

• по фактической себестоимости, т.е. по сумме, эквивалентной первоначальной стоимости средств, уплаченных, начисленных или полученных при приобретении или производстве этих средств, либо при учете обязательств;

• по текущей восстановительной стоимости, т.е. эквивалентной сумме средств, которая должна быть уплачена в случае необ­ходимости замены действующих средств;

• по текущей рыночной стоимости, т.е. искомая сумма средств может быть получена как результат продажи средств на рынке или при наступлении срока их ликвидности;

• по чистой стоимости реализации, т.е. на основе расчета, при котором из суммы средств, полученных при реализации соответствующей статьи, вычитаются расходы по реа­лизации;

• по текущей стойкости, т.е. по дисконтированной стоимости будущих денежных потоков, например при оценке долгосроч­ных активов, обязательств и других операций.

Комплексный характер использования информации менеджером позволяет ему эффективно управлять денежным оборотом, используя различные формы стоимостной оценки средств, участвующий в воспроизводственном процессе.

4. Принцип соответствия (обусловленности согласования) при ре­гистрации хозяйственных операций и формировании статей финан­совой отчетности.

Суть этого принципа заключается в том, что при определении и оценке важнейших элементов финансовой отчетности (доходов, расходов, активов, обязательств, прибыли, убытков) следует исполь­зовать методы, применение которых обусловлено учетной полити­кой предприятия.

К вопросам учетной политики, определяющим финансовый результат деятельности предприятия, в первую очередь относятся:

• выбор способа начисления амортизации основных средств;

• выбор метода оценки материалов, отпущенных и израсходо­ванных на производство продукции, работ и услуг;

• определение способа начисления износа по малоценным и быстроизнашивающимся предметам при их отпуске в экс­плуатацию;

• порядок отнесения на себестоимость реализованной продук­ции, включающей отдельные виды расходов (путем непосред­ственного их списания на себестоимость по мере совершения затрат или с помощью предварительного образования резер­вов предстоящих расходов и платежей);

• состав затрат, относимых непосредственно на себестоимость конкретного вида продукции;

• состав косвенных (накладных) расходов и способ их распреде­ления.

В конкретной практической работе финансовый менеджер все­гда должен стремиться уменьшить риск принимаемых решений. При наличии альтернативных вариантов будут полезны следующие рекомендации:

• использовать правило меньшей оценки, в соответствии с кото­рым из перечисленных выше выбирается та оценка совершен­ной хозяйственной операции, которая ниже на данный момент;

• умело и гибко использовать политику создания различных финансовых резервов;

• проявлять большую готовность к учету потенциальных убыт­ков, чем к учету прибылей, учитывая, что для отражения убытков в учете нужно меньше оснований, чем для отражения прибылей и активов.

Итак, для каждого конкретного предприятия стандарты, регла­менты и форматы отчетности определяются используемой моделью учета и могут отличаться.

Из сказанного следует, что формирование финансовой отчетности и ее анализ — сложный и трудоемкий процесс. При этом акцент должен быть сделан на поиске эффективных путей организации всех этапов информационной технологии, от сбора и регистра­ции показателей, составляющих исходный информационный базис получения финансовой отчетности, до разработки алгоритмов ана­лиза финансового положения предприятия с учетом воздействия на процесс потока инфляционных изменений и других регулирующих воздействий.

Семинарские занятия и практикумы:

Финансовое обоснование бизнес-плана. Финансовые факторы отбора инвестиционных сложений: объем единовременных вложений, понятие окупаемости и возврата финансовых ресурсов, этапность инвестиционного планирования.

 

 

Тема 3. Основные концепции финансового менеджмента На основных взаимосвязанных концепциях базируется финансовый менеджмент: 1) концепция денежного потока предполагает:- идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид (краткосрочный, долгосрочный, с процентами или без);- оценка факторов, определяющих величину элементов денежного потока;- выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;- оценка риска, связанного с данным потоком, и способы его учета; 2) концепция временной ценности денежных ресурсов. Временная ценность – объективно существующая характеристика денежных ресурсов. Она определяется тремя основными причинами: инфляцией, риском недополучения, или неполучением ожидаемой суммы, оборачиваемостью; 3) концепция компромисса между риском и доходностью Смысл концепции: получение любого дохода в бизнесе практически всегда сопряжено с риском, и зависимость между ними прямо пропорциональная. В то же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть сопряжена с минимизацией риска. 4) концепция цены капитала – обслуживание того или иного источника финансирования обходится для фирмы неодинаково, следовательно, цена капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимый для покрытия затрат по поддержанию каждого источника и позволяющий не оказаться в убытке.Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования предприятия. 5) концепция эффективности рынка капитала – операции на финансовом рынке (с ценными бумагами) и их объем зависит от того, на сколько текущие цены соответствуют внутренним стоимостям ценных бумаг. Рыночная цена зависит от многих факторов, и в том числе от информации. Информация рассматривается как основополагающий фактор, и насколько быстро информация отражается на ценах, настолько меняется уровень эффективности рынка.Термин «эффективность» в данном случае рассматривается не в экономическом, а в информационном плане, т. е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка.Информационное достижение эффективности рынка базируется на выполнении следующих условий:- рынку свойственна множественность покупателей и продавцов;- информация доступна всем субъектам рынка одновременно, и ее получение не связано с затратами;- отсутствуют транзакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок;- сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке;- все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду;- сверхдоходы от сделки с ценными бумагами невозможны как равновероятностное прогнозируемое событие для всех участников рынка.Существует две основных характеристики эффективного рынка:1) инвестор на этом рынке не имеет обоснованных аргументов ожидать больше, чем в среднем доход на инвестиционный капитал при заданной степени риска;2) уровень дохода на инвестируемый капитал – это функция степени риска.Эта концепция эффективности рынка на практике может быть реализована в трех формах эффективности: 1. В условиях слабой формы текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов. При этом невозможен обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистики динамики цен.2. В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имеющиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную информацию, которая, поступая на рынок, немедленно отражается на ценах.3. В условиях сильной формы текущие цены отражают как общедоступную информацию, так и ограниченную информацию, т. е. вся информация является доступной, следовательно, никто не может получить сверхдоходы по ценным бумагам.6) концепция ассиметричности информации – напрямую связана с пятой концепцией. Ее смысл заключается в следующем: отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать положительный и отрицательный эффект.7) концепция агентских отношений введена в финансовый менеджмент в связи с усложнением организационно – правовых форм бизнеса. Суть: в сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли).8) концепция альтернативных затрат: любое вложение всегда имеет альтернативу.

Семинарские занятия и практикумы:

Основные модели, используемые в финансовом менеджменте.Финансовый менеджмент в условиях инфляции.

Тема 4. Финансовое планирование и прогнозирование. Источники средств и методы финансирования организации.

 

Планирование представляет со­бой непрерывную деятельность, в процессе которой намечаются цели, определяется комплекс мер, необходимых для их достижения, рассчитывается требующийся расход ресурсов, оцениваются возможности их получения и вносятся необходимые коррективы, анализируются возможные варианты и выбирается наиболее ра­циональный.

В зависимости от длительности планового периода различают краткосрочное планирование, на перспективу до 1 года и долго­срочное.

Краткосрочное финансовое планирование имеет целью выявление и устранение разрывов в обеспечении предприятия финан­совыми ресурсами в объемах, достаточных для бесперебойного вы­полнения им текущих финансовых обязательств и запланированных хозяйственных мероприятий, требующих от предприятия крупных денежных расходов (инвестиции, выплата дивидендов, возврат (ссуд и т.д.).

Источниками информации, необходимой для составления крат­косрочного финансового плана, служат планы, составляемые другими подразделениями предприятия. Доходность предприятия в основном определяется эффективностью управления производ­ством и продажами продукции, т.е. зависит от производственной и коммерческой служб, от их способности обеспечить максималь­ный объем продаж, нормальный уровень цен, соответствие про­дукции требованиям покупателей и т.д. Поэтому планирование объема и условий продаж и соответственно поступлений выручки входят в обязанности прежде всего коммерческой и маркетинговой служб предприятия. Расход сырья, материалов, рабочей силы и других материальных ресурсов, с одной стороны, определяется планируемыми объемами продаж, а с другой — выбранной техно­логией производства. Соответственно планирование потребности в ресурсах и затрат, необходимых для выпуска намеченного коли­чества продукции, осуществляется производственными подразде­лениями предприятия, которые определяют необходимость капи­тального ремонта оборудования, его замены или приобретения нового. Снабженческие подразделения, отвечающие за обеспечение предприятия материальными ресурсами, составляют план матери­ально-технического снабжения, предусматривающего размеры и сроки закупок сырья и материалов.

Краткосрочный финансовый план имеет в качестве основной цели обеспечение стабильной платежеспособности предприятия. Он представляет собой замыкающий (контрольный) этап текущего планирования, сводящий воедино планы производства, матери­ально-технического снабжения, реализации продукции. Финансо­вый план проверяет их реализуемость по критерию обеспеченно­сти финансовыми ресурсами, т.е. деньгами и другими платеж­ными средствами. Поэтому краткосрочный финансовый план также называют бюджетом наличности, т.е. планом поступле­ния и расходования денежных средств в объемах, обеспечиваю­щих выполнение задач, поставленных перед каждым подразде­лением. Например, запланированное в данном месяце приобре­тение заданного объема сырья будет осуществлено только, если предприятие сможет его профинансировать, т.е. если оно будет обладать соответствующим количеством платежных средств или сможет договориться об отсрочке платежей. Иначе получение сырья в соответствии с планом материально-технического снаб­жения и выпуск продукции в предусмотренном объеме окажут­ся невозможными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.73.68 (0.068 с.)